Кочевники Евразии от ариев до Золотой Орды. Ч. 2

Сабит Ахматнуров
Кочевники Евразии: от ариев до Золотой Орды
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Уйгурский каганат
Глава II. Кыргызский каганат
Глава III. Кимакский каганат
Глава IV. Государство тюрок-сельджуков
Глава V. Хазарский каганат
Глава VI. Башкиры, мадьяры, печенеги
Глава VII. Волжская Булгария
Глава VIII. Киевский каганат 

Часть 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ ПОСЛЕ РАСПАДА ТЮРКСКОГО КАГАНАТА
 
Глава I. Уйгурский каганат

    В III-IV вв. уйгуры входили в союз племён «гао-гюй» . В 742 г. они с карлуками и басмалами восстали против власти тюркского кагана. С окончательным падением Восточно-Тюркского каганата уйгуры под руководством Бильге основали своё государство, заняв доминирующее положение в Центральной Азии. Он принимает титул Кюль-Бильге-кагана, но признаёт себя вассалом империи Тан. К тому времени уйгуры находились под влиянием культуры Китая, заимствовали китайскую административную систему, стали их верными союзниками.   
    В середине VIII в.  границы Уйгурского каганата на востоке уже распространялись до Манчжурии, на западе охватывала Джунгарию. Кыргызы, потерпев поражение, признали старшинство уйгур и платили дань соболями. Союз с империей Тан на первых порах принёс немалую выгоду уйгурам, особенно после того, как его правители оказали поддержку императорскому Дому в подавлении восстания и в освобождении от мятежников столицы Лоян.
    В 755 г. один из крупнейших военачальников китайской армии Ань-Лушань, выходец из благородной тюркской семьи, воспитанный на согдийской культуре во главе сильного отряда тюрков поднял мятеж против императорской власти и захватил обе столицы – Лоян и Чанъань. Император за помощью обратился к уйгурам. Каган Маянчур послал в Китай сына. После победы тот вернулся, чтобы участвовать в походе против взбунтовавшихся кыргызов. В 761 г. в Северном Китае вспыхивает гражданская война. Император вновь заручился поддержкой уйгуров, заплатив золотом. Бегю-каган (Идигань) (759 – 779) лично во главе профессиональной армии вступил на территорию империи и в течение восьми лет восстанавливал там порядок, спасая династию Тан. Тем вновь за это пришлось платить, но ещё больше китайцы заплатили за то, чтобы уйгуры ушли.
    Наряду с традиционным кочевым хозяйством тюрков у уйгур развивалось земледелие, разнообразные ремёсла. Значительную роль в каганате играли согдийские мигранты, которые во множестве оседали в городах и участвовали в торгово-экономической деятельности и культуре. Со временем именно они стали контролировать торговые связи с Китаем, Индией, Арабским халифатом, выступая в роли посредников.  Постепенно древние тюркские руны заменяются согдийским письмом, привнесённым торговцами из Согдианы, писавшими амбарные книги, расписки и торговые договоры. На его основе создаётся особая уйгурская письменность. Она оказалась более совершенной в сравнении с древним руническим письмом, способствовала распространению грамотности. Позже на ней будут созданы известные всему миру научные труды. Например, «Диван Луга тат-тюрк»  Махмуда Кашгари (1029 – 1101) .
    Для овладения письмом функционировали обучающие школы. Не случайно уйгурское письмо оказалось наиболее долговечным продолжалось до эпохи Золотой Орды. Получило распространение и книгопечатание, которое осуществлялось способом ксилографии .
    На рубеже VIII – IX вв. сюда начинают проникать религиозные учения. Буддийские, христианские, мусульманские проповедники вступают в соперничество за умы народов, проживающих на земле от Британии до Японских островов. И здесь многие из них добивались успеха, предлагая стройные системы взглядов на происхождение жизни на земле и правила поведения в мире. Вероучения, пришедшие на смену мировоззрения кочевников с культом Тенгри, легко ложились на их представления о главенстве Неба над всем, что есть на земле и в небесах, так как теперь становились чётко прописанными.
     В 762 г. Бегю-каган, пребывая в танской столице, открыл для себя манихеев – последователей синкретической религии, составленной из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, буддийских и др. религиозных учений. Основателем её был Мани (216 – 276) из города Мардине в Вавилонии.  Проповедники манихеев сумели увлечь кагана философией и взглядами на жизнь. Он пригласил их в свою столицу. Манихейство становится официальной религией государства, но распространяется преимущественно среди уйгурской элиты, тогда как простой народ в большинстве оставался привержен культу Вечного Синего Неба и языческим традициям. 
   В Синьцзяне и Ганьсу распространялись и другие религиозные учения, в частности несторианское христианство .
    Но благополучие Уйгурского каганата продолжалось недолго. На рубеже VIII – IX вв. восстают карлуки, хотя и были разгромлены. А в 816 г, когда уйгурская армия вела очередные боевые действия с Тибетом, в тылу у них вновь подняли восстание кыргызы, потерпевшие двадцатью годами ранее сокрушительное поражение при подобном восстании. Одной из причин этого восстания называют неприятие кыргызами, так же, как и карлуками, манихейства в качестве государственной религии каганата. На этот раз кыргызы сумели освободиться от вассальной зависимости, сформировав собственное государство.
    В 841 г. уже вся Халха   и столица уйгуров оказались в руках кыргызского хана. Слабостью уйгур воспользовались китайцы, выдавив их из Ордоса. Тех, кто нашёл приют в Маньчжурии, разгромили кыргызы. Захват столицы государства привел к уничтожению каганата, расселению уйгуров и быстрому опустению городов. К 861 г. от некогда великого Уйгурского каганата осталось два небольших княжества на северо-западе Китая в нынешних провинциях Ганьсу и Турфане.
    В Х в. часть уйгуров в Ганьсу называли «сары-уйгуры» или «уйгуры с жёлтой головой». Возможно, это были татары, в результате продвижения ислама вытесненные на восток из бассейна Среднего Тарима. Имя «отуз-татар»  было выбито в Большой надписи в честь Кюль-тегина. Возможно, отуз-татары и закладывали основы культуры будущей монгольской империи, поставляли ей административные кадры. В последствие большинство подданных империи Чингиз-хана назывались «татары».
    Уйгуры создали новое по тем временам общество с высокой культурой. В одном городе здесь могли проживать манихеи, буддисты, христиане, последователи культа Тенгри. На улицах проповедовали мусульмане, иудеи и представители других учений. При знакомстве с образцами юридических документов тех времён современники поражаются тем, насколько развита была правовая и кредитно-финансовая система уйгур. Там присутствовали почти все виды торговых и кредитных операций, характерных для современности. Существовал, например, даже термин «t;;», обозначавший понятие «процент» . Но принятие манихейства элитой общества отдалило их от народа. Во второй половине IX в. Уйгурский каганат как значительное государство остаётся в прошлом истории.

Глава II. Кыргызский каганат

     Енисейскими кыргызами называют тюркоязычный народ, сложившийся в Минусинской котловине из саянских динлинов и предков современных хакасов, гяньгуней, в IV - III вв. до н.э. Древние хакасы имели «орлиный нос, русые волосы и голубые глаза, были отважны и мужественны» .
     По расовой принадлежности древних кыргызов относят к еропеоидам. Антропологический тип обитателей Саяно-Алтая того времени убедительно подтверждён современными археологическими находками в древнейших захоронениях VI – III вв. до н.э. Пазырыка и Укока. 
    Об уровне развития народов Южной Сибири свидетельствует не только необычайно высокая технология обработки железа, с которой европейцы познакомились только в эпоху гуннов, но и культура земледелия. В захоронениях археологи нашли жерновок ручной вращающейся мельницы. Об использовании кыргызами ручных мельниц сообщают и китайские источники. Широко использовалось орошение, для чего прорывались каналы до 10 - 15 км длиной. От каналов в поля отходили узкие канавы; по мере необходимости они открывались или перегораживались большими камнями. Известны крепостные сооружения кыргызов, города с остатками дворцов и административных зданий, возведённых из сырцового кирпича или дерева. Так, в Западной Сибири обнаружены тюркские курганы с кладками из сырцового кирпича, датированные концом I - началом  II-го тыс.  При всём том кочевое скотоводство имело значительно большее значение в хозяйствовании древних кыргызов, нежели земледелие .
    В делопроизводстве, в отличие от уйгуров, кыргызы продолжали пользоваться орхоно-енисейским руническим письмом. Как у многих народов распавшегося Тюркского каганата, в мировоззрении доминировала вера в Вечное Синее Небо, в верховенство Духа Тенгри над всем, что есть на земле. При этом почитались и младшие божества, «хозяева» гор, лесов, воды. 
    Границы кыргызского государства в VIII в. на севере простирались от Абаканского хребта Западного Саяна до озера Байкал вдоль реки Ангары. На юге кыргызы и союзные им племена соперничали с уйгурами, построившими линию укреплений на территории современной Тувы.  В 820 г. кыргызский вождь из рода Яглакар начинает большую войну, которая длилась двадцать лет и закончилась в 840 г. полной победой кыргызов над последним уйгурским каганом Чжан-Синем .
    Далее они захватывают всё Присаянье, Алтай, северо-восток Казахстана до среднего течения Иртыша на западе и устья Селенги на востоке. Это было государство с авторитарным правлением. Административный аппарат делился на шесть категорий: министры, проконсулы, комиссары, резиденты, генералы и дакан. Всего было семь министров, три проконсула, десять комиссаров, пятнадцать резидентов и неизвестное количество генералов и тарханов .
    До начала Х в. продолжалась доминирование кыргызских правителей на значительной части земель, некогда подвластных тюркским каганам. С течением времени, с усилением удельных князей ослабевает центральная власть. Часть кыргызов по неизвестной причине покидает многие земли Центральной Азии. Но столица каганата остаётся в Минусинской котловине.
     На востоке усиливаются кидане – потомки древних монголоязычных дунху. Впервые под этим этнонимом они выступили в 479 г. В самом начале Х в. их вождь Амба-гань покоряет значительную часть Монголии, а в 907 г. вторгается в Китай, объявив себя императором . Кыргызам приходилось воевать не только с киданями, но и с найманами. Будучи расселёнными на огромных территориях, они чаще оказывались в малом числе и не могли оказать достойного сопротивления усиливающимся монголоязычным кочевым племенам. В XI в. известно лишь небольшое княжество кыргызов в Минусинской котловине, сохранившее государственность до конца XIII века, когда под натиском войска Чингиз-хана окончательно распалось.
    К концу XI в. светловолосых народов в центре Азии остаётся не так много и здесь начинает преобладать монгольский элемент. Но даже в XIII в. в Европу придут монголы, возглавляемые светловолосым ханом Батыем, великим полководцем Чингиз-хана - рыжим Субэдэем. Да и сам потрясатель вселенной, по некоторым данным, обладал высоким ростом и светлыми волосами.


