Вы будете отчислены...

   Интересное свойство человеческого мозга: чем старше становишься, тем больше всплывает в памяти событий молодости и детства. Причем явственно помнится то, что потрясает психику, картинки произошедшего видятся ярко, сочно, словно событие произошло несколько часов назад.   

   Одним из таких событий, запомнившемся на всю жизнь было событие моей студенческой жизни.
...Закончен первый семестр обучения на первом курсе. Успешно сдана сессия и вот они - долгожданные каникулы. Полночи ворочаешься, предвкушая поездку домой, встречу с родителями и друзьями.
 
   Зима в этом, 1974 году выдалась очень снежной и буранной. Автобусные трассы часто перекрывали, во избежании трагедий. А их было немало!

   До Бийска из Горно-Алтайска доехал без проблем, хотя мела поземка и сыпал из туч мелкий снег. А вот, до моей Ельцовки было добраться сложнее - трассу закрыли.Пришлось два дня пожить в Бийске у моего двоюродного брата. Каждый день ходил на автовокзал, интересовался, будет ли рейс на Ельцовку. Получив отрицательный ответ, возвращался к брату.
   
   Наконец, на третий день метель успокоилась, перестал сыпать снег, и выглянуло солнышко. Рано утром чуть свет, проснулся, по-быстрому накинул пальтишко, натянул ботинки и рысью понесся к автовокзалу. И вовремя: здесь уже бушевала толпа народа, была невообразимая давка. Про какую-то очередь не было даже речи! Кто половчее и посильнее с трудом продавливались, как нож в застывшее масло, сквозь толпу поближе к вожделенному окошечку. Мне повезло - впереди, как танк, буром пёр громадный мужик, словно ледокол, раздвигая народ плечом. Я - следом.   Наконец “доплыли” до кассы и я купил билет. Радость переполняла сердце - еду домой!

  Доехали до дома благополучно, хотя в стареньком “ПАЗике было чуть потеплее, чем на улице. За три часа дороги промерз капитально. Дома оттаял от большой чашки дымящихся пельменей и пары кружек горячего чая с травками. Повалился в безмятежный сон.   
   
   На утро обошел своих друзей, тоже приехавших на каникулы. Сходили в кино, на танцы. Куда больше пойдешь в селе- только это и было забавой.   Мигом пролетела оставшаяся каникулярная неделя. Пора собираться в обратный путь - учебу не отложишь! И тут, как на грех, вновь зарядили метели. Естественно, автобусное сообщение прекратилось. Прошел метелистый день, за ним-второй, потом третий. Начало грызть беспокойство - могут за неявку на занятия и наказать.   
   
   На четвертый день рано утром раздался телефонный звонок. Звонила замдекана нашего факультета. К слову сказать, женщина была довольно крутая, резкая в словах и поступках. Мне были известны случаи, когда она отчисляла из студентов парней, уличенных в пьянке, или разврате, а так же была безжалостна к прогульщикам.
   
   С замдеканшей разговаривал отец. По выражению его лица было видно, что разговор неприятный.  Закончив разговор, отец медленно положил трубку на телефон и задумался.

   Я, волнуясь, стал расспрашивать о чем шла речь. Отец коротко сказал:” За прогулы тебя отчислят, если не явишься завтра”...
У меня от этого известия подкосились ноги...Какое завтра, если на улицу выйти невозможно, метет так, что света белого не видно! На чем добираться, хотя бы до Целинного - это на полпути до Бийска.Стали ломать голову - как быть...   И тут отец стал одеваться. Мать забеспокоилась - куда это ты? - К Яше Санникову, - коротко бросил отец.

   Через час он явился, немного навеселе. “Собирай манатки, книжки” - сказал он, - завтра едете до Целинного на его вездеходе ГАЗ-66.   
   
  Я, обрадованный, мигом уложил в рюкзак замороженное мясо и сало, мать положила пару литровых банок с вареньем. Стала заводить опару, чтобы напечь пирогов. Отец принес из кладовой кусок мяса, накрутили фарш для пирогов и котлет. День прошел в хлопотах и сборах.   

