Сборник одним файлом-10 Лит. Папка 18. 1. Мариэтта

ига ЗЧ. Мариэтта Шагинян. Гл.9-14
­­­­К
 
­­­Актуальность советских писателей. Мариэтта Шагинян
9. Актуальность советских писателей. Мариэтта Шагинян
 

 

Ну в общем эта дипломная о ней лишь кое-как слепленная биография - тогда намного лучше прочесть(перечитать) ее собственный том мемуаров "Человек и время. История человеческого становления". Эта ее мемуаристика, по моему мнению, останется в литературе и тогда, когда потеряет актуальность всё остальное, останется достоянием архивов литературы(что уже и так во многом, увы:"зачем нам тени забытых предков"- насмешливое мне от одного читателя на мою статью о Шагинян).

Но время настоящих писателей раскрывается не сразу, как выдержанное в подвалах столетиями(!) хорошее вино.

Мариэтте Сергеевне Шагинян, чье имя незаслуженно забыто не только современным поколением, не знакомившимся с ее работами в рамках школьной программы, но и, как показывает анализ степени изученности ее жизни и творчества,- литературоведами и историками.

----------
Так-то даже уже историкам литературы(!!) неизвестно это имя. Так проходит мирская слава...

Имя Мариэтты Шагинян в постсоветские годы как раз получило известность - но с оттенком скандальности - как открывшей закрытую в советское время генеалогию Ленина.

Но меня давно занимает вот какая нераскрытая грань, почему я и говорю о выдержанном вине. У нее был настолько своеобразный жизненный путь, что мерить ее творчество одной меркой("про-властной" и т.д.) - неправильно.


Она никогда не хвалила Советскую власть как другие - грубо-плебейски. Не конфликтовала с режимом тоже.

Но ее базис дореволюционного развития несомненно наложил отпечаток на советский основной период творчества, только он не на поверхности, он глубоко внутри.
Он просачивается для внимательного читателя уже нашего времени.
Если бы я взялась писать диплом или магистериум об этой "забытой" некогда знаменитой хрестоматийной во время ее жизни(школьная программа) - я бы по крупицам воссоздала ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА ЗНАМЕНТОЙ СОВЕТСКОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ, ВХОДИВШЕЙ В ПАНТЕОН ГЛАВНЫХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, А ПОТОМ ЗАБЫТОЙ В "НОВОЙ РОССИИ".


Потому что внучка православных священников армянской церкви, дочь врача-атеиста и приват-доцента МГУ, богоискательница в стихии богоискательства Серебряного века - она не могла взять и стряхнуть всё это небрежным движением пера со своего письменного стола. И прямо писать тоже не могла. Поэтому её великолепная проза полна глубинных течений.

2018


https://zera-cherkesov.livejournal.com/109071.htm...

О Стихах - и стихах. М. Шагинян, М. Сарьян
10. О Стихах - и стихах. М. Шагинян, М. Сарьян

Илл. Мартирос Сарьян. Классик мировой живописи! Портрет Мариэтты Шагинян в молодости. Армянский музей Москвы и культуры наций.
Очень узнаваемая сарьяновская кисть.

Читая всё новые стихи молодой Мариэтты Шагинян дореволюционного творчества не перестаю удивляться, как можно было с таким слогом! забросить стихи на всю оставшуюся жизнь в Советской стране, в которой проявился ее поэтический дар, но уже только в ее художественно-филигранной и умной, но - прозе. Почему? Часто люди начинают писать и бросают, но Мариэтта была профессиональный писатель и располагала временем и средствами, чтобы писать, только писать, одна из тех творческих единиц, которые имели право писать в Домах литераторов в Ялте и Коктебеле и жить в Переделкине, да путешествовать - страшно сказать - по странам кап.Запада. Почему же стихи ушли от нее после 1917 навсегда?! При том, что ее высоко оценили до революции как поэта.

Видимо, бедная безднежная мытарская юность и молодость давала больше поэзии душе и легкости перу, чтобы слагать стихи высокой пробы, чем сытая привилегированная жизнь, усыпанная почестями - в Совдепии, в которой стала обласканным писателем правящего режима и никогда не была до конца искренна...

Далее процитирую критика.

---------------
Из Юлий Айхенвальд. Мариэтта Шагинян. Из сборника "Силуэты русских писателей" начала 20в.

Сборник полистать весь.

