Жуковский и Тургенев

Василий Андреевич Жуковский (09.02.1783, с. Мишенское Белевского езда — 24.04.1852, Баден), поэт, один из основоположников романтизма, автор элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений; переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог; учитель русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Федоровны и наставник цесаревича Александра Николаевича (1817—1841); тайный советник (1841). Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833).

Жуковский служил при штабе (1812). 10 ноября 1812 года в походной типографии отдельной листовкой было отпечатано стихотворение «К старцу Кутузову», позднее переделанное под названием «Вождю победителей». Появились и другие произведения, в том числе баллада «Ахилл», развитие одной из строф «Певца». Успехи Жуковского как пропагандиста и личное мужество, проявленное под Бородином и под Красным, были отмечены орденом Св. Анн 2 ст.

Воспитание наследника престола великого князя Александра Николаевича увлекло Жуковского. Ещё 15.11.1825 года он писал его матери:
В воспитании и обучении есть три основных срока, которые нужно с ясностью различать и отделять чёткими границами: Ребёнок — мужчина — государь. Ребёнок должен быть счастлив. Мужчина должен учиться и быть деятельным. Государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного, но естественный результат всего, что предшествовало. Нужно относиться к нему, как к ребёнку, в детстве, чтобы он мог стать однажды мужчиной и чем более будет он чувствовать себя мужчиной, тем менее усомнится он в том, что он государь, когда ещё не настанет пора быть государем, и тем более будет он рад представшей пред ним великой судьбе, когда однажды его поздравят с его титулом.

Педагогическая система Жуковского была основана на методиках И. Песталоцци, которым Василий Андреевич посвятил несколько статей; в его личной библиотеке были книги по педагогике и с/с Песталоцци.

На практике эти идеи он начал реализовывать ещё при обучении великой княгини Александры Фёдоровны русскому языку (1817—1820).

В 1838 году Василий Андреевич сдал все бумаги Пушкина в государственную опеку; благодаря его хлопотам в один год вышли в свет 8 томов с/с поэта.

С осени 1839 года официально заканчивалось обучение Александра Николаевича, и он должен был начать посещения Сената. Бородинское торжество было своего рода экзаменом на готовность к царскому званию. Пафос высокого торжества сбил именно Василий Андреевич, который написал Александру Николаевичу:
…Мне было жестоко больно, что ни одного из этих главных героев дня я после не встретил за нашим обедом. Они, почётные гости этого пира, были забыты, воротятся с горем на душе восвояси, и что скажет каждый в стороне своей о сделанном им приёме, они, которые надеялись принести в свои бедные дома воспоминание сладкое, богатый запас для рассказов и детям, и внукам?

Чтобы загладить оплошность, поэт предложил отлить памятную медаль, а в день тезоименитства цесаревича или закладки храма Христа Спасителя раздать, по крайней мере, ленточки к будущей медали. Он добивался проявления человеческого участия со стороны цесаревича в судьбе хотя бы приглашённых ветеранов.

В 1839 г. он был в Черни, где прожил до 3 октября.

Уезжая из Петербурга 2 мая, Жуковский вёз свои обручальные кольца, на которых была гравирована дата венчания — 21 мая. У поэта была взята подписка в том, что он обязывается «крестить и воспитывать детей своих в лоне православной церкви».

Венчание Жуковского и Елизаветы Рейтерн прошло дважды. Первая церемония состоялась 21.05.1841 года в православной церкви при русском посольстве в Штутгарте. «Отец держал венец над своею дочерью; надо мной не держал его никто: он был у меня на голове…». Оттуда сразу же перешли в лютеранскую церковь — по вере невесты.

В августе 1849 г. Жуковский отправился в Варшаву для личного свидания с Николаем I, который готовился встретить возвращавшиеся в Россию войска. При личном свидании император подтвердил дарованное в 1841 году право на неограниченное пребывание за границей. Пожалование ордена Белого Орла, рескрипт о котором Жуковский просил опубликовать, также подтверждало высокий статус поэта при дворе, несмотря на его проживание за границей.

С начала 1851 года Жуковский ослеп на один глаз и по нескольку часов проводил в тёмной комнате. В темноте он провёл и свой 68-й день рождения.

Сильнейший удар нанесли Жуковскому известия о смерти Гоголя и уничтожении им второго тома «Мёртвых душ». После этого В.А. уже не вставал. Он скончался 12.04.1852 г. в 1 час 37 мин. ночи в присутствии камердинера Василия. Похоронили его на загородном кладбище, в особом склепе, украшенном строками его стихотворения «О милых спутниках, которые сей свет присутствием своим животворили, не говори с тоской их нет, а с благодарностию были». В августе того же года тело кремировали, а позже слуга Даниил Гольдберг перевёз прах Жуковского в Петербург, повторные похороны прошли 29 августа в Александро-Невской лавре.

Именем Жуковского названы улицы во многих городах России и странах бывшего СССР. Поэту установлены памятники в Санкт-Петербурге, усадьбе Остафьево, Баден-Бадене и в других местах.

