Сборник одним файлом-3 Папка 51 Гегель 7

Книга ЗЧ. Читая Гегеля. Часть1. Сборник статей и исследований.
[Зера

­

­Предвосхищения новейшей физики 20-21 вв у Гегеля

1. Предвосхищения новейшей физики 20-21 вв у Гегеля

19.12.13.



ПЛАН СТАТЬИ:

1.ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ.ПРОБЛЕМА.

2.КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА ИЛИ ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.ОТРИЦАНИЕ ГЕГЕЛЕМ.

3.О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

4. ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙЯ ТЕОРИИ У ГЕГЕЛЯ ВМЕСТО ОБЩЕПРИНЯТОЙ КОНЦЕПЦИИ МИРОВОГО ЭФИРА

5.КОНЦЕПЦИЯ ИСКРИВЛЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ФРИДМАНА-ЭЙНШТЕЙНА И ГЕГЕЛЬ.

В этой статье попробуем осветить такой интересный вопрос, как гениальные предвосхищения Гегелем в первой четверти 19 столетия-достижений наук 20 и 21 вв в таких сферах,как кибернетика, методология научного познания и даже новейшая постньютонова физика. При этом в методологии научного познания метод Гегеля и воплощение этого метода восхождения от абстрактного к конкретному в трудах Маркса оставило далеко позади «новейший»системный подход: общая теория систем, системно-структурный анализ, каковые считаются последним и высшим достижением на Западе и, увы, и у нас, ибо Гегель и Маркс это в расхожем представлении что-то «устаревшее». Но в специальной работе мы покажем, как предшественники могут оказываться намного значительнее тех, кто заново открыл для себя уже давно открытое и блестяще разработанное.
Здесь же, дабы не пытаться охватить в одной статье слишком много аспектов, остановимся на физике.
Диалектический взгляд на мироздание-основа предвосхищений Гегелем выводов физики Эйнштейна. Это убедительно показано в небольшой работе известного советского философа акад.Ю.А. Жданова Эйнштейн и Гегель. Ростов-на-Дону Актуальные проблемы науки, 1967.
Несмотря на давность работы, многие наблюдения в ней поражают и сегодня.

Что такое пространство и время? Имеем ли точные и внятные ответы мы и сегодня, а не только во времена Гегеля или хотя бы в середине 20 ст, когда акад. Жданов анализировал гегелевское понимание этих вопросов с позиций тогдашней теоретической физики? Вопрос риторический. Хотя Ю.А.Жданов и полагал «гениальными предвосхищениями» выводы Гегеля-автор этой статьи не склонна столь категорично полагать, что Гегель равно и современная физика, нашли окончательные ответы найти вопросы. Ниже это будет показано.
Вместе с тем, конечно, удивительно, как мысль Гегеля шла в фарватере будущей научной революции 20 века.

Пространство.

Так, вслед за Лейбницем, Декартом, Спинозой Гегель ОТВЕРГАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА. ТАКОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ПОСТУЛИРОВАЛ НЬЮТОН И КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЩЕЙ.
Вот что пишет Гегель:»Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения» Гегель.Философия природы.-Соч.,т.2, с.44.

Время.

Гегель критикует и ньютоновское понимание категории времени:
«Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке увлекающем с собою в своем течении и поглощающем все, попадающее в него.Время есть лишь абстракция поглощения...Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время».

Там же, с.50.

Такое понимание пространства и времени приводит к мысли об их единстве:чем отличается точка пространства внутри себя от самой себя? Она отличается временем; так время становится истиной пространства (или, иначе говоря, его сущностью), а пространство обнаруживает себя как время.

Единство пространства и времени представлено как движение перехода одного в
другое. Истиной же пространства и времени является материя.

По мнению Ю.А.Жданова, Гегель тем самым приближается к представлению о ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ КОНТИНУУМЕ, ИМЕЮЩЕМ СТОЛЬ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Нет пространства вне времени и нет «времени-пространства» вне материи, но их единство и есть материя.
ЗДЕСЬ МЫ И ПОГРУЖАЕМСЯ В ГЛУБОКУЮ ЗАДУМЧИВОСТЬ...