Глава III. Кимакский каганат

     В китайских источниках упоминается племя «яньмо», обитавшее на северо-западе современной Монголии. Яньмо называют в числе предков кимаков. Начиная с середины VII в. кимаки (имаки, каи) с кипчаками в большинстве своём расселяются к северу от Алтайских гор до средних течений Иртыша и Тобола, на запад до Урала, на юг до бассейна реки Сырдарья. Это был период ослабления Великого Тюркского каганата. В начале VIII века на востоке они граничили с кыргызами, на юге - с карлуками и тогуз-огузами. Кипчаки селились западнее кимаков. Хотя, кипчаками могли называть часть кимакских и других тюркских племён, в том числе древних татар, как обитателей степи «Дешт-и Кыпчак». В Х в. араб Ибн Хаукаль на своей карте отметил, что кипчаки, кимаки, огузы кочевали в степях севернее Аральского моря. И другие арабские источники свидетельствуют о тесных контактах и совместных кочёвка этих племён . Отдельные орды располагались по берегам Каспийского моря.  До распада Тюркского каганата вождь кимаков носил титул «шад-тутук», позже  его уже называют более высоким титулом «ябгу».
    Из-за отсутствия достоверных сведений в источниках и упоминаний в большой и малой Надписях в честь Кюль-Тегина о противостоянии каганам тюрков можно предполагать, что кимаки и кипчаки активно не участвовали в восстаниях за независимость, находясь на достаточно большом удалении от столицы Тюркского каганата. Но в середине IX в. после распада Уйгурского каганата к кимакам присоединяется часть племён, подчинённых прежде уйгурам. С этого времени начинаются набеги на тогуз-огузов, печенегов с последующим подчинением их. Вождь союзного объединения племён, где кимаки играли роль «старшего брата», принимает титул кагана. Образуется единое кочевое государства от Алтая до Южного Урала.
    Культура и образ жизни в Кимакском каганате мало отличались от таковых у других кочевых тюркоязычных народов, прежде входивших в состав Великого Тюркского каганата. Как для пратюркской, и для древней тюркской эпохи характерны погребения по обряду трупоположения в сопровождении животного (коня, барана) или без него и кыргызские могилы с захоронением сожжённых человеческих костей под каменными выкладками . 
    У кипчаков курганы насыпались из камня или обкладывались ими. Умершие укладывались головами на восток, а рядом, также головой на восток, помещали целые туши коня или конские чучела с ногами, отчленёнными по колена. Кони нужны были для «быстрого переезда» из одного мира в иной. Но с течением времени погребальные ритуалы менялись при смешении различных племён и этносов.
    Каменные насыпи стали заменяться простыми земляными. Менялась и ориентировка: сначала коней – головами на запад, затем и самих покойников. Только один этнографический признак Кимакского каганата оставался неизменным: это возведение святилищ, посвящённых культу мужских и женских предков. Этот обычай имел место и тогда, когда кипчаки пришли в южнорусские степи. Причём, если в VI – IX вв. у тюрок в святилищах от каменных оградок с памятником умершему ставились в ряд «балбалы» - камни, символизировавшие убитых им врагов, - кипчаки ограничивались квадратными оградками из битого камня и щебня. Над ними ставили памятные стелы и памятники-статуи. Каменные статуи часто обрабатывались только спереди, очерчивая лицо, руки и атрибут кочевника в виде ремня на животе. На женских статуях выделялись груди .
Изваяние мужчины из гранита. Найдено на берегу Енисея в устье р. Сайгдан (Тува). Эпоха раннего средневековья. Минусинский региональный краеведческий музей им. И.М.Мартьянова. Фото автора   
    Монументальные памятники и стелы, в т. ч. раннего скифского периода, до настоящего времени археологи находят над древними захоронениями от Саяно-Алтая, Монголии и китайского Синьцяна до Западной Европы. Они имеют стилистическое сходство, причём как возведённые в эпоху бронзы, так и в эпоху железа . Неизменным атрибутом этих скульптур оставалась священная чаша на животе. А обычай огораживать памятники над захоронениями сохраняется в современной России.
    Общественный строй кимаков идентифицируется как раннефеодальное общество. Столица каганата располагалась в городе Имакия на Иртыше. Часть населения Кимакского каганата вела полуосёдлый образ жизни, о чём свидетельствовал в XII в. араб ал-Идриси. Кроме кочевого хозяйства они занимались земледелием, сеяли пшеницу, ячмень и даже рис. Строили хорошо укреплённые города. Казахские археологи тщательно исследовали останки таких городов, и пришли к выводу: кимаки прошли обычный для кочевых народов путь развития от временных стойбищ кочевых аристократов до оседлых поселений и городов. Весь каганат делился на 11 или 12 уделов. В Худуд-ал-Алама написано об 11 управителях, уделы которых передавались по наследству. Они находились в вассальной зависимости от кагана, являясь его военачальниками. За службу получали удельные владения. У них, в свою очередь, в подчинении были более мелкие управители – племенные и родовые вожди и старшины, составлявшие аристократическую верхушку каганата . Со временем удельные правители богатели, стремились к большей самостоятельности и захвату земель, а рядовые кочевники чаще беднели. Начинаются междоусобные войны и деление некогда единого каганата на отдельные племена и межплеменные союзы. Усилились кипчаки и на рубеже X – XI вв. стали независимыми. Кипчаки (половцы, куманы) в некоторых древних источниках именовались «жёлтые», или «сары» . Многие исследователи отмечали, что эти кипчаки были белокурыми и голубоглазыми, связывая их происхождение с динлинами, обитавшими в степях Южной Сибири конца I тыс. до н.э.
    В начале XI века кипчакские орды двинулись на запад. В это время, как отмечает специалист по истории кочевников Светлана Плетнёва, входившие в состав феодального государства «жёлтые кипчаки» вновь переходят на более низкую стадию экономического и социального развития. Подобный переход, по ее мнению, был характерен для кочевников, попадавших в аналогичные ситуации, когда они начинали завоевательные походы. В южнорусских степях их называли половцами. Здесь половцы встречаются с тюркоязычными же печенегами, хазарами, огузами, булгарами, а также со славянами и другими народами. Антропологические исследования черепов из захоронений кочевников там X – XIII вв. свидетельствуют, что внешне они не отличалось от жителей степей VIII – начала Х вв.
    С. Плетнева считает, что кипчаки и кимаки быстро смешались с обитавшими до них этническими группировками и «через одно-два поколения изменились физическим и отчасти культурным обликом».  Надо полагать, стали европеоидами... По ее мнению в большинстве своем половцы не были светловолосыми, указывая: «…Среди половцев были и отдельные белокурые особи, однако основная масса тюркоязычных с примесью монголоидности кимако-кипчаков была черноволосой и кареглазой»  .   
     Никаких подтверждающих фактов и объяснения причин, по которым «основная масса тюркоязычных особей» должна была иметь примесь монголоидности, автор не приводит. Тогда как при естественном доминировании монголоидных расовых признаков в смешанных браках с европеоидами, вряд ли физический облик обитателей южнорусских степей с приходом туда монголов мог быстро измениться в сторону европеоидных черт; могло быть только наоборот. Лишь позже во времена Золотой Орды монголоидные антропологические признаки появились у части обитателей казахских степей от Алтая до Уральских гор и реки Волга на западе.
    Более же вероятно, что в Северном Причерноморье с эпохи скифов и Великого переселения народов встречался один и тот же антропологический тип. А в XI в. половцы заняли доминирующее положение в степях Восточной Европы. Отсюда преимущественный там антропологический тип людей с голубыми глазами и светлыми волосами. Потому и столь редки находки монголоидных признаков в останках из могильников южнорусских степей. Пришлые кипчаки-половцы вступили в широкий культурный и этнический контакт с автохтонным населением, в том числе с потомками гуннов,  русами, уграми и славянами.
    К концу XI в. они уже доминируют в степях до Дуная. Северная граница «Поля Половецкого» проходила на Левобережье – в междуречье Воркслы и Орбели, на Правобережье – в междуречье Роси и Тясмина. На юге включала северокавказские, приазовские, крымские и причерноморские степи .
     За 200 лет обитания в восточно-европейских степях образ жизни и быт кочевников половцев мало менялся. Археологи находят те же захоронения по типу «трупоположения» с оружием и трупами животных. Над могилами умерших ханов насыпали курганы из камня, земли, возводили святилища с каменными статуями. Но половецкие статуи отличаются хорошим качеством резьбы, моделировки человеческой фигуры. Найдены стоячие, сидячие, поясные изображения с руками и без рук, с фоном и без него. Вот что писал о таких статуях Гильом де Рубрук в XIII в.: «…Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу» .
    Важно то, что статуи эти, как и найденные на берегах Енисея с особым положением рук и сосудом на животе напоминают древний скифский сюжет из легенд, приведенных Геродотом в 4-й книге девятитомной «Истории», которые мы приводили выше. Согласно первой легенде, упавшие с неба золотые предметы - плуг с ярмом, секира и чаша - по согласию были переданы одному из сыновей Таргитая. По второй легенде Геракл передал деве со змеиной нижней частью тела для сыновей один из своих луков и пояс с золотой чашей, сказав, чтобы отдала их тому, кто сможет натянуть лук. Сыновей звали Агафирс, Гелон и Скиф. С задачей справился только младший Скиф, выполнив все, он остался жить с матерью: «…От него пошли цари скифов, а сами скифы и поныне носят чаши на поясах» .

