Идейный словник

Введение в Лироэпический  идеолектный  словарь в форме идеологического словника
 
Абсурд.
Абсурд с точки зрения логичности, научности, рационализма – аксессуар поэтического, художественного, сферы искусства. Рацио и логика- прикладные, частные механизмы мышления. «Абсурд» позволяет оторваться от «прозаических» частностей  и перейти к целостному, то бишь, панпоэтическому  правополушарному персонализму. В сущности всякая «поэзия-искусство» абсурдны, а не только Ионеско, Беккет, Хармс и прочих сюрреализм.
*
Австронезийская макросемья.
Помимо лингвистических семей лингвисты указывают на макросемьи. Отечественный лингвист Иллич-Святыч предложил идти по этому пути. В первую очередь он выделил «ностратическую» макросемью, куда входят индоевропейские, урало-юкагирские (по другой терминологии «фнино-угро-м самодийские»), тюркские, алтайские, грузинский некоторые другие.  Австронезийцы замечательны своей обширностью. К ним в макросемью входят малазийский, индонезийский, тагальский (филлипинский), полинезийские и малагасийский (язык Мадагаскара) языки. Австронезийцы замечательны широтой своего распространения и большой близостью. Например, индонезийский по существу совпадает с литературным малазийским языком, а малагасийский,  мало чем отличается от одного из островных диалектов  малазийского. Есть гипотеза, что представители элиты древнего Египта (то есть, первой на земле империи-) были австронезийцы. 
*
Агглюнитативные языки
Агглюнитация -склеивание формантов (суффиксов, префиксов и т.д) в отличие от явления флективности, когда разные функции могут и оказываются в одном форманте. Агглютинативные языки, например, тюркские ифинно-угорские. А флективные – индоевропейские языки, включая славянские. 
*
«Азбука хорошего тона»
«Азбука хорошего тона»  – текст начала 1984 года.  Фактически начало становления лироэпического жанра.  «Рильке  и Лорка  поэты, Кафка и Хандке прозаики»  - так начиналась сама  «Азбука».
*
Архитектура
Нёркирдык. Индрик-зверь. Памятник букве Е. Памятник Ассанжу ) (вместе с Л. Луговыых)
*
Будда
Будда означает «пробужденный. Часто Будду представляют как индийский  аналог Иисуса Христа, Иеговы  или Аллаха. Индуисты также считают Будду Бхагаваном (Богом), одной из десяти важнейших аватар-воплощений Вишну. Но буддизм считает, что Будд  много, Будда – это пробужденный человек.   Каждый не только может стать Буддой, но уже в сущности Будда. Слово «будда» очень сильно напоминает словянско-русское «будить, пробуждать». Собственно весь индийский санскрит очень сильно напоминает русский язык.
*
Вера
Вера связана с поэтической ментальностью.  Пользователь художественного текста, знает, что перед ним фикция, сказка-ложь, но верит, так что переживает. Такова сила суггестии. В религии-вере нечто похожее, но двойственности «верю, но знаю, что выдумка» нет. Так что в религии бывает фундаментализм, фанатизм.  Потому что художественный текст генерирует субъектность.  Если субъектность есть, перед нами нормальный человек. Если нет, будут проблемы. Худлит, искусство  генерируют  субъектность, рождают личностное.  Если понятие «вера»  просветить рентгеновскими лучами, то увидится «вера в себя».  И вера в Бога и вера в Будду, и в Коммунизм – сначала  вера в себя: «Я верю, что мне поможет Будда,  «я» верю, что настанет коммунизм или иное светлое будущее.
*
Вогнутость
Есть гипотеза, что Коперник с Галилеем были не правы. Но не в том, в чем они возражали Птолемею. Тот полагал, что солнце вертится вокруг  Земли. Но Семюэл Роуботем (английский утопист) попытался доказать представление о плоской Земле. Ряд критических аргументов Роуботема были вполне весомые, почему он и получил некоторую популярность. Но как шутят  спецы в этой области, Роуботем не довыгнул землю. Развернул до плоскости, а надо было дальше. Что сделал Сайрес Тид, а в СССР – Кифа Васильевич. Проблема носит раздражающий характер, так официальная наука  отдаёт её под рассмотрения фрикам-либителям. Решить вопрос вполне возможно (любители находят способы, ноих мнение заведомо лженаучно. Рассмотрение темы заведомо лженаучно. Что, надо сказать, не вполне и научно.  Инквизиторское мнение по данному поводу вызвало негодование спикера Госдумы Грызлова.
*
Вятичи
Вятичи  - древгнее название восточных славян, сиречь, русских.  Финны и эстонцы и сегодня русских называют «вене». Корень «вене» - вариация корня «вят».  Ещё примеры такого варьирования: «мята»- «ментол», «пять» - «пентаграмма, Пентагон», «зять» – «жених,генетика» . Вятка-вене-венеды, скорее всего восходит к слову «венец» . «Венец» отправляет к «венценосности», «венчанию» (в том числе на царство).   «Король», кстати также восходит к славянскому «корона, крона».  То есть, вятичи-славяне имели монархическое устройство, они имели государственность .  Вятские, живущие на реке Вятке, возможно от финно-угорского названия реки, но тем не менее, они всё равно были вятичи.