Ибо современная наука и философия, а также научная фантастика(как часть вольной научно-философской мысли) полны представлений о «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНУУМЕ»-КАК ОПРЕДЕЛЕННОМ ВИДЕ МАТЕРИИ!

«Сгустить время» как особое вещество-термин из научной фантастики.
Уже обычны представления о «пространственно-временном континууме» что взаимодействует с материей, оказывая влияние на нее.
Вольно или невольно, эти идеи о пространстве-времени ведут к представлению о «пространственно-временном континууме» как самостоятельной сущности наряду с материей.

Так кто же прав:Ньютон или Гегель? Гегель или современные теории и самостоятельной сущности «энергии времени и пространства»?

Задумавшись, мы вспоминаем восточные учения о мироздании, космогонические теории древних цивилизаций и современных реликтовых народов, сохранивших что-то от мудрости исчезнувших миров предков.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КАК ОСОБАЯ «ЭНЕРГИЯ» ИЛИ «ПОЛЕ»? ИЛИ ЭТО ЛИШЬ НЕОТЛИЧИМОЕ ОТ СВОЕГО НАПОЛНЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ВМЕСТИЛИЩЕ (ПРОСТРАНСТВО)И АБСТРАКЦИЯ ПОГЛОЩЕНИЯ (ВРЕМЯ)-ПО ГЕГЕЛЮ?).

КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА

В следующей части статьи изложим воззрения Гегеля на концепцию «первотолчка», идею Бога, приведшего в движение «космические часы». Эти идеи трансформировались, как известно, в теорию Большого Взрыва. Гегель отвергал концепцию первотолчка, а место Бога у него занимает, как известно, знаменитый гегелевский Абсолют-Логос, самодвижение понятий.

О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

Далее. Понимание Гегелем природы света, отношение к мировому эфиру.
Гегель иронично относится к построениям натуралистов своего времени, пытавшихся представить свет как особый флюид или некие упругие шарики.Свет, по мнению Гегеля, есть колебание внутри себя, абсолютная экспансия в пространстве, «бесконечное пространственное рассеяние или, вернее, бесконечное п о р о ж д е н и е п р о с т р а н с т в а» Гегель. Соч., т2, с.124. По современной терминологии:здесь о вездесущем характере электромагнитного поля во вселенной.

И совершенно изумительное предвосхищение того известнейшего ныне положения теории относительности Эйнштейна о том, что никакой процесс в природе не может быть быстрее скорости света. Вот цитата из Гегеля:

«Бытие света является абсолютной скоростью».
Гегель. Соч., т.2, с. 124.

Представления об истинной бесконечности как «обратно в себя загибающейся» что также близко к концепции искривленного пространства во вселенной Фридмана-Эйнштейна.

О понимании Гегелем конечного-бесконечного поговорим в следующей статье.

-------------------
2. О природе пространства-времени у Гегеля

Перепубликация с дополнениями.
20 мая 2015

Пишу о диалектике. Со страстью. Объединяю теперь в цикл нписанное и добавляю новые статьи. Заинтересованные могут посмотреть в папке "Страсть к диалектике"(это название цикла статей акад. А.Ф.Лосева).
Диалектика пространства-времени у Гегеля и новейшая физика

 

Это часть моей большой статьи о гегелевской диалектике, которую я пишу для профессиональных журналов по философии. В настоящее время я собираю накопленные материалы для защиты ученой степени — на возможное соискание степени кандидата философских наук. Мои темы, на которые уже немало написала и надискутировала:диалектическая философия и теория познания, русский космизм, земное эхо космических бурь, Земля в объятиях Солнца, история и будущее Социализма, как идеального общества.

ПЛАН СТАТЬИ:

1.ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ.ПРОБЛЕМА.

2.КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА ИЛИ ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.ОТРИЦАНИЕ ГЕГЕЛЕМ.

3.О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

4. ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙЯ ТЕОРИИ У ГЕГЕЛЯ ВМЕСТО ОБЩЕПРИНЯТОЙ КОНЦЕПЦИИ МИРОВОГО ЭФИРА

5.КОНЦЕПЦИЯ ИСКРИВЛЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ФРИДМАНА-ЭЙНШТЕЙНА И ГЕГЕЛЬ.