    Модель котла на конусообразной ножке из царского кургана Аржаан-2 в Республике Тыва. Стенки сосуда покрыты резными изображениями барана и хищника, к основанию ножки прикреплена цепочка для подвешивания к поясу. Золото. Литье, резьба, пайка, плетение. Диаметр – 3,9 см, длина цепочки – 4,2 см. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Национальный музей Республики Тыва им. Алдан Маадыра. Фото М.Чооду

    К тому же змеи и драконы, наряду с более поздним тотемом – волком, занимали почетное место в сказаниях тюрок и, вероятно, пришли из древнейших легенд. Вряд ли можно назвать случайным совпадением то, что священным символом кочевников скифов и тюрок была чаша или миниатюрная модель котла, прикрепленная к поясу. Это скорее, преемственность в традициях и культуре одного народа. 
    Основным типом половецкого жилища были войлочные юрты на телегах и на земле, глинобитные дома. Какая-то часть их, по-видимому, проживала в подвластных им крымских городах. Из одежды обращают внимание высокие кожаные сапоги, края которых достигали середины бедра. В половецком захоронении середины XIII в. у села Заможное в Украине обнаружены останки мужчины возраста 40 – 50 лет, мощного телосложения и ростом 180 см (Н.М. Куприй, 1990). Одет он был в богатый кафтан, украшенный цепочкой из электровой проволоки. Найдены три шёлковых пояса, золотые перстни, а в правой руке зажат символ власти – золотой стержень из кручёного золота. По левую сторону от покойника лежало оружие: сабля, колчан со стрелами, костяное налучье, нож для правки стрел, щит, кольчуга и шлем. В состав погребального инвентаря входили также: ресало в шёлковом мешочке, серебряная позолоченная курильница . 
   Такие же высокие сапоги носили древние скифы и саянские кыргызы задолго до начала нового летоисчисления. Можно предположить, что одежда кочевых обитателей Великой Степи, их символы мало менялись от скифских времён до половцев.  А то, что Н.М. Куприй назвал курильницей, была, вероятно, священная для кочевника чаша.
    Непросто складывались взаимоотношения русов с половцами. Большинством исследователей подчёркивается антагонизм Руси с кочевниками. Начало такому суждению было пожено в русских летописях. Писались и переписывались они православными монахами, воспитанными на неприятии безбожников, каковыми для них являлись пришедшие кочевники. Подобное, как мы помним, несколько ранее наблюдалось у католических монахов в Европе, боровшихся с арианской ересью.
    На самом же деле судьба половцев куда более трагична, нежели тех, кто писал древние русские летописи. Отказавшись подчиниться тем, кого называли «монголами», с приходом хана Батыя часть половцев ушла дальше на запад сначала в Венгрию, а за тем в Болгарию. Другая их часть практически растворилась в русском, украинском обществе, принимая православное крещение. Немало половецких воинов влилось в монгольское войско. Так или иначе, как этнос половцы-кипчаки потеряли свою историю.      

Глава IV. Государство тюрок-сельджуков

    К концу Х в. ослабевает влияние кимаков на тогуз-огузские племена. Их вожди ведут борьбу за независимость, в том числе выступают против своего вождя, формально подчинявшегося кимакскому кагану. Глава одного из огузских племён Сельджук ибн Тугак создаёт племенной союз, впоследствии получивший название «держава Сельджукидов».
    По свидетельствам арабов, его отец Тугак слыл выдающимся полководцем хазарского кагана, и будущий основатель сельджукского государства воспитывался при дворе. В результате каких-то причин Тугак поднял бунт, о чём свидетельствует запись в книге Абу Ал-Ала Ибн Хассула от XIII в.: «Поранил царя мечом и ударил булавой…» и покинул дворец .
    После разрыва с хазарами тогуз-огузы набрали значительную силу и отказались подчиняться кагану кимаков. К огузам присоединилась часть кипчаков, туркмены и карлуки. Сын Тугака Сельджук создаёт постоянное войско, начав завоевательные походы в Хоросан , Гурган (Ургенч), в Северный Афганистан и Западный Иран. Основу войска составило туркменское ополчение и карлуки.
     Надо заметить, карлуки представляли значительную силу Семиречья в IX в. После распада Уйгурского каганата они создали своё государство. Их кочевья тянулись на огромные расстояния от долины Таласа до Тарима в Восточном Туркестане, контролировали здесь караванные пути. В наши дни селения с названием «Карлук» встречаются даже в Прибайкалье . С падением Уйгурского каганата вождь карлуков с титулом Билке Кюл Кадыр-хан обосновался в Кара-Орде, объявленной столицей нового каганата. Он объединил карлуков, чигилей и тюргешей в единое государство, позже названное Караханидским каганатом, по имени основателя династии ханов – Абдул-Керим Карахана. Историки считают: карлуки, наряду с хазарами, сдерживали натиск ислама на север, сохраняя приверженность культу Вечного Синего Неба. Тем не менее последователи пророка Мухаммада постепенно распространяли своё влияние в Средней Азии.
    Объявление Сельджуком ислама государственной религией, возможно, стало одной из причин разрыва с иудейской Хазарией. Следует признать, в целом ислам дал толчок к расцвету культуры, искусства средневекового востока и научным достижениям того времени. И сегодня большая часть человечества пользуется арабскими цифрами. Даже алгебра  пришла из арабского востока, а с именем математика Аль-Хорезми (ок. 783 - умер ок. 850 г.) впоследствии связали прикладной метод отчёта алгорифм. Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980 - 1037) перевёл труды Аристотеля, во многом предотвратив их от забвения во мраке средневековой Европы. Именно на Востоке первыми поняли гениальность трудов античного мыслителя. Араб Ибн аль-Хайсам (965 – 1038) в книге «Сокровище оптики» подарил миру идею очков и телескопа .  Философ аль-Фараби (870 – 950) синтезировал идею эманации со сферической моделью строения мира Аристотеля и Птолемея. 
    Как оказалось, принятие новой религии благоприятно сказалось на пассионарном подъёме тюрок-сельджуков. Их наступление стало столь неожиданным и стремительным, что за считанные десятилетия была создана империя Сельджукидов, простиравшаяся от левобережья Амур-Дарьи и Каспийского моря до Средиземного моря. Имели значение и политические усилия сельджуков. Так, поддержав династию Саманидов в Мавераннахаре   в соперничестве с карлуками, они заставили Караханидский каганат присоединиться к сельджукам.
    В 1043 г. сельджукская армия во главе с Тогрул-беком и Чагри-беком вторглась в пределы Хорезма. Хорезм входит в состав государства Сельджукидов. В 1055 г. Торгул-бек захватил Багдад. Вожди сельджуков начинают  именовать себя «султанами»  и усиливают экспансию на запад, вторгшись в Армению, Грузию и Византию. В 1071 г. армия сельджуков во главе с султаном Алп-Арсланом в битве при Малазгирте (Манцикерте) к северу от озера Ван в восточной части Малой Азии разбила византийскую армию, которой командовал император Роман IV Диоген, открыв дорогу для беспрепятственного продвижения на запад. Сельджуки утверждаются на большей части Анатолии, а в 1072 г. захватывают Сирию и часть Палестины.
    Во времена правления султана Малик-шаха (1072—1092) Сельджукская империя достигла наивысшего могущества. Они прочно обживаются в Малой Азии, основав столицу неподалёку от Константинополя в Изнике (Никея). Но в 1097 г. крестоносцы I крестового похода вынудили сельджуков оставить город и перенести столицу в город Конья (Икониум) в центральной части Малой Азии. В 1176 г. султан Килидж-арслан II разбивает армию византийского императора Мануила I Комнина.
     Малая Азия стала тюркской, хотя была этнически и культурно смешанной проживавшими там разными народами. С древних времён здесь жили арабы, армяне, греки, евреи и другие народы. То есть она не была этнически однородной, а потому, вероятно, произошло редкое для кочевников историческое явление, когда не они ассимилировались в завоеванных народах, а наоборот, принесли свой язык и обычаи.
    Тюрки в Малой Азии стали называть себя «сельджуками Рума» в отличие от «Великой империи сельджуков» в Иране и в Ираке. С началом завоевательных походов крестоносцев православная Византия вынуждена была затрачивать огромные усилия на отражение нападений католиков-крестоносцев. Потому длительное время поддерживались относительно мирные взаимоотношения с Сельджукидами, тем более что тем не был присущь религиозный фанатизм, каким отличались западноевропейские католики-рыцари. Так, Византия уже никогда не смогла оправиться от разграбления  Константинополя в 1204 г. рыцарями IV крестового похода и последующей латинской оккупации с 1204 по 1261 гг. .
   С течением времени усиливающиеся эмиры сельджуков Рума утрачивали желание беспрекословно подчиняться центральной власти. В первую очередь отошли дальние восточные правители в Ираке, Иране. Конец независимости сельджукского Рума наступил с приходом войск потомков Чингиз-хана, которые вначале покорили государства сельджуков в Иране и Средней Азии, затем вышли к Средиземному морю.