*
Гжель
Гжель – это село, где жили и живут мастера, изготовляющие керамику, раскрашенную в стиле «гжель». Но что означает сам этот термин «гжель»? Отгадка пришла от исследователя П. Якобия, автора книги «Вятичи Орловской губернии»  (1907 г.) . Якобия обнаружил множество топонимов не только в Орловской губернии, но и В Вятской, Пермской, Тверской, Костромской, Архнгельской etc, с  корнем  «коз/кож»: Кожмы, Козэль, Козельск, Козлы  - десятки, десятки населенных пунктов. И все они (включая «Козлы») восходят к финно-угорскому «кожэл/козэл» , что означает  «еловое место».  Коза мужского пола тут не причем. Экзотическое слово «кОзлы» (приспособление для пилки дров) тоже от финского «ель».  Ударение в нем на первом слоге, так как в финно-угорских языках чаще всего именно на первом слоге ударение и ставят. Но Якобия не распространил свои наблюдения за пределы топонимики. А есть ещё и антропонимика.  Например, фамилия «Козлов», которая аж на седьмом месте среди русских фамилий. А в литовском контексте фамилия «Козлаускас»  даже на первом месте, хотя вроде в литовском лексиконе слова похожего на «коз» нет. То есть Козлов как и Козельск от «еловости».  Хвойные леса основная особенность ландшафта. Поэтому  Полесье. Залесье. Кожмы-козмы – это тоже  то же Полесье-Залесье. Гжель, Гжатск появляются, когда гласный редуцируется, и звонкий «ж» озвончает предшествующий «к», превращая его в «г».
*
Гоби
Пустыня Гоби, согласно школьному учебнику географии, место, где родилась раса монголоидов. Жители пустыни Гоби щурились от песчаных бурь  и стали монголоидами. Но разве такое возможно, чтобы целая (возможно даже самая  многочисленная) раса возникла в пустыне среди песков?  Монголоиды возникли на Евразийском  Приполярьи. Не так, что монголоиды пришли на север из китайской пустыни.  Они пршли в Китай, Вьетнам, Тайланд, индейскую Америку с сибирского севера.
*
Гороскоп
Гороскоп обычно связывают со звездами , отсюда астрология (зведоведение). Но гороскоп связан лишь с одной звездой – с Солнцем. Зодиакальные созвездия – для ориентировки. Гороскоп просто берет некий цикли и делит его на 12 равных частей. Восточный гороскоп делит не только год, но и сутки, а также группирует годы по 12 лет. В западном гороскопе есть ориентировка на зодиакальные созвездия, но она уже сдвинулась, а гороскопные месяца (Овен, Телец, Близнецы, Рак)  остались на прежнем месте. Китайцы  сгруппировали годы по 12, но двенадцати-летки помножили уже на пять. Видимо, для удобства. Если 12-ричность продолжить, то получится стройно.  В таком гороскопе, где просто цикл разделенный на 12, замечаются интересный закономерности.  12 фаз цикла это комбинации трех модальностей: торможения, рефлексии и возбуждения.  Самый рефлективный день года – 22 апреля (День рождения В.И. Ленина). На стыке годов (а также месяцев Крысы и Быка  (21 декабря, канун зимнего солнцестояния) родился Сталин. У человека, родившегося в этот день, как бы два гороскопа. Второй: Бык)месяц), Дракон (год), Дракон (12-летие). Дракон (144-лети). Бык - властность, Дракон – внимательность, хорошая память. Любопытный гороскоп у президента РФ В.В. Путин: Дракон-Собака-Дракон-Собака. Дракон – 4 знак, а Собака – 10-ый, то есть диаметрально противоположный. Подобный гороскоп с парой «дуалов» (диаметральных комбинаций)  случается реж, чем в сто лет.
*
Даосизм
Даосизм считается древнейшей религией, по крайней мере в Китае. Дао, как центральное понятие  присутствует и в даосизме, и конфуцианстве и в китайском буддизме. Но есть одно смутное подозрение.  Философия даосизма (в лице «Дао-дэ-цзина») очень уж напоминает философию буддизма. То есть, возможно, даосизм не так уж древен (по крайней мере его трактаты «Дао-дэ-цзин» и Чжуан-цзы»), а является, так сказать, китаизацией буддизма. Подобно тому как индийский буддизм, был индуизацией европейского (греко-русского) христианства.  «Манифестированное Дао не есть истинное Дао» очень уж навевает мысли о «нирване» и мерцающих «дхармах» буддизма.
*
Двенадцатиричность
Двенадцатиричность уже упоминалась в статье «Гороскоп». Всякий цикл (круг) делится на 12 разнокачественных фаз. И наоборот, двенадцатиричность можно представить в виде круга. Циклом-кругом являются не только сутки и год (связанные с вращением планеты и поворотом  земной оси) , циклом являются миридианы и параллели земшара. Цикличен возраст человека.  Пятая двенадцатилетка человека начинает рефлективную 12-летку. То есть в возрасте 48 лет случается нечто важное. В этом возрасте  Ленин, Путин, Обама, Порошенко стали главами своих государств. Жуков и Рооссовский в 48 гарцевали на параде Победы на Красной площади. Андрей Громыко в 48 стал «бессменным» главой советского МИД. Зюганов в 48 создал КПРФ, а Жириновский в 48 оказался главой партии, победившей на первых госдумовских выборах.  В этой логике экватор – параллель возбуждения, 180 меридиан – меридиан торможения. Паралель и меридиан рефлексии пересекаются близ городка Волчанск Свердловской области, так что квадрат рефлексии ложится на европейскую (историческую) часть России-Руси.
*
Дзэн
Дзэн – то же, что чань, или санскритская «дхьяна» (созерцание). Это дальневосточный (китайско-корейско-японский) буддизм. В нем много индийского, но немало и китайского.
*
Денарицация
Денарицация – это превращение сферы имен нарицательных в сферу имен собственных. У нарицательных (упрощенно говоря) реальность рациональная. А собственные осуществляются –бытийствуют за счет  привязки другим именам. Ленинград – город на Неве, у Финского залива, связан с Петром Первым, Пушкиным, Достоевским, Лениным etc. Мир имен собственных (ономосфера), можно сказать , мир художественного, так как ономосферу: а) не интересует особо нарицательность, б) имена связаны друг с другом в принципе (топонимы, с антропонимами, идеонимами, хрононимами). То есть, имена – это также имена художественных произведений («Тихий Дон». «Ромео и Джульетта», «Дживс и Вустер»), стало быть ономосфера также и мир художественного.