В этой статье попробуем осветить такой интересный вопрос, как гениальные предвосхищения Гегелем в первой четверти 19 столетия-достижений наук 20 и 21 вв в таких сферах, как кибернетика, методология научного познания и даже новейшая постньютоновская физика. При этом в методологии научного познания метод Гегеля и воплощение этого метода восхождения от абстрактного к конкретному в трудах Маркса оставило далеко позади «новейший» системный подход: общая теория систем, системно-структурный анализ, каковые считаются последним и высшим достижением на Западе и, увы, и у нас, ибо Гегель и Маркс это в расхожем представлении что-то «устаревшее». Но в специальной работе мы покажем, как предшественники могут оказываться намного значительнее тех, кто заново открыл для себя уже давно открытое и блестяще разработанное.
Здесь же, дабы не пытаться охватить в одной статье слишком много аспектов, остановимся на физике.

Диалектический взгляд на мироздание-основа предвосхищений Гегелем выводов физики Эйнштейна. Это убедительно показано в небольшой работе известного советского философа акад.Ю.А. Жданова Эйнштейн и Гегель. Ростов-на-Дону Актуальные проблемы науки, 1967. Несмотря на давность работы, многие наблюдения в ней поражают и сегодня.

Что такое пространство и время? Имеем ли точные и внятные ответы мы и сегодня, а не только во времена Гегеля или хотя бы в середине 20 ст, когда акад. Жданов анализировал гегелевское понимание этих вопросов с позиций тогдашней теоретической физики? Вопрос риторический. Хотя Ю.А.Жданов и полагал «гениальными предвосхищениями» выводы Гегеля-автор этой статьи не склонна столь категорично полагать, что Гегель равно и современная физика нашли окончательные ответы найти вопросы. Ниже это будет показано.
Вместе с тем, конечно, удивительно, как мысль Гегеля шла в фарватере будущей научной революции 20 века.

Пространство.

Так, вслед за Лейбницем, Декартом, Спинозой Гегель ОТВЕРГАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА. ТАКОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ПОСТУЛИРОВАЛ НЬЮТОН И КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЩЕЙ.
Вот что пишет Гегель:»Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения». Гегель. Философия природы.-Соч.,т.2, с.44.

Время.

Гегель критикует и ньютоновское понимание категории времени:
«Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке увлекающем с собою в своем течении и поглощающем все, попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения...Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время».

Там же, с.50.

Такое понимание пространства и времени приводит к мысли об их единстве:чем отличается точка пространства внутри себя от самой себя? Она отличается временем; так время становится истиной пространства (или, иначе говоря, его сущностью), а пространство обнаруживает себя как время.

Единство пространства и времени представлено как движение перехода одного в
другое. Истиной же пространства и времени является материя.

По мнению Ю.А.Жданова, Гегель тем самым приближается к представлению о ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ КОНТИНУУМЕ, ИМЕЮЩЕМ СТОЛЬ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Нет пространства вне времени и нет «времени-пространства» вне материи, но их единство и есть материя.
ЗДЕСЬ МЫ И ПОГРУЖАЕМСЯ В ГЛУБОКУЮ ЗАДУМЧИВОСТЬ...

Ибо современная наука и философия, а также научная фантастика(как часть вольной научно-философской мысли) полны представлений о «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНУУМЕ»-КАК ОПРЕДЕЛЕННОМ ВИДЕ МАТЕРИИ!

«Сгустить время» как особое вещество-термин из научной фантастики.
Уже обычны представления о «пространственно-временном континууме» что взаимодействует с материей, оказывая влияние на нее.
Вольно или невольно, эти идеи о пространстве-времени ведут к представлению о «пространственно-временном континууме» как самостоятельной сущности наряду с материей.

Так кто же прав:Ньютон или Гегель? Гегель или современные теории и самостоятельной сущности «энергии времени и пространства»?

