6. 0. История и музей
(Георг Вильгельм Фридрих Гегель)
***
НАШИМ МУЗЕЯМ БЫЛО НЕЛЕГКО
Пожалуй, у каждого из нас имеется какой-то предмет, который мы никогда не выбросим несмотря на то, что он уже старый, отслужил свой «потребительский» век. Это может быть самовар, настольная лампа, тряпичная кукла или еще что-то, напоминающее нам о предках, родителях, детстве. Это наши реликвии, хранящие семейную историю. Таким образом, у нас в доме есть маленький музей, состоящий порой из одного экспоната. В этом и состоит суть музея – сохранить предмет и напомнить через него, а не словом или текстом, о том, как было на самом деле. Главное в музее – это предмет-подлинник. Настоящий, реальный, осязаемый, который был «участником» или «свидетелем» событий. Если этого предмета нет, то это не музей.
Как давно люди стали заниматься музеефицированием? Видимо, тогда, когда стало нужно знать свое прошлое. В условиях отсутствия или малого распространения письменности роль хранителей истории выполнял устный эпос и различные предметы, на которых в «зашифрованном» виде с помощью орнамента или сюжетных изображений, наполненных глубоким смыслом, заключались целые легенды, мировоззрение наших предков. На рушниках, сорочках, коврах, корзинах, глиняных горшках, табакерках мы видим хитросплетения замысловатых узоров, сейчас непонятных нам, но много значивших для тех, кому они служили в свое время.
Вот почему первые музеи были, прежде всего, собраниями предметов искусства. Первыми коллекционерами древностей считаются правители Пергамского царства в III–II веках до н.э. В России музеи появились несколько позже, чем в Европе. Первым из них считается Оружейная палата Московского Кремля, упоминаемая как хранилище оружия и художественной старины с 1508 года. Однако из летописных сообщений становится известно, что половцы, захватившие Киев в1203 году, похитили здесь одежды первых русских князей «еже бяху повещали в церквах святых на память себе».
Настоящий музей как научное учреждение, был основан в 1714 году по указу Петра I. Это знаменитая Кунсткамера. До ХIХ века в России возникло всего лишь несколько музеев. Да и термин «музей» в настоящем значении появился лишь в 1828 году. До этого он обозначал в Европе местом обитания муз, местом для эстетических наслаждений и философских размышлений. Первый музейный бум в России наступил в начале ХIХ века, когда в широкой просвещенной среде пробудился интерес к истории своего отечества. Второй взлет музейного строительства относится ко второй половине ХIХ века, к эпохе бурного развития всей русской культуры. Около двух сотен новых музеев возникло тогда в стране. Как правило, для музея строилось новое величественное здание или он занимал одно из лучших архитектурных сооружений города. Это Исторический музей, Эрмитаж, Императорский Русский музей. В Сибири это Красноярский, Минусинский, Иркутский музеи.
Новый музейный подъем наблюдается в 20-е годы, когда творческая интеллигенция, да и многие люди простых профессий, поверившие в просветительную миссию Октябрьской революции, с энтузиазмом взялись за историческое познание своей Родины, за создание новых музеев.
Трудно отыскать точную дату возникновения первого музея в Кемеровской области из-за отсутствия документов. В Советской Сибирской энциклопедии за1931 год зафиксировано: «В 1927 году основан музей из коллекций Ярославцева. Кузнецкий музей имени 10-летия Октября – наиболее молодой из сибирских музеев». Однако в архиве хранится отчет Кузнецкого музея, датированный 1923 годом. На существование в 1923 году музея не только в Кузнецке, но и в Кольчугино, и в Прокопьевске указывает в своем отчете заведующий Томским губернским отделом народного образования З.С. Гайсин.
Инициатором и создателем Кузнецкого музея был рабочий-слесарь Дмитрий Тимофеевич Ярославцев. Несмотря на то, что музей числился за городским отделом народного образования, функционировал он в квартире Ярославцева. После смерти создателя музея в 1924 году один из старожилов города, Георгий Степанович Блынский, перевез все экспонаты к себе домой на улицу Достоевского, 1. И музей продолжил свою работу в квартире нового энтузиаста. В 1927 году Блынский передал свой дом вместе с музеем Кузнецкому горсовету, за что тот пожаловал мецената почетной грамотой, а музею присвоил гордое название «Имени 10-летия Октября». Но в связи с отсутствием платных работников в музее и средств материалы и экспонаты не обрабатывались и не хранились должным образом, планы работ не выполнялись.
В 1933 году музей переехал в каменное здание в центре города. Был утвержден штат из четырех человек. Вот имена первых наших музейных работников: Блынский Г.С., Зенков П.Г., Евреинов К.А., Дубок А.П. Во время войны помещение музея было освобождено для госпиталя, а все имущество перевезено в помещения школ, а затем в один из бараков на Нижней Колонии. В таком состоянии он находился до 1943 года, когда вновь был открыт в помещении КОГИЗа. С этого времени его возглавляет Екатерина Федоровна Зеленская.