*
Депредикация
Депридикация – это вытаскивание текстовки из контекста, или, если  ещё конкретнее, удаление сказуемого. Получается нечто недосказанное, туманное, выразительное. Пользователь-читатель  вовлекается в мир имен, мир художественного. То есть, депридикация – своего рода троп вроде гипербатона, метафоры или литоты.
*
Дхвани
Дхвани – это термин древнеиндийской поэтики. Переводится как «призвук». То есть, в этой поэтике выделялась маркировка, «подводное течение», то есть, всё что помимо общей рациональной логики. То есть,  дхвани  - это нечто дополнительное, неожиданное, почти незаметное.
*
Ель
Ель уже упоминалась в статье «Гжель». Скорее всего, «ель» (по-финно-угорски, «коз/кож/гж» ) обозначала хвойный лес или просто лес. Ель – это Козельск, Гжель, Гжатск, Кожмы, козлы для пилки дров и фамилии Козлов, Козлаускас.
*
Звезды
Звезды, может быть, и не так уж и далеки, если поверить Кифе Васильевичу или Сайресу Тиду. Возможно, звезда лишь одна – Солнце, а остальное так – звездочки.
*
Зеркало сердца
«Зеркало сердца уже чисто», - так обозначал буддистскую мудрость Шестой (и последний) патриарх чань Хуэй-Нэн.  Последним он стал, потому что отменил патриаршество, которое вызывало уж много вожделения и чуть было не стоило жизни ему самому. Патриаршество исчезло, но чань-дзен продолжился. Японец Иккю уже потом-потом говорил: «Сознание наше само предназначено , чтобы стать Буддой». В сущности буддизм (и особенно чань-дзэн) был установкой предполагавшей появление светской ментальности , то есть, науки, светской философии, литературы, искусства и т.п.
*
Игра
Игра сакрально описана в «Игре в бисер» Германа Гессе. Похоже, что Гессе зашифровал в своей «игре» философию и практику дзэн.  Он не подозревал, что тренд, к которому стремится дзэн-чань-дао, это искусство-поэзия. Не надо ломать голову. Икебана, коан, хайку, танка – всё это дзэн. Нет дзэна без стихов, нет дзэна без живописи. Потому что это одно. Средневековье не могло допустить такого тождества. Да и сегодня поэзию-искусство многие воспринимают как украшательство.  Но Хейзинга рассмотрел игру без всяких шифровок, нашел игру всюду и везде и написал свою книгу «Homo ludens». Человек – это «человек играющий». Лучше уже, чем человек, подсчитывающий добавленную стоимость.
*
Инвариант
Много религий (шаманизм, поклонение Нум-Торуму, Перуну, Даждь-богу, Христу, Аллаху, Иегове, Кришне, Шиве, Будде, сикхскому и джайнскому богам, Дао). Ещё больше языков и произведений искусства, несущих катарсис. Но ведь должен же быть и инвариант.
*
Индоевропеиш
Индоевропеиш (индоевропейский праязык) даже по сию пору  не раскрывается лингвистами. Они ходят вокруг да около, лишь иногда  нерешительно замечают, что праязык индоевропейцев, возможно, возник в северном Причерноморье.  Но ларчик открывается просто. Индоевропейские языки (славянские, германские, романские, албанский, греческий, армянский,   фарси, урду, хинди, бенгали и др.)  являются:  а)флективными, б) широко распространенными даже в доколумбовую эпоху. То есть, праязык должен был возникнуть на равнине, на обширной равнине с множеством рек, откуда население должно регулярно в большом количестве  осуществлять экспансию.  Флективность происходит на широкой равнине. Она же является причиной широкого распространеия индоевропейской языковой семьи. Индоевропеиш возник, стало быть, в Окско-Волжском междуречьи. Он и древний славянский-праславянский одно и тоже. Иногда утверждают, что санскрит произошел из древнелитовского.  Прибалтийские языки (литовский, латышский, прусский) , скорее всего, мутация древнеславянского языка под влиянием финно-угорских языков. Литовская гаплогруппа близка к финнам (группа N), в латышском ударение на первом слоге, как во многих финно-угорских языках.   
*
Иоасаф
Иоасаф – индийский царевич, православный по вероисповеданию. В Москве даже есть храм Иоасафа. Биография Иоасафа очень-очень похожа на биографию Гаутамы Шакья-Муни. То есть, есть основания считать, что это одно и то же лицо. И, стало быть, есть место для гипотезы, что  индийский буддизм есть индуизация греко-русского христианства проникшего в Индию. Искусствоведы пользуются термином греко-буддизм, так как скульптуры и барельефы индийских боддхисатв очень похожи на изображение православных святых в греческой традиции.  То есть, сначала в Индию проникали версии индоевропеиша, так что там  возникли бенгали, хунди, урду, санскрит.  Когда пришло христианство, то появилось предание о Кришне и «Бхагавад-Гита» с философией бхакти, очень похожей на идею христианской любви к Богу. Кришна –фантомной отражение Христа. Но Индия населена брахманами, муни  и прочими мудрецами, так что философское абстрагирование продолжилось  и возник «буддизм».
*
Искусство
Искусство описано в книге советского психолога Льва Выготского «Психология искусства» (которую он написал перед революцией). Выготский описывает искусство на примере произведений Крылова, Бунина и Шекспира. То есть, для Выготского изящная словесность, живопись, музыка, театр – один объект. «Искусство» устроена по Выготскому таким образом, что автор стремится, рассказывая бытовую историю с моралью, смыслом своей природной структурой, как можно дольше не отвечать на вопрос что-кто-где-куда, или даже вообще не ответить, оставив читателя в ошеломляющем недоумении. Такое недоумение Выготский вследа за Аристотелем называет «катарсис». Но зачем нужен этот катарсис, Выготский не сообщает.