Задумавшись, мы вспоминаем восточные учения о мироздании, космогонические теории древних цивилизаций и современных реликтовых народов, сохранивших что-то от мудрости исчезнувших миров предков.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КАК ОСОБАЯ «ЭНЕРГИЯ» ИЛИ «ПОЛЕ»? ИЛИ ЭТО ЛИШЬ НЕОТЛИЧИМОЕ ОТ СВОЕГО НАПОЛНЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ВМЕСТИЛИЩЕ (ПРОСТРАНСТВО)И АБСТРАКЦИЯ ПОГЛОЩЕНИЯ (ВРЕМЯ)-ПО ГЕГЕЛЮ?).

КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА

В следующей части статьи изложим воззрения Гегеля на концепцию «первотолчка», идею Бога, приведшего в движение «космические часы». Эти идеи трансформировались, как известно, в теорию Большого Взрыва. Гегель отвергал концепцию первотолчка, а место Бога у него занимает, как известно, знаменитый гегелевский Абсолют-Логос, самодвижение понятий.

О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

Далее. Понимание Гегелем природы света, отношение к мировому эфиру.
Гегель иронично относится к построениям натуралистов своего времени, пытавшихся представить свет как особый флюид или некие упругие шарики.Свет, по мнению Гегеля, есть колебание внутри себя, абсолютная экспансия в пространстве, «бесконечное пространственное рассеяние или, вернее, бесконечное п о р о ж д е н и е п р о с т р а н с т в а» Гегель. Соч., т2, с.124. По современной терминологии:здесь о вездесущем характере электромагнитного поля во вселенной.

И совершенно изумительное предвосхищение того известнейшего ныне положения теории относительности Эйнштейна о том, что никакой процесс в природе не может быть быстрее скорости света. Вот цитата из Гегеля:

«Бытие света является абсолютной скоростью».
Гегель. Соч., т.2, с. 124.

Представления об истинной бесконечности как «обратно в себя загибающейся» что также близко к концепции искривленного пространства во вселенной Фридмана-Эйнштейна.

 
 

Зачем в наше время читать Гегеля

3. Зачем в наше время читать Гегеля
 

Думаете, Гегель это давнишняя старина и пыль веков?
Строчки из вузовского курса философии.
А я уже не раз писала заметки и эссе о том, что читаю Гегеля и как это мне интересно.

Ведь всему своё время. Купленный в Букинисте в отличном состоянии практически нечитанный никем 2-томник Гегеля, выпущенный издательством Мысль, в студенческие годы,— простоял долгие годы на полке в книжном шкафу и не раз я думала не снести ли его обратно в Букинист, пока букинситический магазин не упразднили а на месте его не возвели очередной торговый центр.
Гегель был скучен. Я не вникала в эту как казалось абракадабру.
Но в этом году что-то сподвигло меня снять его с полки начать читать. Сначала раздел Письма. Втянулось. Потом я болела и ничего не читала. Выздоровела и казалось, зачем теперь Гегель. Может, что другое. Но нет:опять снимаю Гегеля с полки и читаю. Пол пол-странички, часто перед сном. Даже пару абзацев. И уже не только письма.

Что сподвигло? Пожалуй, вот что. Мне захотелось вчитаться в переписки былых веков(Гегель жил 2 века тому как, многие его письма помечены 1822 годом, то есть ровно 200 лет назад). Увидеть неангажированое историками и не искаженное - а голос самих современников. И тут Письма Гегеля, давно стоявшего 2-томника, ждавшего своего звездного часа, - оказались кстати. Покупала-то я чтобы "учить диалектику по Гегелю", а вышло совсем не то. Познать подлинную историю, а не то что нам преподавали и что на 9/10 как теперь выяснилось - ложь. Но кто же говорит правду? Все по-своему ангажированы. Может быть сами современники?...Своими словами.

Я кое-что выудила из этих писем, искомого. Об этом писала.
Я всё еще не нашла ни разу упоминания в письмах Гегеля о лошадях в связи с каретами и экипажами, которые упоминаются в множестве писем-отчетах о путешествиях отсылаемых семье. Гегель пишет о комфорте дорог в Европе(а у нас как водится, две беды:...). Неужели не было тряски в карете по ухабам? Гегель ни разу не жалуется на тряску карет и нигде нет ни единого упоминания про лошадей, которым надо дать сена, которые взмылены, которых надо менять на переправе и т.д., согласно классической литературе и киноэкранизациям классики.

