Сборник одним файлом-20. Папка-7 Книга об уме. 15

7. Моя книга об обучении и воспитании ума Ч 4 ЗОЖ (19)

1. 
О памяти в учёбе и о ЗОЖ здоровый образ жизни
Зера Черкесова 2
                1.
Когда-то давно (когда еще ходили в библиотеки) я услышала разговор в библиотеке от двух читателей берущих книги: что вот, дескать, читаем, а мало что запоминаем и больше забываем, так в чем польза чтения? Ну это не так однозначно, я бы ответила теперь. Это только кажется, что забывается. Нет, всё подбирается, до капельки, и отправляется в таинственные еще далеко наукой не познанные долговременные хранилища, а доказательством тому является внезапное появление, словно ниоткуда, давно казалось забытого, вычитанного, увиденного.

А уже если конспектировали, читали с увлечением, не торопясь, с тщанием, перечитывали, возвращались, обдумывали...Рассказывали кому-то...Писали реферат, сочинение, эссе, решали задачи по теории и подражали любимым авторам, учась писать - то можете не сомневаться:ничего не забудется! Всё впитается и окажет своё благотворное воздействие на ваши профессиональные квалификации, на специальные знания и общую эрудицию и культуру, интеллект, речь, стиль письма, манеры поведения, убеждения и т.д.

 Кажущееся забвение - это биологический охранительный механизм природы, дабы не перегружать актуальную память ненужным сейчас — но всё отправляется на соответствующие полочки долговременной памяти и при необходимости актуализируется по по механизмам, которые нейрофизиология и другие науки еще далеко не расшифровали. Тот факт, что однажды изученное хоть вполовину, кое-как тем не менее сохранено в памяти, обнаруживает себя в общеизвестном:стоит только даже спустя годы взяться за плоховато изученные некогда предметы(и даже сданные на 5 уже давно забыты!), будь-то иностранный язык, математика, или к примеру вас гоняли в музыкалку, а вы манкировали, и бросили недоучившись(а что уж говорить, что доучились и сдали выпускной экзамен, да вот  давно не играли и всё забыли!), а сейчас, будучи взрослым, вдруг остро захотели теперь сами:научиться играть на пианино, заговорить на английском или французском, немецком(которые вы учили в школе и вузе но, как водится, не доучили, сдали-забыли; или вам надо помочь кому-то, а то и себе - с математикой и другими науками, а вы ничего не помните!

И вот вы после периода нерешительности и сомнений открываете несмело учебные пособия, теперь еще видеоролики и - чувствуем дежавю:всё это уже твой мозг когда-то "проходил" и что замечательно:при повторном  возвращении спустя сколь угодно времени всё теперь летит ракетой!

Вот поэтому наши пращуры знали:"Повторение мать учения!"

Repetitio mater doctrinae! Афоризм-то из латинских, но уже как-то давно стал русским, и даже мне было удивительно узнать латинский оригинал пословицы.

Посему не беспокойтесь о сохранности приобретенных познаний, они сохранятся и будут сами себя приумножать в процессе осмысления и установления взаимосвязей и взаимообогащения, что опять же наука еще не умеет и вряд ли научится расшифровывать полностью для целей искусственного интеллекта — столь сложную работу мозга, интеллекта естественного, созданного таинственно, так что прямолинейная дарвиновская эволюция тут явно не при делах, хотя в частностях всё разумеется эволюционирует, но глобально и концептуально создано(сотворено) иначе.

                2.
  Но со своим изумительным даром природы:телесностью и мозгом нужно обращаться как с ценнейшим инструментом, требующим постоянной работы. Скрипка Страдивари, переживающая многие поколения музыкантов, передающих её из рук в руки, награждаемые ей лучших дабы услаждали игрой людей —  сохраняется бережно, с огромным тщанием, это очень дорогой инструмент и в плане его стоимости. Но почему-то то, что нам бесплатно дано каждому от природы -  мы не всегда считаем нужным хранить, заботиться и приумножать, оттачивать и совершенствововать.
Наше здоровье и наш ум.

С давних пор я помню вычитанное:если  прочитанная книга дала вам хоть одну мысль, которая вам запомнилась - значит она была прочитана не напрасно. Я взяла это на вооружение и никогда не расстраивалась, что не помню всего о чем читала во многих и многих книгах. С этого хотела начать эту статью:одна мысль, которая вам что-то дала из книги - стоило того, чтоб её прочесть!
Но тут же развила тезис:да нет! Мы всё помним, но см. выше как именно организована наша память. Однако отдельные вещи из прочитанного как бы постоянно освещают нам путь.

Приведу пример.
 
В романе Эмили Бронте "Грозовой перевал" мне запомнились не столько запутанные коллизии сюжета подражающего "готическому роману", сколько атмосфера романа и отдельные эпизоды и высказывания героев. Например в самом начале героиня романа, простая сельская жительница, устраивая на ночлег гостя приехавшего из города(и от имени которого поведется повествование, фабула рассказчика услышанной в провинциальной глуши истории-драмы) говорит ему:у нас не город, с утра надо переделать много дел. Поговорка:кто до десяти утра не сделал большую часть дел дня - день прогулял. Так что рано вставать и сразу за дела.
  Я неточно цитирую, еще вернусь к этому.
 Но то, что до 10 утра надо сделать главное - цепко запечатлелось в моей памяти и уже многие годы я стараюсь следовать этому.
 А что главное? Сейчас я бы сказала:главное это ЗОЖ. Составить план ЗОЖ, хотя не сразу он составится реалистичный, тут много работы по самонаблюдению и фиксации результатов каждого дня в журнале, - и следовать каждый день курсу! Главное НЕ  в том, чтобы сделать много, достичь каких-то впечатляющих результатов спортивных и пр., главное это привычки! Чтобы уже невозможно было НЕ сделать!
  И главное надо делать "до всего"!

