Глава 041. Моцарт. Ацис и Галатея

Вольфганг Амадей Моцарт
Ацис и Галатея
Аранжировка оды Г. Ф. Генделя
(Моцарт добавил духовые партии, изменил и добавил партии для струнных, изменил развитие партий)
Оркестр «Das neue Orchester» 
Кристоф Шперинг (дирижер)

Anonymous: Моцарт здорово аранжировал оперу: из барочной она превратилась в барочно-классицистскую. Прекрасные партии для духовых были добавлены!

sir Grey: А для чего он это делал?

Anonymous: Не для чего, а для кого. Он сделал аранжировку оперы Генделя для барона Готтфрида ван Свитена. Барон очень любил музыку Генделя, Баха, Карла Филиппа Эммануила Баха. Под его покровительством исполнялись произведения этих композиторов. В 1786 году барон основал ассоциацию «Gesellschaft der Associierten». Ассоциация давала концерты, состоящие из произведений как барочных композиторов, так и современных. В 1788 году Моцарт стал членом и дирижером ассоциации. Тогда же барон ван Свитен заказал Моцарту аранжировку произведений Генделя в современном вкусе. Моцартом в течении 1788-90 гг. были сделаны аранжировки следующих произведений Генделя: оратории «Мессия», опер «Ацис и Галатея» и «Пир Александра» и «Оды на день св. Цецилии».

victormain: Какой ужас. Вот что такое нерегулярные доходы и жена на водах.

Mikhail_Kollontay: Это да, ужас, сколько писать руками надо. Только композитор поймет. У меня вот на страницу партитуры уходит день, а если трудно, то больше (что чаще), если совсем трудно, и неделя может уйти. А звучит эта страница так, секунд пять, скажем. Причем дело не в работе ума, а в работе пишущей руки, ну, плюс некое внимание, оно тоже устает.

victormain: Миша, ну там составы все-таки оркестровые другие были. Вокальные и хоровые партии он, думаю, не трогал. У Люлли вон, половину оперы струнный квинтет чешет, голос и что-нибудь облигатное. Цифрованное континуо. Всё. Так еще можно жить и пуды вываливать. Но все равно — это нечто. Я думаю (надеюсь!), что ван Свитен очень солидно ему заплатил, вровень с авторской работой. Тогда как прикладнуха проходит, первоисточник приятный, утешает. Как они с графоспазмом боролись — не представляю.

Mikhail_Kollontay: Спасает компьютер. В холодном поту вспоминаю рукописные времена, уже далекие. Было так: устраивалась наклонная плоскость — вроде парты — для партитурной бумаги (иначе от писания флейт очень устают глаза и спина, хотя тогда еще не мешал живот), глаза от света защищались таким бейсбольным козырьком, справа тушь и банка с водой для постоянно необходимой промывки пера, а также специальные щеточки для этой цели, пара перьев разной конфигурации, карандаши, ластик и т. д. Но преимущество было в том, что ты видишь весь бумажный партитурный лист, сразу, а сейчас приходится бесконечно по нему прыгать, и страницы листать тоже.

victormain: Я по-прежнему пишу от руки. Правда, тушью сейчас очень редко, только если какие-то особые подарочные экземпляры. Перешел на гелевые ручки, они не мажут и не проступают сквозь хорошую бумагу (а вот с этим сейчас главная проблема!). Перышки я раньше просто промывал под краном время от времени, а по ходу пользовался перочисткой.

tagantsev: По мне так, тут Моцарт ничего ни из чего не превратил, да и лучше опера не стала. А исполнение отвратительное в том смысле, что темпы идиотские и все перекорежено. Дивлюсь на Моцарта — вроде, хороший парень. И чего ему не сиделось? А поместить это творение надо в Генделя — ведь, например, Чакона Бах-Бузони в Архиве проходит под имением Бах!

Anonymous: Да не надо в Генделя. Бузони же ничего не досочинил в Чаконе Баха! А вот Моцарт добавил духовые партии, изменил струнные партии и вообще развитие партий. Так что пусть будет в Моцарте сие творение.

Aelina: Дима, а аранжировку «Мессии» Генделя не нашел?
Хотелось бы послушать и ее....

Anonymous: Нашел, конечно. Загружу.


Рецензии