Историю необходимо изучать и знать
Первый такой случай, когда Серега понял, что проштудированных в школе учебников по истории и исторических романов вовсе недостаточно, случился после переезда семьи в Татарстан. Произошло это еще при существовании Советского Союза. Ни о каких национальных, а тем более, националистических движениях в стране тогда и речи быть не могло. На национальных языках разговаривали только в глубинке, то есть в деревнях, где в основном жили люди не русской национальности, и вдали от крупных городов. Ну а языком межнационального общения, особенно на крупных предприятиях региона, куда и был приглашен для работы Серега, являлся только русский язык. При знакомстве с персоналом цехов завода, в руководстве которого Серега тогда и трудился, он вдруг заметил, что многие работники вроде бы с исконно русскими фамилиями, именами и отчествами разговаривают по-русски с каким-то странным акцентом и ошибками. И наоборот, многие работники с татарскими фамилиями говорят на очень чистом русском языке. Так заместитель начальника одного из цехов, Владимир Иванович Чернышев, иногда высказывался на совещаниях так, что трудно было понять, о чем он вещает. Ну Серега однажды и не стерпел, высказав Володе претензию на предмет недопустимости изъясняться так русскому человеку. Тот ответил обескураженному Сереге, что он вовсе не русский, а кряшен, то есть крещеный татарин. Вот тогда Серега понял, что зря обидел человека. Выспросив более подробно у него про историю появления православных татар, понял, что необходимо более подробно изучить историю края, куда закинула его судьба, чтобы не оказаться в еще какой-нибудь неприятной ситуации. Тут же купил книгу «История Татарской Автономной Советской Социалистической Республики», откуда почерпнул много нового, не известного ему исторического материала, сведений по укладу жизни Республики, о национальностях, ее населяющих, и еще многое другое. И понял еще Серега, что изучение истории и приобретение новых знаний должно быть непрекращающейся практикой человека, который не желает ударить в грязь лицом при трактовке тех или иных исторических фактов и событий. Свою историческую безграмотность нужно безжалостно искоренять. Из-за нее, оказывается, можно обидеть ни в чем не повинных людей.
А второй с Серегой казус из-за незнания истории произошел с ним в Голландии. Предприятие, на котором работал Серега, решило найти западного партнера для кооперации и совместного развития одного из перспективных химических направлений. Серега был включен в состав рабочей группы по поиску такого партнера. Группа специалистов побывала тогда на многих известных европейских химических концернах в таких странах, как Италия, Германия и Голландия. Серега, у которого немецкий язык был почти, как второй родной, частенько на переговорах помогал и в синхронном переводе. Как правило, переговоры всегда заканчивались так называемым «обсуждением» их результатов в ресторане за чашечкой чая или чего-нибудь покрепче. Именно в одном из рыбных ресторанчиков города Тернезен в Голландии все и произошло. Обычно на таких мероприятиях тосты произносят руководители такой группы специалистов или директора подразделений. Обычные «рабочие лошадки» на таких мероприятиях помалкивают. Но вот в этот раз руководитель делегации, устав, видимо, придумывать тосты, предложил сказать что-нибудь Сереге, подчеркнув, что тот может ведь тост сказать и по-немецки, который голландцы хорошо понимают. Серега такого подвоха, конечно, не ожидал. Специально к выступлению не готовился. Нужен был экспромт и тут Серегу, как Остапа Бендера в незабвенных «Двенадцати стульях», что называется, понесло. Он вспомнил, что химическое образование получил в Германии, что там же ему довелось поработать в качестве советского специалиста на одном из химических предприятий, что в Германии у него осталось много друзей, с которыми он периодически общается, и что Голландия своей архитектурой, природой, а особенно людьми напоминает ему его любимую Германию. И вот, наблюдая за голландцами на протяжении всего этого спича, он с удивлением отметил, что обычная, пусть и искусственно натянутая на лица европейских жителей улыбка, медленно, но верно переходит в холодное и даже в чем-то отстраненное выражение лица. Не понимая, что произошло, Серега быстренько завершил, видимо, по мнению голландцев не очень удачное выступление поднятием тоста за дружбу и сотрудничество. Встречались уже не первый раз. У Сереги даже появился среди голландцев приятель, технолог производства Александр, с которым они совместно после переговоров еще обговаривали нюансы создания возможного совместного предприятия. Так вот в этот раз Александр предложил Сереге после ресторана зайти к нему домой, чтобы познакомить его со своими домочадцами. Серега сразу же согласился, надеясь, что сможет у Александра узнать, что он в этот вечер так неудачно «сморозил». Когда с Александром этот вопрос затронули, тот сказал, что голландцы были обижены сравнением их с немцами, которые в ходе второй мировой войны захватили Голландию и которых они в душе терпеть не могут, хотя из-за принятой в Европе толерантности и вынуждены с ними общаться и работать. Но вот от русского человека, страна которого от немецко-фашистских захватчиков понесла еще более неисчислимые потери и горести, чем Голландия, никак не ожидали о таком отношении к немцам услышать. Да и сравнение голландцев с этими нехорошими людьми они никак не ожидали услышать. «Век живи – век учись!!!». В очередной раз подвело Серегу незнание нюансов истории. И с тех пор, если Сереге или в составе рабочих делегаций, или просто на отдых куда-нибудь приходилось выезжать, он всегда подбирал из книжек, рекламных буклетов, из интернета и других источников сведения, в том числе и исторические, о тех местах, куда он направлялся.
Да, стоит признать, что историческая наука важна. Особенно сейчас. И особенно для наших внуков, да и многих детей, которые, за редким исключением, ничего не ведают даже об истории нашей страны, о войнах, в которых участвовали и побеждали наши отцы и деды, об истории народов мира. Школьные учебники сегодня в сравнении с теми, по которым училось наше послевоенное поколение, уже переписаны в угоду западным представлениям об истории и перевирают или замалчивают истинные исторические факты. А призывы высшего руководства страны и общественности пересмотреть положение дел так и остаются призывами. Пора бы взяться всерьез, чтобы не появились очередные никчемные поколения россиян, не помнящих родства и хающих, на чем свет стоит, матушку Россию.
Свидетельство о публикации №223020700840
Я уже старый человек, мне восемьдесят шестой год. Так уж получилось, что я лишь со второй половины жизни смог заниматься любимым со школы делом – педагогикой, и кое-что в ней смыслю. И хотя преподавал математику, я убеждён, что главным предметом в школе является история – учительница жизни. Только у нас мало учителей, которые преподносят её ученикам правильно.
На втором месте по важности формирования менталитета учащегося стоит литература, где обсуждаются не реальные события, как в истории, а ситуации, придуманные инженерами человеческих душ – писателями. Именно эти два предмета помогают сформировать у молодого человека осмысленное представление о любви к Родине.
С уважением
Юрий Матусов 02.05.2024 09:46 Заявить о нарушении