  Если бы я была руководителем маленького государства, то ввела бы во все учебные заведения и все производства и учреждения:первый час до учебы/работы - ЗОЖ. И это не "зарядка", которую делали мы в школе до уроков, выстроившись во дворе, и сейчас вижу в школьном дворе, зрелище впечатляющее, но увы:это практически безполезна, формалистика, что забота о здравии детей. Размахивание руками под счёт - это нужно между уроками("наши пальчики устали") или посреди, дабы размять конечности, можно по школьному радио, ка у нас было некоторое время.
Это сугубо разминание мышц, затекших от сидения за партой. Но до уроков когда дети пришли в школу, это раз-два-три-четыре вправо-влево - видимость физ-ры, которая к тому же среди детей считается западло и многие делают упражнения нарочито небрежно, считается за шик, вот вам! То бишь видимость создают,  и никто не ругает, потому что для всех(включая учителей и завуча и директора) это галка в отчётности и не более.

А вот хотела бы я посмотреть как ребята будут манкировать и делать видимость - если их выстроят зимой в снегу и каждый со своим ведром окатит себя холодной водой! Тут не сачканёшь! Тут не сачканёшь!
 И это каждый день до уроков, кроме снега, нечастого в ЮФО, можно строить бассейн в школе и там проводить холодные обливания, зимнее плавание, моржевание! Повторяю что ежедневно, а не в какой-то особый день года. А уже потом, когда ребята оденутся в сухое, перед ними ведущий Зарядки будет диктовать:1-2-3-4 вправо-влево - но только для того чтобы согреться: нужны активные движения и дети сами их будут делать всеми силами - физиология-то потребует! Дрожь унять чтобы.
  И физрук должен вместе с школьным врачом пройти курсы усовершенствования по теме:закаливание с выдачей сертификата:"Инструктор по закаливанию".

 Если вы думаете, что это мои фантазии и антиутопии, то напомню:не только в древней Спарте, но и на Руси всегда были в чести обтирания снегом, обливания из ведра, босохождение до глубокой осени, сон при открытой форточке, купания в речке, а ванны дома мало у кого были, тем более личные бассейны.

Воспитанниц Институтов благородных девиц заставляли  погружаться в холодные воды Невы. А говорите:советская школа была лучшей в истории! Это мы себе льстим, товарищи! Многое истинного и ценного для развития детей и юношества было утрачено, а многое чем пичкали и продолжают пичкать - не нужно.  Из советской педагогики по-настоящему лучшей была на мой взгляд школа Макаренко и школа Шаталова. Школа Сухомлинского.  Кстати, у В.Ф. Шаталова каждый день был урок физкультуры для всех, включая педагогов и самого директора. см д/ф "Час ученичества" С.Соловейчик:Виктор Федорович Шаталов после уроков сам в спортивной форме бегал и преодолевал препятствия с учениками на школьном стадионе. Кто из нас видел подобное хоть раз в бытность своей учебы. Даже при том, что идеи Шаталова наша система не взяла и теперь понятно почему. "Если всех учить на 5, то кто потом работать будет, пахать?" - ответ Шаталову от высокого чиновника в Министерстве просвещения, после чего экспериментальные классы в Донецке, куда приезжали за опытом учителя со всего Союза ССР - закрыли. Хотя ведь большая часть выпускников школы Шаталова и так составляли рабочий класс, и он сам писал, что никоим образом не нужно внушать ученикам, что вы станете академиками и народными артистами, писателями - это единицы, но все равно нужно учиться и учителя должны мотивировать на радость самого познания, а не какую-то карьеру в будущем, что для детей звучит непонятной далекой абстракцией, а сейчас мотивируют как раз на карьеру.
 Но вот и спортчас в школе Шаталова ведь не взяли на вооружение! А его вводили при нас, и тоже тут же забыли, а больше я не слышала о таком нововведении.
 Словно всё делается так. чтобы дети и физически росли больными и хилыми, и умственно не развивались.
 Так что это вопрос семьи и самого человека.

      05/04/2022
10ч.27м.

http://stihi.ru/2017/01/18/927
О лакунах образования. Дедукция и катарсис

  Метки: бассейн, библиотеки, виктор шаталов, дедукция и катарсис, документальное кино, закаливание, зарядка в школе, здоровье, зож, интеллект, как развить память, как читать с пользой, моя великая дидактика, новая педагогика, память, симон соловейчик, спортчас, учись учиться, чтение, эмили бронте
 
http://proza.ru/2019/01/06/1430
Как пробудить закрома памяти. Моцартовская Фиалка

https://zera-cherkesov.livejournal.com/358759.html

-

2.
Сонмноленция для памяти и очистки ума от балласта
Зера Черкесова 2
Метод запоминания мне известен со школьной поры. И тоже из семьи, от учительницы, из книг, и прочее. Это лучший прием запоминания - в состоянии сонмоноленции. Между сном и бодрствованием. Мозг отпечатывает информацию. В эти минуты эффективнейше не только кванты информации, как стихи, иностр. слова формулы, и прочие - но и формулы самовнушения.
Проверено. Лично мной.
 
Это метод Эмиля Куэ, швейцарского аптекаря, случайно открывшего этот метод, известный уже древним психотехникам йоги и т.д.
Мне не помешало бы возобновить для прочищения своего ума от балласта.
 
сонмноленции.
  2015, из переписки

http://proza.ru/2015/03/02/700
Легко ли стать полиглотом

27/07/2021
--------------

3.
Советуйся и с умным, и с глупым - почему?
Зера Черкесова 2
Советуйся и с умным, и с глупым.
       башкирская

При внешней нелепости совета в пословице — вспомним мастера дедукции Шерлока Холмса, который постоянно спрашивал доктора Ватсона о том, что он думает о новом деле? И...всегда отмечал неверность и поверхностность суждений доктора-друга — и как раз в этом и видел ценность этих советов!

