Сборник одним файлом-18. Папка 18 Э. Ильенков. 4

 

­­­­­­­­­
Портрет Эвальда Ильенкова.

1.Читая Ильенкова. О пчеле и архитекторе

Конечно, мысль управляет материей!
И снова цитирую знаменитые афоризмы из Карла Маркса:

О пчеле и архитекторе.

Эвальд Ильенков много писал, это уже классика философии:Об идеальном.
Диалектика идеала.

Знаете, как Эвальд Ильенков назвал коммунизм?

"Коммунизм это образ необходимо наступающего будущего"!

Пространнее не стану, лучше почитайте в оригинале.
Ильенков цитирует Маркса:
Коммунизм — это энергетический импульс нашего времени.

А знаете ли вы что до сих пор идут дебаты и и на Западе , и у нас о Молодом Марксе и зрелом Марксе? Ибо в молодости Маркс был почти мистик-эзотерик, идеалист. Советская философия яростно оспаривала факт "молодого Маркса", открытого на Западе.

Под "идеалом" здесь понимается не мечта и фантазия, а "образ будущего", причем:"Необходимо наступающего". Это как и развертывание Мирового Абсолюта у Гегеля, целепологания Истории.

Но и материя управляет мыслью.
Стиль диалектики:это единство и взаимопереходы противоположностей.
Мысль не возникает ниоткуда:ее формирует практика, материя, созидание.

23/04/2015
 

Читая Лифшица. О законе сохр. мысли. Об Ильенкове
2. Читая Лифшица. О законе сохр. мысли. Об Ильенкове

Фото:часто репродуцируемая фотография Эвальда Иьенкова. Напряженная работа мысли - фото достойно "Мыслителя" Роддена, не правда ли? Чтобы с него ваяли или писали портрет Мыслителя. Душа отражается во всем.

Вот что писал об этом фотоснимке Юрий Рост.

"Никогда не считал возможным (по крайней мере для себя) зафиксировать на снимке процесс творчества. В лучшем случае результат.
Но вот фотография замечательного философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Он думает... или это аппарат отразил мысль?
«Жизнь, конечно, не схема. Но в ее разнообразии форм и явлений надо видеть закон, всем управляющий и делающий пеструю неразбериху понятной и ясной...» Он будет до конца жизни искать этот закон, познавая природу человеческого сознания, и не найдет, наверное, но придвинет (в неимоверно тяжелых для мыслителя условиях) нас к его пониманию.
Может быть, когда неделикатная камера щелкнула затвором, он был в пути.
Теперь осталось гадать. Либо читать то, что он нам написал для памяти".

Юрий Рост

Читаю работу Михаила Александровича Лифшица, философа и искусствоведа, друга легендарного советского философа Эвальда Ильенкова. "Диалог с Эвальдом Ильенковым". И вот встречаю совершенно кристальную мысль в своей отточенности и ясности.

Еще Платон писал об Эйдосах — вечных идеях, что возвращаются в мир вновь и вновь на новых витках эволюции. Гегель писал о самодвижении Мирового Абсолюта.
Иными словами, великие идеи по Платону и Гегелю наполнены самоосознанием и самодвижением в Бытии Цивилизации. Можно разрушить империю — но не нельзя разрушить Идею. Посмотрите, как отточено назвал этот закон "Законом сохранения мысли" — Михаил Лифшиц, вспоминая Эвальда Ильенкова:

"Помню, что я читал его раннюю рукопись о диалектике в «Капитале» Маркса и понял, что годы войны и послевоенных событий не совершенно устранили лучшую традицию предшествующего десятилетия, что каким — то чудом семена, брошенные тогда в благодарную почву, но основательно затоптанные, все же взошли, хотя и в другой, неузнаваемой форме. Эвальд Ильенков, с его живым интересом к Гегелю и молодому Марксу (открытому у нас в двадцатых — тридцатых годах, а не за рубежом, как пишут иногда по незнанию или по другим причинам), с его пониманием диалектики «Капитала» Маркса, «Философских тетрадей» Ленина, казался наследником наших дум. Этими словами я не хочу ослабить оригинальность Ильенкова. Он шел в том же направлении, но в другое время и другим путем. Я хочу только сказать, что его появление в моей берлоге было как бы доказательством закона сохранения мысли, воспроизводства ее в новых условиях, если она того заслуживает. Для меня он был неожиданно найденным союзником в тот момент, когда подъем марксистски мыслящей и образованной молодежи тридцатых годов остался только хорошим воспоминанием".

Конец цитаты.
Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Ничто не пропадает во вселенной разума.

07.01.2014 11:58
18/11/2022
Еще об Ильенкове:

 

https://zera-cherkesov.livejournal.com/344482.html

3. Рецензия на Читая Э. Ильенкова. Об индивидуальности творчества.