   На следующее утро я соскочил с кровати еще по темноте, и выглянул в окно на улицу. Метет...В душе снова поднялась тревога - как мы поедем?Позвонил лелька Яша (он мне был лелькой) и сказал, что выезжаем не раньше одиннадцати часов, пока не прочистят дорогу.   

   Томительно тянулось время. Как маятник ходил по комнате туда - сюда, выглядывая в окно. Наконец, послышался шум подъехавшей машины и раздался сигнал. Мигом накинул пальтишко, валенки и шапку, захватил набитый съестным и одеждой рюкзак, и выскочил на улицу. Метель немного стихла, но снег продолжал сыпаться. Попрощался с родителями, уселся в кабину и мы поехали.   

   До Мартыново пробились с большим трудом, иногда даже хотелось вернуться, но все же добрались до большой трассы. Здесь с утра уже потрудились дорожные службы - трасса была очищена. До Целинного доехали вообще без проблем, хотя мело довольно сильно, но по дороге сновали К-700 с большой лопатой-клином, непрерывно расчищая снежные переметы. Подъехали к целинновскому автовокзалу и я пошел покупать билет до Бийска. Окошечко кассы было закрыто и на нем висел тетрадный листок с надписью :”Дорога закрыта, автобусов не будет до завтра”...
Упс...приехали, как говорится.
 
-Что делать? - спросил я лельку.- Не знаю, - ответил он, - я возвращаюсь.    Отчаяние поднялось в душе - куда идти ночевать? Никого в Целинном не знаю. Да и денег было с собой в обрез-только на дорогу.Стал уговаривать лельку довезти меня до Бийска. Чем мне он всегда нравился - умел рассуждать здраво. Не надо было ему объяснять последствия моего опоздания на учебу.

- Ладно, - согласился он, - поехали, где наша не пропадала!

   Автобусы не ходили, а остальной транспорт изредка проносился по селу, исчезая в снежной круговерти.   
   Только мы выехали за село, как на горке нас остановили ГАИшники с просьбой вернуться обратно. Впереди дороги нет - чистят, но техника не справляется, да и трасса забита машинами - не объедешь. Пришлось долго объяснять служителю закона о последствиях неявки на учебу. Наконец, он махнул жезлом: “Черт с вами, езжайте, только потом не говорите, что вас не предупреждали”.   

   Поехали...Благополучно миновали Верх - Марушку, Чемровку. И вот тут, начались проблемы. Трасса впереди была забита буксующей техникой - от легковых машин и до большегрузов. Вся дорога проходила в туннеле. Высота бортов снега была более двух метров. Естественно - съехать в сторону не было никакой возможности. Приходилось ждать, когда со встречной полосы притащат на буксире Москвич, или Жигули, утонувшие в снегу по брюхо. Да и грузовым приходилось не сладко в этой снеговой каше. Колонна машин продвигалась очень медленно. Быстро стемнело, и пришла ночь. А метель так и не утихала. Колонна вообще застопорилась, движение встало.

   -Кажись, приплыли...- грустно сказал лелька, - будем ночевать. Деваться некуда-дорогу уже никто не чистил и снега намело почти полметра. Какая тут езда...
   Достали из кузова палатку, обмотали кабину, чтоб хоть как-то сохранить тепло. Хорошо, что лелька, наученный горьким опытом, взял с собой две канистры с бензином. Заправили полный бак, чтобы всю ночь работал двигатель, иначе - труба...

   Кое-как скоротали эту буранную ночь. Хорошо, что у ГАЗ - 66 двигатель находится внутри кабины - от него было тепло. Но стoило его выключить, хотя бы на полчаса, как изо рта валил пар. Не приспособлены эти машины для Сибири...

   Наступило утро. Ветер почти стих, светило солнышко и было морозно.Мы попытались открыть двери машины - куда там...Замело почти по крышу. Опустив стекла, выбрались на улицу. Меня поразила пустота вокруг нас: ни машин, ни людей...Словно метель всех похоронила заживо. А ведь в тоннеле стояли десятки машин! Откапывать свою машину смысла не было.