2022г.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/285096.html
 

4.
Приучить к классике легко. На примере музыки Баха
Приучить к классике легко. На примере музыки Баха
Зера Черкесова 2
1:09:46 Notebooks for Anna Magdalena Bach: Menuet in G Minor, BWV Anh. 114

Моя маленькая бахиана.
Эта пьеса звучит пару минут, под неё можно размять мышцы, уставшие от строчения по клавишам.
А что об этом прелестном менуэте из тетради Анны-Магдалены Бах мне написать кроме того, что "премиленькая вещица", не шедевр как адажио Марчелло-Баха или оркестровая сюита №3 и не бранденбургские концерты и не Чаккона, да, но зато так живо, бодряще, и совсем несложно. Это старинный, но такой современно звучащий менуэт!
Под эту музыку можно отдыхать после напряженной умственной и физической работы, под неё можно делать зарядку, очень даже! Вот бы и вводили в школьную зарядку:2в 1:приучая слух школьников к классической музыке и развивая их заодно и эстетически. Тут важна именно непосредственность:не специально лишь на уроках музыки, а вот так, в ходе зарядки, не принуждая специально слушать, музыка звучит фоном. Главное:приучить слух к восприятию такой музыки. Примерно такая музыка звучит в балетных классах.
 Менуэт это старинный танец эпохи барокко, и поскольку танец, то значит, на счёт отлично пойдет:раз-два-три-четыре...
А наслушаться "современной музыки" - сколько угодно она по телевизору, интернету - везде. Так пусть же Школа создаст островки приобщения к классике.

10/04/2022

http://proza.ru/2022/04/04/29
И. - С. Бах, что слушать для релакса и учёбы

http://proza.ru/2022/04/10/1029
 Приучить к классике легко. На примере музыки Баха

 http://proza.ru/2019/10/17/980
Музыка Барокко помогает учить ин. языки.
 
http://proza.ru/2022/04/05/608
О памяти в учёбе и о ЗОЖ здоровый образ жизни

 Метки: барокко, гармоническое воспитание, зож, и.-с.-бах, классическая музыка, менуэт, моя великая дидактика, новая педагогика, новая школа, старинные танцы, тетради анны магдалены бах, физвоспитание

http://www.youtube.com/watch?v=Jye1bel-hcc&t=311s
Bach - Classical Music for Relaxation

1:09:46 Notebooks for Anna Magdalena Bach: Menuet in G Minor, BWV Anh. 114

https://zera-cherkesov.livejournal.com/254711.html
-----------------

5.

Мой маленький космос...
Зера Черкесова 2
Если делать самые главные дела понемногу, но каждый день, без долгих простоев, то всё можно успевать.
Не нужно только гигантоманий, которые несродственны нашей ограниченной физисом природе. А стремление к гигантомании в нас крепко впаяно воспитанием:будь первым, лучшим. Заработай много денег. Миллион просмотров...Миллион подписчиков...
Не надо!
Обустраивай свой маленький космос и это счастье. Помните, как Маленький принц Экзюпери каждый день обустраивал свою маленькую планету, начиная каждый день с полива своей возлюбленной Розы.

 22/04/2022

--------

6.
Памятки себе о НОТ и эргономике
Зера Черкесова 2
Монитор пора менять, бличит, мерцает, лишь на время прекращая, и вознобновляясь снова - очень старый монитор, больше десятка лет.
И вообще чаще делать перерывы в работе, не переутомляться.
Весна в разгаре, близко лето. Делать Зеленый кабинет в саду, как Владимир Ульянов в Кокушкине и Шушенском.
Там возможно и писать, больше природы!

План:1 час работы успевать главное выложить, пока не утомишься. Момент, когда плодотворная работа переходит в утомление, - обычно остается незамечаенным, посему бдить, не перегружаться излишне. Лучше бросить раньше, чем наступит утомление.
Работать посему плотно, не делая раскачек и отвлечений на постороннее. В том числе не отвечать на тролей, вообще их не вынимать из коробки с куклами(черный список).

23/04/2022

https://zera-cherkesov.livejournal.com/256975.html
-------

7.
Будут ли в дистанте уроки физкультуры?
Зера Черкесова 2
Ничто так не поднимает хороший тонус, как длительное пребывание на свежем воздухе в прохладу и мороз, в дождь, и снег. В солнышко нежаркое. Кто придумал, что людей надо заточить в домах, что им вредит свежий воздух? В морозные нынче дни и в густом пронизывающем тумане, наблюдаю:идут без головного убора и без шарфа, одетые в легкое пальтишко, не думают, что это может плохо отразиться(шею продует, например), но маска — всеобязательно! Даже когда вокруг ни души. А сколько детей на улицах, держась за ручки, идут, в школу или из школы, или просто гуляют — в масках! И заходят в разбросанные всюду магазинчики, где их ждут с горой конфет, начиненных ГМО, пальмой, всевозможных чупа-чупсов и прочих завлекаловок с картинкой внутри.

Я как-то видела женщину с малолетними детьми, которая, как считали ее многочисленные эскулапы, на почве развода, на много лет увязла в психиатрическом ужасе:страх микробов. Такой страх, фобия есть  и давно известна, лечится плохо. Микробы мерещатся повсюду, превращая жизнь человека в кошмар без конца. Я имела возможность наблюдать за ней пару недель, это было нечто. И еще за одной с таким же недугом страха. Да, но она была малообразована.

Я не подозревала, что так много людей, которых можно подсадить на СТРАХ МИКРОБОВ. Иррациональный, сводящий с ума. Ведь ничего нельзя им трогать, есть, пить, здороваться за руку, нельзя бывать в гостях, в общественных местах, в кино, кафе, нельзя переступать порог любых общественных учреждений и пр., и пр., и пр. МИКРОБЫ ПОВСЮДУ!!!! Никакая рациональная психотерапия не действуют. Не действует на них ни гипноз, ни транквилизаторы, ни амитриптилин, ничего.

