Театральный Вильнюс
Майский Вильнюс
Если бы 1 мая не было спектакля в театре Коршуноваса, я бы поехала не в Вильнюс, а в... Воронеж. В театр Михаила Бычкова. Но именно 1 мая у Коршуноваса "Чайка". И это решило географическое направление моего первомайского уикэнда. Прямо с "Чайки" и начинаю свой рассказ. Хотя до вечернего спектакля у меня был ооооочень насыщенный и полный разнообразных событий день. Но так как все свои поездки изначально я выстраиваю, отталкиваясь от театральной афиши конкретного театра в конкретном городе, - главное для меня в этом городе - театр. А уж все экскурсии, прогулки, музеи - это уже идёт как приложение.
"Чайка" Коршуноваса
"Чайка" Коршуноваса показывалась в студийном помещении. В одном из переулочков старого Вильнюса. Небольшой зал. Актёры уже были на местах, когда зрителям открыли двери в зал. На сцене выстроены в 2 ряда "именные" стулья. На сиденьях стульев лежали бумажки с именами действующих лиц: Заречная, Тригорин, Костя, Медведенко и т.д. Только одна актриса сидела на своём "именном" стуле. Маша. Но я не знала сначала, что это Маша. Потому что бумажки с именем не было видно. Хотя я должна бы догадаться. Позор для меня! Наизусть пьесу знаю - а по чёрным одеждам Маши не могла сообразить, что это она... У Коршуноваса Маша вся в чёрном - по-Чехову. Цвет - по-Чехову, а не гардероб. Набор одежды - по-Коршуновасу. По-молодёжному... Чёрная футболка, чёрные джинсы, чёрные сапоги. Все актёры уже восседали в зале. Не на своих именных стульях (кроме Маши), а с левого края сцены. Все в один ряд. Рассадка зрителей - свободная. Я нашла себе местечко в первом ряду. До начала спектакля пыталась понять - кто есть кто из актёров. Угадала только Костю (Костя очень нервный - как и у Чехова...) и Медведенко. Медведенко очень нелепый, неуверенный в действиях и словах... Шамраева перепутала с Тригориным, на Тригорина подумала, что это доктор. Шамраев, муж Полины Андреевны - в белой майке с надписью "Кипр" , только латиницей: "Cyprus". Интересный ход... с майкой Шамраева. А доктора я и не досчиталась.. Не доставало его...- Когда начался спектакль, все обозначились, а доктора всё нет... Потом вдруг реплика из зала - с правой стороны зрительских мест... Поворачиваюсь, отыскиваю глазами подающего реплику. Встаёт мужчина с копной роскошных длинных седых волос; в белой майке, весь в "фенечках" - на запястьях, на лодыжках... Мужчина хорошо накаченный - эдакий Аполлон-эталон. И с новой репликой шагает в центр сцены. Под мышкой у него свёрнутый коврик. Когда он выбрался из зрительских рядов на сцену - предстал во всей своей красе... В индийских ситцевых широченных штанах, босой. Уверенно расстилает коврик и приступает... к асанам... Такой вот доктор у Коршуноваса. Доктор-йог... Асаны выполняет очень вдумчиво, с правильным дыханием, с раскрытой грудной клеткой, с отстранённым взглядом... Прекрасно выполнил чатурангу, уттхиту триконасану... Ну - чудо, а не доктор Дорн!.. После докторских асан все расселись по своим именным местам. В ожидании выступления Заречной. Все актёры сели лицом к зрителям. Аркадина цитирует из "Гамлета". Перед появлением Нины освещение приглушается, на сцене - на стыке стен проецируется видеоизображение озера. С волнами, со сверкающей рябью на поверхности воды... Нина появляется в серебристом блестящем трико. Ползком. Нина ползком на четвереньках по стульям, по полу. Так ползёт и читает монолог: "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени..." На литовском, конечно. Монолог Заречной прекрасно иллюстрирован. Актёрами-зрителями. Скажу про одного, наиболее яркого "иллюстратора" - про Тригорина. Он вдруг вынырнул из темноты, как чёрт - его на несколько мгновений "выхватил" слабый свет, - но этого достаточно было, чтобы разглядеть это страшное демоническое "привидение", рожки на его макушке так отчётливо просматривались... И жуткая, леденящая душу улыбка блуждала по лицу писателя... Костя переборщил с серой. Очень сильно напустил серы. Запах проникал прямо в самые лёгкие... Так надо... Чехов "велел"... Нину с её монологом Коршуновас выпустил нарочно в символическом стиле.