Рецензия на «Читая Э. Ильенкова. Об индивидуальности творчества» (Зера Черкесова 2)

Нужно четко выразить ту коцнцепцию, что в философском и культурологическом смысле индивидуальность и личность есть противоположные выражения человеческой субъектности, и несут в своей идентификации различную иерархию взаимоотношений между "я" и "мы":

- для индивидуума, культура которого синхрональна, социальное "мы" подобно его "я", есть "я" первично. Потому иденификация индивида: "я как мы"
- для личности, культура которой диахрональна, напротив: "мы" первично, и потому его идентификация : "мы как я"

Личность проявляет общество в себе путем интеграции себя в общественное сознание, а индивид, напротив дифференцирует социум. Потому все яркие непохожие друг на друга я-индивиды играют, тем не менее, в сюжете единого социального спектакля, который и построен на непохождести своих конфликтных ролей. Но в таком спектакле все причинно-следственные связи уже выстроены, это архетип

Дмитриев 17.01.2022 14:22 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Здравствуйте!
Интересная рецензия, перечитываю и перечитываю.
Но что же Вы хотели в ней выразить?
Четко понять:есть индивидуальность и есть личность.
Первый, индивидуалист, или у вас "индивидуум":"я как мы", это такой коллективист, интроверт, да?
Второй, личность:"мы, как я", это упоротый интроверт?

Личность проявляет общество в себе. А индивидуальность напротив "дифференцирует социум"(это как?).
Причем личность у вас это высшая категория по отношению к индивидууму-атомизированной единице Социума.
Я, честно говоря, запуталась:)) Кто есть кто и какую архетипическую роль играет в драме Социума.
Я читала К.Юнга "Психологические типы", давненько, правда.

Может быть, вы испытали влияние Мераба Мамардашвили?

Все таки у вас то, что было в советской философии принято обозвать "идеалистическими концепциями буржуазной философии".

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:03 Заявить о нарушении / Удалить
То есть экстраверт - это личность или индивид?

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:04 Заявить о нарушении / Удалить
Эвальд Ильенков с вами бы не согласился, с вашей концепцией.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:05 Заявить о нарушении / Удалить
с этими синхронально-диахрональными типами, с интеграцией-дифференциацией, и с архетипами ролевых моделей - метафизика!
А Ильенков был ярким учителем диалектики. Вы диалектик? Если нет, то ясно. А в противном случае, ваша концепция недиалектична.

Цитата:

"Нужно четко выразить ту коцнцепцию, что в философском и культурологическом смысле индивидуальность и личность есть противоположные выражения человеческой субъектности, и несут в своей идентификации различную иерархию взаимоотношений между "я" и "мы":

-------------

Иерархичность это метафизично. Это статика и разделение того, что динамично и взаимообусловлено. Никаких ролевых моделей в обществе нет, это буржуазная социология. И архетипы тоже. 4-касты:мы с вами брахманы?

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:10 Заявить о нарушении / Удалить
Наверное, да. Люди действительно рождаются разными, и эта разность в основном сводится к известной модели 4 индусских каст. Это различие нейрофизиологическое.
Базовое.

А что до Я и Мы. Наверное, это самый сложный вопрос философии и современности.

Напомнили мне работу Ильенкова "Что такое личность", вот перечитать, сейчас листала странички с моими карандашными отчеркиваниями.

А что у вас означает:интеграция себя в общественное сознание". Звучит красиво, но может быть это просто конформность большинства? В общем, простите. но ваша теория личности и индивидуальности мне не очень понятна.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:15 Заявить о нарушении / Удалить
Буду рада, если снизойдете до более подробных и может быть менее академических формулировок хотя бы отчасти. Вот Ильенкова читать легко и в основном было понятно всегда, и 10, и 15 лет назад, и когда я не была так подкована в языке философии. Может быть, в этом один из секретов его популярности и востребованности? Писать не усложняя нарочито, не бояться быть понимаемым:))

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:17 Заявить о нарушении / Удалить
Ну, впрочем, архетипы они и в философии нужны. Кому "попса", а кому академизм.
С Новым годом!

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:29 Заявить о нарушении / Удалить
Я как мы,
мы как я.
А марксова Павла, смотрящегося в Петра и видящего в нем себя - помните?
Вы разделяете Я и Мы - словно это несводимые категории.
А это не так.
Каждый человек несет в себе Социум, и даже не только свой, но и всех веков.
Только большинство несет это наследие латентно, фрагментарно.
Лишь единицы поднимаются до осознания этих богатств.
Между Я и Мы нет непроходимой границы, и более того:я ничто вне мы.
Дело не в общительности, как понимаете, а имманентном присвоении Я - содержания Мы.
Какая может быть иерархичность, что первее и выше:я или мы? Для меня такого разделения нет. Моё Я - это аккумуляция Мы многих веков!

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:38 Заявить о нарушении / Удалить
Вот, простите, сейчас из любопытства хорошего - почитать умного человека, пролистнула ваши рецензии и актуальное:

цитата:

Рецензия на «Казахстан. Со стороны виднее» (Николай Кладов)

Настоящая социальная революция, которая желает смены государственной власти, это не власть толпы. Власть толпе и не может принадлежать, это пррерогатива личности.

конец цитаты.

Вот и здесь тоже ваш способ мышления:принципиально-недиалектический. Герой и толпа. причем Герой с большой буквы и толпа с маленькой.

Так полагают очень многие, даже правители.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:56 Заявить о нарушении / Удалить
Власть принадлежит Личности(причем в ед. числе у вас?)
Но никак не "толпе" - в которую вы низводите все общественные классы и весь Социум, как таковой.

Социальные революции это келейные решения?
Народы не при чем?
Революции можно "делать"? Как сейчас стало в публицистике модным "Ленин и Троцкий сделали революцию". Такой социальный волюнтаризм:захотел и сделал революцию на немецкие деньги(или госдеповские).

