Пассионарность и мучения

Зацепила меня однажды «теория пассионарности и этногенеза» Льва Гумилёва (1912—1992), которая описывает взаимодействие развивающихся народов и земель с другими народами.
Меня заинтересовало, почему эта теория так долго живёт и часто упоминается, не смотря на отказ в официальном научном признании?
Опальный Лев Гумилёв и представить себе не мог, что его теорию учёные будут ругать, но использовать для обоснования необходимости жертв в трудные времена.
Современные словари объясняют иностранное слово «пассионарность» как избыток некой живой энергии», порождающий жертвенность, ради высоких целей. Такая трактовка требует больше жертв и героев для общего блага.
А всё потому, что со времён немецкого толкователя слов Макса Фасмера (1886-1962) «пассионарность» происходит якобы «из латинского passio (страдание; страсть), далее из pati (терпеть, страдать, мучиться), далее из праиндоевр. *pei «ранить, болеть».
Однако корневые первосмыслы дают более убедительную версию происхождения «пассионарности»:
*pa [па] – движение,
*pa+s [пас]– передача движения,
*passio[пассио]- много передач (страдание, страсть), 
*passi+on [пассион] – место страданий и страстей (стадион),
*passionary [пассионари] – страдальцы, страстотерпцы, (мученики).
* passionarium [пассионариум] «список страстотерпцев, мучеников»,
Получается, пассионарность - это не активность и не избыток энергии, а мучительство и мученичество.
Если развивать тему, то должны быть пассионары (мученики) и пассиоводы (мучители) – лидеры мучительства во имя великих целей: Ирод Великий, Чингисхан , Аттила, Наполеон, Гитлер.


Рецензии