Глава V. Хазарский каганат

    О хазарах известно со времён европейской державы гуннов. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан . История возникновения и таинственного исчезновения Хазарского каганата – могущественного государства Евразии - до сих пор вызывает интерес у исследователей. В ней много противоречий, которые не поддаются объяснению, а письменные свидетельства не могут их прояснить. Археологические находки дали не так много, хотя участие в палеографических, археологических экспедициях начала 60-х годов прошлого столетия позволили Льву Николаевичу Гумилёву сделать важные для изучения истории хазар выводы. В том числе то, что в XIII – XIV вв. долины низовий Волги залили воды Каспийского моря и наносы преобразовали её облик. Почему археологи и не могли обнаружить остатки столичного города хазар Итиля. 
    Хазарами называют потомков сармат и гуннов, которые после распада гуннской державы в степях между Тереком и Волгой соседствовали с болгарским племенем барсилов. Позднее они слились в единый народ. Кочевой быт хазар с исчерпывающими сведениями о народе освещён в письме хазарского царя Иосифа сановнику халифа Абдрахмана III Хасдаи ибн Шафруту в Испанию от Х в. Они были прирождёнными всадниками, питались мясом, кобыльим и верблюжьим молоком. Постепенно происходил процесс перехода к земледелию, а население делилось на оседлых и кочевых людей. Важное место в экономике занимала торговля. Хазария утвердила контроль над важнейшими путями международной торговли из Европы в страны Передней Азии, Причерноморским рынкам. В период расцвета власть  хазарского кагана простиралась на Северный Кавказ, Крым, Волжскую Булгарию, в даннической зависимости были  восточнославянские союзы племён: поляне, северяне, вятичи и, по-видимому, славяне-анты .
    А вот по Ю.Н. Дроздову этнотермин «хазары» – это не этноним, а внешнее название сабиров. Он считает, что по своему происхождению сабиры были гуннами, о чём писалось в позднеантичных источниках. Так, гуннами называл сабиров Иордан: «А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закипели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие – савирами…» . Ю.Н. Дроздов считает, что сабиры, булгары мигрировали в район северо-западного Прикаспия из Среднего Поволжья или из Среднего Прикамья.
    Государство это можно рассматривать и как один из осколков Великого Тюркского каганата. В его состав включаются аланы, болгары, буртасы, мадьяры, марийцы, печенеги, а возникновение непосредственно связано с историей Западно-Тюркского каганата. Первой столицей государства считается крепость Семендер, построенная на берегу Терека для предотвращения вторжений из Закавказья ещё в период становления Великого Тюркского каганата. Это крепость со стенами из саманного кирпича. Со временем Семендер превратился в цветущий город, по свидетельствам современников не уступавший богатством и многочисленности населения Итилю. Сады и виноградники Семендера были известны всему Ближнему Востоку. Жилищами служили палатки и деревянные дома с горбатыми кровлями .
   Нескончаемые нападения арабов вынудили хазарского кагана в 723 г. перенести ставку на берега Волги в г. Итиль. Согласно арабским источникам и письма хазарского царя Иосифа испанскому сановнику Хасдаи ибн Шафруту, Итиль был большим городом на острове и берегах Волги. С правым берегом остров соединялся мостом.
     В VIII в. Хазарский каганат стал мощной державой, остановившей натиск арабов и объединивший практически всю Юго-Восточную Европу. Хазары устанавливают определённый порядок в степях от Аральского до Чёрного морей, чем способствуют развитию караванной торговли. Богатеют купцы-посредники на транзитной торговле. В большинстве своём ими оказались евреи, которых в Хазарии было не так много . Караванная торговля между Китаем и Европой  оказалась в руках евреев-рахдонитов , позволявшая накапливать огромные богатства. Как часто бывает в таких случаях, те, кто имели финансовую власть, хотели обладать и властью политической.
    По неподтвержденной версии первоначально в Хазарии преобладали иудеи караимы. Считают, евреи пришли в Закавказье двумя путями. Когда в конце V – начале VI вв. в Персии разразилась междоусобная война, там они в поддержке каждой из противоборствующих сторон разделились на два лагеря. Вельможа Маздак, предложивший шаху новую систему управления страной, развернул массовый террор против защитников «мрака» с близкой манихейству теорией мироустройства. В итоге он был повешен. Примкнувшие к маздакитам евреи бежали на Кавказ. Но основной путь эмигрантов из Персии пролегал не через северокавказские степи, а через Малую Азию и Чёрное море к устью Днепра и в Европу, где уже были колонии западной ветви евреев, оставшихся после распада Западной Римской империи .
    Двести лет после ухода из Персии евреи жили между Тереком и Сулаком в соседстве с хазарами в дружбе. Когда арабы начали войну на Кавказе, они вместе отражали их натиск, понимая, что в случае поражения грозила гибель их мужчинам и продажа в рабство жён и детей. Когда мощь арабов временно угасла из-за внутренних усобиц, хазары перенесли военные действия сначала в Азербайджан, а потом в Армению (721 – 722 гг.). И здесь им помогали евреи. Отважный вождь с тюркским именем Булан отличился в походе, чем добился особого уважения и восстановил еврейские обряды для своего народа .
    Совместное проживание разных народов приводило к смешению этносов; дети от смешанных еврейско-хазарских браков и даже сами евреи в Х в. уже называли себя хазарами. Л.Н. Гумилёв вводит два термина: «иудео-хазары» и «тюрко-хазары» .
    Хазарское государство имело хорошо структурированную систему управления. На верхней ступени находилось два человека: каган и его заместитель – бек . Так было до начала IX в., когда иудей бек Обадия совершил государственный переворот. В результате кагана фактически лишили власти, оставив формальным главой государства. Титул «бек» применяли теперь только для внутреннего употребления, а в сношениях с иностранцами бек именовался царём или маликом. Законный хан из рода Ашина стал иудеем, то есть перешёл в веру матери и был принят в иудейскую общину. Всё произошло благодаря тому, что тюркские вожди сохраняли обычай многожёнства, женились на прекрасных еврейках, а сыновья их, оставаясь тюркскими царевичами, становились членами иудейской общины .
    То есть, произошло примерно то, что практически всегда происходило с кочевниками в Евразии, детей-то воспитывали женщины…
    С принятием иудаизма в качестве государственной религии в Хазарский каганат стали стекаться иудеи из разных стран. Вновь прибывшие евреи, гонимые в христианских и мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов. Каганат превратился из тюркского в тюрко-еврейский. Основную массу составляли тюрки, но правили ими иудеи. Несогласные с таким положением дел племенные вожди хазар выступали против власти, и в степях между Волгой и Доном вспыхивает гражданская война с религиозным оттенком .
    Сначала хазарские цари покупали себе сторонников нового порядка среди мадьяр, огузов и печенегов, а позже перешли к использованию наёмного войска из мусульман, в том числе для подавления недовольства среди собственного народа .
    В 872 г. в Тегеране шииты захватили власть и вторглись на Юго-Восточное Каспийское побережье, лишив хазарских евреев удобного караванного пути и поставок наёмников из Гурганджа. Началась война Хазарии с мусульманами. По мнению Л.Н. Гумилёва, для этой войны хазарский царь пригласил варягов, в частности дружину Хельги (Олега), посулив раздел Восточной Европы и поддержку в захвате Киевского каганата. Олег в 882 г. овладел Смоленском и Киевом, а уже к 885 г. подчинил себе бывших данников Хазарии северян и родимичей. С той поры варяги из Киева платили хазарскому царю «дань кровью», посылая воинов воевать за интересы хазарских правителей .
     Но государство, утратив доверие и поддержку своего народа, обрекло себя на гибель. В конце IX в. на западе от Хазарии созревают условия для возникновения нового государства. Торговый путь «из варяг в греки» успешно соперничает с волжским путём «из варяг в хазары». Быстро растут города на этом пути, в особенности Киев. Конунг Олег (879 – 912) с Игорем (912 – 945) сумели объединить вокруг себя разные племена, в том числе народы, не желавшие власти хазарского царя. От Хазарии отлагается Волжская Булгария, печенеги заключают союз с Киевом. Против хазар выступают огузы, и только горцы иранского Мазендарана остаются на службе хазарского малика. В 965 г. печенеги в союзе с киевским конунгом, которого уже называют каганом, Святославом Игоревичем окончательно разгромили Хазарию. Впоследствии часть хазар растворились в Золотой Орде, государственной религией которой во времёна хана Узбека стал ислам. Иудейская верхушка, вероятно, бежала к единоверцам на Кавказ, а терские хазары-христиане устремились  к бродникам на Дон .
    В те времена основным разделяющим фактором этносов становились не столько различия способов хозяйствования, сколько принадлежность к вере, которая приводила к определённому единообразию культуры народов. А потому нетрудно предположить, что бродниками называли в том числе наследников древних хазар . Впоследствии они вступают в борьбу с новыми пришельцами с востока – половцами - и воюют с ними даже после того, как те стали союзниками и родственниками русских князей. Неслучайно в известной битве на Калке в 1223 г. бродники помогали монгольскому полководцу Субэдею против объединённого войска русских и половцев.