Зера Черкесова 2 17.01.2022 15:59 Заявить о нарушении / Удалить
Или как меня удивил учёеннейший человек, г-н Ковальчук, директор Курчатовского института, ведет свою программу, бесеует с разными деятелями. Вот раз в интере на ютубе смотрела его передачу на тему о революциях и М.Ковальчук спрашивает гостя:а что лучше эволюция или революция? Конечно, лучше эволюция, чем революция.
Да! - согласился ученый гость...

Мне нужно вам разъяснять, как студенту, диалектику эволюции и революции? Но ведь эту ахинею"эволюция лучше революции, на революции нет больше лимита" не первый год несут со всех СМИ люди облеченные в академические звания и степени! И не стесняются того, что над ними будут смеяться! Может быть, не публично, но какая разница. Законы природы и общества не меняются по хотелке новых хозяев...
Всё свершается в свое время и следуя бесстрастной логике Абсолюта(вот, по Гегелю, которого ныне много читаю).

Зера Черкесова 2 17.01.2022 16:05 Заявить о нарушении / Удалить
В общем, я все больше проникаюсь мыслью герцога де Сен-Симона:Республикой должны править ученые.
То есть люди умные. А ум понятие очень сложное, никак не сводимое ни к начитанности, ни к обычному здравому смыслу.
А главный критерий ума знаете какой? Я считаю, что главное:это когда человек и группа проявляют идеалы нравственности, ум не может быть злым, это нерационально(ratio). По-настоящему умные люди обязательно нравственны.

В наши дни, сейчас, мир захватили неумные существа, кто бы они ни были, и поэтому их фиаско вопрос времени, ибо только у тех, у кого напрочь нет ума - могут всеръез рассчитывать победить естественный ход вещей, нормальный миропорядок, и заодно подчинить себе всё человечество(!). Наверное, потому что буржуазная философия и психология воспитали их в этой парадигме:историю и власть имеют личности, а не толпа. Под толпой - всё человечество...

Зера Черкесова 2 17.01.2022 16:12 Заявить о нарушении / Удалить
Дихотомию умственного и чувственного в человеке нужно заменить на диалектику
И тогда получится иерархия нижеследующих апперцепций

Тройственный комплекс личнтости-индивидуальности в теле-сознании человека:

Умное чувство (я-личность этнической культуры) Сфера Воображения

Субъект Сфера Реального

Чувствующий ум (я-социальный индвид) Сфера Изображения

Дмитриев 17.01.2022 16:28 Заявить о нарушении / Удалить
Любопытная классификация! Правда, я не уловила основания этой классификации.

-Умное чувство сферы Воображения
-Субъект Сфера Реального
-Чувствующий ум. Сфера Изображения
Это похоже на поэзию...
Но вы представляете эту схему как "дихотомию умственного и чувственного".
И снисходите до моей слабости:))- заменив "дихотомию" на "диалектику".
Но тождественны ли эти понятия?

Вики:

Дихотоми;я (греч. ;;;;;;;;;: ;;;;, «надвое» + ;;;;, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, более связанные внутри, чем между собой. Способ логического деления класса на подклассы, который состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия. Дихотомическое деление в математике, философии, логике и лингвистике является способом образования подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов.
Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при дихотомии мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объём делимого понятия. (...) Обозначив делимое понятие буквой а и выделив в его объёме некоторый вид, скажем, b, можно разделить объём а на две части — b и не b.

Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объёма понятия на два понятия каждый раз остаётся крайне неопределённой та его часть, к которой относится частица «не». Если разделить учёных на историков и не историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. ...

Зера Черкесова 2 17.01.2022 16:48 Заявить о нарушении / Удалить
Мой комментарий:
-------------------

Если разделить учёных на историков и не историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. ...

это дихотомия:ученые подразделяются на историков и не-историков.
Это тоже что в математике понятие:множества. Теория множеств.

Но диалектика это несколько иное.

Диалектически:историки и не-историки не подразделяются в разные подмножества одного множества.
Диалектически:в каждом историке сидит не-историк а в каждом не-историке обязательно имманентно присутствует и историк.
И историки и неисторики диалектически связаны нерасторжимыми узами.

Далее. в теории дихотомии историки и неисторики сидят в разных подмножествах, как шары белые и черные - в спортлото в разных отсеках.
А в диалектике:шар и белый и черный.

В вики статье иллюстрация Дихотомии:это знаменитый рисунок Инь-Ян.
Но Инь-Ян это НЕ дихотомичная пара противоположностей, а диалектическая. Так что этот рисунок там неправомерен для иллюстрирования математического и даже арифметического, формально-логического понятия дихотомии-раздвоенности, как средства удобной классификации в теории множеств.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 16:56 Заявить о нарушении / Удалить
Также ratio и sensus не являются дихотомической парой. Нельзя подразделять на белых шаров-рациональная, а черных-чувственная сфера. Это только формально-логическое метафизическое разделение. Диалектика же рацио и сенсус, ума и чувства, интеллектуальной и чувственной сенситивной сфер - это логика диалектическая. Вот я тоже доросла пожалуй до прочтения наконец в полном виде "Диалектической логики" Эвальда Ильенкова.

Поэтому опять у вас иерархии, опять теория множеств Высшей арифметики9а арифметика это сложная область академической математики - это теория чисел, сложная система аксиоматических систем и доказательств), но это статика и формальная логика.
Пора переходить к Анализу. К понятию взаимодействия противоположностей, к динамике, к бесконечно-малым и бесконечно-большим, одним словом, к движению понятий, к взаимопереходам и взаимоотрицаниям. К дилектике!

