Калино или Потревоженные тени -6, 7 Радость бытия
СЫН РОДИЛСЯ!
Иван Карлович по внешнему виду выглядел серьёзным солидным барином, но в душе он был добрейший человек и к тому, же уважаемый многодетный отец семейства. Как-то неожиданно быстро для него, военного человека, подросли старшие дети Надежда, Владимир, Ольга. Время летит быстро, ретушируя на своём пути все невзгоды и шероховатости, пряча их в недра земли, но не стирает это из людской памяти. Появляются новые проблемы и счастливые моменты в скоротечной жизни.
Иван Карлович после длительной душевной скорби вновь почувствовал прилив сил и радость бытия. К великому счастью, спустя почти пять лет, в семье появился маленький мальчик - сын Екатерины Ивановны, которого по желанию Ивана Карловича вновь назвали Александром.
Всё закрутилось в семье вокруг этого маленького солнышка.
Старший сын Ивана Карловича Владимир в 10 лет был зачислен в Александровское военное училище и посвятил себя военной службе. В это время в семье подрастали двое маленьких детей: Сонечка, Александр и, спустя четыре года в семье появился ещё один мальчик - Николенька – Николай Владимирович Калино. Почему Владимирович? И притом Калино? Чей это сын? Старожилы села Гурово говорили, что Иван Карлович был настолько добрый человек, что мог взять на воспитание в свою семью и деревенского сироту.
С раннего возраста, так было заведено отцом, дети садились за книги. Начальное обучение получали дома, танцам и музыкальной грамоте детей маменька обучала сама.
Когда Александру исполнилось пять лет, Екатерина Ивановна зимой на барском дворе во флигеле открыла школу. Для обучения математики, географии и истории были приглашены учителя, иностранные языки, рисование и музыку она преподавала сама. Крестьяне, если хотели, могли посылать учиться и своих детей. Грамоте учить крестьянских детей помогали старшие дети Калино: Надежда и Ольга, и делали они это с удовольствием. Иван Карлович считал, что работа учителя равносильна героическому подвигу, за что и хвалил своих дочерей.
Александр был любимцем матери, её баловень и фаворит. Его немудрёные детские желания исполнялись, иначе не могло быть. Сашенька был умным сообразительным мальчиком, что приводило матушку в восторг. Она ставила его в пример и требовала от детей больше усидчивости и серьёзного отношения к учёбе.
Маменька, Екатерина Ивановна, считала, что кроме знания математики, истории и географии и прочих наук, каждый молодой человек, и тем более дворянин, должен знать светские манеры, достойно выглядеть и обязательно красиво танцевать. Она в молодости изучала искусство танца и могла этим завораживать других. Саша на таких занятиях, несмотря на детский неуклюжий возраст, был её постоянным партнёром. Временами она брала его на руки и кружилась вместе с ним. Восторг был неописуемый. Танцевали все - и Володя с Сонечкой, и Оля с Николенькой, а старшая сестра Надя играла на пианино. Потом они менялись, за инструмент садился Владимир, потом Ольга. Папенька в такие вечера, усаживался глубоко в кресло и, глядя на происходящее, задумывался о судьбах своих детей.
Его волновала и политика - экономическая обстановка в стране, постоянные войны с недружественными государствами, крепостное право, которое изматывало простой народ и в обществе зрели недовольства. Но жизнь текла своим чередом.
Зимой вся семья в рождественские каникулы выезжала в Москву. В доме Бекетова у Ивана Карловича была собственная квартира, которая досталась ему от родителей. В ней комфортно могла разместиться вся семья. Старших детей родители стали выводить в свет. К первому балу девочек готовили тщательно. У знакомых портных шили наряды, приглашали на дом модных парикмахеров. С маленькими детьми ходили в цирк, на торговых праздничных площадках покупали детям понравившиеся игрушки, девочкам – куклы, ленты, кружева, матушке - посуду и многое другое. Домой дети возвращались довольные, счастливые, с массой впечатлений и с кучей подарков. Праздники кончались, и наступала опять трудовая жизнь.
