Непростые дела

      Холодная зима, наконец, отступила. Отзвенели капелью сосульки, отжурчали весёлые снеговые ручейки. Всё кругом зазеленело, зацвело и весело зачирикало, защебетало. С юга вернулись птицы и начали снова вить гнёзда для продолжения своей жизни. Подрос и Солька, окреп и превратился в настоящую красивую галку. За длинную зиму среди людей в этом доме он набрался такого ума, что ему позавидовала бы любая мудрая галка.
      Однажды ярким весенним утром домашние увидели незабываемую сцену: в своей постели ещё нежился Генка и, хихикая, водил за Солькой синим взглядом. Тот вышагивал перед ним по полу и, глядя на него, с небольшим присвистом чисто выговаривал:
- Здрравтсвуй, Гена!.. Здрравствуй, Гена!.. Гена хорро-оший! Гена хорро-оший!
      Потом он немного помолчал, словно в раздумье, шагнул и нежно, певуче выдал:
- Со-олька… Со-олик… Солька хорро-оший! Солька хорро-оший!
      Так Солька научился говорить человеческим языком. Оказалось, что он вообще всегда внимательно прислушивался к людской болтовне и к любым другим звукам.
      Продолжалась домашняя учёба и Алёнки с Иринкой. После успешного окончания первого класса и наступившим жарким летом Маша взялась приучать их к настоящему домашнему труду. Первым делом встало подметание двора, и девчонки убедились, насколько нелёгок труд дворника. Когда Алёнка взяла веник в руки, она с презрением пожала плечом:
- Ху, а чё тут мести? Сейчас подмету, - и так размахалась веником, что от поднявшейся пыли и летящего перед ней мусора Дружок спрыгнул с крылечка и удрал в будку.
      Не обращая на него внимания, Иринка пошарила по двору взглядом и взялась за метлу, самоуверенно фыркнув:
- Пфр! А я сейчас как подмогну, так и вообще всё переделается быстро! – и с трудом орудуя большой метлой, она принялась гонять мусор с места на место, поднимая такую же пыль.
      Тут уже и полёживающий под яблоней Мурзик удрал аж на крышу бани, кое-как там отдышался и принялся выколачивать пыль из шкуры. Столбом поднятая серая туча этой пыли немедленно поползла в открытую дверь в дом, и оттуда выскочила мамка и замахала на дочерей руками:
- Вы что такую пылюку подняли?! Ну-ка сейчас же прекратите мести! Сначала надо хорошо пробрызгать двор водой, а потом уже и подметать!
- Ну сейчас сбрызнем, - пожали дочери плечами, взяли по ковшу и так залили весь двор водой из бочки, что вся пыль превратилась в грязь.
      Теперь Алёнка и Иринка подметали, забрызгивая этой грязью всё, что попадалось на их пути. Отяжелевшие увозганные веник и метла здорово тормозили работу и брызгали усердно пыхтящим дворничихам прямо на ноги и даже в лицо. Девчонки вытирали от неё потные лица и продолжали мести. К их недоумению из веника и метлы почему-то стали высыпаться прутки. Конец работы подытожился заметно поредевшими орудиями труда и высыхающим двором, который весь становился в жутких грязных разводах.
      Делая суп с фрикадельками и намешивая тесто с творогом на «ленивые» вареники, Маша во все глаза наблюдала за работой дочерей из окна кухни и, не выдержав, очумело обратилась к мужу:
- Сеня, иди, глянь, что они творят! Покажи им, как подметать двор! У меня точно терпения на это не хватит! Ты посмотри, какие они грязные! Я даже подойти к ним боюсь!
      Семён глянул в окно, с ужасом хорошенько почесал в затылке и без особой трудности решил непростое дело. Выйдя во двор, он остановил работу, и учёба подметания двора началась заново.
- Первым делом сбрызнем двор, но не зальём его, иначе будет грязь, - говорил он, тихонько плеская воду из ведра маленькими порциями на оставшийся отрезок дорожки, куда девчонки ещё не добрались, и спрашивал: - Видели как? Поняли?