Это загадочно.

Но я начала читать также Афоризмы Йенского периоды и Афоризмы Берлинского периода, афористам стихи ру следовало бы ознакомиться.

А также "Философскую пропедевтику"- курс введения(пропедевники)в философию, а больше в то, что у нас называется обществознанием("Учение о праве, долге и религии", писанный курс доктором философии Гегелем для учеников мужской гимназии, в которой он директорствовал). Россыпь мыслей. Отточенные фразы.

Мне хотелось бы некоторые параграфы этого курса и афоризмы, письма, другое - с своими комментариями выкладывать, прежде всего для себя, ведь я привыкла конспектировать прочитываемое, но с появлением интернет-творчества хочется с этим делиться с миром, а не токмо в тетрадки, которые никто кроме тебя не прочтёт. Пусть и мои скромные комментарии войдут в громадный корпус текстов Комментаторов Гегеля и других классиков. На Гегеля я вышла ведь из той философской традиции, в которой развивалась:диалектической. Маркс, Энгельс, Ленин, Лосев, Ильенков, Мариэтта Шагинян(глубокий знаток Гегеля в немецком оригинале причем) и др.

У меня уже накопился за несколько лет ряд эссе и статей по Гегелю, кое-что даже видела в репостах соцсетей. Так что не напрасно. Стихи ру и Проза ру сохраняеют наши письмена.

05/03/2022
0ч.09мин.

Илл.:интересная книжка, должно быть, тисну сюда как иллюстрацию и закладку для прочтения биографии на будущее.
Да, кстати. Я уже такой знаток Гегеля:)) что могу поправить биографа на картинке:в Письмах Гегель чаще подписывался:Всегда Ваш Вильгельм Гегель.
А полное немецкое имя его:Георг Фридрих Вильгельм Гегель. Но сам он себя называл в подписях друзьям Вильгельмом.
 

А вот по юнгову синхронизму тот же вопрос задан:зачем в наше время Гегель и ответ на него:
 
Логика Гегеля и проблема предела экзистенции
26.11.2016 Т. А. Туровцев | Журнал "Начало" | Философия
От редакции
В последующей статье речь пойдет о философии Гегеля. И, наверное, на­прашивается вопрос, в чем состоит сегодня необходимость вновь обращать­ся к гегелевской теме в богословском журнале, постоянно заявляющем свои­ми публикациями о собственной принадлежности к жизненному миру пра­вославной церкви. Отвечая на него, следует заметить, что Гегель — послед­ний великий философ новоевропейской эпохи. Имена последующих мысли­телей, сколь бы значительны они ни были, только знаменуют собой ее закат. В Гегеле законсервировалась вершина философской мысли. И оттого каж­дый мыслящий или стремящийся мыслить сегодня так или иначе должен об­ращаться именно к Гегелю и в той или иной степени оказываться гегельян­цем. Хуже, если гегельянцем он становится бессознательно, как, например, Владимир Соловьев, приступивший к критике новоевропейской филосо­фии, и гегелевской системы в том числе, в пределах классической ненелевской же триады. В итоге великий мыслитель торжествовал над самим собой, точнее, над неверно понятой собственной системой или над самим же Вл. Со­ловьевым. Лучше, если философ сознательно фиксирует присутствующие в собственной мысли гегелевские ходы, как это делает, например, Александр Кокжев или наш отечественный автор Иван Ильин в своей книге «Учение Ге­геля о конкретности Бога и человека».
 

 

Оранжевая бабочка и Гегель

4. Оранжевая бабочка и Гегель
 
Илл.:Оранжевая бабочка
"Павлиний глаз".

Такая же примерно
Вчера села на траву предо мной и колыхала крылышками.
Ярко светило осеннее солнце октябрьское.
Я ела сливы.
Бабочка несколько раз пересела на разные листы на земле
и наконец улетела.
Бабочка. У древних считалась воплощением души. Психеей.

Вот что сегодня прочла у Гегеля:
----------------------------------

Гегель-Нанетте Энгдель

Франкфурт-на-Майне, 25 мая 1798г.