В следующей сцене Аркадина показывает Заречной мастер-класс по сцендвижу. Нина боготворит известную столичную актрису; копирует все её движения... - руками делает змейку, ладони красиво и плавно извиваются в разные стороны... Костя приносит бумажную чайку. И расстреливает её из пистолета. Остервенело, причём, стреляет... С вымученным и одновременно резким выражением лица. Костя палит и палит безостановочно по чайке... "Как все нервны..." Костя остро чует, что безвозвратно теряет Нину... Во 2-м действии стулья уже без имён. Разговор Маши и Тригорина течёт под крепкий запах свежего репчатого лука... Так неожиданно Маша за столом, за рюмочкой коньячку - вдруг берёт в руки огромную луковицу, берёт нож, разрезает пополам корнеплод, тут же ломоть хлеба - типа Бородинского - крошит на стол... Потом - нечищенными - с кожурой луковыми половинками - начинает натирать себе щёки. У неё мгновенно воспалилась слизистая глаз, носа. И вот её уже "повело" - не понятно, с чего сильнее - не то с лука, не то с коньяку... Она "открыто выпивает" с Тригориным... Вот она раскачиваясь на стуле, поведала Тригорину о своей безответной любви к Косте.... Что решила с корнем вырвать из сердца эту любовь. Выходит замуж за Медведенко... Вдруг они решают "побороться" друг с другом - руками - кто кого одолеет, чья рука слабее окажется. Пьяная, "луковая" Маша пересилила писателя, "поборола" его руку... И просит Тригорина прислать ей его книжку и надписать: "Марье, не помнящей своего родства и не знающей, для чего живёт на этом свете..." Тригорин тоже сильно выпивши - берёт и тут же надписывает ей - только не помню, кажется, в блокноте пишет... Да, а пока Маша натиралась луком, Борис Алексеич попивал из маленькой чашечки кофе. Настоящий чёрный крепкий кофе. И аромат свежесваренного кофе смешивался с луковым и хлебным запахами - и получался такой микс - просто огонь! И этот смешанный запах долго держался. Почти до самого конца спектакля... Хотя сразу после сцены Маши с Тригориным Костя прибрал со стола - унёс кофейный прибор, смёл рукой хлебные крошки, собрал и вынес со сцены луковые половинки, отлетевшую шелуху. Ещё одна трогательная мизансцена - Аркадина перевязывает раненого Костю. Это - вначале сцена трогательная. Костя чувствует себя маленьким мальчиком, который ощущает тепло и ласку материнских рук... Но быстро взрывается, как только мать призвала Костю сделать шаг примирения с Тригориным. И вот уже Константина не узнать. Крики, взаимные оскорбления, претензии друг к другу... Костя в этой сцене слишком истеричен... Интересный "языковый" момент. Когда Шамраев рассказывает один из театральных сюжетов и подаёт реплику : "мы попали в "запиндю" - это так в пьесе у Чехова. Я всё думала: как перевели на литовский эту фразу?.. А на литовском это так выглядело, я привожу только одно слово - и то- как восприняла его на слух: "испиндос". В процессе спектакля мне пришло в голову, что многие актёры здесь - русскоговорящие. В частности, Шамраев, Полина Андреевна, Пётр Николаевич - все эти актёры произносили имя "Костя" - вот прямо по-русски: "Косьтя". В сцене, когда "Костя тоскует, играет на фортепиано - у Чехова это так, - здесь , у Коршуноваса, Треплев появляется с магнитофоном, из динамиков которого льётся роккомпозиция. Под эту роккомпозицию танцует Маша, Полина Андреевна. В танец включается доктор. Костя показывает неприличный знак Тригорину - оттянутым вверх средним пальцем... Рвёт в исступлении свою недавно изданную повесть. Которую привёз Тригорин. Финальная сцена с Ниной. Провинциальный город Елец, куда Нина взяла ангажемент. Город Елец здесь произносят с ударением на первое "Е"...
Хороший спектакль. Зал полон. Никто не ушёл после 1-го действия. Вызывали актёров на поклон несколько раз. Хлопали долго, душевно. Актёры очень игривые выходили на поклон. Видно, что довольны сегодняшним спектаклем! И я довольна! После прошлась по старому Вильнюсу, побродила по узеньким переулочкам.