*
Йорос
Йорос – местечко близ Истамбула-Констнтинополя  (кстати, это одно и тоже название, только «Стамбул» - упрощение). Считается (в узких кругах, близких к МГУ), что Йорос-то и есть Иерусалим, а Иерусалим  в Израиле – это ненастоящий, лишь витринный Иерусалим, бывший в 19 веке местом компактного проживания евреев-иудеев.
*
Капра Фритьоф
Фритьоф Капра, австрийский ученый. Известен он тем, что написал книгу «Дао физике», где растолковывал представление о квантовой механике и физике элементарных частиц на пример восточных философских систем. Также Капра предложил «новое научное мышление Капры», где присутствуют субъект, процессуальность, целостность (см. Океаническая реальность, Континуум, Спонтанность) , сетевой принцип (много авторов сообщаются), отрицание единой и единственно верной парадигмы, а также примат сотрудничества над единоличным поиском.
*
Коан
Коан – это такая загадка (без заготовленного ответа как в загадке «Без окон без дверей полна горница друзей», которая отгадывается как огурец или арбуз), которая используется в качестве мистической практики китайско-японскими последователями Бодхидхармы и других специалистов по «Ланкаватара-сутре».  Наиболее известные коаны-загадки:  «Что такое хлопок одной ладони?» или «В чем смысл того, что Бодхидхарма пришёл с Запада?». Один  доктор гуманитарных наук на первый вопрос мгновенно ответил, что это намек на диалектику Гегеля.  Но, конечно, был не прав. Коаны, икебаны, хайку и танка, используемые в практике буддизма, это вполне себе объекты поэзии-искусства, но ужатые на миниатюрности, до голого катарсиса. То есть, по существу благоразумное избегание описаний детства,  отрочества, юности Пьера Безухова да ещё записанного замысловатыми многочисленными иероглифами. Сразу монолог «Карету мне карету!». Катарсис практикующие коан называли просветлением-сатори.
*
Козельск
Козельск - старинный русский город, ныне находится в Калужской области. В летописях Козельск называют «злым городом».  Якобы его так называли татаро-монголы (почему-то на русском, а не на татарском или монгольском). Также в летописи есть вариант названия «Козлесск». Петр Якобия разобрался, что Козельск не связан с козой или оленем. Это от финно-угорского «козэл» (еловое место). Исследователь обнаружил  топонимы с подобными названиями по всюду в губерниях и волостях северно-европейской России.  Как-то: Козелькина , Козловка, Козля,  Козляковка, Козлоял-Сюба, Кожла-Нур, Кожла-Солав, Кожиль, Кожлоялка, Ураз-Козь , Козленское , Козлы (16 деревень в разных уездах  Вятской губерниях,) ,реки  Козлеярка,  Козловка , Коза, и так далее: Козлянур, Козленец , Козель-Ку, Козлян, Козловаж, Козленки, Кужелавка, Козьяловская (две деревни), Козелоялово, Козьелань , Кожемяки,  Кожева, Кожмодор , Кожъял,  Кужнур,  Кужонолка, Кужинер ( три деревни), Кожи  (два починка), река Кожим, река Кожва, приток Печоры, река Кужанер, деревни  Кужвот–нур, Кужинер, Кужнер, Кожгурт, Кужонерка , Кожеозерский монастырь,  ррки Кужва, Кажурла . То есть, и фамилия «Козлов» (седьмая по частотности русских фамилий) тоже восходит к еловому месту, еловой стране, возможно так и называлась Русь до того, как стала славянской, а после иные её террритории называлиб Полесье, Залесье. Населенные пункты Руси называются «деревня», то место (эл) , где содран лес.
*
Континуум
Континуум (или «континуальные потоки») – термин, использовавшийся математиком и философом В.В. Налимовым (коми по национальности).  В его книге «Вероятностная модель языка» (а потом «Спонтанность сознания») он применил методы статистики и некоторых разделов высшей математики в интересах философии.  Континуум (он же «спонтанность») – мир , предназначенный для «прогрессивного» мышления, опирающегося на «мягкие языки,  Налимов объемно цитировал самых разных авторов, которые демонстрировали идею «континуальности» (от исихастов Паламы до дзэн буддистов, что было по «советским меркам» весьма смело и революционно) . К мистикам он добавлял языки поэзии вроде «ритмического потока» Цветаевой или картины Кандинского. Но как и дзэнцы он не обозначал мир «мягких языков», как художественно-поэтическое.
*
Ледник
Перед последним ледниковым периодом камчатские вулканы вдруг извергли столько лавы и вулканической пыли, что пыль покрыла всю северо восточную Азию и даже более того. Смешавшись с атмосферной влагой полученная грязь у пала одномоментно на землю, создав  атмосферную дыру и запустив космического холода, так что мамонты, шерстистые носороги и прочая живность северной тундростепи  мгновенно замерзла, а кто был южнее от  обрушившегоя грязевого ливни, то тиканул кто куда. Кто в Китая кто на американские юга, кто-то в  Европу.  Вулканы успокоились, но ледник остался и подтаивает до сих пор.  Но надолго он изолировал от Старого Света не только Америку, но и дальний Восток, отчего там сохранилась монголоидно-иероглифическая специфичность.
*
Лироэпос
Термин «лироэпос» использовал русский филолог по отношению к индийской «Риг-веде». Потому что она – песенные гимны, то есть, лирика, и там вполне событийные сюжеты, то есть, эпос. Но лироэпос есть и в современности. Списки, перечни сообщений, сборники афоризмов и цитат, - всё это можно назвать лироэпосом. Есть ритмическая организация (параллелизм), это лирика, есть конкретика сообщений – это эпос.