Я сказала той женщине случайно, что есть же антибактериальное мыло, видела на полке. Она ухватилась как за спасение!  Мыло "Антибактериальное" с триклозаном, между прочим, не рекомендуется часто использовать. Но вот задолго до всей этой вакханалии типичная история:антисептик кажется спасением. А не иммунитет молодого организма, да хотя бы и старого, и крепкая нервная система, здоровый взгляд на вещи.

Так что все происходящее напоминает сведение с ума намеренное, не в переносном а в буквальном смысле.
В СССР был культ закаливания и спорта, физкультуры.
А в РФ есть культ одного дня - когда устанавливают телекамеры и политики, обнажившись до исподнего, перекрестившись, бойко прыгают в ледяную прорубь, и... прощай, ЗОЖ — до следующего 18 января.

Дистанционное обучение? О, какая благодатная почва для кучи всего. Как хорошо, что нас хоть перед уроками и в течение урока в середине дня("наши пальчики устали") заставляли делать зарядку. Лично я не манкировала и сама часто вела зарядку, так как честно ее делала, а не как другие некоторые, делая вид, презирая...И уроки физкультуры, никогда не манкировала, ссылаясь на то, на что обычно ссылаются, и отвода от физкультуры не брала — хоть и не любила, потому что пополнела в подростковом возрасте. Но я забиралась на шведскую стенку и делала отжимания, я выполняла нормативы, когда остальные отлынивали, падали на травку и смотрели на горстку тех, кто выполнял задания физрука.

Я всегда мечтала не посещать физ-ру, но а куда деваться, если ты отличница.
Другие любили физ-ру, а я нет. Но они могли сказаться больными, или форму забыли, не высохла после стирки, и т.д. Они могли садиться на лавочку в спортзале, на травку на школьном стадионе, что был напротив дороги, и принадлежал другой школе.  А мне нельзя, у меня "5" должно быть. И это дисциплинировало, хотя я была образцом своеволия, и остаюсь такой.

Сейчас, взирая на происходящее, я задумываюсь:как же нам ПОВЕЗЛО. Всё плохое отвалилось, забылось, отринуто, человек не должен муссировать даже травмы детства, подобно фрейдистам. Нужно кристаллизовать лучшее. Вот говорили нам:будет каждый день "спортчас". Одной школьной зарядки мало, как было сказано, но не сделано. Эта идея сошла на нет, не воплотившись, к моему тогдашнему облегчению, а теперь, вспомнила, и жалею, что не ввели этого. 1 час физической нагрузки на воздухе в день для детей и взрослых, причем для всех детей, независимо от физического состояния, от наличия любых возможных патологий, по которым дают отводы, но не загружают обычно лечебными видами физкультуры, — стоят многих уроков разных предметов, которые без ущерба для гармоничного развития подрастающего поколения — можно сократить, улучшив методику преподавания в целом. Мы получили хоть какой-то задел на будущее. Нужно, нужно гонять детство, не делать скидок на то, что это золотая пора.

... Всё чаще вспоминаю Школу, да, уже растерявшую во многом то лучшее, что в неё было вложено когда-то, школа 90-х, казалась деградацией, и так и было во многом, но всё больше хочется возврата к тем принципам, на которых нас учили, хуже или лучше, но стремились. Соединить прогресс современного, что хорошего появилось, — с тем, что ушло, но не забылось, а подспудно всплывает из памяти.

   26/12/2020
-----

8.
О режиме дня
О режиме дня
Зера Черкесова 2
7-1-17032021 Рано вставайте и переводите подстрочн
Зера Черкесова Новеллы
Нужно ли считать подстрочники чем-то маловажным и/или недоделанно-полуфабрикатным? Допустим, что мы сейчас не в настроении и силах писать законченные стихотворные или прозаические переводы. Пишите подстрочники! Потом возвращаться, дорабатывать, незавершенность будет звать доделать. В итоге пусть останется в поле произведения и оригинал, и подстрочник, и ваша версия перевода, и ваш анализ версий перевода другими переводчиками. Тем интереснее. Да, это само по себе интересно, лит.учеба на конкретных примерах.

с 6 до 7 утра иногда выходит подойти к компу, даже при начале рабочего дня в 5 утра. Посему буду отдельно вести ряд 6-1 и ряд 7-1 наряду с ряд 5-1
Но не позднее 7 утра. То есть чтобы на комп часах еще не было 8, когда ты выкладываешь новое. С 5 до 7 зарезервировано для важнейших дел:ЗОЖ и стихира. При количестве сна не менее 7 часов.(А лучше 8-9, но выходит по-разному).
 Так работали многие хорошие писатели, это выработала практика.

Сегодня я поднялась в 6 часов утра ровно при количестве сна 7 часов(хотя больше сна лучше, но в ночное время).
Через 1,5 часа после утренних пп. занятий для здравия включила комп и сразу на рабочее место! Никаких гуглений и отвлечений. Пока не решила:начинать с писательства или с ЗОЖ(физ-ра, йога и тд) Как лучше для тонуса и дел? Пока экспериментирую с правильным режимом дня.

17/03/2021
7ч.47м.мск

http://stihi.ru/2021/03/06/1527
Мой идеальный профиль личности. Что я ценю

http://stihi.ru/2021/03/16/2847
Снова весна. Памятка-план

http://stihi.ru/2021/03/16/8760
Об интернет-активности некоторые выводы


-------
9.