      Это дело Алёнка и Иринка освоили быстро. А Семён затем стал показывать, как подметать, разъясняя каждый шаг:
- Веником махать не нужно. Мести надо правильно, вот так, прижимая веник к дорожке, и потихоньку гнать мусор перед собой. А метлу надо брать вот так, тогда она станет лёгкой и не будет ломаться, - и он перехватывал метлу руками на манер косы и объяснял: - Мести следует от себя в сторону, как бы - в бок. 
      В конце обучения Семён брал совковую лопату и, тщательно заметая на неё весь сметённый мусор, разбавлял серьёзное дело шутками:
- И вот это всё безобразие обязательно надо убрать с глаз долой! А то оно здесь будет полёживать и потихоньку разбредаться по всему двору, чтобы мы снова брали метёлки в руки и скакали по нему глупыми мартышками в той же работе. Так что, дело надо доводить до конца. Ну а как сделал дело, так и гуляй смело! – и добавлял с облегчением вздохнувшим дочерям: - Вам же, прежде чем «смело гулять», сначала хорошенько надо отмыться, а то вас перепутают с грязными поросятами и играть будет не с кем.
      Алёнка и Иринка сразу замечали свой извозганный вид и, похохатывая друг над другом, безропотно следовали за отцом в баню, где он обмывал их и уже чистых отпускал гулять.
      Но вот как-то Маша обнаружила, что из кухни пропал веник. Нашёлся он в углу с инвентарём для подметания двора, до неузнаваемости стёртый об землю.
- Девчонки, вы зачем двор подметали домашним веником? – спросила она дочерей.
- А дворовой веник стёрся, и нам нечем было подметать, - невозмутимо ответили они.
- Так не пойдёт, - сказала мать и объяснила: - Во дворе надо мести только дворовым веником, а в доме – только тем, что для дома. Иначе мы так всю заразу с улицы в дом стаскаем!
- Ну а что нам делать, если тот веник уже кончился? – возразила Алёнка.
      В связи с этим специально для дочерей Семён навязал из полыни много веников, для крепости развешав их сушиться под навесом. Вскоре девчонкам настолько понравился труд дворника, что они подметали не только во дворе, но и все дорожки, и возле бани, и возле курятника и крольчатников, а потом уже и за двором. Но когда родители застали их с вениками на улице, где дочери подмели возле своего двора и дальше так и продолжили подметание вдоль всей улицы возле чужих дворов под ушлое одобрение соседей, Маша с Семёном готовы были загнать их домой чуть не их мётлами!
- Девочки, улицы метут только дворники и причём за зарплату! – популярно объяснили родители старательницам.
      А мать ещё и сказала:
- А за своими дворами на улице должны ухаживать их хозяева, а не делать дураков из таких, как вы! У нас и своего хватает неметёного, если поискать хорошо!
      За свои слова Маша пострадала на следующий же день. Дочери поискали неметёные места и обнаружили их на огороде. Там они с усердием взялись выметать междугрядные канавки, откуда отец прогнал их со словами:
- Ну вы с ума-то не сходите! Где вы видели, чтобы кто-нибудь подметал огород? Вы же не делайте всё по пословице: «Заставь дурака поклониться, он и лоб разобьёт»!
- Огород надо полоть, а не подметать, - пояснила мать и пригласила: - Пойдёмте-ка со мной, я покажу вам, как надо полоть грядки. Это вы тоже должны уже уметь делать.
- А чё там уметь? - отмахнулась Алёнка. – Вон укроп, вон трава - бери и дёргай.
      И Иринка тут же влезла в грядку и вместе с травой выдрала и укроп.
- Не-не-не! – мигом остановила её мать, забрала выдранный пучок и показала: - Вот укроп, который мог ещё расти и расти, а вот трава без корней. Её корни остались в земле и теперь будут снова расти и заглушать укропчик. Так что, полоть надо вот так, - и она пролила грядку из лейки, взрыхлила её вилкой, а потом принялась выбирать и выдёргивать из неё траву.