Старшие дочери Ивана Карловича прочитали множество руководств о домашнем лечении, а живя два года в городе, прошли фельдшерский курс, учились перевязывать раны, пускать кровь, одним словом, оказывать первоначальную помощь в несчастных случаях. В их аптеке был обширный запас лекарств, и даже отдельный тарантас был приспособлен для спокойного отправления больного в городскую больницу.
От мальчиков Иван Карлович требовал безукоризненного знания языков, особенно французского, который он полюбил, пройдя достойную русского офицера практику, когда он принимал активное участие в Зарубежных походах.
СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Необыкновенные способности в науках рано проявились у Александра, но его непоседливость беспокоила отца. - Ему нельзя учиться военной профессии, - говорил Иван Карлович,- уж очень он бедовый, смелый, отчаянный, ему в армейской службе не сносить головы. – Отец решил немедленно отправить его учиться в Москву в пансион при университете имени М.Ломоносова. Мальчику было всего семь лет, и мать Екатерина Ивановна резко воспротивилась из-за его малого возраста: - Пока не исполнится Сашеньке десять лет, я его никуда не отпущу. Мал ещё! Иван Карлович спорить не стал. Он пригласил ещё одного учителя по истории и географии, и маленький Саша продолжил домашнее образование. Саше было тесно в рамках своего двора, и он частенько убегал из дома к деревенским ребятам из-под присмотра нянек.
- Их там не сыщешь, - оправдывалась нянька, - то они где-то в лугах коней пасут, то в лесу, то где-то раков ловят. Недавно принёс пять штук маленьких рачков и просил их зажарить. Вот, что с ним поделаешь? Выбросила я рачков, то-то шуму было!
Домой он приходил к вечеру изодранный, счастливый, усталый и голодный. Молча, слушал ворчание няньки и с трудом переносил укоризненный взгляд матери. Стыдно было смотреть ей в глаза, просил прощения, но наступал новый день, и появлялись новые забавы.
Но однажды отец привёз странного неуживчивого человека, носившего парик и старенький сюртук. - Это Николай Ильич, он будет у нас жить. – Сказал отец. Все, молча с недоумением, посмотрели на странного человека, но никто не задал отцу вопрос, кто он и зачем он нужен нам. Николай Ильич оказался образованным, начитанным человеком. Отец любил иногда с ним побеседовать на террасе, выпить, закусывая, как и он, намазывая чёрный хлеб горчицей, считая, что это необыкновенная закуска под водку.
И этот неуживчивый человек глубоко привязался к мальчику, стараясь развить в нём чувство справедливости и благородства. Отец считал, что от этого необычного человека будет больше пользы, чем от нянек, которые заботятся только о том, чтобы мальчик был, сыт, опрятен и послушен.
Николай Ильич рассказывал Саше о своей жизни, о трудностях, которые ему приходилось преодолевать, ведь он рано ушёл из дома из-за ссор с отцом. Отец хотел воспитать его, как настоящего, гордого, достойного своего положения дворянина, с чем он был не согласен. Николай Ильич любил простую деревенскую жизнь, уважал труд простого крестьянина и ратовал за отмену крепостного права. Мальчик слушал его рассказы, возмущался несправедливости и сопереживал своему старшему другу. Они вместе читали «Дон Кихота», книги о путешествиях, рассматривали картинки джунглей, степей, горных массивов, читали о жизни животных, восхищались пиратами, дикарями. Найдя на чердаке старую саблю, говорили о рыцарях и о жизни в средневековье. Николай Ильич с вдохновением рассказывал обо всём, что помнил. Дни летели незаметно. Они мечтали побывать в дальних странах и даже рисовали маршруты своих путешествий, а маршрут у них начинался от порога своего дома.
Проснувшись однажды рано утром, Саша тихонько пробрался в комнату Николая Ильича. К великому удивлению мальчика застал его читающим журнал, сидя у открытого окна.
- Хорошо, что ты не спишь. Пойдём в поход! Сейчас!
- Пойдём! – не раздумывая, ответил Николай Ильич.
Они быстро собрались, взяли у няньки свой завтрак и всё, что она сложила в узелок. Пока дом ещё находился в дрёме, путешественники с рюкзачками за спиной шагали по липовой аллее парка. Маршрут их лежал через поле к горизонту, где белела полоса берёзового леса.