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:04 Заявить о нарушении / Удалить
И где в вашем тройственном поэтическом комплексе - собственно дихотомия(ди-два, а у вас - три). Причем три начала, существующие раздельно.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:07 Заявить о нарушении / Удалить
Диалектически же связаны правитель и народ(толпа).
Правитель такой же раб народа(толпы). Не зря же они сами именуют себя слугами народа:)) Чуют, что зависят во всем от нас, своего "электората":))

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:13 Заявить о нарушении / Удалить
Подмазываются под нас. красивым словом "электорат" назвали.
Так что не такие уж они и всевластные...Мы тоже несем функцию власти, и не только декоративно-представительной, и но и глубже и прочнее..
Не стану вам больше надоедать. Спасибо за беседу!
Хороших выходных и праздников!

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:15 Заявить о нарушении / Удалить
не могу в нескольких словах объяснить свою релоигиозную науку -философию, котоорая создавалась несколько десятилетий. А наинать нужно с основ философии: понимаемой, а не словарной

дихотомия есть дифференциация двух основополагающих противоположных понятий, которые таким образом не сводятся друг к другу

например, добро и зло (категории морали) есть дихотомия противоположностей любви и ненависти, созидания и разрушения. жизни и смерти, где да есть только да, нет есть только нет , а всё осалльгное отлукавого

Но представления людей о добреи зле есть диалектика, которая двум противоположностям дает единую систему мер вещного знания

Вот почему мы, люди, совершившие грехлопадение, находимся в школе познания добра и зла по их плодам на Земле. Добро и зло у нас опосредствованы, находяи в причинно-следственных связях друг с другом, и вся наша эволюция состоит из циклов добра и зла
Грехопадение в том, что человек счтает добро и зло равноценными...а потому Богу приписывает и добро и зло, истину и ложь

Дмитриев 17.01.2022 17:16 Заявить о нарушении / Удалить
Не обижайтесь, но Вы не понимаете диалектики человека :-)

Два я-отождествления субъекта в тройном комплексе личости-индивидуальности тела-сознания человека (индивидуальность и личность) есть противоположности вещного знания о себе (рефлексии), а сам субъект - цельное и неразрывное единство этих противоположнсотей...Ведь они его и манифестируют.

И Вам всего доброго!

Дмитриев 17.01.2022 17:22 Заявить о нарушении / Удалить
например, добро и зло (категории морали) есть дихотомия противоположностей любви и ненависти, созидания и разрушения. жизни и смерти, где да есть только да, нет есть только нет , а всё осалльгное отлукавого
---------

Как сказал задумчиво наш преподаватель на биофаке(не философ, а профильный биологический предмет):

"Сейчас уже метафизика не считается ругательством..."

Не помню контекста, в котором он это сказал.

Ваша система, выраженная вот в этой фразе, которую я процитировала из вашего ответа, - является законченным ярким образчиком МЕТАФИЗИКИ.

Но это не хорошо и не плохо, то раньше клеймили оппонентов "метафизикой", сейчас это законный способ мышления и картины мира. которую предпочитаете вы. В котором нет например релятивизма, а диалектика такова, что размывает абсолютные понятия добра и зла и в этом смысле-продукт своего времени как и физика релятивизма.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:28 Заявить о нарушении / Удалить
Я поняла вас. Вы сложновато выражаете свои мысли, но у каждого свой стиль.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:30 Заявить о нарушении / Удалить
Я не считаю ныне диалектику за единственно правомерный способ мышления. И уже понимаю те исторические предпосылки, которые выдвинули её на авансцену вместе с марксизмом, релятивистской физикой и теорией эволюции.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:32 Заявить о нарушении / Удалить
Просто...сколько не искала, а интереснее и глубже диалектиков философии не читала. В недиалектических системах не чувствуется живой мысли, всё кажется умозрительным, косным, статичным и утомительным.
Я люблю диалектику:от неё ум делается свежим и острым, а душа моложе:))

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:35 Заявить о нарушении / Удалить
Нет, между злом и добром нет вообще ничего общего, и онтологические источники у них разные и противоположные :-)
Зло проявляется в мире как любое превышение меры вещей (энтропия, потому что хаос пронизывает мир), а добро есть эта мера вещей.

Мир потому и возникает во вселенской самости (пространственный хаос), четко отграничивая себя от хаоса, что в хоасе и его энергиях нет мер, а миру творящий его Бог даёт меру вещей

Дмитриев 17.01.2022 17:36 Заявить о нарушении / Удалить
Весельем и силой заряжен живой ум. Ваш мозг, воспитанный на стихии живой
мысли, запретит вашему организму болеть, наградит долголетием, откроет в каждой пылинке великую мысль, превратит бытовые будни в счастье, осмыслит все трудности и приведет к светлым победам на великих фронтах борьбы за лучшее будущее.

 
Весельем и силой заряжен живой ум...
Зера Черкесова 2
Не могу отказать себе в удовольствии процитировать слова великого русского советского философа Алексея Федоровича Лосева, предпосланные им к сборнику "Дерзание духа", выпущенном Политиздатом в серии
ЛИЧНОСТЬ
МОРАЛЬ
ВОСПИТАНИЕ

давайте почитаем снова Лосева, пусть великий философ примирит наши позиции. Алексей Федорович Лосев был диалектик, ("Страсть к диалектике") - но никоим образом не марксист, а религиозный мыслитель.
Так что в сфере мысли возможны самые разные комбинации.

