Демонтаж. Вторая попытка, ч. 3

          Третий форум деколонизаторов: Гданьск, Польша.


23-25 сентября  прошёл  «Третий  Форум свободных народов пост-России». В польском городе Гданьск участники в очередной раз решали, как распилить Россию на множество мини-государств, управляемых Западом.  По сути, этот форум  реализации концепции «Деколонизация России»  явился продолжением  реализации концепции  расчленения СССР .
Нынешние стратеги уничтожения России проблему увидели в её регионах и коренных народах, а не в самом Кремле. Поэтому решено устанавливать связи, экономические, политические, культурные с правительствами регионов  и мест проживания коренных народов. Деколонизаторы выступают за усиление антикремлёвских настроений, за федерализацию, за поддержание планов развития региональных сепаратистских проектов.

На форуме принято два документа, на основе которых будут строиться новые российские государства. Подписанты признали РФ страной-спонсором терроризма, а силовиков и солдат призвали сложить оружие. Участники посоветовали российским регионам сопротивляться существующему в РФ режиму. Ясно, что мероприятие, как и первый Форум, организовано нашими недругами, продвигающими в России сепаратизм, федерализм и региональную идентичность. Цель их понятна, да они и не скрывают, это смена путинского режима, раскол России.
Идея деколонизации России, её авторы


          Проект «Деколонизация России»


получил официальное начало 23 июня 2022 г., когда правительственный орган - Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (более известной как Хельсинкская комиссия) провела брифинг в Конгрессе под названием «Деколонизация России: моральный и стратегический императив». Участники этого брифинга открыто призвали США оказывать больше поддержки сепаратистским движениям внутри России и в диаспоре.  Ими была предложена  независимость многочисленных республик в составе Российской Федерации. Данное мероприятие представил конгрессмен Стив Коэн, демократ из Теннесси, который является сопредседателем комиссии. Коэн утверждал, что русские «по сути, колонизировали свою собственную страну».

На он-лайн слушаниях, транслировавшихся на YouTube,  конгрессмена поддержали активисты-ветераны смены режима, которые работали в ряде правительственных учреждений США. Модератором  выступил Бахти Нишанов, старший политический советник Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе.  Наиболее активным спикером на слушаниях был Кейси Мишель, неоконсервативный активист, который сделал карьеру, выступая за смену режима против противников правительства США. Мишель начал свою профессиональную карьеру в Корпусе мира США на российско-казахстанской границе, а позже извлек выгоду из новой истерии холодной войны в Вашингтоне.  Мишель  адъюнкт в Инициативе клептократии Гудзоновского института, правом аналитическом центре округа Колумбия, который  финансируется олигархами Коха, семьей Уолтон из WalMart, крупными корпорациями, такими как ExxonMobil, и Пентагоном.

В мае 2022 г. Мишель опубликовал в журнале The Atlantic статью под названием «Деколонизация России», которая, послужила источником вдохновения для брифинга в Конгрессе.
«Россия продолжает контролировать то, что во многих отношениях является традиционной европейской империей, только вместо того, чтобы колонизировать нации и народы за границей, она колонизировала нации и народы на суше», — заявил Мишель на слушаниях. Активист-неоконсерватор был недоволен тем, что  США не воспользовались ситуацией распад Советского Союза в 1991 году для разрушения самой России. Он жаловался, что поддержка Западом сепаратистских движений в России недостаточна, настаивал на том, что это мероприятие было не просто призывом к «расчленению и разделу» России, а было мотивировано подлинным противостоянием колониализму и империализму.

На брифинге в Конгрессе была вместе с Мишелем Эрика Марат, профессор Колледжа по вопросам международной безопасности Пентагонского университета национальной обороны.
Эрика Марат также сетовала на то, что «глобальный юг продолжает рассматривать Россию как антизападную, антиколониальную державу и отрицает достоинство нерусских людей и особенно цветных людей из бывших советских республик».

Похожие высказывания были от коллеги по дискуссии Ботакоз Касымбековой, преподавателем швейцарского Базельского университета.
Касымбекова использовала брифинг для того, чтобы призвать правительство США предоставить больше ресурсов сепаратистским движениям, «поддерживая гражданские инициативы и гражданские общества своих соседей и внутри России».