В октябре 1929 года по инициативе Кузнецкого окружного общества краеведов был открыт музей в г. Кемерово, разместившийся в здании Дворца Труда (ныне культпросветучилище). Первым его директором был Семен Федорович Иванов. Это был эрудированный краевед, прекрасный лектор. Вскоре в результате пожара музей и его экспонаты сильно пострадали. Площадь музея была небольшой, всего 120 м2. Помещений под фонды и библиотеку он не имел. В 1941 году музею пришлось уступить место для эвакуированного оборонного завода, а самому разместиться в небольшом деревянном особняке по ул. Кирова, 5. Затем его переместили в помещение кинотеатра «Москва». Из-за бюджетной бедности, недостатка помещений, нехватки кадров по причине их низкой заработной платы музей в 1942 году был закрыт, а коллекции законсервированы.
В предвоенные годы музеи открывались и в небольших городах. В декабре 1934 года по инициативе коллектива шахты «Капитальная» был открыт небольшой музей в г. Ленинске-Кузнецком, в одном из помещений барака. Есть предположение, что в начале 20-х годов функционировал музей в г. Мариинске, но был закрыт в1924 году по причине недостатка финансов.
Несмотря на отсутствие квалифицированных специалистов и большие материальные трудности, энтузиасты музейного дела без особой государственной поддержки сумели создать в Кузбассе четыре музея и обеспечивали их работу. Кузнецкий музей проводил большие археологические исследования. Так З.П. Зенков открыл поселение бронзового века «Маяково городище», исследованное впоследствии К.А. Евреиновым. А.П. Дубок произвел раскопки раннесредневековых курганов на реке Есаулке. Совместно с сотрудником Томского музея Н.А. Чернышовым он исследовал неолитический могильник, обнаруженный в черте города. Здесь был открыт также и этнографический отдел. Кемеровский музей активно исследовал природные богатства. Были произведены разведки железных руд в Крапивинском районе, сапропелевых углей в Барзасе, бадановых зарослей в горах Кузнецкого Алатау. Крупный ученый геолог С.В. Купман прочел курс лекций о природных богатствах Кузнецкого края. Большую помощь в определении геологических образцов оказала профессор, первая женщина-геолог М.Ф. Нейбург.
В послевоенные годы директором Новокузнецкого краеведческого музея стала Полина Васильевна Коптова и возглавляла его более 30 лет. Трудности у музея не исчезли. Так статья Авксентьевой и Камчат, опубликованная в газете «Большевистская сталь» в августе 1945 года, свидетельствует о том, что музеям не хватало самого необходимого: гвоздей, стекла, бумаги. Авторы статьи обращались к общественности города с просьбой о помощи.
Кемеровский краеведческий музей вновь открылся во Дворце Труда лишь спустя несколько лет после войны, в1949 году. Помещение музея располагалось на последнем верхнем этаже, никаких внешних вывесок не имелось. Музей был труден для доступа посетителям. Он располагался всего в двух комнатах и не имел научных сотрудников. С 1955 года директором Кемеровского краеведческого музея стал А. И. Мартынов, молодой специалист, прибывший сюда после окончания Московского педагогического института. Благодаря его хлопотам, музею было отдано помещение, готовившееся для фирменного магазина в одном из зданий на Советском проспекте. Там музей располагается и сегодня.
В послевоенные годы продолжил свою деятельность и музей г. Ленинска-Кузнецкого. Много сил в него вложил бывший директор А. В. Куликов. За годы войны помещение музея полностью пришло в негодность. После нескольких перемещений музей нашел себе место по пр. Кирова, 52.
В 1961 году в культурной жизни Новокузнецка произошло важное событие. Здесь был открыт первый в Кузбассе музей изобразительного искусства советских художников. Инициатором его создания и первым директором была П. В. Кононова. В этом же году по инициативе Заслуженного учителя РСФСР М.Г. Елькина был открыт краеведческий музей в г. Прокопьевске.
Остановимся именно на этом событии, потому что последующие десятилетия в музейной жизни несколько отличаются по своему содержанию, масштабам и направленности.
Так была заложена основа музейной деятельности в нашем крае. Как мы увидели, ею занимались в основном горячие энтузиасты, страстно преданные своему делу. Многих из них уже нет среди нас. В Международный День музеев вспомним их имена и воздадим должное их делам.
Это тоже наша история.
(А.М.Кулемзин, Е.М.Сосипатров. «Родник сибирский». Кемерово. 1995. №19 (149). 15 –19 мая)
======
Иллюстрация 1, перед текстом. В этом здании в 1918 г. был открыт первый в истории Кемеровской области музей.
======
Свидетельство о публикации №223020800113