Почитайте отрывок из Лосева по ссылке!

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:41 Заявить о нарушении / Удалить
Зло проявляется в мире как любое превышение меры вещей (энтропия, потому что хаос пронизывает мир), а добро есть эта мера вещей.
------------
Формула добра и зла Ваша впечатляет! Своей лаконичностью и внезапной ясностью от философа с витиеватым пером.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:48 Заявить о нарушении / Удалить
А правильные меры вещей дает Бог. далее развитие вашей формулы.
Стало быть, вы верите в Бога.
и автор религиозной философии.
А в личное бессмертие души — верите? Оно есть часть вашей системы?

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:50 Заявить о нарушении / Удалить
Ответьте здесь. Раньше я бы пообещала непременно быть с ответным визитом и рецензией и прочее, пригласить на другое место для новой рецензии "по теме".
А сейчас не станем заморачиваться оффтопами(не по теме) и мы не знаем, суждено ли встретиться снова и опять обсудить.
Бог-Случай посылает людей на миг...Чтобы сказать главное подчас.
Вот вы пришли ко мне и я ответила и диалог возник. Так скажите главное сейчас- Мы не знаем что будет завтра с миром, и это не шутки. Такое вот эсхатологическое состояние ума...

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:54 Заявить о нарушении / Удалить
Скажите то, что быть может выстрадано главное. Я уж не покушусь на авторство:)) А сократовы Диалоги - Сократ не вел записей как будто и если бы не его ученики...то и пропала бы мудрость его навеки.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:56 Заявить о нарушении / Удалить
Ну можно и позже, я тоже устала. Спасибо.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 17:56 Заявить о нарушении / Удалить
Прежде требуется дать религиозно-научное представление о человеке (сотворенном и в земном теле рожденном), потом о творимом-управлячемом мире.
Иначе мои слова о вере в бессмертие человеческого духа сотворенного, но не рожденного, не будут поняты вообще.
Видите-ли, душа есть тоже тело (только не физическое, это живое тело-сознание)

А человек не есть его тело (в отличие от животного)

Дмитриев 17.01.2022 18:06 Заявить о нарушении / Удалить
Очень интересно и интригует. Жду продолжения.
Доброго вечера! Завтра выйду на сайт. Сейчас отдыхать.

Зера Черкесова 2 17.01.2022 18:56 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания

Снова читаю Эвальда Ильенкова. Социализм и отчужде
4. Снова читаю Эвальда Ильенкова. Социализм и отчуждение.
 
Фото:часто репродуцируемая фотография Эвальда Иьенкова. Напряженная работа мысли - фото достойно "Мыслителя" Роддена, не правда ли? Чтобы с него ваяли или писали портрет Мыслителя. Душа отражается во всем.

Читаю работу Михаила Александровича Лифшица, философа и искусствоведа, друга легендарного советского философа Эвальда Ильенкова. "Диалог с Эвальдом Ильенковым". И вот встречаю совершенно кристальную мысль в своей отточенности и ясности.

Еще Платон писал об Эйдосах — вечных идеях, что возвращаются в мир вновь и вновь на новых витках эволюции. Гегель писал о самодвижении Мирового Абсолюта.
Иными словами, великие идеи по Платону и Гегелю наполнены самоосознанием и самодвижением в Бытии Цивилизации. Можно разрушить империю — но не нельзя разрушить Идею. Посмотрите, как отточено назвал этот закон "Законом сохранения мысли" — Михаил Лифшиц, вспоминая Эвальда Ильенкова:

"Помню, что я читал его раннюю рукопись о диалектике в «Капитале» Маркса и понял, что годы войны и послевоенных событий не совершенно устранили лучшую традицию предшествующего десятилетия, что каким — то чудом семена, брошенные тогда в благодарную почву, но основательно затоптанные, все же взошли, хотя и в другой, неузнаваемой форме. Эвальд Ильенков, с его живым интересом к Гегелю и молодому Марксу (открытому у нас в двадцатых — тридцатых годах, а не за рубежом, как пишут иногда по незнанию или по другим причинам), с его пониманием диалектики «Капитала» Маркса, «Философских тетрадей» Ленина, казался наследником наших дум. Этими словами я не хочу ослабить оригинальность Ильенкова. Он шел в том же направлении, но в другое время и другим путем. Я хочу только сказать, что его появление в моей берлоге было как бы доказательством закона сохранения мысли, воспроизводства ее в новых условиях, если она того заслуживает. Для меня он был неожиданно найденным союзником в тот момент, когда подъем марксистски мыслящей и образованной молодежи тридцатых годов остался только хорошим воспоминанием".

Конец цитаты.
Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Ничто не пропадает во вселенной разума.

Ильенковские чтения.
Отд. папку Эвальд Ильенков
Туда складывать.
Тема возможно такая:Религиозная мысль в творчестве советского философа Эвальда Ильенкова.

это будет резонансно!
Ильенков жадно читаем поныне, гуглю периодами. Не так чтобы миллионами, но в в кругах мыслящих. Доказательство:выпустили недавно 4-томник Э.И. И много переизданий отд.работ. В сборниках.
А вчера узнала, что в 2018 предпринято издание 10-томника Ильенкова.
Но он разве столько написал?
Однако это отражение спроса.