Еще один участник дискуссии - Фатима Тлис, черкесская сепаратистская активистка из России, получившая стипендию от Национального фонда поддержки демократии (NED), печально известной подставной структуры ЦРУ, используемой для финансирования операций США по смене режимов по всему миру. Тлис  работала с Фондом Джеймстауна, неоконсервативным аналитическим центром округа Колумбия, тесно связанным с ЦРУ. На слушаниях Тлис утверждала, что ее «родина» Черкесия «оккупирована» Россией, говорила о «белом рабстве».

Последним участником брифинга была Анна Гопко, бывший депутат украинского парламента, которая ранее возглавляла его комитет по иностранным делам. Являлась важной персоной в спонсируемом США перевороте 2014 года на Украине, преподносимом как Евромайдан.
Анна Гопко настаивала на том, что Вашингтон должен подумать, «как изменить не только режим, но и империалистическую природу российской государственности».


          Концепция «Деколонизации России» озвучена на Втором форуме в Праге   
                23 - 24 июля 2022 года.


Концепция «Деколонизации России» была полностью озвучена на Втором «Форуме свободных народов России», прошедшем в Праге 23 - 24 июля 2022 года.

Итоговый документа форума:
Мы, представители коренных народов и колониальных регионов Российской Федерации, начинаем процесс Полной и Всеобщей Деколонизации России.
. . . Призываем всех граждан коренных народов и колониальных регионов немедленно начать активные действия по мирной деколонизации, освобождению, провозглашению/восстановлению суверенитета и независимости своих стран.
Мы призываем народы и правительства стран-членов ООН оказать нам поддержку и помощь в реализации наших устремлений в соответствии с декларациями ООН, а также обращаемся ко всему мировому сообществу с просьбой о помощи в наших усилиях по упорядочению неконтролируемого процесса распада ядерного государства.
Для практической реализации Декларации о деколонизации России:
1. Призываем национальные и региональные элиты немедленно приступить к созданию Национальных Переходных Правительств/Администраций (на своей земле или, если это невозможно, в изгнании), исходя из того, что нынешние органы исполнительной власти представляют интересы имперский центр, а не коренные народы и колониальные регионы.
2. Призываем региональные парламенты защищать интересы своих народов и подтверждать ранее принятые декларации о государственном суверенитете, а также немедленно начать процесс межпарламентских консультаций по формированию механизма провозглашения/восстановления государственного независимость наших коренных народов и колониальных регионов, запуск механизма их мирного выхода из состава Российской Федерации.
3. Объявляем о созыве в ноябре-декабре 2022 года Международной конференции по мирной деколонизации и территориальному устройству построссийского пространства с участием государств-членов Совета Безопасности ООН, государств, граничащих с Российской Федерацией, и международных организации. Целью данной конференции является:
; обеспечить мирный, гладкий и законный процесс деколонизации России,
; начать процесс уточнения и утверждения демаркации государственных границ новых республик,
; подготовить и подписать договоры о дружбе и сотрудничестве между новыми государствами и соседними странами,
; утвердить принципы правопреемства, включая раздел имущества и долгов Российской Федерации.
4. Мы обращаемся к государствам-членам ООН с призывом оказать максимальное содействие Национальным переходным правительствам/администрациям для достижения целей деколонизации и мира. А также официально признать независимость и суверенитет следующих государств коренных народов и колониальных областей: Татарстан, Ингерманландия ( историческая область на северо – западе России, включающая в том числе и нынешнюю Санкт – Петербургскую область – В.О.), Башкортостан, Карелия, Бурятия, Калмыкия, Балтийская республика (Кенигсберг, Восточная Пруссия), Коми, Черкесия, Сибирь, Урал, Республики Дон, Тыва, Кубань, Дагестан, Тихоокеанская Федерация (территория Приморского края и Амурская область), Московская Республика, Эрзянь Мастор (территория Мордовии – В.О.), Саха, Поморье, Чувашия, Черноземье, Мордовия, Поволжье, Хакасия, Удмуртия, Тюменская Югра, Марий Эль, Алтай, Ингушетия и др.
5. Призываем к подготовке Конституций Республик, закрепляющих их государственную независимость и суверенитет, а также основных законодательных актов, направленных на обеспечение мира, люстрации, политической стабильности, быстрого экономического роста и развития. Мы призываем интеллектуалов, общественных, культурных, экономических, политических и духовных лидеров коренных народов и регионов принять активное участие в этом процессе.
6. Призываем всех представителей коренных народов и колониальных регионов присоединиться к мирному систематическому сопротивлению. Возможными формами такого сопротивления являются забастовки, демонстрации, пикеты, акты саботажа приказов имперского центра, отказ от службы в вооруженных силах РФ и т. д. Целью этих действий должна быть мирная передача власти демократически избранные представительные органы независимых государств.
7. Призываем всех представителей военных и правоохранительных органов, являющихся представителями коренных народов и колониальных регионов, немедленно вернуться на родину и обеспечить мирную и демократическую передачу власти.
8. Мы инициируем формирование национальных легионов (Сил самообороны) для защиты суверенитета и прав наших народов и обеспечения мира.
9. Начинаем процесс консультаций по созданию Объединенной переходной администрации как временного (не более 12 месяцев с момента отстранения от власти нынешнего режима) коллегиально-совещательного представительного органа всех колонизировали коренные народы и регионы Российской Федерации, чтобы практически обеспечить плавность и процесс деколонизации. Представительство всех народов и регионов в этом органе должно быть равноправным (на паритетной основе, с одним представителем от одной страны/региона), а делегирование полномочий на участие в нем осуществляется Национальными правительствами/Временными администрациями.
Перед этим органом будут стоять следующие задачи:
• Координация действий по ликвидации нынешнего режима (создание единого четкого плана действий, дорожной карты по ликвидации имперского контроля, руководство граждан и регионов по содействию процессу ликвидации кремлевского режима лично и на местах)
• Содействие национальным правительствам/переходным администрациям коренных народов и колониальных регионов в проведении демократических выборов в соответствии с международными стандартами и с участием международных наблюдателей не позднее, чем через 8 месяцев после падения имперского режима (дата выборов должна быть объявлено не позднее 3 месяцев с момента падения нынешнего режима государства Российской Федерации).
• Содействие в организации передачи власти демократически избранным властям коренных государств и колониальных регионов (особенно в тех регионах, где не будут созданы национальные правительства/переходные администрации) не позднее, чем через 12 месяцев после падения колониального режима, и не позднее чем через 3 месяца после объявления официальных результатов выборов, признанных мировым сообществом.
• максимальное содействие компетентным международным органам в взятии под контроль всех без исключения ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения, находящихся на землях коренных народов и в колониальных районах, для обеспечения абсолютной денуклеаризации земель коренных народов и колониальных регионов.
• Предоставление механизма мирного разрешения территориальных споров, если таковые имеются.


