Иосиф Виссарионович Невский

      Помню, в 2002 году телеканал Би-би-си (народный, кстати говоря, канал, существующий на добровольные взносы, на пожертвования) предложил зрителям назвать самых великих своих соотечественников. В английском рейтинге первые три места заняли Уинстон Черчилль, принцесса Диана и инженер Изамбар Брюнель. Два заглавных победителя хорошо известны и россиянам, а Брюнель прославился тем, что в начале 19 века механизировал строительство кораблей на стапелях, изобрёл несколько пил с механическим приводом, трикотажную машину для вязки чулок, станок для копирования чертежей и гвоздильный станок. Наконец, по его проекту был построен первый тоннель под Темзой. Человек заслуженный, что и говорить. Хотя, наверное, в английской истории были люди и позначительней. Ну да ладно, чего уж там, не мы выбирали. Но, заметим, англичанами были выбраны личности реальные, не мифологические.
      В 2008 году аналогичный проект запустил телеканал «Россия». И вот что выбрали мы. Некоторое время в списке самых великих россиян лидировал Иосиф Сталин, но в конечном итоге он занял менее почётное, но всё-таки призовое третье место, пропустив вперёд Александра Невского и Петра Столыпина.
      Скажу сразу: я уважаю мнение большинства. Александр Невский и мой давнишний герой, глубоко внедрённый школьной историей и фильмом Сергея Эйзенштейна с благородным красавцем Николаем Черкасовым в главной роли. Фильм «Александр Невский», санкционированный Сталиным, вышел в 1938 году и имел оглушительный успех, сравнимый разве что с успехом «Чапаева». Правда, вскоре показ картины запретили: Иосиф Виссарионович не хотел раздражать своего тогдашнего союзника Адольфа Гитлера сценами разгрома и гибели «псов-рыцарей» на льду и подо льдом Чудского озера. Однако в 1941 году, сразу после нападения фашистской Германии на нашу страну фильм снова начали экранировать во всю силу, и тут уже в глазах народной массы фигура Александра Невского стала естественно ассоциироваться с ликом и героизмом, и мудростью Верховного Главнокомандующего.
Вне сомнения, Александр Ярославич предельно идеализирован именно с подачи Иосифа Виссарионовича Сталина, и наше представление о древнерусском князе основано на мифе. На мифе, созданном сначала православной церковью, а потом приправленном советской, уже атеистической пропагандой.
      На самом деле, схватка на Ижоре в 1240 году со шведами, за которую 19-летнего князя стали величать Александром Невским, была локальной стычкой, где потери с обеих сторон составили менее 40 человек; в шведских исторических хрониках этот эпизод, случившийся близ Невы, даже не упомянут.
      Важнее по значению было возглавленное Александром Невским противостояние новгородского ополчения Ливонскому ордену, то есть католической экспансии. Продвижение крестоносцев на Восток было тем самым остановлено. Однако и здесь масштабы экспансии, да и Ледового побоища на Чудском озере в 1242 году сильно преувеличены. По новгородским данным, на поле битвы пали 400-500 немцев, а чуди «бещисла». Но объединённый немецкий орден в Прибалтике насчитывал тогда едва ли сотню рыцарей, и германские хроники сообщают о гибели на Чудском озере всего 25 крестоносцев. А чуди погибло «бещисла» просто потому, что язычников не считали.
      Наибольшей заслугой Александра Невского перед отечеством, по заключению современных исследователей, следует считать его умение ладить с Золотой Ордой. Благодаря этому умению он получил от завоевателей ярлык на княжение, и в меру сил своих спасал Русь от ещё большего разорения, препятствуя спонтанным народным выступлениям против татаро-монгольского ига. Но это сложная, внутренняя, довольно противоречивая часть жизни Александра Ярославича. Не за эту часть и не за эту честь проголосовало большинство российских респондентов, называя Александра Невского своим национальным героем. Россияне всё ещё голосовали за экранного мифологического героя, которого без особой натяжки можно назвать Иосифом Виссарионовичем Невским.
      Повторюсь, я уважаю мнение большинства. Но утвердившиеся со временем во мне российские национальные герои – из другого ряда. Они не мифологические. Это Александр Пушкин, Андрей Сахаров, Александр Солженицын. Мог бы назвать ещё нескольких, но остановлюсь на этих, для равновесного счёта.
      Александр Сергеевич Пушкин создал современный русский литературный язык – средство цивилизованного общения. А это значит, что он дал нам возможность стать нацией, народом в полном смысле слова.
      Андрей Дмитриевич Сахаров изобрёл страшное оружие противостояния, сделав тем самым невозможной третью мировую войну. А затем посвятил свою жизнь сближению народов и борьбе за права человека. Связав руки войне, он развязывал руки миру и свободе.
      Александр Исаевич Солженицын практически в одиночку противостоял государственной репрессивной системе и сумел продемонстрировать мировой общественности «Архипелаг ГУЛАГ» реального коммунизма, навсегда лишив его привлекательности.
      Пусть эти названные мною люди ещё не получили первых мест в нашей народной памяти. Стоят в очереди. Но очередь живая, она движется, насколько я понимаю.


Рецензии