*
Лженаука
Лженаука – это придумали ученые, боясь беспокойств от новаторов. Ложную теорию следует опровергнуть.  На то  и наука, чтобы решать научные проблемы. Бывший спикер Госдумы генерал Грызлов назвал комиссию по лженауке «инквизицией», так рассердился, что обвинил их в том, что сожгли Коперника на костре за то, что он сказал, что  «она всё-таки вертьится».
*
Лобачевский Анджей
Лобачевский Анджей –польский психиатр. Сформулировал факт существованию людей, начисто лишенных эмпатии (то ли от рождения, то ли от воспитания в нежном возрасте), то есть, психопатов, чья жестокость леденит душу. Лобачевский  сформулировал: «Нет жидо-масонского заговора, есть заговор психопатов».
*
Лобачевский Николай
Лобачевский Николай – российский математик. Расположил свою геометрию на квази-сфере, так что параллельные прямые стали пересекаться. Подобно меридианам на земшаре.  Земные параллели же не параллели  и не прямые (кроме экватора, он прямая). 
*
Луман Никлас
Луман Никлас - немецкий социолог. Использовал понятие «автопоэзис» в общественных науках, чем вызвал возмущение западно-германских марксистов франкфуртской школы. Развитие обществ (и природы)  по Луману происходит не благодаря классовой борьбе, развитию производства или естественному отбору, а (в частности) благодаря увеличению и уплотнению коммуникаций.  Разнообразие и множественность вариантов создают возможность в новом контексте среды появлению выигрышного или проигрышного варианта. 
*
Математика
Математика  – инструмент наук (даже и гуманитарных).  Но сам предмет математики – абстрактен. Она как бы является игрой с формами. 
*
Многообразие
Многообразие – математически термин. Означает, видимо, пространство. У Евклида многообразие прямая идеально ровная плоскость(вправо влево, вперед-назад, вверх-вниз). У Лобачевского квази-сфера. Сфера – поверхность шара. Поверхность есть у торы-бублика. У бутылки Клейна внутренняя и внешняя поверхность одно и то же. В топологии многообразие не имеет края. Там «резиновая геометрия».  Многообразие топологии очень  напоминает мир поэзии-искусства, в котором смыслы куда угодно направлены, потенциально  царствует метонимия, перенос значений, внимание к призвукам-маркировкам, то есть, к тому, что обычно лишь факультативно. Мир поэзии «резиновый», то есть, «приблизителен». «Точность не есть правда», - любил говорить Анри Матисс.
В Вики: «Многообра;зие (топологическое многообразие) — пространство, локально сходное с евклидовым. Евклидово пространство является самым простым примером многообразия. Размерность многообразия определяется по размерности евклидова пространства, с которым оно локально сходно».
*
Монголоиды
Монголоиды возникли не в пустыне Гоби, как полагает традиция, не от синантропов,  как фантазируют китайские антропологи, они возникли в северной Евразии.  Северные народы (саамы, ненцы, юкагиры, чукчи, эскимосы, алеуты , - все сплошь обладают монголоидностью.  После последнего оледенения, большая группа монголоидов (на Дальнем Востоке и в Америках) оказалась изолированной от остального человечества, так что их полярная особенность закрепилась.  Крылатая фраза, что «китайцы и пр. все на одно лицо» имеет под собой генетическое основание. Действительно генетическая гамма монголоидов гораздо уже, чем «многобразие» генетика европеоидов (куда кстати подмешалась и монголоидная наследственность».   
*
Мягкие языки
«Мягкие языки» термин В. Налимова. Означает гибкую, неточную семантику лексики. То же самое, что «континуальные потоки». «спонтанность мышления», дзенские выкрутасы, поэтические ритмы лирики Цветаевой, настроения абстракций Кондинского и (добавим от себя) приблизительность-неточность искусства (как у Матисса).
*
Налимов
Налимов В.В. – русский, советский ученый, скрестивший математику, статистику, философию и некоторые мистические настроения (вроде чань-буддизма, исихазма и т.п.). По национальности коми (финно-угорская народность, распространенная в республике Коми и Пермском крае).
*
Нёркирдык
Нёркирдык – новая форма шахмат. Фигуры и правила их передвижения те же, но архитектура шахматной доски изменена (во множестве вариантов).  Чемпионом мира в течении двух лет был Леонид Баранов, художник из Первоуральска.  Сейчас турниры пока не проводятся. Своего рода «игровая» шахматная игра.
*
Ономосфера
Ономосфера – совокупность и «мир» имен собственных. Термин предложен одним из учеников клена-корреспондента РАН А.К. Матвеева, автора  книги «Ономоталогия» про ономастику, которая состоит из топонимики, антропонимики, хрононимики, идеонимики и дисциплины, изучающей ктематонимы.  Суть имени-онима в том, что оно указывает на ситуацию. Нарицательные  логичны, выстроены семантической структурой. Имена же собственные (онимы)  существуют за счет привязки к другим («соседним») онимам. Есть гипотеза, что мир имени создает художественную реальность. То есть, ономастическое и художественное тождественны.
*
Параллелизм
Параллелизм – это практически универсальный троп в поэзии. То есть, поэзия (и искусство в целом) - это параллелизм, ритм, повторы, уподобления, сравнения.