Авторы – подписанты:


Райана Дугар-де-Понте (Бурятия), Руслан Габбасов (Башкортостан), Рафис Кашапов (Татарстан), Олексий Манаников (Сибирь), Дэнны Техс (Ичкерия), Олена Mихайлова (Великий Новгород), Юрий Москаленко  (Новосибирск), Геннадий Гудков (Москва, Коломна),
от Европы и Северной Америки:
Януш Бугайски (США), Павел Климкин (Украина), Эдвард Лукас (Великобритания), Воячич Покор, Тамила Ташева (Украина), Андрюс Алманис (Литва), Олег Дунда (Украина), Павел Массаро (США), Тарас Стецскив (Украина), Мариуз Пилис (Польша), Евгений Магда (Украина), Вадим Прокопьев (Беларусь), Павло Жовниренко (Украина).


Возбуждение сепаратистских настроений в регионах России


Группой независимых аналитиков с помощью систем интернет-мониторинга  проводился комплексный анализ сепаратистских настроений в регионах России. Рассматривалась деятельность различных национально-культурных организаций регионов, имеющих либо могущих иметь сепаратистские настроения. Был проведён анализ имеющихся опросов общественного мнения для выявления общероссийской тенденции в отношении сепаратизма.
Авторский анализ показал, что этнический и  религиозный сепаратизм остаются превалирующей формой. 
Результаты анализа выявили низкую остроту проблемы распространения сепаратистских
настроений в России. Народ продемонстрировал крайне низкий органический интерес к вопросам сепаратизма.
Проводившие опрос пришли к выводу, что определение регионов, находящихся в зоне риска обострения сепаратистских тенденций, является достаточно условным, и зависит не только из активности сепаратистского характера.  Отмечена зависимость от других факторов, таких как религиозная обособленность, этнические и культурные отличия, исторические прецеденты, наличие активных лидеров мнений сепаратистского характера, сильная региональная идентичность и т.д.