Коренастый таможенник
Сейчас перескочу на начало путешествия. Не успела я шагнуть на литовскую землю, как у меня... отлетели колёса. От моего греческого чемоданчика. Так он мне нравился - любимый размер, любимый цвет. Всегда казался таким прочным. Но - не выдержал испытание Вильнюсом. Колёса полетели вместе с планкой. Поскакали сами по лестнице ж/д перехода вокзального. Ладно. Иду и вручную несу чемодан. Таможню, оказывается, надо пройти перед выходом в город. Год назад этого не было. Была проверка только в поезде, когда пересекали Литовскую границу. А в этом году проверка и в поезде, и за пределами поезда. И вот ведь - напоролась в этот раз на "коренастого" таможенника. Противный, агрессивный, неженственный... Не литовец. Русский. Вообще без акцента говорил. Но - убогий, ущербный. Обиженный судьбой, жизнью, женщинами. И мужчины его не любят. Эту историю не он мне поведал. Я сама проинтуичила. У парнишки глобальные проблемы. Во всех областях жизнедеятельности: в социальной, сексуальной, служебной, умственно-физической... Список до плюсбесконечности... Но - его "плюс" в том, что он при маленькой власти. И наслаждается, упивается своим убожеством в "стаканчике" служебного окошечка. А я что - пусть утешится, коль не хватает ума, такта, вообще - элементарной этики таможенника. Ну он меня в итоге вывел... из себя. А я его вывела... на чистую воду. Определила его профнепригодным. Ну а как вы думаете? Он, видите ли, не может разобраться в моём заграннике. Слишком много виз - и действующих, и прежних, печатей огромное количество! И не может отыскать печать, поставленную его коллегой в поезде. Рыскал-рыскал, потом - опа - мне возвращает - мол, ищи сама... Я покорно беру и начинаю пролистывать. А потом - думаю - что это за дилетантизм? не хватало мне ещё печати разыскивать? Говорю: "вообще-то это ваша работа - обнаруживать печати. Я - специалист в своей области. В 2-х областях. Но не в таможенной - точно!.. Вот будьте любезны - ищите сами. Или вы профнепригодны." А он - ещё и огрызается, и хамит: : "Вот мы сейчас посмотрим, а действительно ли вы ехали в поезде. Нет тут печати о пересечении литовской границы". Я прямо обалдела от такой заявы. И даже не нашлась, что сказать в ответ этому коренастому горе-таможеннику. А он продолжает: "Или вы договорились с ним, чтоб он печать не ставил". Я ему: "Вы вообще - поняли, что только что сами сказали? о каком договоре вы молвите? я не собираюсь тут с вами выяснять причины потери печати". Дальше он решил провести расследование. Спрашивает: "Кто у вас проверял документы в поезде?" Я: "пограничник". Он: "Понятно, что не шахтёр. Мужчина или женщина?" Я: "А я не помню. Я не обращаю внимания на побочные действия. Мне это не надо. У меня другие задачи". Он: "Я пошёл проверять - ехали ли вы в поезде". Я разрешила ему: "Я вам буду очень благодарна... Неужели возможно установить? Электронный билет свой я выбросила в поезде..." Он отправился к другому компьютеру, к другому коллеге. И тот, другой - очень адекватный - смог войти в систему и отыскал, что я пропутешествовала в поезде Москва-Вильнюс все 14 часов... Слава богу! я ехала. Вот новость счастливая для меня! Ехала-ехала и приехала! Это какой-то анекдот таможенно-пограничный! Установив по электронной базе, что я всё-таки ехала, он мне шлёпнул новую печать... А не должен был. Потому что в поезде мне точно поставили. Не могли не поставить... И, главное, хватило наглости мне тут же прибавить: "с вас евро!" - каков наглец! Я этому "коренастику" говорю: "вы что мне в паспорте новое место заняли лишней печатью?! у меня лишнее место на вес золота!" А он, умник что сказанул: "Меняйте срочно паспорт на новый - нечего долгосрочный оформлять! Он у вас весь в вирусах, выбрасывайте его!" Я: "Нормальный у меня паспорт." Так и хотелось добавить: "сам ты в вирусах и в комплексах закопался. Погряз в проблемах с гигиеной и с противоположным полом". Но я, конечно, так не сказала. Нормальный - говорю паспорт. Только