Почему на Руси запрягали лошадей тройками

Главная причина изобретения подобной упряжки – склонность древних россиян к неумеренному питию хлебного “зелена вина” (водка, настоянная на всходах озимой ржи или другой, подвернувшейся под руку, траве) и других горячительных напитков, включая пьяный медовый сбитень, пиво с мухоморами… Особой популярностью пользовался хмельной забродивший квас, запросто сшибавший с ног пресловутых заезжих иностранцев и их лошадей, когда гостей угощали исконно русским напитком, налив его в деревянные ендовы. На тройках ездили в основном втроем, изредка, для развлечения на дороге, подсаживали в тарантас охочих девок. После торговли на ярмарке россияне, спрятав вырученные деньги в картузы и сапоги, по привычке, заезжали туда, где веселие Руси щедро обеспечивалось питием.

Выпивать в то время было принято “на троих”, потому что выпивку подавали в “четвертях” – трехлитровых бутылях. Если это был квас – на каждого по посудине. Если “зелено вино” – бутыль (три литра) на троих. Литра водки вполне хватало для удовлетворения внутренних потребностей организма среднестатистического простого россиянина. Для сравнения можно сказать, что теперь нашим людям для этих целей хватает и поллитры “белого”. Измельчал народ.

Выпив “винца” в кабаке, закусив блинами, осетриной и вареными раками, наши предки мылись в общественной бане вместе с привезенными девками, а потом громко пели народные песни и плясали на земляном полу, сочно топая разбитыми в дороге лаптями или подшитыми камусом валенками.

На этом, бывало, веселье не заканчивалось и, по давней традиции, собутыльники начинали драться наотмашь, стараясь сунуть супротивнику в ухо или взашей. Доставалось и дотошным иностранцам, пытавшимся вмешаться в такие разборки. Их моментально дружно оглушали по разным местам и выкидывали на обочину возле кабака, чтобы не мешали. Потом, расплевавшись, троица расходилась в разные углы питейного заведения, драчуны ложились спать под лавки на дерюги, густо пропитанные дегтем от клопов и блох. В России испокон веков гигиена всегда была на высоте, в отличие от завшивевшей Европы, где блох, например, ловили только вручную костяными пинцетами и мылись без мыла в одном большом чане целыми деревнями. А после помывки вытаскивали из чана дуршлагом остатки фекалий для удобрения красивых и изысканных комнатных европейских цветов.

С утра, от обиды не разговаривая друг с другом, три бывших собутыльника – владельцы конной “тройки” потирали ушибленные места и, разобрав в конюшне своих лошадей, ехали домой верхом. А хомуты, супони, подпруги, оглобли и тарантас, оставшиеся от разобранного экипажа, за смешную цену продавали промышлявшим возле кабака цыганам и евреям.

Приехав домой полупьяными и без упряжи, мужики подвергались нападкам со стороны толстомясых голосистых жен, коих, выйдя наконец из терпения, утихомиривали вожжами и поленьями.

А по прошествии нескольких дней, любая курьезная троица опять собиралась вместе, чтобы изладить новый тарантас и снова поехать на ярмарку, продавать овес и коноплю. По одиночке на ярмарки не ездили, боялись татей, которыми в те времена кишели лесные дороги и околицы деревень. Да и выпить одинокому простолюдину могли не дать, потому что на Руси принято было пить всегда только на троих. Этот древний обычай пошел со времен бисексуального пьяницы Александра Македонского, втихаря, без столкновений с местными, проехавшего по Руси во времена оные и навсегда сгинувшего в северных землях, который царским указом запретил воинам пить в одиночку и предписал угощаться спиртным, предварительно разбившись на тройки. Ибо потом так легче было собрать и выстроить фалангу на поле боя. Македонский давно умер, а на Руси, по-прежнему, всегда пьют на троих. И отказываться от этого красивого обычая никто не собирается. Жаль вот, что тройки почти перевелись. Возможно, это временно. Если бензин критически подорожает (вне зависимости от цены на нефть, а по хотению злокозненных управленцев), простой люд, наверное, побросает автомобили возле кабаков, опохмелится, наделает тарантасов и помчится на резвых “тройках-птицах” в сторону светлой жизни. На тройках ведь можно зерно возить, сало, караваи хлебные. Можно из “тройки” тачанку соорудить, чтобы от ворогов отбиваться.

Одно – наверняка: по-европейски, цугом, мы лошадей запрягать, скорее всего, никогда не будем. Так они тихо бегают. И пить в одиночку, чтобы лишних денег не потратить, тоже не будем. Мы не скопидомы, у нас душа нараспашку! Как говорят: раз пошла такая пьянка – режь последний огурец. Только вот драться меж собой надо прекратить навсегда. Другое дело, если вороги со стороны нагрянут. Тут уж можно наотмашь хрястнуть по наглой физиономии и взашей добавить.

А потом опять на “тройке” кататься, душу тешить видом бескрайней земли нашей! Можно и бубенцы на хомут повесить, пока что это не запрещено.


Рецензии