   С трудом сняли палатку, из кузова выкидали снег. Наступил полдень. У меня опустились руки и упало настроение: “Вот и всё...отучился. Эта мегера (замдеканша) не признает никаких оправданий, отчислит без разговоров. Поеду за документами и вещами. Куда теперь? Только в армию...”   

Мои грустные мысли прервал лелька Яша: “Сережка, глянь - ка, что там такое?

   Я с удивлением увидел, как вдоль тополей, посаженных возле трассы, в небо метров на пять вздымается фонтан снега и слышится утробный рев какого-то механизма. Через несколько минут мимо нас промчался танк с лопатой-клином. Он шел на приличной скорости, за счет своей солидной массы и силы двигателя легко разбрасывал двухметровый слой сыпучего снега. Рыча и выбрасывая клубы солярного дыма, быстро скрылся вдали.

   Через полчаса на прочищенную новую трассу прискакали шустрые ДТ-75 с лопатами и стали сноровисто откапывать занесенные машины. Вот тут, я был потрясен до глубины души, увидев такое количество замерзших людей. Легковые машины заносило с крышей, естественно люди в них просто задохнулись. Особенно было жаль маленьких детей. По новой дороге сновали “Скорые” и милиция, приехала “труповозка”, в нее перегружали замерзшие скрюченные тела. Наконец, дошла очередь и до нашей машины. Тракторист подцепил ее тросом и выдернул из снежного плена.   

   Часам к четырем мы наконец-то добрались до города. Я попрощался с лелькой и побежал в кассу автовокзала. Без проблем купил билет до Горного.
 
   Сел в автобус и мигом провалился в беспробудный сон - так велико было потрясение метельной ночи и вида погибших людей.Разбудил меня на вокзале Горного водитель. Я пересел на городской автобус и понесся к институту в надежде застать кого-либо в деканате, и сказать, что я приехал.

   Оставив рюкзак в раздевалке, вихрем поднялся на второй этаж и зашел в деканатскую. За столом сидела “мегера” и что-то печатала на пишущей машинке.

   - О! Явился, не запылился! - выдала она, - поздно батенька, поздно, вы отчислены.

   -Как отчислен? - я же явился, с опоздание правда, но не смог я раньше-метель, - в растерянности протянул я.

   -Надо думать головой, а не задницей, - безапелляционно сказала замдеканша, раньше надо было выезжать! 
   - Так метель была все четыре дня, выехать из села никто не мог, - возразил я непонятливой женщине.

   Коротко рассказал ей о прошедшей ночи, особо разрисовал картину погибших людей и замерзших детей. Она слушала молча, широко раскрыв глаза.

   - Да-а-а-а...везунчик ты, - протянула она, - ладно, удалю  из списка отчисленных, - вижу, что учишься хорошо, и участвуешь в народном хоре института. Учись дальше. До завтра.   

   С облегченным сердцем, теперь уже не торопясь, приехал к сестре, рассказал про свои приключения, поужинали и снова рухнул в тяжелый, с кошмарами сон. Рано утром был уже возле своей аудитории. Обратил внимание на толпу девчат и ребят возле дверей деканата. На двери висел список отчисленных за неявку на занятия. Свою фамилию не нашел. Учеба продолжалась...    


Рецензии
Впечатляющий рассказ, Сергей Лукич!
Он мог бы принять участие в конкурсе "Незабудки памяти".
Наберите автора - Любовь Кирсанова.
Пусть будет шире круг ваших читателей!
С улыбкой,

Элла Лякишева   17.11.2023 21:59     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и информацию, Элла Евгеньевна! Я давно не участвую в конкурсах-что-то не манит. Наигрался. Да и времени нет. Пишу роман.
А куцые в 500 слов рассказики не люблю-они похожи на дорожные байки-так, ни о чем, лишь бы время убить...

Сергей Лукич Гусев   22.11.2023 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.