*
Панпоэтический правополушарный персонализм (ППППП)
Панпоэтический правополушарный персонализм – это «теория», указывающая на функцию поэзии-искусства (художественного). Для чего оно. Наука копит знания. Религия указывает правильные пути. Традиция требует сохранения. Техника создает инструменты, приборы.  А Поэзия создает личность. Кстати, и «веру» тоже создает Поэзия-искусство. Это больше «вера в себя» (но прочая вера тут также возникает). Роль личности видели многие мыслители. Американец Ральф Эмерсон учил: «Человек сам себе звезда», «Имитация – суицид». «К черту Джорджа Вашингтона!». Э. Мунье (французс) создал трактат «Персонализм», где вместо роста производства или классовой борьбы – личность. Западный персонализм чревать высокомерным ощущением избранности, то есть, он может скатиться индивимдуализм, эгоцентризм. Россияне Лев Выготский, М. Бахтин, Б. Поршнев показали что личность «интериорация» общественных связей. Монолог – следствие диалога. Личность должна перейти от суггестии к контр-суггестии (что почти тоже самое), а потом к контр-контр-суггестии, что уже широко социализированный индивид. ППППП – это связующий, «неформатный» дискурс.
*
Прародина
У всякой языковой семьи должна быть прародина. Если есть праязык, то есть и прародина.  Где прародина индоевропейских языков?  Очень странно, но почему-то русская равнина даже в виде гипотезы не выдвигается. Выдвигалась Индия, Германия, Средняя Азия, Северное Причерноморье. Кто-то даже говорил,  что индо-европейский праязык возник на одном из островов Эгейского моря. И эту гипотезу (реверанс в сторону древних греков) вспоминают.  Но прародина индоевропейцев (выдвинем-таки) – это Волго-Окское междуречье.  В пользу её флективность индоевропейских языков, их большое распространение в даже ещё доколумбовую эпоху. Близость русского языка к тюркским и финно-угорских  в рамках ностратической макросемьи. И лес, лес, лес. Лес – это не дебри, бурелом, дремучесть. Это реки, древесина (топливо и стройматериал), это подсечно-огневое земледелие.
*
Приблизительность
Приблизительность – это качества художествееной семантики (художественности). Возможно «приблизительность» даже более определенная характеристика поэтического, чем «палаллелизм».
*
Психопаты
Психопаты –  а патология без заболевания. Психопаты – индивиды без эмпатии. Имеют конкурентные преимущества перед «обычными» людьми., что позволяет им нередко достигать социального успеха. Подняли тему А. Лобачевский и Р. Хаэр. «Заговор психопатов» - таким термином Лобачевский ввел психопатию в социальную науку, оттеснив марксизм и «жидо-масонский заговор».
*
Пути-Дамо
Пути-Дамо – китайское звучание имени Бодхидхарма, основателя школы чань (дзэн, дъьяна, самосозерцание, медитация).
*
Равнина
Русская «равнина» - то место, где только-то и мог возникнуть индо-европейский праязык  (славянский язык, или, если угодно, «праславянский»).
*
Русь
Этимология этнонима «русь» не затейливо. Это не рысь, не русый, не река Рось под Киевом, не финское племя «роуси». Это слово от корня «рос-росст- рощ-росл» (известный по урокам русского языка в школе.  «О» в «рос» легко чередуется с «у». По-русски «гора», по-польски – «гура». Оба и «о» и «у» огубленные.    То есть, Рос-рус значит рослый, большой, то есть, богатырь.
*
Сибирь
Сибирь от слова «север». «Север» от «суровый» или «сырой».  По-английски «суровый», кстати «severe».
*
Симметрия
Симметрия – в хуожественном, философском (и трансценденталистском) смыслах то же, что и параллелизм. Симметрия вездесуща.
Сингулярности точка
Точка сингулярности для человечества – это достижение численности в 10 миллиардов. Эту тему разобрал в своей «последней» статье академик Сергей Капица. Опираясь на данные демографии, он обратил внимание, что во второй половине  20 века рост населения Земли приобрел сильную экспоненту. Видимо, это вызвало многие кризисы, включая распад СССР. Новому населению не хватало наставников. На рубеже 20 и 21 веков ускорение в росте исчезло. Капица показывает, что скоро (в 21 веке) человечество заполнит свою биологическую нишу (10 млрд).  Этот момент , возможно, возможно высчитать.  Мы выдвинули два «наши» варианта этой точки 2037 год и 2049. В 2037 году совпадут 144-летка, 12-летка и год Змеи (т.е., максимальной рефлексии). Это очень необычно и обещающе. 2049 год – это 144-летние завершение «русской революции», которая началась  в 1905 году (1905+144=2049). Главное тут слово «точка», «сингулярность» можно заменить.
*
Сино-кавказско-баскская макросемья
Сино-кавказско-баскская макросемья включает в себя как чеченцев, абхазов, так и китайцев, и басков.  Про басков гипотезировал ещё академик Марр, а то, что в этой компании китайский язык, - это очень выразительно.
*
Ситуация
Ситуация – это мир-сфера  имени собствееного.
*
Славяне
Славяне – от слова слова или слава (слава в свою очередь от слово). Некоторые на Западе считают, что славяне от slave (раб) . Слуга, послушник – тоже от слов «слушать, слово».  Слово  slave  говорит, что оно изошло из славянского языка.
*
Сорок восемь
Согласно логике «научного» гороскопа в 48 лет начинается пятая (то есть, максимально рефлективная) 12-летка (по-китайски: «Змея»). В 48 лет стали главами своих государств Ленин, Путин, Обама, Порошенко. В 48 Зюганов создал свою партию КПРФ, Жириновский встретил 48-летие, когда его партия победила на первых выбораз в Госдуму. В 48 Андрей Громыко стал «бессменным» министром иностранных дел СССР.
*
Спонтанность
Спонтанность – качество, присущее мышлению (по В. Налимову). Это почти то же самое, что и континуум, или океаническая реальность.  Или пустота-ничто. Потому что, когда медитирующий медитирует (созерцает нечто), как раз важно, чтобы появилась спонтанность. Пустота этому не мешает, так что явленное  (изреченное) дао не есть истинное дао. Как-то так.