Из критика Айхенвальда:
-------------

"Уж ночь. Земля похолодела,
С горы торопятся стада;
И у Господнего предела
Моргнула первая звезда.
Там, в голубой исповедальне,
Ночной монах зажег свечу…
За нашу встречу, друг мой дальний,
Слова молитвы я шепчу.
Блаженный ветер, пролетая,
Колышет кружево дерев… —
Душа, как чаша налитая,
Полна тобою до краев.
Полна тобою и Тобою…

Цитаты – осколки. Надо прочесть стихотворения Шагинян в их цельности, для того чтобы воспринять их красоту, их яркость, их образность. Можно было бы указать в них кое-какие изъяны, но делать этого не хочется, потому что они несущественны. А существенно то, что ее восточные пьесы напоминают цветы в саду сераля; ее стихотворения – розы, ее стихи – лепестки.

Но в ее сборнике, где обнаружено столько понимания пленительной женственности, где столько неподдельного ориентализма, есть и другое – есть философия. В нескольких словах наметим несколько мыслей ее".

КОНЕЦ ЦИТАТЫ
--------------
На алтарь революции свой дар поэтического Слова принесли и другие наделенные перстом избранничества. Например, Лариса Рейснер. Забыта была королева русской поэзии Мирра Лохвицкая.

Шагинян, Рейснер, Лохвицкую, на мой взгляд, объединяет магическая, кристальная резонансная звучность слова. Резонирует в душе...Хочется перечитывать снова и снова...То, что сообщает стихам - поэзию. И невыразимо словами, в чем эта поэзия скрывается, в каких "есть сила необъятная в созвучье слов живых".
А возвысились поэтессы - Марина Цветаева да Анна Ахматова. Яркие поэтессы, но не во всем своем творчестве обладавшие этим нечто. Хорошие стихи, иногда очень хорошие, но без этого нечто, что просвечивает сквозь стихи молодой Мариэтты или Ларисы, Мирры. Ну разве в некоторых стихах Цветаевой, Ахматовой. Это, конечно, спорное суждение. Тем более, что Шагинян, Рейснер оставили немного стихов, а Цветаева, Ахматова поболее, и отсюда:немало ученического, шлака. Тем не менее...А вообще есть Стихи и стихи - и у одного поэта Стихов дай бог, если несколько штук наберется. Поэзия не от мира сего...

Резюме:прав был Пастернак:"Но пораженье от победы ты сам не должен отличать".
Истинно так. Уверена, что какие-то злые словеса главная причина забрасывания и увядания ярко расцветшего дара. Нужно писать, не слушая никого. Потом поймешь, что это было правильно, а неправильно было страдать. Люди не склонны поощрять в других их искры божественного дара, а больше стремятся его взаимо-гасить и подавлять.

01/11/2020 16ч.15 минут

 

https://zera-cherkesov.livejournal.com/77257.html

Рекомендации к прочтению. Мариэтта Шагинян. Гёте
11. Рекомендации к прочтению. Мариэтта Шагинян. Гёте
 
Завожу новую папку, пока называю ее "Рекомендации к прочтению/просмотру/прослушиванию". Или возможно:Мои аннотации.

Не всегда получается реализовать замыслы написать что-то объемное по прочтении увлекательного и яркого произведения, просмотра фильма, прослушанной музыки, живописи. А хочется поделиться скорее с читателями:смотрите, как замечательно! Советую! Есть ли такой лит. жанр? Даже не знаю. Делятся обычно с друзьями...
А если делиться сразу со всеми. И явилась такая мысль:сделать папку, в которой одновременно я отмечаю для себя, для памяти свод читаемого, просмотренного, прослушанного, впечатлённого. И не раз надеясь вернуться и что-то написать в виде статьи, стиха. Но также и предложить читателям, что особенно важно в вале информации Глобальной паутины, когда мы нередко просто останавливаемся в растерянности:а что же выбрать? Вдруг кому понравится, проще говоря. Буду рада.
Для начала вот эту рекомендацию рецензентке, она не ответила, я кусочек воспроизвожу. Мне самой хотелось бы сейчас полистать, а завтра что-то и дополнить в следующей публикации.
16 ноября 2019г.

--------------------------------------

Мариэтта Шагинян. Гёте(монография).