- А что там, за горизонтом? – спросил Саша своего друга.
- А дальше пойдём через лес и посмотрим, что же там за лесом?
- Интересно! А ты знаешь, что там за лесом?
- Предполагаю, но там я ещё не был.
Домой они вернулись к обеду. Путешествие оказалось настолько интересным, что восьмилетний Саша долго вспоминал и цветы, которые видел в поле, и аистов – черногузов, которые в низине охотились на лягушек. Даже косули в это утро гуляли на опушке леса, что вызвало восторг путешественников. Вернувшись, домой, Саша всё записал в свой дневник и даже в альбоме сделал акварельные наброски цветов, птиц, косуль.
- Похвально! – сказал отец, рассматривая рисунки и дневник сына, - Родина начинается от родного порога, – прочитал он в дневнике. – Молодец, сынок, только не забывай об этом.
После похода Саша стал много рисовать. Он уходил в парк, находил удобное местечко и делал зарисовки карандашом, а дома он свои рисунки подсвечивал акварелью. Ему нравилось голубое небо, зелень разных оттенков, нравилось зарисовывать кошек и собак и часто по - долгу всматривался в туманные дали. Он мечтал стать живописцем. Екатерина Ивановна обратила внимание на увлечение сына и на день Рождения, когда Саше исполнилось девять лет, ему подарили этюдник полный разных красок. От такого неожиданного подарка его даже в дрожь бросило, он остолбенел и не сразу сказал спасибо.
В праздники дом наполнялся гостями. Екатерина Ивановна была большая мастерица устраивать весёлые музыкальные вечера. Она и старшие дочери играли на пианино, отец очень выразительно и душевно пел романсы под гитару, которой он владел виртуозно. Николай Ильич играл на скрипке, да так играл, что музыка заставляла слушателей замереть на время, чтобы не заплакать. Николай Ильич был большим открытием для домочадцев, особенно для Екатерины Ивановны. Она стала с большим уважением и почитанием относится к нему, видя перед собой незаурядного человека.
Дети веселились - пели, танцевали, декламировали стихи. Но больше всех удивлял родителей и гостей маленький Саша, хотя себя он маленьким не считал. Он говорил всем, что он подросток, почти юноша. Ему идёт одиннадцатый год и его уже готовят к отъезду в Москву.
Он с таким невероятным задором плясал «русского» и «цыганочку», что отец недоумевал, где и у кого он мог этому научиться.
- Грех жить в деревне и не уметь плясать! – озорно говорил сын. – Мы с деревенскими ребятами соревновались, кто кого перепляшет. - Отцу оставалось только удивляться.
- Хорошо пляшет, пострел! – говорил он сдержанно, улыбаясь.
Подходила пора отправлять Александра в Москву для обучения в гимназии при университете имени М. Ломоносова. Иван Карлович не оставлял без своего внимания сына, гордился способностями своего любимца, но спрос был строгий. Он часто экзаменовал его по истории, географии, литературе, математике. Его сокровенная мечта со дня рождения Саши, что этот сынишка обязательно должен быть адвокатом, чтобы по всем законам справедливости он одинаково умел защищать и бедных и богатых, чтобы смог прекратить торговлю крепостными людьми.
Александр внимательно выслушивал наставления отца, подрожал ему во всём. Он был для него примером, как отец, как хозяин. Он никогда не видел, чтобы отец грубо разговаривал с крепостными и дворовыми, за что его все уважали и дорожили его мнением по всем порой неразрешимым вопросам. Иван Карлович любил свою семью и никогда при детях не делал замечаний старшим. Екатерина Ивановна с большой заботой относилась к Ивану Карловичу, она по его взгляду понимала, чем он был недоволен, и старалась смягчить обстановку, устранить или сгладить вину свою или детей.
Если кто-то из детей напроказничает и следует его наказать, отец строго говорил:
- Иди в парк и вырежи прутиков на розги, да потоньше, чтобы больнее было.
На этом всё и кончалось, до наказания дело не доходило. К девочкам это не относилось, они были более послушными, - это заслуга матушкиного воспитания.
Продолжение http://proza.ru/2023/02/08/662
Свидетельство о публикации №223020700590