Письмо родному дому

Белорецк — Спас Клепики
  Здравствуй, здравствуй и ещё раз здравствуй мой родной дом! Как давно я не был в родных краях! А они у нас знаменитые, есенинские. Ведь  в нашем городке учился  наш земляк  поэт Сергей Есенин. Моя тётя  училась с ним в одном классе.А я ходил в ту же школу, где он учился. Учился он у нас, в небольшом городке Спас - Клепики, в церковной - приходской второклассной учительской школе (с1985 г. музей А. С. Есенина). Его перу принадлежат строки:
       Эта улица мне знакома,
       И знаком этот низенький дом.
       Проводов голубая солома
       Опрокинулась над окном.

      Были годы тяжёлых бедствий,
      Годы буйных безумных сил.
      Вспомнил я деревенское детство,
      Вспомнил я деревенскую синь.
   Я тоже вспомнил свое далёкое детство.  Оказывается, прошло уже 30  лет с тех пор, когда я в  последний раз переступал порог нашего родного дома. Мне  скоро исполнится 70 лет. А тебе, я так думаю, уже лет 100, не меньше.Ведь строили тебя ещё мои дед  с тремя сыновьями, в числе которых был и мой отец Константин. Ему, как самому старшему, и довелось здесь жить со своей большой семьёй. А было у него в семье (как и у деда) пятеро детей. Двое старших родились перед Великой Отечественной войной. А мы трое уже послевоенные. Сейчас в живых остался только я, да старшая сестра Валентина. Она, в отличие от меня, так и живёт в Спас - Клепиках. А мне довелось всю жизнь жить далеко, аж на южном Урале.
     Но я не изменил нашей семейной традиции : у меня тоже пятеро детей. Старшие уже получили высшее образование и работают. А двое младших ещё учатся. Сын Евгений в 10 классе, а дочка Клавдия  на первом курсе педагогического колледжа, кстати, в котором я отработал 40 лет преподавателем музыки. Сейчас я на заслуженном отдыхе. К сожалению, у меня сильно испортилось зрение. И это письмо пишет под мою диктовку Клавочка (её мы назвали так в честь моей мамы) .
    Так получилось, что моя супруга и дети ни разу не были у тебя в гостях.Сначала детишки были слишком маленькие для дальней дороги. Потом все не хватало средств. А в последние годы мы развели большое хозяйство : овцы, козы, свиньи, куры. Не до поездок было. Но я тебе тебе обещаю, что обязательно приеду в следующем году. Детям и супруге моей, наконец - то, покажу свою родину и родительский дом.
     Конечно, это не боярские хоромы, а обыкновенная пятистенка. А показать есть что. Например, печь - матушку, занимающую чуть ли не пол - комнаты. Она ещё цела и  невредима. Столько связано с ней воспоминаний! Как я ловко умел топить печку! Как грелись на ней, придя зимой с улицы, вволю накатавшись на лыжах, коньках или санках. А какими вкусными  и  наваристыми были щи со свининой, сваренные в печке! Топленое молоко с пенкой! А еще я, помню, лет в 10 научился печь блины. Да как начал  их стряпать каждый день, что мама взмолилась, что скоро в дверь перестанет влезать. А ещё я ловил сам рыбу на речке с непонятным названием Пра. Наловлю щурят, сам начищу и пожарю на примусе. Придут мама с отцом в перерыв с работы, а у меня и обед готов! Да, были хорошие времена...
    Покажу старинные немецкие напольные часы в корпусе из тёмного дерева  , которые до сих ещё ходят и бьют каждый прожитый нами час...Такой уют создают в доме эти размеренно тикающие ходики!                                
      В  отличном состоянии осталась и знаменитая ножная швейная машинка,, Зингер". На ней шил ещё мой дедушка, и этим неплохо зарабатывал на жизнь.А отец шил нам сам модные  брюки и даже пальто.
    А какой яблоневый сад  у нас был! Помню, накопали на огороде мы с отцом и старшим братом огромные ямы, а потом высадили в них саженцы. Сколько было радости когда расцвели весной  молоденькие яблоньки. А осенью сорвали мы первые плоды нашего труда - ароматные яблочки! Сейчас яблони стали старыми, как и я...
    А тебя, я знаю, подлатали, и выглядишь ты сейчас как новенький.  Железная крыша из профнастила, взамен шиферной. Современные забор и ворота. Да, что поделать, все течёт, все изменяется. На смену нам приходят новые люди. Вот вот и у нас недавно появилась на свет внучка. А  я еще помню, как принесли домой из роддома моего маленького братца Васю - Василька, и мне разрешили даже покачать  его в люльке. Нет уже  в живых ни родителей, ни братьев. Пусть земля будет им пухом.
    Знаю, что до сих пор на стене висят семейные фотографии.Как сейчас вижу: вот дед с товарищами сидит  слева на снимке, который он прислал с Первой мировой войны из крепости Свеаборг. .Он пришёл  с пулей в легком. Да так и прожил с ней до Второй мировой. А эта красавица - моя бабушка по маме. В пышном платье с корсетом  и с высокой причёской - настоящая леди! Самые первые фотографии, ещё дореволюционные.
     А вот и  отец мой. Батя прошёл всю войну  без ранений и вернулся офицером. Воевал на Дальнем Востоке. Вот фото  аж из Кореи.  А на следующей фотографии счастливые молодожёны:  мама  в берете и отец со значком ГТО.
   Я выслал фотографию своей семьи. Пусть и мои дети будут хоть немножко причастны к истории нашего родового гнезда.
    Ну вот и пришло время заканчивать наше письмо. До свидания, мой любимый дом. А точку я хочу поставить стихотворением, к сожалению, неизвестного мне автора:
       Я просто сяду в скорый поезд
       И он помчит меня туда,
       Где отчий край и дом, который
       Мне мил и дорог был всегда.
       У дома встану на колени,
       Давно меня сестрёнка ждёт.
       Гуляка - ветер днем осенним
       В саду под яблоней живёт.
       Я старый тополь наш поглажу,
       Солёных слез смахну ручей,
       Коснусь земли и с сердцем слажу,
       Что с болью билось средь ночей.
       С собой возьму земли я горстку,
       И память всех прошедших дней,
       И неба синь, и ту березку
       (Отец любил сидеть под ней).
       А мама, стоя на крылечке,
       Смотрела вдаль из - под ресниц.
       Где звон церковный плыл по речке
       Под всполох утренних зарниц.
       Не надо мне в любви признаний,
       Когда увижусь с тобой вновь.
       Домой спешу без обещаний,
       А это - больше, чем любовь. 
Октябрь. 2019
Будаевы Алексей, Аннета, Клавдия и Евгений              


Рецензии