Можно, например, в 9-томнике писательницы, или других собраниях, отдельных изданиях. Это частью научный труд, частью беллетризированная биография Гёте, написанная истовой гётеанкой. И также вместе с ней:"Разговоры с Гете"И.-П.Эккермана" Это размышления над известнейшей книгой "Разговоры с Гёте" Эккермана.
Получите массу интеллектуального удовольствия от чтения умных книг некогда увенчанной славой советской писательницы, ныне позабытой. И о Гёте, если Вам интересно, узнаете много нового и глубокого.

"Разговоры с Гёте И.-П.Эккермана" здесь имеется в виду также пера М.С. Шагинян на известную книгу с тем же названием.


16.08.2017

Эккерман был секретарем старого Гете и записывал беседы, это очень увлекательно, хотя и фрагментарно, как наши беседы в соц сетях. Не правда ли, похоже, продолженная традиция? Ну и стих Гете о диалектике, о становлении, как природе вещей, не напоминает ли "Как мир меняется, и как я сам меняюсь?"Николая Заболоцкого.

Ведь себя одно и то же
По различному дарит,
Малое с великим схоже
Хоть и разнится на вид;
В вечных сменах сохраняясь,
Было в прошлом, будет-днесь,
Я и сам, как мир, меняясь,
К изумленью призван здесь.

Гете. Парабаза. Избранные философские произведения.

 


 

https://zera-cherkesov.livejournal.com/76383.html

Четыре урока у Мариэтты Шагинян
12. Четыре урока у Мариэтты Шагинян

Из моих бесед-заметки о Мариэтте Шагинян. Я давно понемногу пишу о ней, скапливается материал об этой незаурядной Личности. Однажды оформлю во что-то законченное. А пока-разрозненные заметки из бесед, рецензий, эссе и статей-о писательнице лично на меня оказавшей значительное влияние.
-----------------
Вы, ведь знаете имя Марэтты Шагинян?
Только перечисление ее регалий займет убористый пространный текст. Герой Социалистического труда, лауреат Государственной и Ленинской премии, ее лениниана была в школьной программе по литературе. Она занимала одно из первых мест в советской партийной литературе, была всю жизнь выездная, объездила мир, до старости ездила в Париж почитать в парижских библиотеках Бердяева, к примеру.
Или в Прагу побеседовать на темы ее новых книг кое с кем. Или в библиотеки Италии, в отделы старинных нот-чтобы найти клавиры, лежащие под спудом пыли столетий. Или в Парижскую библиотеку - где занимался Ленин. Или в Лондонский Ридинг-Рум, библиотеку Британского музея - где занимался Маркс. Короче, ей было дано то, о чем вся писательская братия могла только мечтать и завидовать.
Только ли лениниана и что за этой благосклонностью стояло? Все сов. писатели писали Лениниану. Но только ей было дозволено кататься по миру за гос. счет для сбора материалов для новых книг:"для новых сведений о поездках Ленина в Европе".

-----------

Я читала мемуары о ней - так вот она была озабочена тем, что будут писать о ней потом, в книгах о ней.
"Если, конечно, будут писать", - уточняла она. Но она верила, что о ней будут писать книги. Ведь такой вес она имела в советской литературе, и кто думал, что СССР канет, как град Китеж, а сов. лит. и вся эта лениниана полетит...И вернутся запретные бердяевы, "всего Бердяева прочла в Париже", и писать будут не о сов. писателях, а о литературе русской эмиграции, всех этих солженициных и проч, изгнанных сов. властью.
Ну кто знал? Ей повезло, что она так значительно прожила свою жизнь и ушла перед самым занавесом СССР.
Неисповедимы пути Господни.
Думать о своем значении да еще у потомков-неблагодарное дело! Лучше просто делать свое дело здесь и сейчас.

------------

В 1917г. когда все кто мог бежали из России, а она осталась к великому удивлению своего круга, а была уже известной поэтессой(после революции почему-то перестала писать стихи).
Она описывает последюю встречу с Рахманиновым. Он собирался покинуть РОссию. НО не в Францию, или Харбин. А в США.
И он звал ее. Она сказала "нет".
Я остаюсь в России.
С.Рахманинов в США потерял дар Божий - почти перестал писать музыку, зарабатывая как пианист. Все лучшее он написал в России.
Шаляпин тоже за границей потерял свое значение.
А Мариэтта Шагинян возвысилась, приняв идеологию большевизма и став ведущим советским писателем.