*
Сфумато
Сфумато значит туман, затуманенность. Приём, который, как считается, придумал Леонардо да Винчи. Контуры рисунка расплывчаты, как бы в тумане. Почти то же, что Матисс называл «неточностью»,  а Оскар Уайльд обозначал афоризмом: «Обосновывать всегда скучно, а иногда даже убедительно». То есть, сфумато – то же, что и «приблизительность», то, что создает художественность.
*
Топология
Топология – раздел высшей математики, изучающий пространства, без учета размера и даже формы. Топологию называют «резиновой геометрией», потому что куб, додэкаэдр, шар в топологии одно и то же. Пространство бывает Евклидовым, где идеально прямые поверхности по трем осям. Но может пространство строить на сфере, на квази-сфере, на торе  с разным количеством дырок, на ленте Мёбиуса, на «бутылке Клейна». Топология это то, где теорема Пуанкаре, которую решил Григорий Яковлевич Перельман, однофамилец Перельмана, который написал «Математическую смеквлку».
*
Тундростепь
В межледниковый период на севере Евразии (и севере Северной Америки) существовала климатическая зона, которую называют «тундростепь». Там было фауны больше , чем в Африканских саванах. Водились гигантские олени, гигантские ленивцы, простые олени, зубры-бизоны, мамонты, шерстистые носороги, саблезубые тигры (которые, на самом деле, львы). Почему так? Всему причиной стада мамонтов, которые производили столько навоза, что растительность буйно росла, кормя  не только мамонтов, но и оленей. А где олени, там тигры.  И , конечно, здесь жилось сытно и для человека разумного. Холодновато (особенно зимой), но еды полно. Оледенение уничтожило «северный рай». Люди, что не погибли ушли на юг восточной Азии и в Америку. Мир надолго разделился на монголоидов  Востока и европеоидов Запада. На Севере – ледник, на юге – Гималаи и Тибет. Слово «Гималаи» одного корня со словом «зима» («г» и «з» тут согласные «протезы», которые закономерно могут друг друга заменять). Постепенно ледник оттаивал и представители двух северных рас встретились. В частности, возникла подраса северо-восточных европеоидов (русских, поляков,  прибалтов, венгров, немцев, скандинавов и некоторых других).  Причем, эта подраса стала доминантной, так как индоевропейская языковая семья возникла среди людей этой подрасы.
*
Урал
Этимология топонима  «Урал» для лингвистов загадочна. Но она проста. Урал – ор/ар/яр. Это корень в словах «орел», «орало», «яр», «арий». По-польски гора – гура. То есть Урал – Гора. Суффикс «л» на конце это признак старинного причастия, то есть «орал» от «орать» (кричать, но и вспахивать) . «Ура» , получается, аорист (особое прошедшее время, бывшее в древнерусском языке) от глагола «орать».   
*
Финно-угорская языковая семья
Финно-угорская языковая семья ещё называется «финно-угро-самодийской», а также просто «уральской», потому что, видимо, она произошла на Урале. В последнее время лингвисты, исследующие языковые макросемьи,  стали эту семью называть «уральско-юкагирской».  Знаменательна эта семья (финно-угро-самодийско-юкагирсмкая) тем, что семей, входящих в ностратическую макросемью («ностратическая» означает «наша». Термин ввел советский лингвист Иллич-Святыч) . Также знаменательность, что из финно-угров (и даже более точно: западных фииноугров, чьими потомками являются коми, удмурты, марийцы и мордва) ,  произошли индо-европейцы, то есть, славяне-русские.  Это пока лишь гипотеза, но сильная. Во-первых, финно-угры живут там же, где славяне-русские, во-вторых, индоевропейцам больше не и кого было произойти (не произошли же они от сырости, как мыши у Аристотеля) .  Языки финно-угров агглютинативные, а у индоевропейцев – флективные. 
*
Флективность
Флективность – это свойство индоевропейских языков. Фино-угоские и тюркские языки (и многие другие) обладают агглюнитативностью.  У них морфемы (особенно аффиксы) почти однозначны и мало меняются в обиходе. В флективных языках и аффиксы прочие морфемы многозначны и изменяются. Флективность значит гибкость. Видимо, с финноугорскими диалектами стала происходить «сгибание». Равнина заставила близкие диалекты активно контактировать. А городская среда (где могли звучать  кавказские, семитские и языки типа басксого) усилила процесс, так что образовался флективный язык, праязык индоевропейцев.
*
Фонология
До некоторых пор (а, может быть, и до сих пор) существовало две фонологических школы русской фонологии (московская и ленинградская). Одна из школ считала, что «и» и «ы» две разных фонемы, а другая – что «ы» - вариант фонемы «и». Также был ещё Пражский кружок князя Николая Трубецкого, у которого также была фонологическая теория. Трубецкой предложил принцип выделения фонем. Принцип был довольно отчетливый. Гласные фонемы связаны с выходом воздуха, а согласные с попаданием этого воздуха не препятствие. Из чего следовало, что гласный и согласный нераздельны. Слог есть всегда, гласные есть всегда  и согласные  есть всегда. То есть, редуцированные не исчезли, а слог всегда начинается с гласного. Трубецкой при этом не обозначил состав русских фонем, увлекшись нюансами типа констатации гиперфонем, когда, например, «о» и «а» неразличимы. Вывод же был таков: существует ноль-согласная, Ы и И две разные фонемы.   Существую редуцированные, существуют пары гласных (напряженная и ненапряженная), мягкость и твердость фонемные вариации.  Князь Трубецкой умер в Вене, после отсидки нескольких дней в гестапо.
