В чем вина КПСС?

В чем вина КПСС?

В 1992 году Конституционный суд Российской Федерации  рассматривал дело по иску лидеров КПРФ о проверке конституционности Указов Президента РФ о приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР, других Указов, а также о проверке конституционности самих КПСС и компартии РСФСР.

В связи с передачей архивов КГБ и КПСС на государственное хранение, была создана экспертная группа, в которую вошли Н. Г. Охотин, Н. В. Петров, А. Б. Рогинский, заместитель директора ЦХСД, доктор исторических  наук С. В. Мироненко. К заседаниям Конституционного Суда эта экспертная группа подготовила свое заключение.

 В нем были отражены основные исторические этапы РКП (б) – ВКП (б) – КПСС, а также определенные разделы, в том числе: массовые репрессии, партия и КГБ, контроль над обществом и другие. Вместе с заключением в Конституционный Суд был направлен ряд важных документов.

При ответе на поставленный вопрос эксперты посчитали вправе в равной мере привлекать материалы как самого последнего времени, 1990–1991 годов, так и более раннего времени. КПСС вменялось в вину несколько направлений ее деятельности.

1. Подмена представительных органов власти. Большинство властных функций, являющихся исключительной прерогативой органов народного представительства, либо непосредственно осуществлялось аппаратом Центрального Комитета КПСС, либо находилось под его полным контролем. Проведение сессий Верховных Советов СССР и РСФСР, включая повестку дня, доклады высших должностных лиц, утверждение Указов – готовились Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС и утверждались на заседаниях Секретариата и/или Политбюро ЦК. Аналогично определялся порядок проведения сессий Верховных Советов союзных республик – на уровне ЦК компартий этих республик, сессий Верховных Советов автономных республик, областных и краевых Советов – на уровне обкомов и крайкомов, районных советов – на уровне райкомов ЦК КПСС.

Состав избирательных комиссий, процедура выдвижения кандидатов в депутаты, ход выборов, их итоги (включая количественное распределение будущего депутатского корпуса по некоторым социально значимым параметрам – пол, возраст, образование, партийность, социальное происхождение, национальный состав), освещение хода избирательной кампании, и ее результатов в прессе – все это определялось аппаратом ЦК КПСС или местных партийных организаций.

2. Ответственность КПСС за массовые репрессии. Репрессии, проводившиеся в СССР внесудебными органами, осуществлялись по приказам и циркулярам ВЧК-ОГПУ-НКВД, которые, в свою очередь, в точности претворяли в жизнь решения высших партийных органов – съездов партии, пленумов ЦК, решений Политбюро ЦК.  Уже с первых лет Советской власти репрессии, проводимые карательными органами, приобрели массовый характер, например, борьба с казачеством, духовенством, вплоть до так называемого «раскулачивания».

В течение июля 1937 года были утверждены в Политбюро составы троек по проверке антисоветских элементов. В их состав включались начальники местных НКВД (в качестве председателей), а местные руководители ВКП (б) (первый или второй секретари обкомов, крайкомов) и соответствующие прокуроры или их заместители в качестве членов. Тройки создавались в каждой области или крае. Во всех случаях персональные составы троек утверждало своим решением Политбюро. В течение июля 1937 года секретари обкомов-крайкомов ВКП(б) направили в ЦК сведения о количестве лиц, подлежащих расстрелу. На основе этих данных и с учетом директивы ЦК, в НКВД был подготовлен проект приказа «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» и представлен на утверждение Политбюро.

 31 июля 1937 года  Политбюро утвердило проект приказа, и тем же числом он был оформлен по НКВД за N 00447. В приказе перечислялись составы местных троек, и определялся лимит подлежащих осуждению по первой категории (расстрел) и по второй (заключение в лагеря). Общее число подлежащих репрессиям составило 268.950 человек, из них – расстрелу – 75.950 человек, в том числе 10 тыс. уже осужденных и находившихся в лагерях НКВД. Цифры, приведенные в приказе, как правило, были округлены и отличались от поданных с мест, в меньшую или большую сторону. Оговаривалось приказом  упрощенная процедура следствия.

Пытки и истязания в органах государственной безопасности  не прекращались до 1953 года и были официально отменены приказом по МВД СССР N 0068 от 04 апреля 1953 года, подписанным Л. П. Берия. В приказе прямо говорилось, что в МГБ было принято «широкое применение различных способов пыток: жестокие избиения арестованных, круглосуточное применение наручников на вывернутые за спину руки, продолжавшееся в отдельных случаях в течение нескольких месяцев, длительное лишение сна, заключение арестованных в раздетом виде в холодные карцеры и другие».
 
3. Сокрытие правды о репрессиях. КПСС утаивала не только масштабы репрессий, но и, по крайней мере, до 1989 года  правду о судьбах отдельных граждан. До сентября 1955 на запросы граждан о судьбе расстрелянных по решениям внесудебных органов родственников давались стандартные ответы: «осуждены к 10 годам лишения свободы без права переписки, но местонахождение их неизвестно».
 
Один из наиболее ярких примеров лжи о терроре – позиция, занятая партийным руководством в вопросе о Катынском расстреле (расстрелы и захоронения в селе Медное Калининской области являлись составной частью Катынской трагедии – А.Г.). Ложь, впервые прозвучавшая в годы войны, продолжала упорно отстаиваться и в 1970-е и в 1980-е годы. Но есть веские, хотя и косвенные основания полагать, что расстрел польских офицеров был санкционирован Политбюро ЦК ВКП (б) на заседании 05.03.1940 года. (Расстрелы в селе Медное Калининской (Тверской) области являются составной частью Катынской трагедии – А.Г.).

…9. Секретный характер деятельности КПСС. Подавляющее большинство партийных решений и стенограмм пленумов ЦК партии не публиковалось и не становилось достоянием общественности. Всю свою деятельность партия строила на основе секретности. При этом гриф «Секретно» ставился даже «на документах, не содержащих сведений, составляющих партийную и государственную тайну, но раскрывающих методы работы аппарата ЦК КПСС».  В результате своей информационной закрытости КПСС была  неподконтрольна ни государству, ни обществу, в том числе и рядовым членам самой КПСС.

30 ноября 1992 года Конституционный суд отменил введенный Б.Н. Ельциным запрет Компартии РСФСР. Одновременно в связи с тем, что в августе-сентябре 1991 года КПСС фактически распалась и утратила статус общесоюзной организации, Конституционный Суд РФ  30 ноября 1992 года постановил:  производство по ходатайству о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР  прекратить.

Источник: А.Н. Головкин. Книга "Большой круг жизни", Тверь, изд. "Триада", 2021 год, стр. 211-214. Ссылки на первоисточники в книге имеются.


Рецензии