-------------

У каждого есть свои любимые авторы. Мариэтта Шагинян оказала на меня сильное влияние. По многим пп. Как человек пишущий, я чувствую ее влияние, потому что в моем стиле есть много шагиняновского. Не верите? У каждого из нас есть свои небесные влияния, которых не мы выбираем.
Сама Мариэтта Шагинян много раз писала о мистике влияния на нее аббата Галиани, которого никто знать не знал. Он появился в ее юности, а в старости вдруг снова явился, это мистическая история

-----------

Желание стать писательницей у меня осознанно возникло при чтении книг М.Ш. Ее стиль превосходен. Знания колоссальны. Она русская аристократка в советской литературе, это и есть тайна ее возвышения. Те кто бежали после революции - стали статистами и никем за границей. Она осталась одна из немногих, и на фоне
всеобщей серости и малограмотности засверкал ее мощный талант и громадные познания.

Пока другие росли элементарно она захватила лидирующие позиции. Знание языков, дореволюционные пансион и философский факультет Высших курсов Герье. Она писала даже о Ленине так, как никто не мог писать. Она прочла всего Ленина!
Чему же удивляться, что она так выделилась? В рабоче-крестяьнской литературе? Но для меня загадка почему она счастливо избежала репрессий даже после открытия ею нац. происх. Ленина?

------------

Уже советские писатели поражались ее энциклопедизмом и говорили, что она родилась под каким-то особым сочетанием звезд.
А стиль...Это стиль свободно текущего мышления человека много знающего и много размышляющего, это полноводное течение мысли. Она берет тему и размышляет вслух на глазах читателя, раскручивает мысль, приходит к неожиданным выводам, не зря любила всю жизнь детектив.

-------------

Всю жизнь была и журналистом. Поэтому умела парадоксально заострять и актуализировать тему статьи, очерка. Приковывать внимание читателя.

------------

Закончила до революции Высшие женские курсы Герье, философский факультет. Это помогло ей хотя бы вот в чем:она одна из немногих сумела прочитать Ленина и понимать его философские труды!
А в 30-е поступила несмотря на давно неюношеский возраст - в Плановую Академию им.Плеханова - чтобы освоить политэкономию, марксизм на уровне...
В партию вступила в првые дни войны.
ВСю жизнь учила языки.
Когда ей давали рекомендацию в партию, то один писатель сказал собранию:

-----------

"Читая тов. Шагинян-хочется жить, творить, она должна быть в партии".

Ее энергия действительно поразительна, и это несмотря на физический дефект(тугоухая).
Так вот. А по знаку Овен, дитя весны. Амазонка.

-----------

Все вон из России и проиграли(как правило). Она мужественно осталась в этом рев. хаосе рискуя неимоверно - и выиграла.
А она рисковала хоть Ленин и сказал о ней пару случайно одобрительных слов. Но это не было индульгенцией. И не такие пропали, вся ленинская гвардия была потом перебита, и Мариэтта, как человек образованный, не могла не знать, что революция пожирает своих детей. Но осталась. Интуиция? Ведь были возможности, были друзья которые могли бы ей помочь уехать.
-----------

Ошибкой будет думать, что М.Ш. неискренне писала о Ленине. Два года прожив в Ульяновске чтобы работать в архивах, разъезжая по Европе потом.
Отнюдь. Если бы она делала это из соображений, что так нужно... Понимаете, дело не в том чтобы писать выгодное властям - если писатель это делает не по внутреннему побуждению, то ему не скрыть фальши, как фальшива на 9/10 сов. лениниана. Но шагиняновская лениниана и сегодня читабельна и поучительна.
Ей везло потому что она служила не столько власти и строю, сколько ...духу России, который на тот период был под красной звездой.
Великий Жругр по Даниилу Андрееву.

-----------

Третий Жругр Даниил Андреев Роза мира. Синклит России.
У каждой страны есть свой Синклит великих.
Между прочим, Мариэтта Шагинян была МИСТИКОМ - как бы это не было поразительно наряду с коммунисткой. Но у нее богатейший стаж в религиозно-мистических исканиях Серебряного века, школа у З.Гиппиус и Д. Мережковского, порвала потом, но знания то и школа осталась!
-----------

Ей благоволил при жизни Ленин. И был Знак потом, когда ей в руки попал БИЛЕТ ПО ИСТОРИИ. Так и называется одна из частей ее труда "Четыре урока у Ленина", удостоенный Гос и Лен. премий и вошедший в школьную программу. имевшую успех и широкие обсуждения. Ей-богу, и сегодня это интересно читать!
Билет по истории, доставшийся Володе Ульянову-был несомненно мистическим знаком свыше и для Ульянова, и для Шагинян. Вот она и не сгинула с другими.