Среди регионов, находящихся в условной зоне риска авторы выделили следующие: Республика Татарстан, Республика Дагестан, Чеченская Республика, регионы Урала — Свердловская, Челябинская и Тюменская области.

В Татарстане функционирует целый ряд организаций, имеющих сепаратистскую направленность, но при этом встречающих активное противодействие со стороны региональных властей. 
Всетатарский общественный центр. Был ликвидирован в июне 2022 года по инициативе прокуратуры Татарстана. Одно из первых сепаратистских татарстанских движений в новейшей истории России, активно действовал с 90-х годов;
Союз татарской молодежи «Азатлык». Лидеры проявляют высокую активность в социальных сетях, судя по всему, находятся не в России. Члены организации периодически проводят политические акции в Татарстане;
Свободный Идель Урал. Руководство организации находится в Киеве, активно проявляют себя в социальных сетях и на платформе YouTube, имеют собственный сайт. Значительного интереса общественности к их деятельности не наблюдается, несмотря на периодическое освещение их деятельности в оппозиционных и заблокированных на территории РФ СМИ;
Татарская партия национальной независимости «Иттифак». Действует подпольно, особой публичной активности не ведет.
В Татарстане в сепаратистском дискурсе достаточно сильны этнические и в меньшей степени религиозные элементы.
В связи с наличием значительных запасов природных ресурсов в регионе, присутствует экономический элемент, но не в качестве основы дискурса, а в качестве обоснования возможностей для самостоятельного функционирования Татарстана в качестве независимого государства.
Помимо этого, болезненной точкой, используемой сепаратистами Татарстана в собственных интересах, является языковой вопрос. В Республике существует запрос на усиление значимости татарского языка, на фоне которого ранее неоднократно вспыхивали скандалы, связанные с действиями федеральных и местных властей.

 Сепаратизм в Республике Дагестан достаточно специфичен. В ней сепаратистский дискурс содружествует с радикальным исламским дискурсом и транслируется непосредственно через него. В связи с крайне активным противодействием религиозному экстремизму, как в Дагестане, как и на территории РФ, функционирование организаций подобного характера в Республике затруднено.
Особенности региона позволяют предположить, что наиболее значимыми проводниками подобных настроений будут являться местные имамы сельских мечетей, активность которых невозможно оценить используемыми в исследовании  методами. Также имеется несколько лидеров мнений сепаратиско-экстремистского характера, популярных в Дагестане, и ведущих свою деятельность в сети Интернет.

 
Республика Чечня в качестве зоны риска достаточно спорна, в связи с крайне активным противодействием религиозному экстремизму и сепаратизму властями региона и низкой насыщенностью дискурса внутри Чечни соответствующими элементами.
Однако есть необходимость упоминания региона в связи с фактором исторического прецедента, фактором культурной и даже правовой обособленности, высокой самостоятельностью региональной власти, наличием существенного силового ресурса, а также фигурированием Чечни в связанном с сепаратизмом дискурсе других регионов.

Среди регионов Урала отдельно следует выделить в первую очередь Свердловскую область, как регион с повышенным риском развития сепаратистских тенденций. Для области характерен экономическо-территориальный подтип сепаратизма. Сепаратистский дискурс летом 2022 г. несколько оживился за счёт конфликта телеведущего Владимира Соловьева и губернатора Свердловской области. В. Соловьёв критиковал Евгения Куйвашева за потакание сепаратистам в региональной Думе (имён В. Соловьёв не называл), а также вспомнил об идее Уральской республики, процветавшей в 90-х годах с подачи действующего сенатора от Свердловской области и бывшего губернатор Эдуарда Росселя. Действительно, идеи Уральской республики были широко распространены в 90-х годах, но их содержание можно оценивать двояко.
Сам Э. Россель утверждает, что идея никогда не несла сепаратистского подтекста, а лишь призывала к большей экономической автономии. Но некоторыми слоями населения она была воспринята как призыв отделения и до настоящего времени трактуется именно так..
Идея непосредственного отделения не нашла широкой популярности на Урале даже в 90-е годы. Это демонстрируют опросы общественного мнения того периода. В феврале 2014 года на тот момент мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман предложил отделить Екатеринбург от Свердловской области, придав ему статус города федерального значения. Но дискурс в регионе склоняется скорее в сторону большей экономической и налоговой автономии, нежели непосредственного отделения.