Читаю воспоминания об Ильенкове:
-его друга и ученика Мареева
-его учителя Ойзермана
-его названного сына Александра Соколова(загорцы)
- и мн
и много выходит целых сборников памяти Ильенкова, с воспоминаниями, анализом его работ.
Вот религиозная тема еще не звучала, а она у него есть. Это и Космология духа. И письма Саше Соколову с цитированием Библии. И в работах о Гегеле о мировом духе и т.д.
Помимо анализа ошибок строительства социализма - как раз работы Маркс и западный мир. Анализ книги Адама Шаффа об отчуждении при социализме. что сейчас читаю и тд.
Да и педагогическое наследие, его величайшее новаторство в этой сфере, как философа-гносеолога и практика со-воспитателя и популяризатора загорского эксперимента - еще далеко не освещено в нашей печати! Странно это, словно обходят молчанием ТАКИЕ результаты, опровергающие всю педагогическую историю мира, дающие орудие воспитания нового человека. Великий новатор Ильенков не нужен школе глобализированного мира, а и школа уже отменяется.
Но...
Ильенков все же становится всё востребованее. Счастливая участь - чтобы будущее сделало твое перо ещё востребованее, и чем дальше, тем острее!

И столько тем:и анализ социализма. его ошибок и средств их исправления, и глубокий анализ гегелевской диалектики, и диалектики вообще, как метода познания. И новаторская педагогика.
Как много он успел. При такой трудной и трагической жизни. Гений.

07.01.2014 11:58

 Библиография философа Эвальда Ильенкова
5. Библиография философа Эвальда Ильенкова

Фототогафия и библиография взяты с официального сайта
http://caute.ru/ilyenkov/arch
Архив Э.В. Ильенкова.

Поскольку Ильенков становится не менее, а все более востребован, полагаю, данная публикация будет полезна ищущим.

На фото:"1975, юбилей Победы.
Побиск Кузнецов уговорил Ильенкова
надеть орден и пойти к фотографу"(надпись под фото на сайте).

Побиск Кузнецов, известный советский философ, ныне и П.Кузнецов также востребован, как философ. На фото Ильенков справа. Хорошая фотография, два еще нестарых ветерана минувшей войны, друзья-философы, еще совсем немного орденов, всего по одному.
-----------------------------------

Это ч.1. Поскольку на писательском портале нежелательно в публикации ограничиваться лишь перепостами, но в то же время мне бы не хотелось эту в ценную саму по себе справочную публикацию нескромно вставлять личное, то последует вторая часть, в которой я, автор этих строк, отмечу то, что я читала и перечитывала у Ильенкова, что собираюсь прочесть, о чем писала, со ссылками.

4 ноября 2022г.
----------------------
Книги

Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. — Москва, 1960
Об идолах и идеалах. — Москва, 1968
В.И. Ленин и актуальные проблемы диалектической логики. — Москва, 1969 [в соавторстве]
Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — Москва, 1974
Учитесь мыслить смолоду. — Москва, 1977
Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. — Москва, 1980
Искусство и коммунистический идеал. — Москва, 1984
Диалектическая логика. Очерки истории и теории [2-е изд., доп.]. — Москва, 1984
Философия и культура. — Москва, 1991
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. — Москва, 1997
Школа должна учить мыслить. — Москва, 2002
Об идолах и идеалах [2-е изд.]. — Москва, 2002

Авторефераты диссертаций

Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса «К критике политической экономии». Автореферат диссертации кандидата философских наук. — Москва, 1953
К вопросу о природе мышления. Автореферат диссертации доктора философских наук. — Москва, 1968

