Глава 165. Моцарт. 12 вариаций до-мажор

Вольфганг Амадей Моцарт
12 вариаций для фортепиано на тему французской песни «Ah, vous dirai-je Maman» до-мажор
Ингрид Хеблер (фортепиано)

sir Grey: Расскажите что-нибудь интересное про эту пианистку, пожалуйста.

karapyzik: Пожалуйста:

«Ингрид Хеблер с юных лет снискала репутацию «моцартовской пианистки». Гений Моцарта осеняет ее на всем протяжении жизненного пути. «Говорить об Ингрид Хеблер — значит говорить о Моцарте», — заметил музыковед X. К. Ворбс.

Музыкальные интересы девочки пробудились рано во многом под влиянием родителей — знатоков музыки, среди друзей которых были Казадезюс и Аррау. Едва получив первые уроки, она переехала с семьей из Вены в Зальцбург, где и дебютировала в 11-летнем возрасте. Занимаясь в «Моцартеуме» под руководством профессора X. Шольца, Ингрид быстро выросла в зрелую пианистку, доказав это после войны победой на Всеавстрийском конкурсе пианистов (1947). Годы совершенствования в Женеве у Н. Магалова и в Париже у М. Лонг увенчались наградами на двух конкурсах 1954 года — в Женеве и Мюнхене. И опять в ее разнообразном конкурсном репертуаре наибольшее одобрение вызвала интерпретация Моцарта, да еще, пожалуй, Шуберта.

Так началась успешная карьера артистки, открывшая перед ней двери концертных залов всего мира. Оставаясь верной любимому композитору, сочинения которого составляют основу ее программ, она достигла в этой области немалого. Еще в 1965 году И. Кайзер констатировал: «Всякие сомнения исчезают, когда Ингрид Хеблер играет Моцарта: неожиданно звук становится энергичным и гибким, словно откликаясь на моцартовские мелодии, вдруг оказывается бессмысленным думать о том, что верно, а что неверно».

В 1968 году пианистка закончила запись полного собрания всех концертов Моцарта. Спустя десятилетие был завершен еще более фундаментальный труд — полное собрание фортепианных сочинений Моцарта в 16 альбомах (оно включает и произведения для четырехручного исполнения, главным образом с Л. Хоффманом или Э. Смитом). Эта работа дает объективную картину «моцартианского» облика И. Хеблер. Конечно, ее Моцарт — не автор «Дон-Жуана» и «Свадьбы Фигаро», но скорее классик, «с почтением относящийся к этикету». Ее записи откровенно классичны по стилю, они привлекают не романтическим порывом, а пластичностью, чистотой. Характерно высказывание самой артистки:

«У меня своя голова, свои музыкантские представления об исполнении Моцарта, и, возможно, они кому-то не нравятся. Но каждый может убедиться, что эти концерты в техническом и музыкальном плане записаны со всей тщательностью. Их можно, подобно хорошему нотному изданию, не опасаясь, дать в руки каждому изучающему музыку. А это, когда речь идет о пластинках, вовсе не так уж само собой разумеется»

Григорьев Л., Платек Я.
«Современные пианисты». Москва, «Советский композитор», 1990 г.


Рецензии