Большая русская мечта

                Большая русская мечта.
          
                В очерке о «русском счастье» мимо меня проскочила одна из очень важных вещей, имеющих прямое отношение к нему. Это «Большая (или Великая, кому как нравится) русская мечта.
                Казалось бы, что может быть менее серьёзным, чем мечты?
                И, тем не менее, счастье – это кратковременное состояние, связанное с осуществлением той или иной мечты и деятельностью по её реализации. Можно говорить о биохимической основе этого состояния, о выделении эндорфинов, соотношении адреналина и норадареналина, и это будет правдой. Но никакая биохимия не может занимать наши мысли в момент близости с любимым человеком или наблюдением за первыми шагами своего ребёнка.
                Эти мечты – свойство человеческого, и, возможно не только, организма. Но таким же большим организмом является и народ, и в его коллективном сознании тоже могут существовать мечты, исполнение которых переполняет относящихся к нему людей счастьем, сравнимым с эйфорией.
                Самые близкие и понятные нам примеры – Победа в Великой Отечественной войне, первый спутник и первый космонавт, отправленные в космос. Со временем сообщения о запуске новых спутников и полётах космонавтов стали рутиной, информационным фоном, сопровождающим нашу жизнь. Да и память о Победе превратилась из чувства сопричастности к великому общему Делу в череду ритуальных слов и действий, и для подрастающих поколений, не заставших живых участников этого события, что Куликовская битва, что битва под Москвой или взятие Берлина стали равнозначными событиями. Это не хорошо и не плохо: каждое новое поколение живёт своим умом и своими интересами, и в 16 лет взгляд нравящейся девочки значит куда больше, чем скучные факты из учебника истории или дежурные школьные мероприятия по поводу былых побед.
                Есть несколько примеров в истории, когда коллективные мечты народов реализовывались, хотя сам процесс этой реализации занимал столетий и тысячелетия.
                Самый яркий пример – создание государства Израиль. Почти две тысячи лет евреи желали друг другу встретиться в новом году в Иерусалиме, некоторые из них даже пытались осуществить эту мечту, призывая внимание к ней султанов Турецкой империи вроде Шабтая Цви и Якова Франка-Каменецкого, или фактического вице-императора Новороссии светлейшего князя Григория Потёмкина, который даже создал в 1786 году Израилевский конный его высочества герцога Фердинанда Брауншвейгского полк, созданный якобы для предстоящего отвоевания Иерусалима у турок, но ставший аналогом современного специального разведывательного подразделения,  сотрудники которого вскоре после роспуска этого полка оказались в различных европейских странах, а некоторые приняли активное участие в Великой Французской революции.
                Созданное в конце 19 века движение сионистов вначале воспринималось даже среди евреев как нечто крайне далёкое от жизни и мешающее им адаптироваться среди других европейских народов. Тем не менее спустя немного более полувека после ужасов Холокоста было создано государство Израиль, хотя противников его создания было куда больше, чем сторонников. И если бы не поддержка сталинского Советского Союза и лично Иосифа Виссарионовича, помогавшего его созданию и военными специалистами, и переселенцами, и оружием из Чехословакии, скорее всего Израиль быстро бы исчез с карты мира.