***

После гибели Пушкина (29.01.1837) перстень унаследовал Василий Жуковский. В.А. - был на самом деле чуть ли не единственным из пушкинских друзей, действительно пытавшимся предотвратить дуэль. И после гибели его именно Жуковский никогда не усомнился: русская литература в самом деле потеряла первого подлинно национального русского поэта. Перстнем Василий Жуковский гордился: "Печать моя есть так называемый талисман, подпись арабская, что значит, не знаю". А 15 лет спустя, когда его не стало, перстень достался сыну Василия Андреевича.

Первый биограф поэта Павел Анненков прямо указал, что все с кольцом непросто: "Пушкин по известной склонности к суеверию, соединял даже талант свой с участью перстня, испещрённого какими-то каббалистическими знаками и бережно хранимого им". На беду, в 1837 г. перед январской роковой дуэлью у Черной речки, поэт снял этот перстень.

Жуковский-младший появился у Тургенева году в 1876-м — в это время писатель переписывался с пушкинской дочерью Натальей Александровной графиней Меренберг, женой германского принца Нассауского, а в первом неудачном браке побывавшей замужем за сыном генерала Дубельта (помощник Бенкендорфа). Она предложила Тургеневу взяться за издание писем ее родителей. Биограф Анненков рвал на себе волосы: "Дочка собирается показать народу папашу и мамашу нагишом — и притом за деньги!". Тургенев разводил руками: отказаться? - письма пропадут. Точками "запикали" ядреные слова и разные пикантности - и в 1878 г. переписка Пушкина с женой вышла с тургеневским напутствием.

Громче всех возмущался пушкинский приятель Петр Вяземский, поэт и видный госчиновник. Он и слух пустил: ей-ей, в Париж приедут пушкинские сыновья "поколотить" Тургенева.

Под этот хор Жуковский-сын и передал заветное кольцо Тургеневу: "с условием возврата в случае смерти".

Тургенев было согласился. Но тогда же, к ужасу Александра Онегина, создателя и хранителя собственного Пушкинского музея в Париже, "очевидно, забыв об условии, сказал, что, умирая, передаст его графу Л. Толстому".

Это запомнил и русский дипломат Василий Пассек. Напечатал в "Новом времени" слова Тургенева: "После моей смерти я бы желал, чтобы перстень был передан графу Л.Н. Толстому, когда настанет час, граф передал бы этот перстень по своему выбору, достойному последователю пушкинских традиций между новейшими писателями".

Изящный план Тургенева: как сделать перстень "эстафетным", особым символом преемственности русского литературного процесса.

Тургенев в Англии искал толковых ориенталистов, чтоб расшифровать таинственную надпись на кольце. Судя по всему, безуспешно. В августе 1880-го Иван Сергеевич отправил на первую пушкинскую выставку "Общества для пособия нуждающимся литераторам" в Петербург два ценных экспоната.

1883 года Иван Тургенев снял заветный перстень. Свой талисман и оберег. Обычно он носил его то на мизинце правой, то на безымянном пальце левой руки. В июле, за месяц до смерти, он с трудом нацарапал карандашом дрожащие кривые буквы — прощальное письмо Льву Толстому, "великому писателю земли русской". Перстня на руке уже не было.

Кто знает, вспомнил ли Тургенев про свою давнишнюю задумку: передать Толстому этот самый перстень. Как символ духовного, духоподъемного значения.

***

«Живя – вскоре после двенадцатого года – в своей деревне в Белевском уезде, Жуковский В.А. несколько раз посетил мою матушку (В.П. Лутовинову), тогда еще девицу, в ее Мценском имении; сохранилось даже предание, что он в одном домашнем спектакле играл роль волшебника.

Я радовался нашему, хотя и неудачному свиданию и, придя домой, с особенным чувством припоминал его улыбку, ласковый звук его голоса, его медленные и приятные движения. В 1834 году он стал осанистым, почти полным человеком. Лицо его, слегка припухлое, молочного цвета, без морщин, дышало спокойствием; он держал голову наклонно, как бы прислушиваясь и размышляя; тонкие, жидкие волосы всходили косицами на совсем почти лысый череп; тихая благость светилась в углубленном взгляде его темных, на китайский лад приподнятых глаз, а на довольно крупных, но правильно очерченных губах постоянно присутствовала чуть заметная, но искренняя улыбка благоволения и привета.»

Поэзия Жуковского сыграла значительную роль в литературном развитии Тургенева в годы его детства и ранней юности. В письмах В.П. Тургеневой к сыну не раз встречается имя Жуковского с цитатами из его произведений. В годы пребывания в московском пансионе Тургенев усиленно читал Жуковского, знал наизусть многие строки из его посланий и баллад. Это известно, в частности, из писем его к дяде, Н.Н. Тургеневу.

Художественно-краеведческий музей им. В.А. Жуковского

В г. Белёв Тульской области функционирует художественно-краеведческий музей им. В.А  Жуковского. Музей основан 1 сентября 1910 г. С середины 1911 года — как земский научно-образовательный и художественный музей. Первым попечителем и организатором музея был сын поэта В.А. Жуковского художник П.В. Жуковский.


Рецензии