Глава VI.  Башкиры, мадьяры, печенеги

    Племенное объединение печенегов кочевало в заволжских степях северо-восточнее хазар между мадьярами, кипчаками и огузами. Считается, в это объединение входили и некоторые угорские народы. Относительно происхождения этнонима «печенег» существуют разные точки зрения. Возможно, он происходит от имени племенного вождя Бече. Слово «печэнэк» в переводе с татарского языка означает соломинку, сухую траву. Византийцы их называли «пацинаками» или «пачинакитами».
    С ослаблением Хазарского каганата в конце IX в. печенеги приходят на его земли. В целях защиты каган договорился с огузами. Те разгромили печенежское войско. Печенеги двинулись на запад и остановились в пределах Днепро-Донского междуречья восточнее владений венгров (мадьяр), где те обосновались по приходу из Южного Урала. Надо полагать, среди них была часть паскатиров или древних башкир Южного Урала, о которых позже писал Гильом де Рубрук, что внесло путаницу в разделение средневековых башкир и венгров.
    Византийский император и писатель Константин Багрянородный (905 – 959) в книге «Об управлении империей» называл венгров турками. Они были союзниками хазарского кагана, который дал их вождю в «жёны благородную хазарку» . Район расселения венгров назван Этелькез, или Ателькуза, что в переводе и означает «Междуречье». О том же сообщается в «Повести временных лет». Материальная культура венгров в период их обитания в Ателькузе, несмотря на ряд отличительных черт, имела салтово-маяцкие черты . Основой хозяйственного уклада было кочевое скотоводство и плужное земледелие, то есть полукочевой быт .
    В 898 г., воспользовавшись ситуацией, когда войско венгров было в походе, печенеги опустошают их стоянки, не жалея женщин и детей. Впоследствии те вынуждены были уйти через Карпаты в Подунавье, а печенеги сделались фактически единственными хозяевами приднепровских, донских степей. Малоактивная часть печенегов осталась в прежних кочевьях подчинясь огузам, и самостоятельного значения здесь они уже не имели .
    Константин Багрянородный писал, что страна печенегов состояла из восьми фем (орд), четыре из них находились на левобережной стороне Днепра, а другие четыре – на правобережной стороне. Фемы возглавлялись выборными «архонтами» и состояли из сорока частей (по пять на фему), управлявшихся «архонтами» более низкого порядка .
    В 915 г. печенеги появляются у границ Киевского каганата. Дальнейшие русо-печенежские взаимоотношения складываются по-разному. Источники свидетельствуют о неизменном проникновении их в дела друг друга, в том числе участие в междоусобицах на той или иной стороне. Причем, эти отношения определялись не только в Киеве или печенежском стане, а также в Константинополе. Часто позиция Византии оказывалась решающей в этих отношениях. Тем не менее в войне русов с Византией в 944 г. печенеги выступают союзниками Игоря. Участвуя в походе на Константинополь, они возвратились с богатыми дарами, которыми византийский император откупился за прекращение похода. Впоследствии печенеги получали дары из Константинополя уже за нападения на русов и других соседей, играя весьма значительную роль в истории восточно- и центрально-европейских народов. Особенно страдали от печенегов венгры и болгары .
    Как указывалось, печенеги приняли активное участие в разгроме Хазарского каганата, разрушении его экономики. В 965 г. киевскому кагану Святославу оставалось лишь нанести завершающий удар в союзе с печенегами по Хазарии. Вот только теперь уже Киевский каганат становится объектом печенежских набегов. В 969 г. печенеги совершили неожиданный набег на Киев, когда там отсутствовал Святослав с дружиной. Дело чуть не закончилось падением столицы. По возвращению Святослав заключает с печенегами мир и участвует в совместном походе на Византию. Этот поход оказался последним для Святослава. Вначале византийские войска окружили и разбили войско печенегов, а за тем и дружинников Святослава. Каган заключил мир с императором. Этого не простил хан Куря и в районе днепровских порогов разгромил возвращавшиеся войска Святослава. Погиб и сам Святослав, из черепа которого Куря приказал сделать чашу для питья.
     Надо заметить, и другие степные традиции сохранялись у печенегов, в т. ч. в ювелирных изделиях. В них только утратился классический звериный стиль, сменившись своеобразным орнаментом со смешением восточного рисунка и византийского. В погребениях сохранялись скифские и тюркские традиции по обряду трупоположения. Иногда для захоронения использовались старые скифские катакомбы. Над погребениями знатных воинов и вождей устанавливались каменные изваяния .
     К началу XI в. имя печенегов все реже упоминается в источниках. Часть их интегрировалась в другие кочевые племена, в т. ч. половецкие и огузские. Другие сели на землю, растворясь в местном населении. Нельзя исключить и возможность другого варианта межэтнического взаимодействия, когда из двух этносов возникает новая общность. Так русы Поднепровья в IX в. существенно отличались от народа Киевского каганата периода распада на независимые княжества в XI - XII вв. Потомки разбойников-мореходов не только оседали на землю, но стали неплохими всадниками, усвоив навыки тюрок-кочевников. Это представляется очевидным, если отказаться от привычки связывать печенегов, как позже половцев, например, с образом современных халха-монголов. Араб ал-Бекри в XI в. писал, что главнейшие из племён севера говорят по-славянски, потому что смешались со славянами, и в числе их называл печенегов и русов .
    Теперь подробнее о древних башкирах. В XIII в. Гильом де Рубрук в путешествии по Золотой Орде упоминает страну паскатиров: «Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак; она течет с севера, из земли паскатир, и впадает в вышеупомянутое море. Язык паскатир и венгров – один и тот же; это – пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. ...Из этой земли паскатир вышли гунны, впоследствии венгры. …И Исидор говорит, что на быстрых конях они переправились через преграды Александра, удерживавшие дикие народы скалами Кавказа, так что им платили дань вплоть до Египта. Они разорили также все земли вплоть до Франции, поэтому они обладали большим могуществом, чем нынешние татары» . 
     В средневековых арабских источниках среди народов Поволжья упоминаются народ яджудж и маджудж. По мнению Ю.Н. Дроздова территория их расселения была в районе Средней Камы, где обитали магары (маджгары) или прикамские башкирды (гунны): «…Маджгар, башкирд и унгар – это разные названия одного и того же древнейшего в Европе тюркскоязычного народа. Магар (маджгар) – это название по религиозной приверженности, башкирды – это внешнее название, а унгар, хунгар, хунны, гунны – это искажённые варианты тюркскоязычных названий унар или ун» .
    Вслед за Гильомом де Рубруком он считает, что предки башкир задолго до начала новой эры совершали дальние походы на Ближний Восток и в Европу. А последняя миграционная волна тюркскоязычного народа из Прикамья в паннонский регион произошла в конце IX в. .
    В свете изучения миграций древних предков башкир особый интерес представляют данные археогенетики. Мы уже упоминали, что около 60% мужского населения Западной Европы по Y-хромосоме принадлежат к гаплогруппе R1b. Носителями R1b являются до 80% мужчин некоторых районов Башкирии. Когда точно их предки пришли в Европу, говорить преждевременно. Логично было бы предположить, что произошло это во времена Великого переселения народов начала новой эры, основной движущей силой которого признаются гунны. Этим же объясняют тюркоязычие германских народов в раннем Средневековье.
    Но еще в начале книги отмечалось, что Саяно-Алтай был родиной афанасьевской археологической культуры. Мы приводили результаты работ Clemence Hollard с соавт., где они прямо указывают, что афанасьевская культура генетически сходна с ямной культурой Волго-Уральского региона. По Y-хромосомам в большинстве исследований останков этих культур они принадлежат гаплогруппе R1b1a1a. Анализ фенотипических SNP маркеров указывает на то, что и внешне афанасьевцы были похожи на ямников – в обеих культурах преобладают аллели, связанные со светлой кожей и голубыми глазами .
    Последние публикации европейских археогенетиков говорят о массовых миграциях народов ямной археологической культуры эпохи бронзы, из Северной Азии в Западную Европу. Эти миграции могли идти прямыми путями через Восточную и Северную Европу на запад или более длинными окружными путями через Малую Азию и Северную Африку.
    Результаты исследований А.А. Клёсова о путях миграций носителей гаплотипа R1b в свете ДНК-генеалогии свидетельствуют, что Y-хромосома, содержащая исходную, «входную» мутацию рода, которая для R1b1 индексируется как М343, обрастает другими мутациями, каждая из которых является «входной» в очередную новую подгруппу. Для любой подгруппы можно рассчитать время ее возникновения, то есть время образования очередной мутации. Древнейшей R1b-M343 около 16 тыс. лет. Одной из недавних R1b1b2a1a2f4-L226 на Британских островах 1240±160 лет, то есть это VIII в. н. э., плюс-минус пара веков (Klyosov, 2010). По шлейфу пути миграции, исследуя гаплотипы современников, определяется и направление миграций.
    В отношении языков, считает А.А. Клёсов, географически в первой половине миграционного пути из Азии в Европу от уйгур на северо-западе Китая до башкир Приуралья и многих Кавказских народов [а вернее, их далеких предков – Прим. авт.], вероятно, доминировали агглютинативные тюркские языки. Во второй половине маршрута появляются языки также агглютинативные, но неклассифицированные, происхождение их современной лингвистике неизвестно. Это шумерский язык, баскский, пиктский языки и, видимо, родственные им древнекельтские языки (языков уэльсцев, корнишей, бретонцев, ирландцев, шотландских галлов, и древних галльских языков). Но если эти языки носителей гаплотипа R1b назвать «прототюркскими», тогда и доиндоевропейские языки перечисленных древних европейцев следует признать прототюркскими. Для выхода из этого положения А.А. Клёсов предложил назвать древний язык гаплогруппы R1b языком эрбинов .
    Маршруты миграции носителей R1b 5 тыс. л. н. из Азии в Европу через Кавказ, Египет и Северную Африку по А.А. Клёсову мы рассматривали в начале книги. В том числе и появление египетских фараонов с гаплогруппой R1b укладывается в предположение такого маршрута. Это не противоречит гипотезе лингвистов о происхождении индоевропейских языков, если носители гаплогруппы R1a пришли в Европу на несколько тысяч лет раньше. Мы неоднократно отмечали, что тюркоязычные достаточно быстро переходили на языки автохтонов. То же самое могло произойти с древними эрбинами в Европе задолго до прихода туда гуннов начала I тыс.
    Таким образом, часть наиболее активных протобашкир Прикамья и Южного Урала могла уйти в Западную Европу, в т. ч. дальним маршрутом через Кавказ, Малую Азию и Северную Африку несколько тыс. лет назад. Другие пришли туда в начале новой эры времен Великого переселения народов, а последние, называемые «мадьярами», пришли в Паннонию уже в конце IX в.
    Оставшиеся в Предуралье башкиры во времена Золотой Орды стали частью ордынского войска и смешались с новой волной тюркоязычных из центра Азии, но уже с монголоидными антропологическими признаками, в том числе, как считют некоторые авторы, из племени кереитов.
    Современные башкиры по своему родовому составу представляют довольно разнородное общество. Их история ведется отдельно по каждому из родов, что дает возможность проследить исторические корни народа достаточно глубоко, а в сочетании с достижениями археогенетиков можно сделать это вплоть до эпохи бронзы.
    В составе башкир насчитывают более 40 родовых подразделений, большинство из которых после вхождения в состав России существовали в виде самостоятельных волостей с юридически закрепленной за ними землей. Чего не было в России ни у одного другого народа. Началось это как минимум во времена Золотой Орды и оговаривалось документально условиями несения военной службы в армии Золотой Орды, Казанского и Сибирского ханств, а за тем русского государства .
    В том числе и из этого проистекают различия в языках самих башкир. Потомки тех, кто служил казанским ханам, перешли на татарский язык и проживают ныне в северо-западных районах современного Башкортостана, граничащего с Татарстаном и на северо-востоке Татарстана. Какие-то роды считаются автохтонами Волго-Уральского региона, а какие-то, безусловно, пришлые. Так, род иректов считают потомками древних усуней из северо-запада современного Китая, которые неоднократно упоминались ранее. Род гиреев (гараев, гэрэев) называют потомками кереитов, пришедших в Приуралье с войсками хана Батыя в XIII в…
    А путаница относительно венгров и башкир во многом происходит из-за того, что у тех и других присуствуют роды племен еней и юрмат. И не установлено пока, кем были их предки: тюрками, влившимися в состав венгров, или уграми в составе башкир. Ныне башкиры относятся к тюркским народам кыпчакской группы, однако в их языке сохранились рефлексы огузского наречия .   
    После распада Золотой Орды более двухсот лет башкиры отказывались признавать власть московских чиновников и платить налоги за свои земли, участвуя в многочисленных восстаниях, в т.ч. активно поддержав восстание Емельяна Пугачева. Наконец, в 1798 г. для башкир была введена кантонная система управления и все население переведено в военно-казачье сословие. С тех пор ее мужское население верой и правдой служило Российской империи. В Отечественной войне 1812 г. с Наполеоном 28 полков башкирского казачьего войска было вторым по численности после 50 полков донского казачьего войска. Хотя в некоторых источниках приводятся другие цифры количества башкирских полков, непосредственно участвовавших в той войне – от 15 до 30 пятисотенных полков .