                Советско-израильские отношения со всеми их сложностями, конечно, тема чрезвычайно интересная, но я пишу о другом – фактически несколько разных народов, объединённых только общими религией, языком богослужения и мифами, сумели воссоздать в очень жёстких условиях государство, которое было уничтожено ещё в первом веке нашей эры, а население которого было выселено в разные концы Римской империи.
                Второй наглядный пример – Польша, которая, пережив три раздела в 18 веке, временное возрождение в начале 19 века в виде наполеоновского Герцогства Варшавского, жители которой почти весь 19 век были подданными Российской империи, Австро-Венгрии и Германской империи, сумели в 1918 году воссоздать своё государство. История Польши тоже очень сложна и противоречива, но польский народ сумел реализовать свою мечту о независимом государстве, хотя в конце 19 века эта идея тоже казалась нереализуемой.
                Есть американская мечта, сформулированная Джеймсом Адамсом в 1931 году в трактате «Эпос Америки»: «Американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».
                Если покопаться в мировой истории, таких примеров можно найти немало не только в Европе, но и в Латинской Америке, Африке и Азии.
                А есть ли такая мечта у русских? На первый взгляд, её нет.
                Слишком разделён внутри сам русский народ, в течение нескольких столетий бывший становым хребтом нескольких империй, от Московского царства Ивана Грозного до Советского Союза. Народ, лучшие сыновья и дочери которого вынесли на себя холод и голод, войны и индустриализацию, массовые переселения и освоение новых территорий с далеко не дружественным населением, просто надорвался. Недолгие перерывы относительно стабильной жизни в конце 30-ых годов прошлого века, прерванные советско-финской войной и подготовкой к Великой Отечественной войне, "Застой" при Леониде Ильиче Брежневе, закончившийся советско-афганской войной, сытые десятые годы нынешнего века, закончившиеся в 2014 году. И каждая война выбивала самых активных, физически здоровых и пассионарных граждан страны.
                И когда всякие философы Дугины и журналисты типа Владимира Соловьёва и Маргариты Симоньян рассказывают, что русским надо вынести на своих плечах ещё одну войну и жертвовать своими жизнями ради неких тайных целей, их иначе как палачами и садистами не назовёшь.
                Разумеется, в частной жизни и Александр Гельевич, и Владимир Рудольфович, и Маргарита Симоновна очень приличные и вполне современные люди, с которыми было бы интересно поговорить о роли ницшеанства в русской философии, красотах озера Комо в Италии или успехах распространения альтернативных взглядов на события в зарубежных странах.
                Они имеют полное право обижаться на меня и даже подать исковое заявление в суд, но в данном случае слова «палач» и «садист» обозначают не уважаемую в Средние века профессию и не половую перверсию, когда оргазм возможен только при причинении страданий партнёру, а отношение к тому народу, которому они пытаются со всем своим умом и талантом навязать самоубийственную повестку. Единственная просьба, чтобы судебное разбирательство было публичным, и очень хорошо, если бы оно транслировалось по телевидению в прямом эфире.
                Я хочу видеть русский народ счастливым и мирным, а не агрессивным и угнетённым, обязанным платить своей кровью за чуждые ему интересы и не озвученные публично цели.
              Итак, есть ли у русских (под этим словом я понимаю не только русских по крови, но и представителей всех народов, проживающих в России) своя народная мечта?
              Не претендуя на то, что я её знаю, приведу стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в далёком 1834 году:

