и голос его слышишь, а не знаешь

«… И ГОЛОС ЕГО СЛЫШИШЬ, А НЕ ЗНАЕШЬ»
«В тот же день (в первый день по воскресению Иисуса) двое из них (один который – Клеопа) шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
и разговаривали между собою о всех сих событиях.
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.» (Лк.24:13-16).

Они всю дорогу разговаривали друг с другом, и Попутчик объяснял им по Писанию и Пророкам, происшедшие накануне события в Иерусалиме, что именно так и должно было случится. К концу дня они пришли в Эммаус и уговорили Попутчика остаться с ними на ночь.

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.» (Лк.24:30-31).

То есть не по виду и манере говорить они не признали в Попутчике Учителя. Глаза же открылись, и они узнали Его лишь потому, как Он распорядился с хлебом, и скорее даже не «потому», а «когда» (всё высказано и обговорено). Таким образом, чувства: зрение, слух, памятование, образы, …, одним словом, телесные ощущения всё, всё это убеждало их лишь в одном – это интересный, хорошо знающий Священное Писание, Попутчик и не больше.
Но вот какое не менее интересное замечание о себе они высказали потом друг другу, читаем далее.
«И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24:31-32).

Иначе, духовные ощущения не обманули их, благодать, исходившая от Попутчика, свидетельствовала им о необычном, чудном Незнакомце! Очевидно, восторг, радость, остававшаяся при них после этой встречи, ещё долго разливалась и не утихала в сердцах, что не могли ни минуты оставаться на месте.

«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.» (Лк.24:33-34).

Духовное в человеке проявляется именно по духовному. Душевные же ощущения всегда понятны, так чувство голода или жажды, или тот же смех, например, от рассказанного анекдота.

Приведём несколько примеров из Деяния Апостолов.

«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.
Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.» (Дн.16:6-7).
(или)
«А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.» (Дн.18:5).
(или ещё)
«А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.» (Дн.8:26-29)

Что значит: «Дух сказал»? Как это?
Нечто подобное произошло с митрополитом Тихоном (Шевкуновым). В своей книге «Несвятые святые» он рассказывает об одном случае, происшедшем с ним в начале свей монашеской жизни в Псково-Печёрском монастыре. В то время он проходил послушания и был там у них в монастыре на перевоспитании послушник Пашка-чуваш. В один из вечеров встав на дежурство Тихон видит, Пашка прямым ходом направляется к нему. Очевидно, встреча и разговоры с этим послушником его не радовали.
«Я загрустил … - пишет митр.Тихон. -
И вдруг где-то внутри себя я отчетливо услышал Пашин голос. Он задал мне вопрос, касавшийся очень важного дела, с которым Павел направлялся ко мне. И сразу, опять же внутри себя, я услышал ответ на его вопрос и понял, что именно это мне и нужно растолковать Павлу. Голос Павла не соглашался и возражал. Другой голос терпеливо переубеждал его, подводя к правильной мысли. Таким образом, длинный, по крайней мере в несколько минут, диалог за одно мгновение промелькнул у меня в голове.
Пашка подошел, и я почти не удивился, когда он задал именно тот вопрос, который я уже слышал. Я отвечал ему словами, которые пронеслись в моем сознании за минуту до этого. Наш диалог продолжался именно так, слово в слово, как он только что прозвучал в моей душе.
Это было потрясающе! Наутро я бросился к отцу Иоанну (Крестьянкину) и спросил, что со мной было. Отец Иоанн ответил, что Господь, по милости Своей, дал мне краешком глаза заглянуть в духовный мир, который скрыт от нас, людей.» (Архим. Тихон (Шевкунов). «“Несвятые святые” и другие рассказы». 2012.)


Многообразие и необычность проявления Духа на человека показывает, что это не только и не просто чувства (в общепринятом понимании), а нечто другое.
Ап. Павел пишет коринфянам.
«Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.» (1Кр.12:3).
Разве апостол говорит, что, называя Иисуса Господом, произносим это лишь языком (от ума), а не то, что имеем это убеждение в себе, т.е. не сомнение или отрицание, а именно убеждение. Как раз ум может и не понимать и даже не принимать, а сердце: верь –это так. Вот я искренне убеждён, что Иисус – это Господь! И что кроме этого я в себе чувствую? Ни-че-го. Тогда откуда это убеждение во мне, в школах это не проходят и теорем не доказывают?
Но скажи мне кто, что Евангелия — это выдумки и сказки, я спорить не буду: ведь и это отрицание в нём, если, конечно, не лукавит, как во мне убеждение не имеет никаких доказательств. Т.е. «отрицание», непризнание такое же «голое убеждение» и не больше. Так кто же нас рассудит? Ясно одно, что человеку это невозможно, всё равно, как из блондина стать брюнетом по природе – только заново родиться.
Они, ученики, целый день с Ним (с Учителем), а узнали Его, «открылись у них глаза», лишь когда Он переломил хлеб и подал им. Так рядом будем стоять, один увидит и узнает, другой же ничего не увидит и не узнает, а вы говорите – разум, логика подсказывают и доказывают. Ну да, как раз они, разум и логика, до поры и подсказывали ученикам, что это интересный Незнакомец и не больше, и лишь сердце признало сразу и обрадовалось, и затрепетало!

P.S. Так не много ли чего скрыто от нас видимого и невидимого, и лишь сердце нет-нет и заволнуется: опечалится или обрадуется? Когда и с кем такого не происходило: вдруг уверенность, убеждение в чём-либо не понятно от чего на уровне какого-то «подсознания», «предчувствия»?

Рисунок. Сальвадор Дали. Святой Иаков. Иллюстрация к «Божественной комедии». 1964 г.


Рецензии