Глава VII. Волжская Булгария

    После распада европейской державы гуннов в низовьях Днепра, Дона, в Предкавказье возникает государство, получившее название «Великая Болгария». В него входят потомки распавшейся гуннской державы, а также пришедшие сюда новые тюркские и угорские племена. Хотя есть мнение, что родственные гуннам болгары имеют историю даже более древнюю, нежели сами гунны в Европе. Вот что свидетельствует по этому поводу Булгарская летопись Гази-Барадж тарихи : «…Булгары, подчинявшиеся кара-масгутам , примкнули к Булюмару  при поднятии им родного асского стяга Бараджа в виде войлочного Шатра красного цвета с пучком разноцветных лент над ним» .
    Согласно своду этих летописей, современные русские и булгары являются потомками древних волго-уральских народов – «сакланов», пришедшими тысячи лет назад из глубин Азии. Здесь они смешались с финно-уграми. Одна часть сакланов сохранила язык и название «сакланы» (славяне), другая часть влилась в финно-угорские народы, а третьи стали называться булгарами .
    Вначале VI в. их именуют «гунно-болгары». В VI – VII вв. болгары проживали совместно с хазарами и аланами. Во многом общей была их культура, известная в археологии как салтово-маяцкая .
    Хан болгар-унногундуров Кубрат  воспользовался ослаблением Западно-Тюркского каганата и расширил владения. В 610 г. он посещает Константинополь и заручается поддержкой византийского императора, после чего заявляет о независимости от Западно-Тюркского кагана. В Причерноморье возникает новое государственное образование. В период наивысшего рассвета этому государству принадлежали земли вокруг Азовского моря, Крым, современная Воронежская область и Приднепровье, в том числе приграничная крепость, впоследствии названная Киевом.
    Кубрат принадлежал роду Дуло, тогда как хазарские правители были из рода Ашина. Враждебные отношения у них сложились ещё во времена Западно-Тюркского каганата, а с его ослаблением противостояние обострилось. В 619 г. хан Кубрат принял крещение, что усилило его позиции в Причерноморье. Это было время начала «возникновения» здесь многочисленного славянского этноса и славянизации тюркоязычных и других народов. Кочевники в массовом порядке оседают на земле, чему в немалой мере способствовали необычайно благоприятные климатические условия для земледелия. Хан Кубрат объединяет довольно разные в этническом отношении народы, формирует сильное войско, способное на равных воевать с могущественными аварами. К 632 г. западные границы Великой Болгарии достигли Альп. Здесь они начинают открытую войну с аварским каганом. Родной брат хана Кубрата по имени Шамбат выступил во главе объединённого отряда, в том числе: «…булгар, анчийцев и сакланов-русов на врага. Ему удалось быстро разгромить авар и захватить их страну». Помогали Шамбату и часть башкирских предков, называвших себя «хонтурчы» . Он отгоняет аваров дальше на запад и в Паннонии основывает ставку. Кубрат принимает титул кагана. Это было время окончательного распада Западно-Тюркского каганата.
     После смерти хана Кубрата у болгар начались распри. Великая Болгария распалась на две части, чем воспользовались хазары, разгромив в сражении войска его преемников Аспаруха и Шамбата. Болгары во главе с ханом Аспарухом откочевали за Дунай. Здесь они становятся опасными соседями для Византии. Их воины не раз осаждали Константинополь. В 811 г. хан Крум разгромил войска императора Нисефора I, а из его черепа по скифскому обычаю приказал сделать кубок для питья. В правление христианина царя Бориса I (852 – 889) они окончательно превратились в славяно-болгар.
Другая часть болгар уходит на север, на среднюю Волгу до Камы, где образуется государство Волжская Булгария. Его границы совпадали с границами расселения так называемых именьковских племён , а название реки Волга могло сложиться позже из прочтения русскими термина из латинских букв «boolgar». Они пришли на земли, где много веков до них обитали тюркоязычные и финно-угорские племена. Сильная военно-племенная знать булгар подчиняет местные племена, а значительная часть их народа полностью переходит к осёдлому земледелию.