(...)Бабочка порхает от цветка к цветку, но дУши их она не познает;ее наслаждение - мимолетный сбор нектара, но она не созерцает непреходящее. У низшей души воспоминание есть лишенный души отпечаток в мозге, образ, запечатленный в некоем веществе, которое всегда отличается от этого образа и никогда не составляет с ним единства.

с.236 Гегель. Работы разных лет в 2т.сост. и общая ред. А.В.Гулыги. М., Мысль, 1973.
630с.(АН СССР Ин-т философии. Философ. наследие)
т.2 раздел Письма.(183 письма)

КОНЕЦ ЦИТАТЫ.

дУши-в оригинале ударение стоит над первым слогом.
Пришел черед и Гегелю. А ведь замечательный стиль, ничуть не скучный и не нарочито-академический, но ясный и образный язык.
Эта цитата из переписки Гегеля одной даме в книге приводится именно так, выдержкой, без контекста, и я так и перепечатала. Думаю, цитата неслучайна, и составляет существо искомого мной в эти дни ответа.



В следующий раз поставлю свое фото, природа так прекрасна и волнительна, что надо чаще снимать и зарисовывать. Нас ведь учили рисовать растения, тщательно прорисовывать листья и цветы...Всё надо вспоминать и вытаскивать из-под многих забвений нашей удивительной памяти, которая все забывает, но и все помнит...

10/10/2020

 

6. Читаю Письма Гегеля

Читаю Гегеля. Письма. т.2 академического двухтомника издательства "Мысль".русский перевод.
Доросла до прочтения самых сложных философских работ Эвальда Ильенкова, он был советский гегельнянец. В 1018 вышел 10-томник Ильенкова, найти, пока издавали 4-томник, у меня только 1 книга.
Из писем выудила много чего, искать Риттер.
Читала Шопенгауэра, как обругал почитание Гегеля, и в самом деле, я тоже сказала ешё раньше:что гения в Гегеле не вижу, просто самобытного философа, с довольно тяжеловесным пером. Чтобы отдохнуть - взяла Ильенкова, вот где сверканье пера и мысли! Но Письма Гегеля интересны - зерцало жизни. Прошло 200 лет(письма датированы концом 1790-х-до 1820-хгг) и я возлежу с книжкой и читаю - а люди переписывались и не предполагали что их будут читать переписку - 200 лет спустя. Странно.
Диковинно в этом мире все, непостижимо.

14/01/2022
---------------------------
Как я читаю Гегеля

7. Как я читаю Гегеля

Пока трудно дает перестройка биоритмов с совы на жаворонка.
Днем захотелось спать. Если хочется спать, то нельзя этому желанию противиться, надо прилечь в любое время суток и поспать, а проснуться свежей-отдохнувшей.
И я прилегла в полдень с томиками(двумя) философского содержания, давненько не читала философские книги. В них свое неповторимое очарование, отрешение от беспокойств обыденности. И да, кстати:отличное снотворное! Не потому что скучно, отнюдь. Просто сам медитативный характер философского чтения, как ничто, настраивает на скорое засыпание. Но я вперед откладываю книги на стол. А вот увлекательное "чтиво" не даст заснуть до утра.

Отчего же я не веду снова свои "Философские тетради" по-ленински:выписки с своими комментариями, а подчас и хулиганскими надписями на полях, которыми Владмир Ильич портил библиотечные книги в библиотеках Женевы и Парижа, Лондона, Москвы, —темпераментно выражая полемическое несогласие с автором! По этим надписям, из которых самое мягкое"Дура!"(на автора книги) сотрудники ИМЛ, посылавшиеся за границу "по ленинским местам" изучать где был, что читал и прочее - находили в Национальной библиотеке в Париже, в Ридинг-Рум в Лондоне и т.д.— какие книги читал вождь.

Ну я порчу только свои книги, хамских надписей не делаю, а сейчас есть интернет(пока есть, а там неизвестно), откуда можно скачивать отрывки и добавлять свой комментарий, вот и "Философские тетради".
Ленин писал, что нельзя понять Маркса - не прочтя "Науки Логики" Гегеля. Весь советский период советская философия это ставшим клише, повторяла за ним, всякий раз прибавляя, что Гегеля надо читать умеючи:де-идеалист он немецкий и не всё с ним гладко. И Маркс Гегеля с головы на ноги ставил.