печати широко расставляют... А он вдруг озверело: "А вот я сейчас аннулирую и новую печать шлёпну!" Кретин коренастый. Это я не вслух подумала. Скорее с глаз долой. От этого урода. Благо - мой хостел в 2-х шагах - прямо на привокзальной площади. И такой классный хостел. Моя 5-кроватная женская комната была полупустая. Не сильно заселённая. Лежали вещи только на двух кроватях. И никого. Час дня, все на прогулке по городу. Я всё быстро оформила и - тоже скорее на здоровый литовский воздух поскакала. От моего привокзального хостела 15 минут пешего неторопливого шага - и вот он, старый Вильнюс! Прошлась по новым местечкам. Ранее не охваченным. Отправилась в район Ужупис. Его ещё называют Литовским Монмартром. Такой же холмистый, как и парижский Монмартр. Это креативный артрайон Вильнюса. С конца прошлого века здесь, по другую - правую, если не путаю, - сторону реки Вильняпе здесь селились люди искусства - художники, скульпторы, поэты. Здесь находится известный памятник - бронзовая фигура ангела с трубой - на пересечении улиц Малуну и Ужупе. На улице Паупё (Paupio gatv;) можно прочесть текст конституции, которая устанавливает права жителей: 41 пункт документа говорит о гуманизме, свободе, гордости и уважении. Последние три из них звучат как заповеди: "Не побеждай, не защищайся, не сдавайся". За приоконном панорамном столиком уютного маленького кафе попила кофейку с песочным в сахарной пудре пирожным. Потом прошлась к бронзовому ангелу с трубой. И - к Бернардинскому монастырю с одноимённым - Бернардинским кладбищем. Кладбище р-на Ужупис - на крутейшем высоком холме над рекой Вильняпе. Впечатляющее место. Во всех смыслах. Прежде всего в "философическом". Спустилась с креативного холма. Вышла к костёлу св. Франциска Ассизского - на противоположном берегу - напротив Ужуписа. Там, если верить путеводителю, есть потайное подземелье. Действительно, есть. Но пускают туда только организованных экскурсантов. И в другое подземелье Вильнюсске мне не удалось попасть. В Бастионное подземелье. Туда пускают одиночных путешественников, но был выходной день на Бастионах. Зато дважды попала в Костёл святых Пётра и Павла. Там, в нише фигурка мрачного жнеца. Скелетика в коронке. С огромной косой в руке. На скелетика дважды полюбовалась. А на креативную люстру в виде корабля - 1 раз. Во второй свой визит. На следующий день. Потому что про эту люстру я узнала позже. Люстра действительно уникальная. В самом центре собора. И висит достаточно низко. Реально - в виде ладьи, с фигуркой богини впереди. Эту люстру изготовили в Латвии по спецзаказу. Причём - во второй раз я предприняла визит в костёл святых Пётра и Павла (я пишу - Пётра - потому что от местных жителей я слышала не раз именно такое произношение, и мне хочется также воспроизводить....) - под проливным дождём. Так интересно со мной выходит... Накануне - 2 мая я была в Тракае - и весь день провела в резиновых сапогах, с зонтом в рюкзаке, с тёплой одеждой. А всё это не понадобилось. Был день расчудесный, солнечный, днём - даже местами жаркий. Вопреки прогнозам. По метеосообщениям в Вильнюсе 2 мая был заявлен дождливым и совсем нетёплым. Вот и верь метеослужбам!.. А как раз - 3 мая описали как просто - облачным. И вот именно 3 мая хлестал ливень. И очень продолжительный. Но - коварно захлестал - не с утра. А с часу дня. А до этого - безоблачное утро - "в сто сорок солнц"! Я и пошла налегке. Раздетая, без сапог, без зонта.... Отправилась в парк "Центр Европы". Неудачно. Я не доехала до Парка. Очень сложно туда добраться, как выяснилось. Странно, знаковое место - пару десятилетий назад было доказано, что на территории Литвы - на определённой широте и долготе - Центр Европы. И как только это выяснилось - здесь организовали большой комплекс отдыха. Вот туда я и хотела отправится. Но сразу же столкнулась с массой проблем. Никто толком не знал, как туда добраться. Я из интернета знала, что парк находиться в 26 км от Вильнюса, и что от центра