Именьковцы. Реконструкция жилища V – VII вв. н.э.  Казань. Национальный музей Республики Татарстан. Фото автора
    Пока могущество хазарских каганов было велико, правители Волжской Булгарии предпочитали войне с ними уплату дани.  В начале Х века завязываются тесные торгово-экономические и политические отношения между булгарами и Арабским халифатом.  Арабы в средние века стали главными торговыми посредниками между странами Востока и Запада. Булгарские правители были свидетелями подъема мусульманской культуры раннего Средневековья. Книги в Арабском халифате переписывались от руки, но существовали в невиданых для европейцев количествах, и вплоть до начала крестовых походов наука арабского востока была самой передовой в мире .
    В 922 г. в столицу Булгар прибывает посольство халифа во главе с Ибн Фадланом . Царь Альмуш, заручившись поддержкой халифа в противостоянии Хазарскому каганату, признаёт своё государство зависимым от Халифата. Ислам становится государственной религией большинства волжских булгар в отличие от ставших православными болгар дунайских. Во второй половине Х в. Волжская Булгария окончательно освободилась хазарской зависимости. Кроме столицы Булгара растут города Биляр, Жукотин, Сувар и другие центры ремесла и торговли. Налаживаются торговые отношения с Ближним Востоком, Китаем, Арменией, устанавливается прямой сухопутный путь с Киевом.
   Археологами выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Письменные источники тех времён называют Волжскую Булгарию страной городов. Город Булгар, или «Великие Болгары» в русской терминологии, располагался на обрывистом берегу полноводной Волги в 30 км от впадения Камы. По размерам он был в три раза больше Парижа тех времён. В центре возвышался ханский дворец и Соборная мечеть. Имелись общественные бани с водопроводом, канализацией и централизованным отоплением, где горячий воздух по специальным ходам под полами подогревал их.
    Волжская Булгария стала крупнейшим производителем пшеницы, мехов, кожи, изделий из металла и других предметов. Сапоги «булгари» были известны всему миру. Наивысшего расцвета Булгарская держава достигла в период царствования эмира Габдуллы Чельбира (1178-1225). Численность населения могла составлять 1,5 – 2 млн. человек.
    Булгары постоянно подвергались нападениям кочевников. Поэтому города строились с защитными сооружениями, рылись глубокие рвы, возводились мощные крепостные стены. Военное искусство булгар оказалось достаточным, чтобы отразить нападение монгольского экспедиционного корпуса в 1223 г., после того как те разбили объединённое войско русских и половецких князей на р. Калка. Воины знаменитого полководца Субэдея под стенами Биляра потерпели, может быть, единственное своё серьёзное поражение. Болгары взяли большое число пленных, которых за тем обменяли на баранов в издевательском соотношении 1 : 1. Этого им не простили, и в самом начале второго похода хан Батый в 1236 г. полностью разрушил столицу Биляр, после чего она уже ни восстанавливалась. Были захвачены и другие города Волжской Булгарии, а в 1240 г. как самостоятельное государство она прекратила своё существование, попав под власть Золотой Орды.
    Лишь после распада Золотой Орды здесь вновь возникает самостоятельное государство, известное в истории как Казанское ханство. Кочевники-татары, в т.ч. из Крымского ханства и Ногайской Орды, становились во главе Казанского ханства, их вожди и воины во многом определяли условия проживания потомков булгар, как это часто бывало при интеграции кочевых и оседлых народов. А в том, что народ Волжской Булгарии уже в Х в. принадлежал к числу оседлых земледельцев и горожан, нет сомнений. В конце XIX в. потомки волжских булгар называют себя татарами и чувашами. То есть оседлые волжские булгары-мусульмане принимают этническое название тюрков-кочевников, что редко бывало в истории Евразии . Объяснением этому феномену может служить единство языка и единое происхождение в глубокой древности - «из глубин Азии», согласно древней Булгарской летописи Гази-Барадж тарихи .    