Но сейчас вся эта эквилибристика словесная в прошлом, и я решила наконец прочитать Гегеля не задом-наперёд, не держа книгу текстом вниз, не с какими иными ухищрениями, а то, что он писал, черным по белому, слева направо, текст "как есть".

Минувшей осенью я уже довольно плотно почитала кое-что из Гегеля, а сейчас вот возобновила чтение помаленьку перед сном из имевшегося у меня раритетного 2-х томника издательства "Мысль"(АН СССР Ин-т философии, Философ. наследие). 2-томник этот я купила в Букинисте из книг, стоявших в застекленном шкафу, таких же подписных серийных изданий советского периода, и с этим связана целая история. Как я собирала, экономя на студенческих пирожках и проезде, и все время боялась, что перехватят 2-томник Гегеля! Но никто не перехватил, людям было не до философских книг, тем более не до Гегеля, и тогда тоже все просто были поставлены на грань выживания, зарплаты трудящимся не платили месяцами, даже нашим преподавателям. Это конец 90-х-начало 2000-х.

Но хотя я гонялась за Гегелем, а читать его сразу не смогла:уснула на первой странице "Науки логики". Гонялась-то я за диалектикой! Познать диалектический метод мышления! Но абракадабра "Науки логики" усыпляюще подействовала на меня - в чем признавалась и Галина Серебрякова, певица и писательница, диссидент и революционерка, врач и гранд-дама ранней сталинской эпохи и ее жертва.
А именно, что с энтузиазмом взявшись читать "Науку логики" с тетрадкой для конспектов, она просто заснула на первой странице.
А Мариэтта Шагинян самым читабельным у Гегеля называет в своих работах - "Феноменологию духа".

В общем, читатель сих строк поймет, как мне замутили ум:читай Гегеля! Ленин настаивал. Маркс. Энгельс. Г.Серебрякова. М.Шагинян. А также о Гегеле читала у Эвальда Ильенкова, он был гегельянец, диалектик, превосходная статья о Гегеле.
И уже который год я всё собираюсь "читать Гегеля". Возьму с полки серый корешок академического 2-томника, перелистаю и назад на полку. Нет, кое-что я читала, и даже из "Феноменологии духа"(что вообще-то представляет собой конспект лекций по философии для его студентов), и ироническую статью "Кто мыслит абстрактно?", крайне рекомендованную для прочтения всяким, шарахающимся "философий" и "абстракций". И Афоризмы Йенского периода и Афоризмы Берлинского периода(стр 500-557 в т.2) - судя по моим подчеркиваниям, не раз читанные, хотя мои отчеркивания в книгах удивляют меня:я это читала! Когда много читаешь, что-то уходит в долговременные закрома и при перечитывании кажется новым-нечитанным, а след ручки/карандаша показывает, что это было читано!

Сразу скажу, что поняла:Гегель — отличное чтение! Вовсе не скучен, и не старомоден-устарел. Мариэтта Сергеевна была права, утверждая, что она всю жизнь читает Гегеля, причем по-немецки, и находит всё более замечательным, глубоким, неисчерпаемым — Гегеля.

Прошлой осенью читала большое предисловие известного сов. философа Арсения Гулыги к 2-томнику, надо перечитать, обильно отчеркивала в тексте, это обстоятельная статья о жизни и наследии Гегеля.

О Гегеле читала и перечитывала превосходную книгу "Сова Минервы. Гете и Гегель" доктора философских наук Генриха Волкова, вышедшая для юношества в изд-ве Молодая гвардия. а книгу купила в студенчестве же на книжном развале и уже в разваленном виде, жинт развалился, но видно, что книгу не читали. Но сейчас, поди, для юношества таких книг не выпускают, и не заказывают авторам.

Так что мой объем знакомства с Гегелем не так уж и мал. Еще ссылки на Гегеля из "Диалектики природы" Энгельса.

Читала также в т.1 "О преподавании философии в университетах", "О преподавании философии в гимназиях".
Хотела бы я сравнить с нашей системой преподавании философии в средней и высшей школе. Если сказать, что наша система уступает - это будет еще очень мягко сказано.