Главы и статьи в книгах

О роли противоречия в познании /Материалы конференции по проблеме противоречия. — Москва, 1958
О “специфике” искусства. Искусство и коммунистическое воспитание /Вопросы эстетики. Вып. 4, 1960
Логическое и историческое /Вопросы диалектического материализма. Элементы диалектики. — Москва, 1960
Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике /Диалектика — логика. Формы мышления. — Москва, 1962
Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии /Диалектика — теория познания. Историко-философские очерки. — Москва, 1964
Об эстетической природе фантазии /Вопросы эстетики. Вып. 6, 1964
Машина и человек, кибернетика и философия [в соавторстве] /Ленинская теория отражения и современная наука. Материалы к совещанию по современным проблемам материалистической диалектики. — Москва, 1966
К оценке гегелевской концепции отношения истины к красоте /Борьба идей в эстетике. — Москва, 1966
О роли классического наследства в развитии категорий материалистической диалектики /Диалектика и логика научного познания. — Москва, 1966
Об эстетической природе фантазии /Панорама. Ежегодник. — Москва, 1967
Проблема абстрактного и конкретного в свете «Капитала» К. Маркса /Капитал К. Маркса. Философия и современность. — Москва, 1968
Думать, мыслить... /Общество и молодежь. — Москва, 1968
Понятие “абстрактного” (“идеального”) объекта /Проблемы диалектической логики. — Алма-Ата, 1968
Почему мне это не нравится /Культура чувств. — Москва, 1968
Что там, в Зазеркалье? /Искусство нравственное и безнравственное. — Москва, 1969
Проблема абстрактного и конкретного /Анализ научного знания. Выпуск II (Материалы в помощь философским семинарам). Москва, 1970
Гуманизм и наука /Наука и нравственность. — Москва, 1971
Диалектика абстрактного и конкретного /История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. — Москва, 1971
Логическое и историческое /История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. — Москва, 1971
Гегель и проблема предмета логики /Философия Гегеля и современность. — Москва, 1973
О всеобщем /Некоторые проблемы диалектики. — Москва, 1973
Ленинская идея совпадения логики, теории познания и диалектики /Философия и естествознание. — Москва, 1974
Мышление и язык у Гегеля /Доклады Х Международного гегелевского конгресса. Выпуск IV. — Москва, 1974
Диалектика и мировоззрение /Материалистическая диалектика как логика и методология современного научного познания. Пленарные доклады симпозиума. — Алма-Ата, 1977
Что же такое личность? /С чего начинается личность. — Москва, 1979
Проблема противоречия в логике /Диалектическое противоречие. — Москва, 1979
О материальности сознания и трансцендентальных кошках /Диалектическое противоречие. — Москва, 1979
Предисловие к книге: Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Киев, 1979
Противоречия мнимые и реальные /Диалоги. — Москва, 1979
Предисловие и научное редактирование книги: Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. — Москва, 1979
Диалектика и мировоззрение /Материалистическая диалектика как логика. — Алма-Ата, 1979
Проблема единства бытия и мышления в античной философии /Принципы материалистической диалектики как теории познания. — Москва, 1984
[У истоков философии] /Формы общественного сознания. — Москва, 1986
Диалектика и герменевтика /Современные зарубежные концепции диалектики. Критические очерки. — Москва, 1987
Спиноза [материалы к книге]. О роли противоречия в познании. Письмо к Ю.А. Жданову /Э.В. Ильенков: личность и творчество. — Москва, 1999
Проблема предметности сознания. К докладу о Спинозе («История диалектики»). О так называемой “специфике мышления” (к вопросу о предмете диалектической логики). Письма с фронта (ноябрь 1943 — июль 1945) /Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга — диалог). — Москва, 1997
Наука логики /Evald Ilyenkov’s philosophy revisited (ed. by V.Oittinen). — Helsinki: Kikimora, 2000
Проблема идеального /Эвальд Васильевич Ильенков. — Москва, 2008
О положении с философией (письмо в ЦК партии) /Эвальд Васильевич Ильенков. — Москва, 2008
Психика и мозг (разговор у Э.А. Асратяна 24.12.1969 г.) /Эвальд Васильевич Ильенков. — Москва, 2008
К докладу у Н.П. Дубинина /Эвальд Васильевич Ильенков. — Москва, 2008
К понятию «тело человека», «человеческое тело» /Эвальд Васильевич Ильенков. — Москва, 2008

Статьи в энциклопедиях

Большая Советская Энциклопедия, 2;е изд. (Субъект и объект)
Большая Советская Энциклопедия, 3;е изд. (Всеобщее, Гегель, Идеал)
Философская энциклопедия, т. 1-5. — Москва, 1960–1970 (Абстракция, Взаимодействие [в соавторстве], Взаимосвязь [в соавторстве], Всеобщее, Действительность, Единичное, Единство, Заблуждение [в соавторстве], Идеал [первая часть], Идеальное, «Капитал» [часть: Логика «Капитала»], Количество [первая часть], Конкретное [в соавторстве], Логическое и историческое [первая часть], Субстанция)
Философский словарь (под ред. М.М. Розенталя), 2;е изд. — Москва, 1968 (Философия).
Философский энциклопедический словарь. — Москва, 1983 (Гегель).
Философский словарь. — Москва, 2001 (Гегель, Идеал, Субстанция)