Вильнюса курсирует городской автобус. А когда конкретно стала выяснять - тут-то и застопорилось дело. Все местные ездят в парк на собственных авто. В хостельском ресепшне мне мальчик нашёл, как, на чём, откуда и во сколько доехать. Распечатал и карту, и расписание. Я обрадовалась. Но раньше времени. Потому что информация была сильно устаревшая. Место отправления изменено. Метров на 200 - в стороне. И время - на 10 минут искажено. И все эти неточности вкупе сыграли отрицательную роль. Автобус уехал по своему расписанию. А следующий через 2 часа. Мне уже неактуально. Потому что в 20.20 я отъезжаю в Москву. И главное - только я опоздала на автобус в Центр Европы, грянул дождь. Сперва меленький. Потом как разошёлся... В хостел не охота было ехать за зонтом; переобуваться, переодеваться. Вышла из положения тем, что имелось под рукой в рюкзаке. Достала брезентовую австралийскую сумку с кенгурятами. Классная сумка - ярко-жёлтая, с чёрными сумчатыми прыгунчиками. Сумка объёмная - прекрасно заменила мне зонт. Мне главное цветную голову прикрыть... Чтоб краска бело-зелёно-баклажанная не смылась под обильным литовским дождём. Впервые австралийская сумка подверглась испытанию продолжительным дождём. Шикарно! Вообще не промокла! Капли скатывались как с зонта! Голова полностью сухая! После дождя все краски моих волос заиграли ещё круче! Дождь всё-таки закончился. Спустя 2 часа... Вновь солнце выглянуло. Этот день - 3-го мая , когда не доехала до парка "Центр Европы" был посвящён пешим прогулкам по различным районам Вильнюса. Исходила боооооооольшие расстояния. По пути не отказывала себе в удовольствии дегустации свежими хлебо-булочными изделиями. Тут при каждом магазинчике пекарни. Запааааааааааах, я вам доложу! Ну как тут мимо пройти!? Единственное, что я контролировала: чётко брала не более 2-х порционных изделий за один визит. Нельзя же меру терять... И между визитами тоже чтоб хоть минут 30-40 присутствовало... Напокупалась разных. Максимально расширяла ассортимент. Но всего, конечно, не объяла. Но я и не ставила такую цель. Пусть что-то останется неоткрытым, неопробованным, неохваченным... Всему своё время... Главное - впервые попробовала национальный литовский пирожок - кибинай - вкуусный, мясной горячий в слоёном ароматном тесте.
Тракай
Я уже обмолвилась, что 2 мая ездила в Тракай. У меня полностью весь день был свободен. Такой прекрасный неторопливый денёк! С приятными воспоминаниями и незабываемыми впечатлениями о "Чайке" на литовском - прекрасно "спустившейся" на меня накануне вечером... И совсем не помеха - что я в Тракай явилась в резиновых сапогах, наперевес с пальтишком и зонтиком. Я не спеша передвигалась по Замковому острову - который "плывёт" по озеру Гальве. Потом по мосточкам пошла путешествовать по нетуристическим маршрутам островной части Тракая. По бережку шла соснами... Воздух - чудо!! Неожиданно на пути возникло старое судёнышко - лодочка перевёрнутая вверх дном. Немножко подгнившее, покосившееся, но мне прекрасно послужило ложем. Я настелила всю свою одежду и улеглась... Загораю... Отдыхаю. Жарковато, но я - по мере скольжения солнечного диска в ритме его непрерывающейся траектории, - сама периодически передвигалась, пряталась от сильных лучей ультрафиолета... Моё "ложе" - прямо напротив тракайского Замка - на расстоянии метров 200 через эту часть озера - на противоположном берегу. Сказочное зрелище! Сказка на яву! Я зависла здесь часа на 3. В этот день я мало передвигалась, моя динамика получилась по минимуму. Но меня обуяла такая усталость. Я в Тракае получилась утомлённая солнцем. Еле передвигала конечностями... Из Тракая отъехала на предпоследнем автобусе. Водитель маршрутного автобуса - литовец, но всю дорогу слушал волну "русское радио ЛТ" (ЛТ - это сокращённая стандартная аббревиатура, определяющая страну "Литва"). И такие там на этой радиоволне смешные композиции звучали... Я такие и не слыхала никогда.
Свидетельство о публикации №223020701890