Нужно перечитать Четыре урока у Ленина и особо часть:Билет по истории.

Кто знает все тайны Красной империи?
------------------
И немного личного...

А Мариэтта Сергеевна Шагинян, умнейшая женщина страны, одна из первых писателей России-отомстила Рахманинову за его подлость по отношению к ней, и н был не зря наказан творческим бесплодием в Америке. 30-ти лет вышла за простого армянского парня. Одна дочь, художница Мира Цигаль.



Мести, впрочем, не было. Была обида. Как Друга и как Женщины:когда Сергей Рахманинов посвятил цикл романсов Нине Кошиц, модной певице.
А ведь стихи для романсов отобрала для него Re(так нотой он ее называл, Мариэтту).
М.Ш. писала, что Рахманинов был беспомощен в поэзии и даже строфы называл строками, писал музыку на примитивные вирши. Пока не появилась Re-Мариэтта и не вступила в творческое сотрудничество с Рахманиновым.И его романсная лирика расцвела!
А в 1917 когда он уезжал с семьей в США и звал ее - она пишет, что простилась с ним холодно. Только что был издан цикл романсов Рахманинова с посвящением Кошиц. Как знать, не будь этой мужской подлости и обиды Мариэтты-не было бы потом Мариэтты Шагинян, знаменитой светской писательницы, зачахла бы где-то в Штатах в шестерках у женатого Рахманинова не умеющего быть даже верным другом, куда там верным мужчиной.Впрочем, это одно и то же.


Он увлекся Ниной Кошиц и забыл свою Re свою поэтическую музу, которая ничего от него не хотела, кроме этой трепетности отношения к ней, к Re-великого композитора
А он поступил как мальчишка...В угоду модной певице, от которой почти не осталось воспоминаний, а имя Мариэтты Шагинян стало великим при жизни и еще возродится и заблестит по новому.



------------

18/01/14-16гг.

13.Что лучше трёхстишия или верлибр?
Продолжая эту логику(нужны ли русские хокку и танка, ведь это японская и китайская традиция) - нам придется поставить под сомнение правомерность использования например сонетной формы, поскольку это тоже заимствование. Правда, из европейской поэтической традиции, но у России всегда особые пути. Да и другие формы рифмованной речи это всё не русские изобретения. И так далее. И верлибры - это заимствование из современных западных литературных экспериментов, чуждые русскому восприятию и понимаю того, что такое стихи, поэзия. Наши читатели с трудом понимают верлибр, гораздо проще и приятнее им как раз танка, трехстишия, эта изящная лаконичная ясная и по своему эстетически законченная в себе форма поэтического выражения. Даже сугубо японские и китайские стихи очень даже импонируют нашему читателю, сплавом мудрости и созерцания природы и т.д. Это форма где-то притчевости. Так что считаю оправданными личные опыты в этой литературной традиции. Особенно это имеет актуальность в наше время перенасыщенности информационного груза.

Опять же великая русская литература с ее всемирным признанием тоже идет не от русского эпоса при все уважении(хотя и он по своему преломился), но прежде всего от западной традиции новеллы и романа. Так что не в форме суть, а в том, кто и как ее адаптирует и в этих формах даст миру новое и общезначимое содержание.

10122018
 
14. Серебряный век. Стихи Мариэтты Шагинян. Флейта

После шедевров "Путем зерна" и "Комета" представлю читателю изысканную поэтическую миниатюру "Флейта", перепечатав её вручную из второго тома 9-томника, дабы чувствовать каждое слово, что не то же, что скопировать готовый текст.

МАРИЭТТА ШАГИНЯН
ФЛЕЙТА

По-прежнему сладостны вёсны,
А осень тиха и пуста...
И грустной сыростью росной
Душа, как цветы, налита.
Краснеет в полях кукуруза,
Давно в янтаре виноград.
От сладкого спелого груза
Погнулся желтеющий сад.
На башне старинной куранты
Зари совершают обход.
С балкона следят музыканты,
Когда подойдет пароход.
То смолкнут, то жалобой чьей-то,
Как грустная горлица вновь
Воркует унылая флейта
Про осень, про боль, про любовь...