А зачем мне сейчас Гегель?
Хочу прочесть вот эти ранние работы:
"Народная религия и христианство" и "Позитивность христианской религии", а также "Об орбитах планет. Философская диссертация". Интересно, что об орбитах планет в качестве темы диссертации было и у доктора Месмера...И в советской лит. Месмера считали шарлатаном.

Но пока я продолжила чтение, начатое прошлой осенью - т.2 Письма.
183 письма с комментариями эпистолярного наследия.
В эпистоляриях жизнь видна, как "в стереоскопе", как раньше писали авторы "жизнь в стереоскопе".

Я хочу ныне читать письма и по другой тайной цели, помимо того, что чтение эпистоляриев всегда увлекательно.
А именно:каким был быт того времени первой четверти 19 ст.?
А ну как редакторы при подготовке к изданиям пропустили по невнимательности что-то такое, что палит ложь официальной истории!
Сейчас много выходит роликов "альтернативной истории". Утверждается установка на то, что все документальные свидетельства подлинной истории давно зачищены "официалами". Что были в 19 веке и атмосферное электричество, вырабатывавшееся церковными куполами, и мельницами(ветряки), и транспорт на электричестве, и в домах лампочки Ильича, а вовсе не керосиновые лампы.

Так вот вчитываюсь в мемуары М.Шагинян и вот в письма Гегеля. Нет. Увы. Пока что Георг Фридрих в письмах жене из Европы пишет о тяготах путешествий на перекладных(лошади!). Кареты. Керосиновые лампы, свечи. О лампочках ни единого упоминания пока нет. У Мариэтты Сергеевны, рождения 1888 года подробнейшие мемуары и ни одного упоминания, даже намеком, о чем-то ином, кроме конки(лошадной транспорт,) рединготов, "экипажей". Причем была она из московской семьи, поначалу состоятельной, московского врача и имели они свой "выезд"(лошади!). Самое мрачное воспоминание детства её связано с утерей статуса "выездных"(внезапный каламбур!)- когда она "опозорилась" перед одноклассницей, которая догадалась, что "выезда" своего у них больше нет, они разорены. Это конец 19в. в преддверии 20в., о котором наши альтернативщики пишут как о том, будто даже средний класс уже вовсю пользовался электричеством в домах и ездил на трамваях без лошадей, на электричестве.

Неужели "официалы" переписали такой гигантский массив текстов, писем в том числе, мемуаров и прочая? Худ. лит. Научной лит.
Что -то тут не так, не стоит безоглядно верить как тем, так и этим, но тайны истории все же есть, но решение их не так очевидно.

А может Гегель пишет в письмах домой о "потопе" в Европе? Нет как-будто...Пишет свои парижские, венские впечатления - улицы, бульвары. театры, музеи. И никаких следов недавнего мега-Потопа. Засыпанных глиной нижних этажей.

Но. Зато много такого, что хочется откомментировать. Так что
Продолжение следует...
А книги храните. Даже если не сразу чтение пошло, что называется. Придет время...

5 января 2022г.
21ч.21м.

http://di-mat.ru/
Гегель: биография, работы, философия
Читая Гегеля... Мало и хорошо - вдвойне хорошо

8.Читая Гегеля... Мало и хорошо - вдвойне хорошо

Читаю Гегеля каждый день по пол-странички, иногда больше. Втянулась. Отдельные выписки, как афоризмы с комментариями буду выкладывать из Гегеля и не только его.

Читать такие тексты надо по правилу из "Карманного оракул" Бальтасара Грасиана:

"Мало и хорошо — вдвойне хорошо".

По Гегелю у меня накопилось публикаций, и это нужно свести воедино, как цикл.
Одну из заметок увидела в перепостах в соц.сетях вк:

 

Публикация 2015г.
Мой комментарий к цитате из Гегеля:

"Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего "я".
Гегель

Я попыталась диалектически и эзотерически осмыслить эту формулу.

15/03/2022
Продолжение гегелевского цикла следует
См. также мою папку "Страсть к диалектике".

Илл.:читаю издание этой серии, в 2т.


Рецензии