Глава VIII. Киевский каганат

    В России споры «норманистов» и «славянистов» об истоках Руси продолжаются, но в средствах массовой информации и в художественных произведениях однозначно победили сторонники славянского происхождения великороссов. О древних русах практически не вспоминают, но средневековые летописи и произведения византийских историографов четко разделяли русов и славян. О призвании руси чудью, славянами, кривичами и весями свидетельствует «Повесть временных лет»: «…Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. …И от тех варяг прозвалась Русская земля» .
    Сторонники норманнского происхождения русов отождествляют варягов с викингами, которые в IX – X вв. захватили многие земли в Европе. На оригинальных судах они передвигались на огромные расстояния по морским просторам и рекам, грабя и облагая данью прибрежные народы.  В том числе в славянских землях хозяйничали викинги. Но здесь их назвали «варягами», от греческого слова, означающего «союзник» . 
    Старший из варягов Рюрик княжил в Новгороде, а два его военачальника Дир и Аскольд отправились вниз по Днепру и остановились в «небольшом городе», жители которого в то время (862 г.) платили дань хазарам. Этническую принадлежность тех жителей большинство авторов представляют славянами. Но известно, что после распада державы гуннов в Северном Причерноморье возникло государство, именуемое «Великая Болгария». Как отмечалось выше, после смерти хана Кубрата Великая Болгария распалась на две части.
    Кто же оставался на Днепре? Проживавшие совместно болгары, аланы и хазары в Днепровско-Волжском междуречье VI – VII вв. имели общую культуру, названную археологами «салтово-маяцкой». Что, конечно же, не исключает присутствия кочевников, учитывая этнический состав населения. И вряд ли возможно, чтобы все люди вдруг покинули благодатные земли; о каком-то тотальном геноциде народа в те времена ничего не известно. Потому можно предположить, что варягов встретили оставшиеся представители салтово-маяцкой культуры крепко «приросшие» к земле. Воинами были кочевники-степняки и те же варяги, условно назовем их «водными кочевниками». И оставшиеся здесь представители салтово-маяцкой культуры вряд ли могли оказать им сопротивление. Варяги просто заявили жителям, что отныне те будут платить дань не хазарам, но им. Возможно, представителей салтово-маяцкой культуры здесь, историки называют славянами. А.Б. Широкорад замечает: «…Не исключено, что процесс славянизации болгар начался еще в Подонье, где их северными соседями были славяне…» .
    Сергей Михайлович Соловьев писал, что этноним «русь» появился в Северном Причерноморье до прихода Рюрика с братьями . Некоторые авторы связывают это с географией, где один из правых притоков Днепра ниже Киева до нынешних дней называется Рось. Греческий историк Иордан в VI в. упоминал вероломный народ россомонов, который помог гуннам разбить готов в Причерноморье. По Иордану, россомоны - это переселившееся вместе с готами в середине II века н.э. скандинавское племя . Б.А. Рыбаков также считал, что Русский каганат IX в. [Киевский каганат – Прим. автора] вёл свое происхождение от россомонов .
    В отличие от них Михаил Голденков уверен, что это готы пришли на Скандинавский полуостров: «…Почти признанный факт, что вождь Один (Воден), приведя свой народ гаутов (готов) на Скандинавский полуостров из Причерноморья, назвал новую страну Скандией – в честь Скандика, страны прародины гаутов, общих предков как скандинавов, так (выходит) и балтов со славянами» .
    А вот что заметили Юрий Дмитриевич Петухов и Нина Ивановна Васильева: «…Даже если русы-скифы пришли из Скандинавии, нас не должно это смущать. …Никаких «дойчеязычных», «инглишговорящих» племен и народностей в Скандинавии не было до XIII–XIV вв. н. э., Скандинавия — это исконная земля русов, и сами русы-скандинавы своей родиной всегда считали Великую Скифию. Ещё, и ещё раз! Мы должны преодолеть навязанный нам комплекс германофилии и германомании!»  .
    Определяют слово «русь» и как производное от финского “routsi” – гребцы или плаванье на гребных судах. И здесь начинается интересное… Как будто проливается свет на загадку, которую загадал ещё в XI в. средневековый ученый Махмуд Кашгарский: «Рус» или «рс» на Древнем Алтае называли гребцов, тех, кто из поколения в поколение «жил с весла» и этим промыслом добывал себе питание». Причем, как заметил Мурад Аджи, по Махмуду Кашгарскому название это «этническое».
     Кыргызский исследователь Чоро Тукембаев, основываясь на скандинавской «Саге об Инглинах», определяет IX веком переход тех, кого назвали «русь», из Южной Сибири и Центральной Азии в Северную Европу: «…С началом 800-х годов наступил переломный  момент в Евразии, так как в IX веке наступило потепление климата, а потому реки переполнились водой. Арктика открылась ото льдов точно так же, как в нынешнее потепление, поэтому возобновилось судоходство в Северном океане. Скандинавы   начинают покидать Великую Швецию (треугольник Урал – Алтай – Тянь-Шань) и осваивают Холодную Швецию свеев (так записано в саге), т.е. Скандинавский полуостров. Они приплыли из Саян, Алтая, Тянь-Шаня по Енисею, Оби, Иртышу через Арктику в Скандинавию» .
    Рослые, светловолосые, голубоглазые (зеленоглазые) «землепроходцы» из Саяно-Алтая могли проникнуть в Европу и на тысячи лет раньше, о чем говорилось в начале книги. Может быть и неслучайно китайцы называют усуней западного края (Китая) в числе предков русских. Так же и в древней булгарской летописи Гази-Бараджа  о русах и болгарах говорится как о потомках древних сакланов, пришедших из глубин Азии .
      По Ю.Н. Дроздову, древние русы, так же как германские племена поздней античности и раннего средневековья могли быть тюркоязычными. В том числе и поэтому, после того, как Олег захватил Киев, он провозгласил по поводу этого города следующее: «се буди мати градом рускими». Дроздов считает, что в соответствии с грамматическими нормами славянского языка, существительное «Киев» - мужского рода, а существительное «мать» – женского рода. Поэтому по-славянски Олег не мог сказать, что «Киев будет матерью городов русских». Это в тюркском языке нет категории рода, а потому Киев можно было назвать матерью. То есть, Олег говорил по-тюркски .
    Новые «землепроходцы» с востока или севера непременно желали защищать аборигенов от врагов, требуя за то определённую награду - дань. Так, в Киеве варяги в IX в. объявили свою власть, требуя платить им дань. С течением времени часть русов в благодатных краях оседала на земле и начинала добывать пропитание земледелием, оставляя прежнее занятие разбоя побережий рек и морей. И потому отмечаемое некоторыми авторами даже во времена Ивана Грозного двуязычие московитов могло быть не только следствием оседания там бездомного люда из Золотой Орды после ее разгрома в 1395 – 1396 гг. эмиром Тимуром, но и сохранившее тюркоязычие население более древнее.
    Русы стали хозяевами речных путей и просторов Каспия, Чёрного моря, нападая на приморские города, в т.ч. на Константинополь. По данным ал-Масуди, флотилия русов, действовавшая на Каспии, состояла из 500 судов. По русским летописям, одно судно русов вмещало до 40 человек. В том месте, где расстояние между Волгой и Доном наименьшее, происходил переход из одной реки в другую. Таким образом осуществлялась связь между морями. В низовьях Волги и в Западном Прикаспии русы оставались вплоть до 20-х гг. XI века.
    Как видим, мореходами были русы, но не земледельцы славяне.
    С приходом новых кочевников с востока - половцев - в XI в. этнополитическая ситуация в Северном Причерноморье вновь меняется. Через сто лет уже редко встречаются упоминания о древних русах, а те, кто когда-то признал власть русов, стали принадлежать им – «русскими». Точно так же впоследствии принадлежащий татарам, в русской терминологии будет называться «татарин».
    Формирование современных русской, белорусской, малорусской (украинской) народностей произойдет лишь в XIV – XVI вв . А Алексей Бычков считает, что русских не было вплоть до царствования Петра I: «…Лишь во времена Петра I народы северных русских княжеств объединились в единую нацию, где русским считался всякий, принявший православие. В это время русский вовсе не обязательно славянин, но обязательно православный. И лишь позднее в русскую нацию влились донские, гребенские и т.д. казаки, потомки татаро-монголов, смешавшихся с тюркскими, аланскими и черкесскими жителями южных степей». 
    Это соответствует взглядам великих евразийцев на российскую историю.
    Теперь о славянах. В 863 г. из Константинополя в Моравию были направлены братья Константин (Кирилл) и Мефодий, уроженцы города Солуни (Фессалоники) в Македонии. С их именами связано упорядочение славянского алфавита и перевод большого числа греческих церковных текстов. Первоначально в основе этих переводов лежал с детства знакомый им солунский славянский диалект. Но со временем он обогащался за счет других славянских диалектов, что привело к созданию так называемого старославянского языка . Особенно заметный след он оставил в развитии древнеболгарской и древнерусской письменности.
    Составители «Казачьей энциклопедии», ссылаясь на арабских путешественников, указывали, что во второй половине IX в., после апостольской миссии св. Кирилла и Мефодия, в Приазовье и по Дону восторжествовало христианство, и там зазвучала славянская речь. Надо полагать, восторжествовало христианство православного толка. Ранее нами указывалось, что христианство в Северном Причерноморье проповедовалось уже с первоапостальских времен и епископы из тех земель участвовали в самых первых Вселенских Соборах. Другое дело, что у готов, гуннов или алан поздней античности могло проповедоваться арианство с использованием Священного писания на тюркском языке, написанного рунами.
    Влияние христианской Церкви, когда проповеди начали читать на созданном св. Кириллом и Мефодием старославянском языке, несомненно, способствовало славянизации населения. Само слово «монастырь» означает нести мысль, знания. Церковь несла знания в народ, и православные священнослужители, как никто другой, способствовали славянизации разных народов. Ярким примером служат болгары, часть которых приняла христианство и перешла на славянский язык. Другая их часть в Среднем Поволжье и на Кавказе сохранили тюркский язык. Славянизации подверглась даже правящая верхушка Киевского каганата: «…В середине Х века там произошла замена скандинавских имен на славянские» .
    Создание единой церковно-славянской азбуки было событием огромного культурно-исторического и духовного значения для славянских народов, считает Сергей Шумило (2010). А равноапостольных святых Кирилла и Мефодия он называет основателями «Славянской Церкви». «…Благодаря христианству, образованию и письменности варяги постепенно ославянивались, язычники христианизировались, а варвары становились цивилизованными» .
    Таким образом, вполне возможно, во времена раннего Средневековья на западе тюркоязычные германские народы Католической церковью романизировались и латинизировались, а в Восточной Европе часть тюркоязычных и фино-угорских народов славянизировались усилиями Православной церкви.
     Относительно самостоятельные территориально-политические образования в Северном Причерноморье после распада Хазарского каганата подверглись захвату новыми кочевниками - печенегами, торками (узами, гузами), а в XI в. здесь появились половцы, о чем говорилось выше. Казахский ученый Жумажан Байжумин считает, что слабая консолидация кочевых племен там породила острейшую военно-политическую конкуренцию между отдельными родоплеменными группами за право взимания дани с тех или иных древнерусских княжеств. Выходом из сложившегося положения, причём как для половцев, так и для русских княжеств, стало заключение браков между сыновьями русских князей и дочерьми половецких ханов. В результате такой интеграции в половецкую эпоху возникли государственные образования, внутреннюю структуру которых составляли кочевая и оседлая подсистемы. Практически все княжеские рода Киевской Руси состояли в кровном родстве со Степью . В частности, князь Александр Невский был родным правнуком хана Кончака по материнской линии и т.д.
    Здесь вновь возникает вопрос, каким-то образом связанный с кастовостью в древнем арийском обществе, о чем упоминалось ранее. Практически ничего не известно о браках сыновей половецких ханов с княжнами Рюриковичей, в то время как сыновей они охотно женили на половецких принцессах. А потому исследование останков Рюриковичей в усыпальницах русских государей Ахангельского собора Московского Кремля и в усыпальницах крымских ханов на предмет установления их гаплотипов по Y-хромосоме и мт-ДНК могли бы разрешить многие вопросы истории. Следует отметить и необычайное сходство усыпальниц тех и других.

ВЫВОДЫ.

1. Неслучайно в древнетюркском словаре  ar переводится, как «человек», «мужчина»; «рыжий (мужчина). Если следы древнейшего тюркского (пратюркского) языка находят у американских индейцев, связи которых с евразийским материком прекратились 20 – 30 тыс. лет назад и в языке древних шумеров, нельзя исключить вероятность того, что и легендарные арии изначально были пратюркоязычными. На земле индусов и персов их потомки перешли на язык завоеванных народов, как это бывало во все времена у кочевников Евразии. И нет ничего удивительного в том, что степные кочевники могли перейти на санскрит и древний иранский язык будучи носителями других языков, привнеся слова, обозначающие некоторых животных и предметов, которые не встречались в Индии и Персии.
2. Легенды о происхождении скифов созвучны скульптурным изображениям у тюркоязычных народов с неизменной священной чашей у надкурганных памятников Великой Степи.
3. Скифские и тюркские курганные захоронения во многом похожи, как и предметы, найденные в погребениях. Тогда как в Индии и Персии погребальные обряды были другими.
4. Происхождение рунической письменности в Европе как-то связано с тюркским руническим письмом, и потому многие знаки похожи.
5. Единое происхождение, вероятно, имеют и одинаковые слова у тюрок и англосаксов, связанные с речевым аппаратом, пищей, землей: say, tell, teeth, eat, meat, earth, наряду с др.
6. Во времена раннего Средневековья на западе потомки гуннов, германские племена римской Католической церковью романизировались и латинизировались, а в Восточной Европе часть тюркоязычных и фино-угорских племен славянизировалась усилиями Православной церкви.

     Продолжение следует


Рецензии