Кто ввел в российских школах форточки?
Зера Черкесова 2
В романе-хронике "Первая Всероссийская", которую я покритиковала в статье, тем не менее Мариэтта Сергеевна Шагинян с дотошностью хорошего романиста и ученого(она была и доктором филологических наук) воспроизводит Россию 1870-х, пользуясь материалами Первой Всероссийской Выставки достижений и рассказывает о труде Ильи Николаевича Ульянова. Это роман о нем, но как о педагоге-подвижнике народного образования. Благодаря его усилиям в регионе Поволжья вначале его работы инспектора народных училищ было несколько десятков сельских 2-классных школ(точные цифры в романе). А благодаря его усилиям, за что был удостоен орденов и медалей царской России, стало свыше двух сотен народных училищ. И еще ввел ряд нововведений в их работу, чтобы хорошо учить крестьянских детей. Впечатляет, как много может сделать один человек, если вложит свои силы и энтузиазм. Но спрашивается, почему это было делом личного энтузиазма отдельных редких самоотверженных личностей, а не делом государственной важности, не царским даже делом?! И почему в конце 19в. в России еще не везде были даже народные 2-4-классные школы, не говоря о полном среднем образовании для всех, даже советской семилетки еще и близко не было даже в планах царского режима.
 любопытный факт приведу, рассказанный любознательной до мелочей всё умевшей вбирать в свою писательскую память Мариэттой Шагинян.
Задавались ли вы вопросом откуда впервые появились форточки? Те самые, чтобы проветрить помещение, очистить воздух, увеличить приток кислорода и изгнать застоявшийся нездоровый воздух?

В школе ведь и у вас перед уроками и после проветривали классы? И дома.
Впервые в России, а именно начальные народные училища - форточки настоял ввести Илья Николаевич Ульянов! Взяв из прогрессивных европейских методов лучшее и адаптировав к российским реалиям. Только потом в России стали распространяться форточки везде в домах и учреждениях.
 
А ведь это так важно: чистый насыщенный кислородом воздух. И для эффективной работы ума, и всего прочего.
 
А работал Илья Николаевич в таких условиях, что ныне никого не погонишь. В советских времен школах прекрасно обустроенных ныне молодежь не рвется в учителя. А Илья Николаевич, инспектором народных училищ забирался в такие медвежьи углы по российскому бездорожью и ночуя отнюдь не в гостиницах, хотя бы плохоньких, а крестьянских избах, что не просто так ему дались ни ордена св.Анны и Владимир в петлицу. И сыновья и дочери его пошли в него, ничего для себя, всё - Служение.
------

10.
Совет Сенеки. Для кого я учился?
Зера Черкесова 2
А слово Возлюбленный! как обращение(возлюбленные чада мои! - разве не типовой оборот в проповедях?) попробуйте использовать в стихах, обращаясь к мужчине и/или имея в виду, в том же ряду, что и здесь. Вспомнила Сенеку. Вы читали Сенеку? Философ, поэт, опытный политик Римской империи, его переписку с молодым учеником-патрицием. Это волнующая переписка, нужно перечитать.
Много дельных советов. Например:
"Ты спрашиваешь, глядя на пустоту своего окружения, этих самодовольных типов, неучей: для кого я учился?
Не задавайся таким вопросом. Ты учился для себя".

Зера Черкесова Новеллы   14.05.2017 00:57

https://zera-cherkesov.livejournal.com/138696.html
-----

11.
Рано утром не встал целый день прогулял
Зера Черкесова 2
Рано утром не встал — целый день прогулял. Кто по молодости не учился — в жизни потерялся.
         тибетская пословица
2013 5 мая ровно 5ч.00 утра была публикация. Восстанавливаю из удаленного.
------------------------

От 04/01/2022:

Не знаю, из каких тибетских источников эти цитаты, я брала их из разделов типа "мудрые изречения" и сейчас строже бы отбирала подобные изречения, тем более для публикации. С указанием очных "пруфов" - источников, с языками оригинала, с попыткой собственных переводов и тд. Контекст важен.

Но в Тибете есть школы, с уникальной системой обучнения, одну из них превосходно описал "тибетский лама Лосанг Рампа" в ставшей бестселлером книжке "Третий глаз", которую я перечитала много раз целиком и частями и всем советую. Богатый фактический материал этнографического плана о жизни Тибета - причем не только тибетских монастырей и закрытых школ с загадочными системами образования, но и о том каков быт и реалии простых тибетцев, включая местный колорит, кухня, растения.и т.д.
  Правда, я недавно узнала, что автор никакой не лама, а английский писатель, писавший под псевдонимом "тибетского ламы" бестселлеры. Его книги интересны, но я не одобряю обман читателей ради маркетинга и продаж.

--------

12.
Школьная форма и воспитание элегантности и зрелост
Зера Черкесова 2
 
 
Как ни давно это было, но я многое помню из того, что мы писали и что рассказывала нам наша учительница-медсестра, ведшая занятия в УПК(учебно-производствтенный комбинат при школе). Она была весьма грамотный человек и корректный, например сказала нам, чтобы на занятия мы приходили в школьной форме, и это распоряжение директора:"не у всех одинаковые доходы и ничего зазорного в этом нет. Приходите отныне не в кто во что, а в форме".
Для всех это было облегчением! А то поначалу стали выпендриваться, а большинство ломали голову:что я теперь надену, чтобы не хуже других и не в одном и том же.
Дети не должны быть в подобном моральном унижении. И это мой ответ на вопрос:нужна или нет школьная форма. Дети до самого аттестата зрелости должны воспитываться в равенстве, хотя бы внешнем. А так способности у всех разные и равенства по факту все равно не получается, так зачем усугублять еще и имущественным расслоением. И учебе это тоже сильно мешает:необходимость думать о "прикиде" каждый день. Форма должна быть современная, не нужны эти отжившие свой век со времен царских гимназий, сталинской школы и дошедшие до наших дней коричневые шерстяные платья с двумя фартуками. Черным на каждый день и белым на праздники. Это абсолютно устаревший даже морально подавляющий достоинство современных девочек и девушек наряд(фартуки так ассоциирууются с кухонными, словно подчеркивая гендерные стереотипы)- и эта форма нравится только первоклашкам, но воротит от нее девочек старших классов(лично расспрашивала).