Статьи в периодике

О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании /Вопросы философии, 1 (1955)
К вопросу о противоречии в мышлении /Вопросы философии, 4 (1957)
Трусливый нигилизм “героического позитивиста” /Вопросы философии, 9 (1959)
Могучий союзник в борьбе за коммунизм /Советская культура, 1960, 2 августа
Великий гуманист /Советская Россия, 1962, 28 июня
Проблема идеала в философии [I] /Вопросы философии, 10 (1962)
Проблема идеала в философии [II] /Вопросы философии, 2 (1963)
Школа должна учить мыслить /Народное образование, 1 (1964) [приложение]
Многознание уму не научает /Литературная газета, 1964, 22 сентября
Предмет логики как науки в новой философии /Вопросы философии, 5 (1965)
К истории вопроса о предмете логики как науки /Вопросы философии, 1 (1966)
Проблема абстрактного и конкретного /Вопросы философии, 9 (1967)
О воображении /Народное образование, 3 (1968)
Думать... /Московский комсомолец, 1968, 13 марта
Адское пламя и огонь мысли /Московский комсомолец, 1968, 14 июня
Диалектика или эклектика? (Полемические заметки о маоистском “понимании” и “применении” диалектики) /Вопросы философии, 7 (1968)
Психика и мозг (ответ Д.И. Дубровскому) /Вопросы философии, 11 (1968)
Противоречия мнимые и реальные /Литературная газета, 1969, 3 сентября
Ленин и актуальные проблемы диалектической логики /Коммунист, 12 (1969) [в соавторстве]
Психика человека под “лупой времени” /Природа, 1 (1970)
Гегель и современность /Правда, 1970, 23 августа
Пройдена ли таблица умножения? /Литературная газета, 1972, 1 марта
Мир человека /Семья и школа, 1 (1973)
Фальсификация марксистской диалектики в угоду маоистской политике /Коммунист, 18 (1973) [в соавторстве]
Центральный вопрос диалектики /Политическое самообразование, 10 (1973) [в соавторстве]
– Так кто же мыслит абстрактно? — Необразованный человек, а вовсе не просвещенный /Знание — сила, 10 (1973)
Знание и мышление /Учительская газета, 1973, 4 декабря
Дидактика и диалектика /Вопросы философии, 2 (1974)
Гегель и герменевтика (проблема отношения языка к мышлению в концепции Гегеля) /Вопросы философии, 8 (1974)
Несомненное и сомнительное в размышлениях Э. Майра (о статье Э. Майра «Человек как биологический вид») /Природа, 9 (1974)
Александр Иванович Мещеряков и его педагогика /Молодой коммунист, 2 (1975)
Выдающееся достижение советской науки /Вопросы философии, 6 (1975) [в соавторстве]
Становление личности: к итогам научного эксперимента /Коммунист, 2 (1977)
Три века бессмертия (к 300-летию со дня смерти Б. Спинозы) /Коммунист, 5 (1977) [в соавторстве и под псевдонимом И. Васильев]
Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи) /Вопросы философии, 6 (1977)
Опередивший свое время /Курьер ЮНЕСКО, 1977, июль
Алексей Николаевич Леонтьев (некролог) /Вопросы философии, 1 (1979)
Материализм воинствующий — значит диалектический /Коммунист, 6 (1979)
Проблема идеального /Вопросы философии, 6–7 (1979)
Письмо А.В. Суворову /Вопросы философии, 4 (1988)
Космология духа /Наука и религия, 8–9 (1988)
Маркс и западный мир /Вопросы философии, 10 (1988)
Свобода воли /Вопросы философии, 2 (1990)
Письма к возлюбленной с фронта. Послесловие В.В. Кожинова /Новая Россия, 4 (1996)
Письмо Ю.А. Жданову, 28 мая 1963 /Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону, 2004
Диалектика идеального /Логос, 1 (2009)
Становление личности: к итогам научного эксперимента /Свободная мысль, 5 (2009)
Психология /Вопросы философии, 6 (2009)

Рецензии

Молодой Гегель [рец. на кн.: Лукач Г. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества] /Вопросы философии, 5 (1956) [в соавторстве]
Первый том «Истории философии» /Вопросы философии, 2 (1958) [в соавторстве]
Подлинная популярность — союзница строгой научности (о кн.: Серебряков М.В. Фридрих Энгельс в молодости) /Вопросы философии, 3 (1960)
Диалектическая логика в экономическом исследовании [рецензия на кн.: Маньковский Л.А. Логические категории в «Капитале» К. Маркса] /Вопросы философии, 7 (1964) [в соавторстве]
Исследование диалектики и логики познания [рец. на кн.: Абдильдин Ж., Касымжанов А. и др. Проблемы логики и диалектики познания] /Вопросы философии, 2 (1965) [в соавторстве]
Предисловие к статье: Аверинцев С. Похвальное слово филологии /Юность, 1 (1969)
Мир человека [рец. на кн.: Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир] /Семья и школа, 1 (1973) [в соавторстве]
Книга о марксистской эстетике [рец. на кн.: Лифшиц М. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал] /Коммунист, 3 (1974) [в соавторстве]
Эстетика — оружие борьбы /Литературная газета, 1975, 11 июня [в соавторстве]
Партийная позиция теоретика /Художник, 7 (1975) [в соавторстве]
Обыкновенное чудо (о кн.: Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети) /Знание — сила, 8 (1975)
Маргиналии, в книге: Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. — Москва, 1995

Диалоги и интервью

Мужество мысли... /Комсомольская правда, 1967, 8 декабря
Клуб философов и философы в клубе /Клуб и художественная самодеятельность, 18 (1975)
Соло для Алеши /Комсомольская правда, 1976, 16 декабря
За год до совершеннолетия /Юность, 3 (1977)
Право на творчество /Огни Алатау, 1977, 15 ноября.

Военная публицистика

В школе сержантов /Красная звезда, 1945, 29 сентября
Гвардейские минометы выходят в поле... /Красная звезда, 1945, 11 октября
У миниатюр-полигона /Красная звезда, 1945, 26 октября
Орудия прорыва /Красная звезда, 1945, 16 ноября
Занятия по стрелково-артиллерийской подготовке /Красная звезда, 1945, 21 декабря

Переводы

Лукач Г. Экономические взгляды Гегеля в иенский период /Вопросы философии, 5 (1956)
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? /Вопросы философии, 6 (1956) [предисловие и перевод]
Маркс К. Заметки по поводу книги Джемса Милля /Вопросы философии, 2 (1966) [в соавторстве]
Гегель Г.В.Ф. О карточной игре /Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет, т. 1. — Москва, 1972
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? /Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет, т. 1. — Москва, 1972
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? /Знание — сила, 10 (1973) [послесловие и перевод]
Фихте И.Г. Основы естественного права согласно принципам Наукоучения (ч. 2, § 6, королларий) /Вопросы философии, 5 (1977) [предисловие и перевод]

* * *
За основу взята библиография,
составленная А.Г. Новохатько
по материалам архива Ильенкова

 

https://zera-cherkesov.livejournal.com/344989.html

1.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/357179.html

2.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/357559.html


Рецензии