В Калининградской области среди его жителей сепаратистских настроений практически не наблюдается. Но данный регион был включён в список находящихся в зоне риска в связи с некоторыми особенностями. В регионе сильна активность иностранных «игроков» и поддерживаемых ими организаций, направленная на посев сепаратистских настроений в регионе и культивирование идей «германизации» Калининградской области.
Исследователи отдельно выделяют «Балтийский авангард русского сопротивления» (ныне не функционирует, лидеры преследуются по закону). А также, в некоторой степени, ООО «Ганзейский офис» (официально функционирует как организация, направленная на поддержание и создание культурно-экономических связей с Германией, может являться проводником идей германизации региона). Дополнительным фактором риска представляется анклавный статус региона.

На сепаратистские настроения влияет присутствие бывших сепаратистов во власти. Как показал анализ, большая часть видных политических деятелей, способствовавших развитию сепаратистских движений в 90-х годах, либо уже не находятся во власти, либо ушли из жизни.
 
Исследователи выявили ряд организаций, движений и сообществ, в том числе сосредоточенных вокруг молодёжи, которые имеют или могут иметь сепаратистский уклон. Это:
В Татарстане – ВТОЦ, Свободный Идель-Урал, Союз татарской молодежи «Азатлык», Партия «Иттифак»;
На Урале и в Сибири - Движение за «Уральскую республику». Движение «Запишись
Сибиряком»;
В Республике Дагестан — Движение «Садвал»;
В Калининградской области - «Балтийский авангард русского сопротивления»;
В Республике Карачаево-Черкессия - организация «Адыгэ Хасэ»;
В Башкортостане - Башкирский народный центр «Урал»;
В Республике Калмыкия - Съезд ойрат-калмыцкого народа;
В Республике Коми - «Доръям асьнымос» («Защитим себя»).
 
Анализ дискурса в социальных сетях продемонстрировал низкий уровень вовлечённости в него молодых людей. Для большинства взятых в рамках анализа регионов наибольшую вовлечённость демонстрировали представители старших поколений - от 40 до 60 лет и старше 60 лет. Также активность в этом срезе проявляли лица среднего возраста -— от 25 до 39 лет. Граждане в возрасте до 25 лет составляли лишь небольшой процент лиц, оставляющих сообщения, связанные с сепаратизмом.
Особняком стоит Республика Дагестан. Более 50% участвовавших в подобном дискурсе лиц в Республике Дагестан находились в возрасте от 18 до 39 лет. 7,4% - в возрасте до 18 лет.
 
Общим элементом для сепаратистского дискурса независимо от региональных особенностей, является понимание невозможности успеха каких-либо сепаратистских устремлений в текущих условиях. Сепаратисты в своём дискурсе предлагают дождаться социально-экономических потрясений, сравнимых с ситуацией начала 90-х годов. На фоне текущих событий на Украине сепаратисты ожидают ослабления центральной власти России в связи с ухудшением социально-экономического состояния страны, роста общественного недовольства и снижения возможностей и ресурсов силовых органов.
Также имеется понимание обреченности сепаратистских движений в единичных регионах на провал, поэтому часто в дискурсе фигурирует идея консолидированного распада всей России и возникновения массового регионального сепаратизма. Особенно эта идея характера для регионов «потенциальных анклавов», таких как Татарстан, которые, не имея границ с другими государствами, в случае их индивидуального отделения окажутся заблокированы другими российскими регионами.
 Встречались ссылки на то, что с передислокацией силовых подразделений для участия в спецоперации влияние федеральной власти будет ослабевать. Этот элемент в дискурсе сочетается с ожиданиями общего ухудшения социально-экономического положения и политического климата страны на фоне специальной военной операции. В этом определённая часть сепаратистов видит «окно возможностей» для активизации собственных усилий, направленных на актуализацию сепаратистских идей и возрождения сепаратистских движений.
Именно это «окно возможностей» пытаются использовать и разработчики проекта «Деколонизации России».


Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…


Однако разработчики проекта совершенно не берут в расчёт того важнейшего обстоятельства, что как Россия, так и Украина воюют в гражданской войне, на чужой территории. На территории СССР. Сколько угодно можно повторять мантру «СССР развалился», но по факту он никогда и не разваливался, а теперь, уже в течение пяти лет активно восстанавливается. Поэтому сколько бы пустословы ни говорили, сколько бы раз ни собирались, развалом России они  не достигнут цели, пусты и бесплодны их потуги.

 


Рецензии