Пусть для начальной школы будет традиционная форма типа этих платьиц с фартуками, можно сезонно, чередуя с цветными но не маркими костюмчикам и джинсовыми  комбинезончиками, а для средних классов что-то посовременнее, вполне можно и брючный вариант, но не ужасное для школы засилье джинсов, все же помнить что комплекции разные и если стройняшкам джинсы еще идут, то пухленьким это доставляет страдания. Если брючный костюм, то такой чтобы не подчеркивал эти нюансы, а нивелировал, стройнил по возможности всех. Джинсы только по желанию для внекласснной работы.
 Для старших классов, считаю, ничего лучше не придумано, чем то, что было в конце 80-х, см хронику Гостелерадиофонда:темно-синий костюм с разноцветными(вот здесь можно допустить свободу выбора и чередования, даже известного соперничества во вкусе и элегантности девушек!) блузами. Это и по-взрослому уже, и приучает к большей ответствтенности и осознании себя как выпускников, вступающих в социум. Тоже и для парней:вернуть костюм! С белой рубашкой и даже хоть иногда галстуком(не пионерским, не пугайтесь, мужским галстуком).
Надо воспитывать в обществе ускоренное взросление и начинать с костюма, современные дети остаются слишком долго инфантилами и в итоге взросло мыслящих людей все меньше даже среди зрелых людей.

Мини-юбки должны быть запрещены в школе. Как и распущенные длинные волосы. И золотые и прочие украшения. Нам всего этого не разрешалось, и это надо вернуть.
Школа не место для подобных дефиле, девочки и мальчики должны воспитываться в скромности и уважении друг к другу, а мальчики, извините, должны ценить девочек-соучениц и студенток не за длину нарощенных в парикмахерских и отглаженных утюжками волос, не за замысловатые прически, не за комплекты золотых украшений и дорогих шмоток - здесь  зарождаются - будущие проблемы во взаимоотношениях, в системе ценностей!
 Ценить девушек надо учить - за порядочность, и утонченность манер, воспитанность, а некоторых ещё и за ум и таланты. А сегодня девчонки массово ходят в том, что и брюками назвать нельзя, а скорее штанами, которые в лучшем случае уместны только на огороде и на уборке территории, но не для выхода из дома и учебы  - со вкусом стало у большинства плоховато. И мальчики забыли про мужской костюм и элегантность, ходят в шароварах и шлёпанцах... Это потому что нет уже понятия "форма", уместность что можно и чего не стоит в разных ситуациях - всё это воспитывает вкус и понятия.
 
 09062021
-----------

13.
Кукуруза и план работы
Зера Черкесова 2
Кратко. В день печатать не более часа. И главное. Не размазываться мыслию по древу не ввязываться в в дискуссии и с тролями.
изменить полностью стилистику своего интернет modus vivendi.
Отсылаю к главе сорбонской учебы Марии Склодовской, в рецензии ниже.
Наши юношеские герои должны нам помогать и в более зрелые годы.
Блюсти душевный тонус - основу здравия и благополучия.

Включив компьютер, сразу выполнять объем дневного плана. Не отвлекаться на разные "интересно", не рассеивать энергию на пустое. Как нам давали кучи кукурузы учителя вместе с бригадирами. В сказке "Золушка" куча белых и черных зёрен перебрать до возвращения с бала мачехи с сестрой - это ерунда, да и там помогла стая голубей Золушке. А мы перебирали кочаны кукурузы, срывая с каждого кочана листья и волосы и откидывая назад в другую кучу, каждому классу по горе кукурузы, под солнцепёком сами, часами, не имея права даже сесть и не имея бутылки воды или крана рядом. Причем учителя работали с нами наравне, ведь они были часто немолоды, и это варварство, хотя тогда я этого не понимал.
 Использование детского труда на плантациях вообще запрещено международными конвенциями, но мы этого не знали, а если бы и знали, это ничего не изменило бы. Ныне ООН требует от Средней Азии прекратить использовать детский труд на хлопковых полях, но наша кукуруза тяжелее и хлопковых полей Узбекистана И Киргизии. Там хоть дети ходят по полю, а мы стояли пол-дня нагнувшись над кучей-горой кукурузы и еще нас постёгивали соперничеством с параллельными классами:кто быстрее закончит? Когда нас везли в фруктовый сад собирать яблоки, или на овощебазу тухлую капусту - это была легкая работа в сравнении "на горток, на кукурузу", и не неделю, а месяц и даже до двух месяцев, весь сентябрь, пол-октября, почти до с 7 ноября, с авральным догоном программы за 1-ую четверть потом. Та же история в Ср.Азии:целые четверти на полях вместо уроков.

Более тяжелой работы в моей жизни не было, и дай бог, не придется. Но это и камертон:а кукуруза?! -  каждый раз когда я жалуюсь на тяжесть работы или боюсь приступать.
Сейчас, будь я учителем или воспитателем в детском заведении, я бы "на кукурузу" не отвезла класс и за тройную зарплату и звание "Учитель года".

Но, может быть, Стихира тоже стала подсознательно для меня такой кучей кукурузы, даже самая тяжелая работа если не надорваться на ней - всё же воспитывает.
Папа сказал тогда по дороге:"ничего, дети должны воспитываться в труде, не только держать ручку".

Но сейчас кукуруза была бы мне непосильна. Яблоки собирать или капусту перебирать в крайнем случае еще может быть, но не гора кукурузы.
Надо брать ту работу, которую реально можешь выполнять и в удовольствие, ставить жёсткие планы и выполнять, не надрываясь. Лучше меньше-да лучше и силы беречь в том числе лучше, а не только качество сделанной работы.

