НИ О ЧЕМ...

 

После вечернего чая, особенно когда на корабле старшим оставался старший помощник, из кают-компании сразу никто не выходил. Можно было выпить не один стакан чая, покурить, предаться фривольным разговорам… Короче, расслабиться и время скоротать. Спешить некуда, до вечерней проверки оставалось минут сорок – сорок пять.

– Доктор, как ты думаешь?.. – старпом закуривал свою неизменную «Приму» и выпускал в подволок вонючий столб серого дыма. – Хотя что я спрашиваю, ведь думаю за тебя я!

Начальник медицинской службы молча пил чай с печеньем, обильно намазанным сверху маслом, и затаенно улыбался. Он любил и ждал эту перепалку. Она убыстряла бег времени и поднимала настроение.

– Задам другой вопрос: чем вы думаете? Но и на этот риторический вопрос сразу есть ответ: ничем – кость мозга не имеет.

Доктор молчал и слушал. Его веселил бред старшего помощника, но в полемику пока не вступал, ждал, куда тот поведет разговор.

– Если ты сейчас со мной не заговоришь, я тебя назначу проверять вахту с нулей часов до четырех.

– Вы действуете методом деспота и…

– Договаривай.

– …и-и-и… Из-за скудности серого вещества не могу подобрать слова. Но оно не порочит ваше высокое положение в обществе униженных и оскорбленных. А даже наоборот. Вы яркий свет в царстве тьмы. Вашим святым именем никогда не назовут пятый угол и седьмую воду на киселе. А… только шестую.

– А пусть он и правда проверит вахту. Хватит ему ночами подушку давить! – засмеялся Пушкин.

– Тогда я тоже буду непримирим к алкоголикам и тунеядцам и обязан доложить, что сегодня, перед обедом, воспользовавшись моей природной добротой, Пушкин выцыганил у меня сто граммов спирта и без отвращения выпил его. Готов понести за это справедливое наказание. И клятвенно обещаю, что этот, уже бывший, мой товарищ никогда не переступит комингс моей каюты. Вестовой! – крикнул доктор. – Принеси мне еще стакан чая, только горячего, а то по моему телу озноб пошел.

– Пушкин, это правда?

– Врет он все, товарищ капитан-лейтенант.

– Доктор, ты врешь?

– Александр Николаевич, мне проще обмануть жену, чем вас.

– С этим доводом, пожалуй, соглашусь. За организацию пьянки на корабле вам, доктор, объявляю строгий выговор, а Пушкину – неполное служебное соответствие, – старпом ехидно смеется.

– Это несправедливо! – закричал Пушкин.

– Согласен с вами, мой юный друг, – доктор посмотрел на Пушкина и демонстративно достал из нагрудного кармана пачку английских сигарет «Rothmans» и тоже закурил.

– Дай мне сигарету, – старший помощник протянул руку.

– Аттракцион невиданной щедрости прекращает свою работу. Доброта – хуже воровства. Потом, – начмед переложил пачку в карман брюк, – как не последнее лицо на этом корабле, хочу заявить со всей ответственностью: такое ЧП и последующие за ним суровые наказания отбросят корабль в бригаде на последнее место. Заместитель командира корабля не получит третьего ранга, командир не поедет на учебу в академию… Представляете, что с вами будет, точнее, уже с нами?.. Меня, вас и Пушкина сошлют на корабль консервации. Мы с вами умрем капитанами, а Пушкин до смерти будет носить звездочки старшего лейтенанта.

– Безрадостную картину нарисовал… И главное, правдивую. Но все равно я должен как-то вас наказать.

– А простить? Меня простить всенепременно, а Пушкина не обязательно… Хотя и его тоже можно. Друг все-таки, хоть уже и бывший. Жалко… Посмотрите на его лицо… Лик бы написать, да где иконописца сейчас найдешь? Придется все-таки выдать мне вам от чистого сердца по сигарете. И Хайкину дам, пусть думает, что я его тоже люблю.

– Нет, одной сигаретой не отделаешься. Забираю всю пачку! А Пушкину с Хайкиным рано и вредно курить, тем более такие сигареты. Доктор, а если бы по недоразумению тебе в руки попал пистолет, убил бы кого-нибудь? Меня, Пушкина?..

Доктор задумался.

– Пожалуй, нет, вы люди хорошие, – произнес он. – С кем я тогда останусь?

– Молодец! Если сейчас выкажешь передо мной свой талант, в чем я опять очень сомневаюсь, и скажешь мне… Все прощу и сигареты отдам.

– Как же я могу удивить вас, если в кости нет мозга?

– Значит…

– Хорошо, я попробую.

– И вот сейчас, – старший помощник надменно закуривает забранную сигарету, – мы наконец убедимся в недалекости багажа знаний у этого себялюбивого человека. Итак, вопрос: есть ли реки, берущие свое начало в море?

Доктор радостно захохотал.

– Если б я не дал вам полтора месяца назад журнал, который вы, скорее всего, недавно прочитали, то не знали бы этого тоже. Но я отвечу, пополню знания наших офицеров, чтоб отличались умом и сообразительностью. Эта река течет на северо-востоке Африки. Название не вспомню, а впадает в озеро Ассаль. И озеро бы не запомнил, если б оно не ассоциировалось с Ассоль из «Алых парусов».

– А та речка называется Таджура.

– Именно так, я в тех местах даже бывал в лейтенантские годы, это недалеко от Баб-эль-Мандебского пролива.

– Но сигареты я тебе все равно не отдам. Мы их с тобой покурим после отбоя у меня в каюте.

– Меня это очень даже устраивает…

«Команде приготовиться к построению на юте на вечернюю проверку. Форма одежды – рабочее платье, берет», – скомандовал по трансляции дежурный по кораблю.

Все дружно поднялись и потянулись к выходу. Разговор ни о чем закончился.

Вот и завершался еще один рабочий день длинной-длинной корабельной службы.
 
Завтра будет новый, а с ним и новые впечатления.


Рецензии
Интересное выражение: "в кости нет мозга". Да и сам "разговор ни о чём" понравился. Врачей люблю, хотя и натерпелась не только хорошего, но и плохого. Хотя слово - плохое - для людей вашей профессии, неприемлемо. Они, на мой взгляд, не имеют права на ошибки, тем более на такие, когда по ИХ ВИНЕ пациент оказывается на краю гибели. Это, конечно, не про вас, Александр. А Вам - моё почтение и уважение! С Рождеством Христовым и Новым годом. Пусть он станет для вас успешнее, чем минувший! С душевным теплом,

Раиса Лунева   07.01.2024 13:11     Заявить о нарушении
Роль военного врача на военном корабле вроде бы и неприметная. Но его мгновенно вспоминают все, когда беда или смерть вдруг поселяются в экипаже. И здесь врач один на один ведет борьбу за жизнь личного состава. Это все, от перевязки на палец до полостной операции.

Александр Финогеев   08.01.2024 17:20   Заявить о нарушении
Александр, ваш рассказ мне понравился, я это подчеркнула. И уважительно отношусь к врачам: и штатским и военным. Просто при упоминании слова - врач - возникли личные ассоциации, и не очень приятные. А к вам - по-прежнему полное почтение и пожелание успешного Нового года, которых желаю, чтобы в вашей жизни было немало! С уважением,

Раиса Лунева   08.01.2024 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.