*
Хой-нэн
Хой-нэн – Шестой и последний патриарх чань (китайской формы буддизма) . Хой-нэну принадлежит изречение «Зеркало сердца уже чисто», а также текст «Сутра помоста», известные также как «Алтарная сутра».
*
Хронология
Хронология- математический аспект исторической науки. Историки нередко называют хронологию «вспомогательной исторической дисциплиной».
 *
Чань
Чань (кит.) – то же, что дзэн (яп.), дхьяна (санскр.), самосозерцание, медитация.
*
Шакья-Муни
Шакья-Муни Гаутама, непальский принц, считается основателем буддизма (хотя буддизм утверждается, что будд были тысячи (всего много – это специфика Индии). Анкет-код Гаутамы  совпадает с биографией принца Иоасафа, индийского православного святого. Центр таиландских буддистов Аютхайя на некоторых картах назывался «Иудея». Искусствоведы некоторые эстетические тренды в индийском буддизме называют «греко-буддистскими» (уж очень боддхисаттвы походят на христианских святых. То есть, «линейка» такова: Андроник Комнин (византийский император) также есть Андрей Боголюбский и Христос. Самой распространной формой христианства в средневековье было несторианство. Ареал несторианства почти полностью совпадает с ареалом распространения первичного ислама. Кришна – отражает Христа (особенно его гонения со стороны Камсы-Ирода). Бхагавад-Гита с её философией бхакти весьма напоминает философию Христа. Будду сами индуисты считают одним из десяти основных аватар Вишну. В Китае буддизм получил облик чань-дзэн, откуда перекочевал в Японию. Из я Японии попал на Запад, а с Запада в Россию.  На Западе и в России дзэн оказал воздействие на искусство и философию   (Ван-Гог, Матис, Селинджер, Гессе, у нас похожи на дзэн авангард 30-х, а также «митьки», «синие носы», Саша Еременко и прочие «Букашкины». Ну и Налимов. Шакья-Муни индуистскую дхьяну (пятую ступень аштинга-йоги) поставил в центр. Китайцы (с корейцами и японцами) обогатили чань-дзэн (то есть, дхьяну-медитацию) специфическими приемами:  рассматривание-любование  икебанами, монохромной живописью, чтение хайку и танка, питие чая в живописном домике, разгадывание загадочных коанов. На Западе на месте коанов (может быть, под влиянием дзэна, а, может быть, под влиянием всего глобального контекста с его мауглями, каратэ, каранавалами и прочим негритюдом) появляются Теорема Ферма, теорема Пуанкаре, решив которую, Перельман усугубил её загадочность-коанность своим отказом от премии.  Коаном являются «новая хронология», теория вогнутой Земли, геометрия Лобачевского (etc), версия, что Пушкин есть Дюма, что Симон Боливар это русский офицер Хвостов, что «этруски – это русские», что «12 стульев» написал Булгаков. Это всё уже глобально-всемирные коаны. Если угодно. 
*
Шекспир
Шекспир немножко не таков как кажется нам (в том числе читателям пастернаковского перевода, хотя уже и переводимый оригинал был  и  понят превратно. Гамлетов было два (король-отец- тоже Гамлет, Ромео поначалу гусарил, а вовсе не влюбился в Джульету. Главная тема тупик «феодальных» элит (как итальянских, так и датских). Сам Шекспир был и не Шекспир, а некий внебрачный сын августейшей особы. Об этом написано много и интересно, не менее интересно, что Александр Дюма-отец – Александр Пушкин, а «Двенадцать стульев» написал Булгаков.
*
Шуньявада
Шуньявада – учение о пустоте. В контексте русского языка «пустота» имеет часто отрицательный (плохой) смысл. Но на Востоке «пустота» означает без заморочек, лакончино, просто, чисто.
*
Этимологии
Русь – не от рысь, русый, река Рось, а от рос-рощ-рост (Ростов, Ростислав рослый. Вятичи – это «венеды», от слова «венец». «венценосный». Белоруссия – это Балторуссия, то есть. Балтийская Русь, славяне – от слова (а от слово и «слава» и «послушник»). Сибирь значит «север». «суровый». «сырой». Урал родственно корням слов «гора-гура», «орёл». «орало» (плуг), «яр». «яркий», Ярило», а также в этой парадигме и санск5ритской «арий» (представитель высшего сословия). Польша – от Полесья, поляков зовут также «лех», «лях» (тут тоже корень «лес». Восточно-славянские «поляне» так же связаны с Полесьем. «Полесье» в широком смысле это не только Литва, Белорусия, часть Западной Украины и Восточной Польши, это вся территория лесов, севернее степи, южнее тундры. Любопытна этимология самой частотной русской фамилии («Смирнов»). Слышим «смирно!», возможно Смирнов связан с понятием «смирной» (встречается у Ю. Лермонтова и Л. Толстого),  но скорее всего, эта фамилия связано с финно-угорскими меря, мари, уд-мурт, коми-морт,  мордва, Мер-мор у финно-угров – название человека («смертного») в отличие от бесмертных богов и нечести нижнего мира. Русское «мир/мор» имеет тот же смысл что и «уралское» меря-мари. Козлов, Козельск – от финно-угорского «кожэл/гжедь» (лесное место).
*
Юмор
Юмор в обиходе означает смешно, шутливо. В английском оригинале – «увлажненный». Юмор - инструмент дистанцирования  от жесткого (рационально-логического) изложения. См. «Приблизительность», «мягкие языки». 
*
Ячеистость
Вселенная ячеиста. Раз нечто есть, оно обладает формой (и оболочкой). Раз бытие, значит ячеистость. Вся Вселенная (раз она есть) также имеет оболочку. У вселенной-мира есть граница-рубеж (за которым ничто, вообще ничто).  Ячейки разнообразны. Одни рецессивны, другие доминантны.
 *


Рецензии