Думаю, час печатания в день это оптимально, чтобы не разболелась голова и не уставать.
Проблема у одних в том, что им нечего печатать, а у некоторых - что слишком много и это приводит к утомлению и мигрени.
Надо делать главное и сразу, а потом отдыхать.

19/05/2021 17ч 27м
-----

14.

Резервы природы
Зера Черкесова 2
Выписка из книги, купленной отцом много лет назад. Но книжка пропала, как многие, и надо снова найти и выписать.
Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков. "Резервы нашего организма".
Помню. Зачитала в детстве и потом...
На обложке была девушка-гимнастка в трико, стоящая на руках.
 
Авторы

Известные специалисты в области космической биологии и медицины, ее авторы.
Сейчас я открыла свой Ежедневник за 2007 год, и поразилась обилию интереснейших записей, добрая половина которых прочно забыта. Записи личные, выписки из книг и т.д. Кое-что представляет всеобщий интерес, особенно теперь. Буду понемногу выписывать и выкладывать. Вот глава о холоде и закаливании.

  Тяжелый год. Очень. 2020 И что важно отметить:год, тяжелый прежде всего в душевном плане, психически неблагополучный для всего мира. Что уже отмечают специалисты: о нарастании психических расстройств по всему миру вследствие беспрецедентного психического прессинга. устроенного СМИ по всему миру. Здесь не обсуждая общеизвестный контекст(уж 2020-ый год  никто не забудет, кто переживет), остановимся на вопросах противостояния этому.
  Стала часто болеть голова после прослушивания новостей, чтения комментариев тысяч людей, концентрированные вибрации тревоги, страха, ужаса от неизвестности грядущего. Может быть, не стоит? С одной стороны, да, нужно как минимум резко ограничить поступление в мозг вибраций духовного негатива. С другой - невозможно совсем не интересоваться тем, что происходит, хотя бы потому что это касается каждого из нас. Наших планов на поездки, лечение, учебу, общение и т.д.

Значит, нужно вырабатывать иммунитет, причем и духовный, и психический не в меньшей мере, чем иммунитет, узко понимаемый как защитные силы в отношении микробов. Но микробы, вообще говоря, это мы сами, ведь вокруг нас и в нас мириады этих существ, мы просто в обычное время об этом не думаем. А те, кто начинает слишком беспокоиться о "микробах", - нередко впадают в психический недуг, часто описанный в литературе, да и многие сами встречались с такими ипохондриками, постоянно моющими руки с мылом по сто раз на дню и не прикасающимся к дверным ручкам в общественных местах и т.д. А теперь нас накачивают страхом к "вирусам и микробам".

Недавно встретилась интересная статья, причем очень давняя, но есть последователи этой гипотезы. В ней излагается мысль о том, что никаких отдельных "штаммов" природа не творит. Не стоит так уж переживать по поводу штаммов, их мутаций и т.д. Это мифология наших дней. Оказывается, возбудители многих инфекций ... взаимопревращаемы. Под влиянием определенных факторов внутренней и внешней среды палочка Коха. вызывающая туберкулез, может трансформироваться например в возбудитель стафилококковой инфекции. И т.д. Трансформации РНК-репликаций.

При всей кажущейся фантастичности и безграмотности такой фантазии, казалось бы, она не лишена смысла и даже есть кое-какой экспериментальный материал.

Давайте вспомним незабвенного Трофима Денисовича. Не учил ли потомственный народный академик-аграрий мудрости природы о том, что всё превращается во всё. Рожь в пшеницу. Пеночка в жаворонка и т.д. Ну принципиально. А уж технически как- над этим работал, превращая яровую пшеницу в озимую пшеницу, другой сорт, а также чеканя хлопчатник, размножая картофель глазками. Сколько над ним смеялись потом, сколько осуждали лысенковщину, а ведь прав оказался. И Генная инженерия нашего времени - тому красноречивое подтверждение. Ведь гений оказался неначитанный  в немецких академических журналах народный аграрий. А помните в сериале "Николай Вавилов", перестроечном еще, над ним тонко издеваются("тролят") на симпозиуме, спрашивая, как тов.Лысенко относится к выкладкам данного немецкого автора, читал ли в оригинале на немецком? Как раз в наше время есть такая мода превозносить выше небес с отчетливым комплексом неполноценности своего отечественного - "рецензируемые англоязычные журналы". Снобизм - дуря нашего брата мифом об исключительной недосягаемой для нашего "отсталого быдла" - научной высоте академических журналов, причем непременно англоязычных, рецензируемых Scopus-ом.

Ну а взаимопревращаемость всех элементов таблицы Менделеева, из которых построены кирпичики мироздания. И потребовалось не менее тысячи лет, чтобы химера алхимии стала твердо доказанной истиной химии и физики атомного ядра и элементарных частиц.
А выводы делаем сами.

280820
---

15.
Далеко ли до вашей школы?
Зера Черкесова 2
Прочла, что изданы распоряжения о школе, в которых сказано, что школа по закону не должна быть дальше, чем 500 метров от дома учащихся данной школы. Максимум то есть - пол-километра. Это забота об учащихся, законодательно закрепленная.
Припомнила своё.

Моя первая школа была рядом с домом. Потом была другая, та была за по меньшей мере, 2,5 км. Далековато, там была только одна школа, куда перевели на работу, и мы ходили туда, в начальной школе.
 Потом переехали в город. И снова была школа рядом с домом, но сестра ходила в другую школу, где на руководящей работе был мой отец. А меня отдали в школу рядом, с нескольких минутах, потому что я была еще малолетка. Та же школа была в получасе ХОДЬБЫ. Если быстрой, а если медленной, то 40 минут.  Мы были чем-то похожи на детей военных, меняя школы.