1912



См. папку Мои статьи о стихах и прозе Мариэтты Шагинян.

Продолжу знакомить читателя с творчеством Мариэтты Сергеевны Шагинян.
Кажется, что я одна из нескольких человек в России и мире, кто помнит эту писательницу и постоянно читает и перечитывает, и пишет о ней.

Начинала Мариэтта как поэт.
К огромному сожалению по необъясненной ей причине она прекратила писать стихи где-то около 1917г, с революции. Но дореволюционные ее поэтические опыты получили известность в кругах московских, питерских читателей, хотя и не очень широкого, но зато наиболее рафинированного слоя, а также в столь же узких кругах тогдашней армянской интеллигенции, читавшей по-русски. Писала Мариэтта Шагинян исключительно на русском языке, армянского она не знала, получив сугубо русское воспитание, и притом престижное от гимназии до первого женского университета(Бестужевка)до революции, будучи дочерью известного врача, приват-доцента медицины.

Исторической родине она, впрочем, воздала свою дань книгой "Путешествие по Советской Армении", удостоенную Государственной премии. Эта книга в излюбленом ею жанре путевых очерков, - как многое из того, что она написала,- было увенчано высшими наградами, что, вероятно, сейчас вредит ее посмертному имени в литературе, но когда-нибудь займет в ней подобающее место, отстоявшись от злобы дня, тогдашней и нынешней.

Ибо, в советской литературе первого партийного эшелона и в советской школьной программе по литературе и в кинематографе Мариэтта Шагинян была хорошо и разнообразно представлена с самого зарождения советской литературы и кино вплоть до заката Советской страны. Это прежде всего, знаменитая шагиняновская Лениниана. Но не только. Также и например немое кино сохранило уже исторические артефакты "первого советского детектива "Месс-менд", хотя уже давно не смотрящиеся публикой, но роман "Месс-менд, или Янки в Петрограде" переиздаётся в сериях фантастики и детектива, позиционируемый как ранний советский детектив. И тем более часто переиздаётся, в том числе с обложкми с золотым тиснением, переведённый Мариэттой Шагинян(что непременно указывается на форзаце крупными буквами, а не как обычно мелко указываются инициалы переводчика) с английского великолепный роман Уилки Коллинза "Лунный камень", классика английского детектива, страсть к коему жанру она пронесла через всю жизнь.

Вот, пожалуй, и всё, что переиздаётся в постимперской(РИ) и в постсоветской России из Мариэтты Шагинян:детектив, написанный ею в молодости, и перевод с английского другого детектива. Каждому времени - своя литература...А Мариэтта Сергеевна прозорливо называла "Месс-менд" - "самой счастливой своей книгой", имея в виду её многочисленные переводы на другие языки и переиздания, но это далеко не главная, и по ее мнению наверняка не лучшая её книга, хотя в наше время читается на удивление современно, ибо повествует о борьбе угнетенных рабочих против империалистов Запада.

Но в советской школьной программе литературы не было имени её кумира и учителя Зинаиды Гиппиус(декадентская буржуазная литература навсегда ушедшей России), а вот в постсоветской школьной хрестоматии - наоборот:лауреат и орденоносец М.С.Шагинян изгнана(СССР потерпел крах), а З.В.Гиппиус поставлена на ее место(реставрация культа царской России, возвращение из спецхранов и русского зарубежья в изгнании). Ирония судеб, богов, что вершат историю по своим непостижимым нам законам, а, может быть, и капризам... Но эта сменяемость - пока свидетельствует о неоконченном споре. А когда-нибудь обе - учительница и ее ученица, на время превзошедшая в лаврах - займут каждая свою страничку в истории русской литературы самого бурного и противоречивого века. А почести, награды, признания и забвения - всё суета, всё уносится песками времен, как напомнил мне сейчас образ песков в романе Коллинза...

Мариэтту Шагинян с полным правом можно поставить в ряду лучших поэтесс Серебряного века, оказавшегося столь богатым на имена поэтесс, ничуть не вторичных по отношению к поэтам-мужчинам, но со своим самостоятельным и ярким поэтическим голосом...


Рецензии