      Прополка грядок оказалась нудная, но зато потом в награду можно было поесть созревшей клубники, сколько пожелает душа! Это дело мигом придавало свежие силы.
- М-да-а, не простые оказывается это дела полоть грядки и мести двор, - рассуждала Иринка, поедая клубнику.
- Ага, я тоже так думала, - шарясь в клубничных листьях, соглашалась с нею Алёнка.
      А тут ещё, чтобы при любой работе девчонки каждый раз не пачкались «по уши», Маша взялась приучать их к стирке.
- Что это вы извозгались, как две чухи? – указала она на следующий день после огородных трудов дочерям на сарафаны.
- Да мы сейчас отряхнёмся, - осмотрела Алёнка свой сарафан, плюнула на пальцы и потёрла на подоле грязные пятна. Иринка тоже тщательно принялась скрести пятна и выколачивать загрязнённые карманы.
- Нет-нет-нет! Так только грязь можно размазывать ещё больше! – остановила их мать.
      Следом во двор был поставлен большой таз с тёплой водой, мыльница с куском хозяйственного мыла, и мать велела:
- Сарафаны бросайте мне в стирку, а сами будете стирать свои носки и носовые платки.
      За это дело девчонки безропотно взялись, так как поплюхаться в воде очень любили. И платки с носками выстирались мгновенно! Но оказалось, что стирка белья не плюханье.
- Такое безобразие не пойдёт! – забраковала мать всю работу и показала носки: - Посмотрите, какими грязными вы оставили пятки! – и, намыливая каждый носок и натирая руками каждую на нём помарку, стала показывать: - Вот так надо!.. Вот так!..
- Да так весь день промылишь и погулять не успеется! – сразу упало настроение у дочерей.
- А вы не пачкайтесь, тогда стирать будет нечего и гулять больше будете! – прозвучало в ответ.
      Битый час ушёл на отстирывание пяток, и довольные Алёнка и Иринка, наконец, позвали:
- Ма-амка, мы уже всё выстирали и сушиться развесили!
      Однако мать сняла всё с верёвки и огорошила их:
- Ну здрасьте! Где вы видели, чтобы я непрополосканное бельё по верёвкам сушиться вешала? Его сначала нужно хорошо прополоскать.
      И носки с платками пришлось полоскать до тех пор, пока вода после них не стала чистой. Только после этого их развесили на верёвку. Но и тут мать поснимала бельё, поучая:
- Не так надо! Что оно у вас висит, как коровой пожёванное? Нужно хорошенько встряхнуть каждый платочек, каждый носочек. А носки нужно вывернуть наизнанку, чтобы они на солнышке не потеряли свой цвет. Да прицепляйте их за резиночку, чтобы она просохла в первую очередь. А прищепку поглубже садите на бельё, чтобы ничего не сдуло ветром. Сдует куда-нибудь в грязь, снова перестирывать придётся.
- О, Господи!.. – шёпотом взмолилась Иринка на небо, боясь, что стирка на этом не закончится.
      Тут ещё налетел Солька и принялся тюкать по прищепкам в их соединительные пружинки. Уж больно заманчиво эти железки сверкали на солнце.
- Ну-к, кши, помощник! Только твоей помощи тут не хватает, – шугнула его мать и к счастью дочерей вылила воду из таза и отпустила их гулять, с напоминанием: - Ну пока идите, играйте, да не забывайте о том, что чем больше извозитесь, тем больше будет у вас стирки!
      Теперь Алёнка и Иринка даже в бане подстирывали свою маленькую одежонку. Этими мелочами Маша учила отстирывать их любые пятна и загрязнения. За добросовестно выполненную работу дочки потом получали любимые конфеты леденцы и семечки.

продолжение следует.....................


Рецензии