В близкой школе я сначала училась хорошо, а в "переходном возрасте" меня перевели в параллельный класс. где у меня не сложились отношения с новыми одноклассниками, все это наложилось на "переходный возраст" вообще с его проблемами становления, и стала съезжать на тройки и не хотеть идти в школу. И меня перевели туда, в дальнюю школу, под присмотр.

А теперь давайте посмотрим на то, что тогда не замечалось, считалось само собой.
Вторая смена - это значит возвращались поздно, в зимнее время еще и темень, а шли по 30-40 минут туда и обратно, пешком! Никаких школьных автобусов и маршруток не было. Ни дня я не ехала в школу на транспорте, все 11 лет пешком. Школьный автобус только возила нас "на кукурузу" осенью, эксплуатация детского труда.
Потом первая смена в старших классах и темно теперь было зимой в ранний утренний час и все те же 30-40 минут пешей ходьбы до школы и 30-40 минут обратно после уроков.

Также и отец. Машина была в селе, а в городе только на пенсии купил. Часто мы шли вместе, он держал свой портфель с поурочными планами, тетрадями и официальными бумагами для районо и тд, а также наглядные материалы типа ватманских листов скрученных в рулон, которые мы вывешивали на стенах школы.

Еще до 7ч.утра выходили из дома. Потому что надо и добраться успеть, и привести класс в порядок, и опыты поставить заранее,  и на доске написать задачи и вопросы. Я могла бы выйти позже. в 7ч.20 минут Но мы выходили чаще все вместе на работу родители и мы в школу.

Итак, 1,5 часа в день уходило на дорогу. НО! Не на маршрутки, не на автобусы и электрички с пересадками, как добираются в мегаполисах до школы-работы-вуза, о чем наслышаны.   А в провинции школы не всегда рядом, моя была рядом, но без контроля я стала плохо учиться и меня перевели в дальнюю школу, где я снова стала отличницей. Можете считать, что потому что дети учителей в привилегированном положении, как это с подростковой ревностью высказыывали одноклассники("пятерки любимчикам ставят"), но прошу не сбрасывать со счетов повышенный семейный контроль! Хотя не все учительские дети хорошо учатся и примерны, я и сама была далеко не паинька. Своенравна.

А для чего я все это вам рассказываю?
500 метров школа от дома - это НЕ признак заботы, скорее просто удобство инфраструктурной разработки городских строений. Видела недавно телесюжет, в котором дети в какой-то африканской деревушке добираются до ближайшей школы...ежедневно преодолевая скалу и карабкаясь по ней, как альпинисты и потом еще многокилометровый марш-бросок! Им все обещают автобус, да какой там транспорт в джунглях!

В советской худ.лит. сколько раз читала, в мемуарах также, про то, как далеко добирались до школы, единственной подчас на несколько сел и в городе. Москва не сразу строилась...И вся страна тем более. А теперь когда и школ стало хватать, и уже указы вышли, что не дальше пятиста метров от дома чтобы для всех, уже вопрос ставят о дистанционном домашне-компьютерном обучении. Это же какая гиподинамия чудовищная разовьется!

Я ежедневно добиралась до школы по 30-40 минут туда и обратно и прилежно отбывала все уроки физкультуры без манкирований(хотя еще  как хотелось манкировать!)и делала утренние зарядки перед уроками со всей школой во дворе и плюс "наши пальчики устали" посреди дня(аналог "производственной гимнастики " на производствах). Было и внутреннее школьное радио с зарядкой. И я всё же страдала от лишнего веса в переходном возрасте.

А что будет с целым поколением, которое не будет отрывать "попу от компа"-и в школу ходя в интернет-зум-коференции и тут же вместо зарядки играя в комп игры и  и чаты всякие (болтовня "ниачём").

И впервые мне пришла мысль: боже, как нам ПОВЕЗЛО!
Да, потом все разлетелись. Иных уж нет, а те далече. Но мы получили на всю жизнь РЕЗЕРВ, который оценить можем теперь. Я, во всяком случае, наблюдая за происходящими трансформациями общественного сознания и "революцией в цифровизации образования" и всего - вижу:нам повезло. Удивилась бы, если бы услышала это тогда. В ту пору я завидовала своим сверстникам, жившим в больших столицах, в школу ехавших на целом школьном автобусе и неведомых нам "электричках". А мы на своих двоих, с тяжелыми портфелями, даже ранцы вошли в моду для девочек тоже уже после нас. А у нас ранцы были привилегией мальчиков, а мы, девчонки, таскали туго набитые портфели. И это было между прочим немалой проблемой, много разговоров было о том, как разгрузить портфели, часть уч. пособий и толстых тетрадей мы даже оставляли в школе, в шкафах. А теперь, поговаривают, что цифровизаторы отменят даже школьные учебники - всё будет в цифровой форме...

И теперь я стала хотеть вернуться в своё детство и снова в 7 утра или хотя бы в 8 - добираться до своей школы и обратно. Правда, в мое школьно-студенческое время не было столько автомобилей. Несколько улиц мы проходили, и ни одной машины. А сейчас те же маршруты в любое время дня:половодье автомобилей! Не могу найти чистых улиц. Даже в парках машины, машины...Каждый ныне считает своим долгом купить машину, а у многих уже и по 2-3. Все чаще вижу за рулем девушек. Эмансипэ. Но в моем детстве и студенческой юности (90-е-начало 2000-х) я не помню столько детей и молодежи с избыточным весом, сколько сейчас, каждый второй-третий.


Ныне только личными усилиями возможно противостоять нарастающему безумию технического прогресса, приведшего к физической и интеллектуальной размягченности, изнеженности людей, детей, которых хорошо одевают и перекармливают сладостями, не чета нам, донашивавщим друг за другом пальто и платья, а конфеты видевшие только по большим праздникам несколько штук — но как мне их всё более жаль...

23/03/2021 7ч.34м. мск

https://zera-cherkesov.livejournal.com/331384.html
-------

 


Рецензии