                Пора, мой друг, пора!
                Покоя сердце просит —
                Летят за днями дни,
                И каждый час уносит
                Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
                Предполагаем жить…               
                И глядь — как раз — умрем.
                На свете счастья нет,            
                Но есть покой и воля.
                Давно завидная мечтается мне доля —
                Давно, усталый раб,         
                Замыслил я побег
                В обитель дальнюю трудов          
                И чистых нег. 

                Вроде бы просто лирическое стихотворение, обращённое к другу. Я не пушкинист, поэтому не могу сказать, при каких обстоятельствах оно было написано и кому посвящено. Но в нём есть слова, выражающие, на мой взгляд, главную мечту русского человека: «Покой» и «Воля».
                Поэтому я бы сформулировал Большую русскую мечту так: «Жить свободным человеком в мирной стране при минимальном вмешательстве государства в личное пространство и максимально возможными справедливостью и социальными гарантиями для тех, кто не может честно заработать себе на жизнь».    
                Постараюсь раскрыть эти слова более полно.
                Записанные в Конституции Российской Федерации права являются неотъемлемыми. Ограничение  свободы возможно только в случае задержания по подозрению в совершении тяжкого насильственного преступления, в связи с расследованием тяжкого и особо тяжкого преступления для исключения возможности влиять на потерпевших, свидетелей и сотрудников правоохранительных и судебных органов, в случае вынесения справедливого судебного приговора к лишению свободы, а также при необходимости исполнения воинского и служебного долга в случае очевидной и явной внешней угрозы для страны и народа, стихийного бедствия, техногенной катастрофы или природного бедствия.
                Государство не ведёт захватнических войн и не проявляет агрессию в отношении других стран без явного нападения на него, стараясь мирно сосуществовать с другими странами в пределах признанных международным сообществом границ.
                Государство может вмешиваться в личное пространство своих граждан только в случаях, однозначно установленных в законе. Политические взгляды, высказываемые мнения, личные отношения с другими людьми, распоряжение законно принадлежащими гражданину деньгами и имуществом не являются основанием для контроля и вмешательства государства, за исключением явной угрозы жизни, здоровью,  чести и достоинству, имуществу других лиц или непосредственно самому человеку.
                Максимальная справедливость возможна только в случае соблюдения баланса интересов личности, независимо от её расы, национального и социального происхождения, социального положения, политических и религиозных взглядов и половой принадлежности,  и общества, выборности на установленный законом срок всех органов власти, установлением предельных сроков пребывания в одной должности для всех государственных служащих, включая судей и прокуроров. При этом ни одно избранное и назначенное лицо не имеет права присваивать себе высшую власть, поскольку источником власти является народ. Все должностные лица несут прямую личную ответственность за свои действия и могут быть отозваны, сняты с должности либо уволены за некачественное исполнение своих обязанностей.
                В случае совершения преступлений и иных правонарушений принадлежность к органам законодательной, исполнительной, судебной, надзорной власти является отягчающим обстоятельством.               
             Социальные гарантии устанавливаются для защиты прав и обеспечения установленных жизненных стандартов для детей до достижения ими совершеннолетия, учащейся молодёжи, женщин в период беременности, родов и воспитания детей до достижения ими 3-х летнего возраста, граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в связи с возрастом, стажем работы (службы) либо медицинскими показаниями. Для остальных создаются комфортные условия для зарабатывания денег в качестве предпринимателя либо наёмного работника. Трудовые права гарантируются профессиональными союзами, независимыми от работодателей. Права на жизнь, здоровье, медицинскую помощь, социальное обеспечение на период временной нетрудоспособности или инвалидности, получение выплат, возникающих из алиментных обязательств, образование всех уровней гарантируются государством и устанавливаются на основе общих для всей страны стандартов.
             Вот такой мне видится Большая русская мечта, которая есть, но о которой предпочитают не вспоминать.
             В заключение хотелось бы сказать несколько слов о текущей политической ситуации. До выборов Президента России ещё больше года, но судя по активности Администрации Президента и Центральной избирательной комиссии подготовка как к плановому дню выборов в субъектах Российской Федерации, так и к «Великим выборам Президента России» идёт полным ходом.
             Пока неизвестно, пройдут ли они в срок или досрочно, выдвинет ли свою кандидатуру Владимир Владимирович Путин или нет, объявит ли он официального преемника или народу будет предоставлена возможность самостоятельно определить будущего лидера страны, но чего я не вижу, так ясных мыслей и чётких программ деятельности будущих кандидатов, включая и действующего Президента.
                Возможно, что-то духоподъёмное он скажет в начале февраля, хотя, судя по последним публичным выступлениям, создаётся ощущение, что «правительство на другой планете живёт, чатланин», как было сказано в великолепном и во многом пророческом фильме «Кин-дза-дза».
                У меня нет такой наглости, чтобы претендовать на высшую должность в нашей стране, хотя на вопрос, кто, если не Путин, может претендовать на должность Президента, я выбрал бы «кота».
                Но было бы хорошо, если бы будущие кандидаты на высшую должность в стране нашли бы время подумать о Большой русской мечте, которая ничем не хуже таких же американской, еврейской или польской мечт, а ещё лучше, если бы занялись её воплощением в жизнь.


Рецензии