Насух-эфенди ал-Мухахи - богослов, шайх Накшбандиа
Мухаммад Насух-эфенди (Насих-эфенди) б. Мухаммад-эфенди ал-Мухахи ’ад-Дагистани (азерб. Nasih ;f;ndi Muxaxl;; Nasuh ;f;ndi Muxaxl;, 1917–1996) — южнодагестанский/цахурский богослов, накшбандийский шайх.
Уроженец цахурского селения Мухах (цахур. Дагъайбна-Мухах) Закатальского округа, ныне в одноимённом районе современного Азербайджана (одноимённое село существует и в Рутульском районе Дагестана).
Религиозное образование Насух-эфенди получил от своего отца — Мухаммад-эфенди ал-Мухахи (ум. 1935), который на том момент уже имел право на преподавание шариатских наук, а в семье были ещё четыре брата: Мухаммад-Салих, Мухаммад-Фатих, Мухаммад-Закир и Мухаммад. К 20 годам Насух-эфенди закончил учебу по шариату, и для совершенствования своего духа вступает в суфийский тарикат Накшбандийа. Его учителем на этом нелегком пути стал шайх накшбандийского тариката Гаджиев (Эфенди) Джалисуллах (азерб. ;eyx Hac;yev ;f;ndi) из лезгино/цахуро/аварского села Тала, ныне Закатальского района современного Азербайджана. Пройдя у него полный курс духовного просвещения, Насух-эфенди получил разрешение на проповедь, и наставничество (иджаза).
В ноябре 1996 г. на 80 году, шайх Насух-эфенди ушел из жизни. Похоронен шайх в родной деревне Мухах, и вопреки суфийской традиции, на его могиле, его последователями не был воздвигнут пир (мавзолей).
Будучи последователем шафи’итского мазхаба, устаз оставил после себя несколько книг — трёхтомник тафсир Корана, книгу по фикху, и по суфизму. Являясь уроженцем современного Закатальского района, и проживший там всю жизнь, устаз Насух-эфенди был единственным и последним в советский период шайхом суфийского тариката Накшбандийа в Азербайджанской ССР. У шайха Насух-эфенди было три сына и четыре дочери.
Некоторые из его учеников: Мухаммад, Мухма, Шабан, Исбулла, Йусуф, Вейсалкара, Немат, Хабиб Аллах, Йакуб, Ислам, Курбан, Амруллах, ‘Абд Аллах, Халил из Закатала, Исма‘ил, Раджаб, Ходжа Рамадан ал-Билокани (из Белоканы), Микаил, Хафиз ‘Усман из г. Кабала, Мухаммад из Грузии, Ахмад, Джума ’ад-Дагистани.
Силсила шайха ал-Мухахи (в обратном порядке):
АЛ-МУХАХИ, МУХАММАД НАСУХ-ЭФЕНДИ (НАСИХ-ЭФЕНДИ) Б. МУХАММАД-ЭФЕНДИ ’АД-ДАГИСТАНИ (азерб. Muhammet Nasih Efendi; Nasih ;f;ndi Muxaxl;; Nasuh ;f;ndi Muxaxl;, 1917–1996) — южнодагестанский/цахурский богослов, накшбандийский шайх. Уроженец цахурского селения Мухах (цахур. Дагъайбна-Мухах) Закатальского района современного Азербайджана (одноимённое село существует и в Рутульском районе Дагестана).
АТ-ТАЛАЛИ, ДЖАЛИСУЛЛАХ-ЭФЕНДИ АШ-ШУКУНИ (ГАДЖИЕВ) (азерб. ;eyx Hac;yev ;f;ndi; e;-;eyh Gelisullah Haciyal Efendi e;-;ukini, ум. 1935) — южнодагестанский суфийский шайх, видный религиозный деятель Закатальского округа (Южного Дагестана) из лезгино-цахуро-аварского села Тала, ныне Закатальского района современного Азербайджана.
АЛ-БАГИНИ, АЛ-ХАДЖЖИ ШУ’АЙБ-ЭФЕНДИ Б. ’ИДРИС ’АД-ДАГИСТАНИ (азерб. el-Hac el-Haf;z ;uayb Efendi el-Bakin;, 1853–1912) — дагестанский суфийский шайх, автор биографии суфийских накшбандийских шайхов — «Табакат ал-Хваджакан ан-Накшбандийа ва садат машаих ал-Халидийа ал-Махмудийа» («Поколения накшбандийских наставников и шайхов братства Халидийа-Махмудийа»), в т. ч. дагестанских.
АТ-ТАЛАЛИ, АЛ-ХАДЖЖИ МАЛЛА АХМАД Б. МУСТАФА ’АД-ДАГИСТАНИ (азерб. el-Hac Ahmed Efendi et-Talali, 1835/36–1903) — видный религиозный деятель Закатальского округа и Южного Дагестана. Преемник южнодагестанского шайха Махмуд-эфенди ал-Алмали (1810–1877). Умер он, согласно надписи на надмогильной плите, десятого числа месяца зу-л-хиджа 1321 г. х. Похоронен в родном селе. Уроженец лезгино-цахуро-аварского сел. Тала Закатальского округа (ныне Юхары-Тала, рус. Верхние Тала; азерб. Yuxar; Tala; авар. Эхеди Тала — село и административный округ Закатальского района Азербайджанской Республики).
АЛ-АЛМАЛИ, ‘АБД АЛЛАХ МАХМУД-ЭФЕНДИ Б. МУХАММАД АЛ-МУХАММАДИ АЛ-МАХМУДИ АЛ-ХАНАФИ ’АД-ДАГИСТАНИ АШ-ШИРВАНИ (АЛ-ФА‘АЛА) АЛ-ЭСТЕРХАНИ (азерб. ;eyh Mahmud Efendi el-Almali el-E;terhani, 1810–1877) — южнодагестанский накшбандийский шайх и поэт, эпоним ответвления Накшбандийа-Махмудийа. Энциклопедист Назир ад-Дургили (ум. 1935) пишет, что Махмуд ал-Алмали изучал явную (внешнюю — захир) науку у местных учёных, воспринял накшбандийский тарикату шайха Йусуфа ал-Чари (ал-Джари), а он от шайха ‘Абд Аллаха ал-Макки, который, в свою очередь от шайха Халида ал-Багдади (ум. 1826). Получил иджазу на практику «хатм-и хваджаган» от богослова Йунус-эфенди ан-Накшбанди ал-Лали аш-Ширвани (1804–1860) из сел. Лалали (сел. Лалало).
АЛ-МАЛЛАЛИ, АЛ-ХАДЖЖИ ЙУНУС-ЭФЕНДИ ’АД-ДАГИСТАНИ (тур. Hac; Yunus Efendi el-Mollali) — южнодагестанский богослов, суфийский шайх из села «Молла-Али» Хачмазского участка Нухинского уезда Елисаветпольской губернии, ныне село Моллалы (азерб. Mollal;) в Огузском районе современного Азербайджана.
АЛ-КУДКАШИНИ, АЛ-ХАДЖЖИ ЙАХЙА-ЭФЕНДИ АШ-ШИРВАНИ ’АД-ДАГИСТАНИ — южнодагестанский суфийский шайх, преемник шайха Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48). Был родом из сел. Куткашен (ныне г. Кабала, Северный Азербайджан).
АШ-ШИРВАНИ, СИРАДЖ АД-ДИН ИСМА‘ИЛ Б. АХМАД АЛ-КУРДАМИРИ (тюрк. Hac; ;smail K;r Demir-i ;;vani, 1782–1847/48) — южнодагестанский богослов, шайх накшбандийского тариката. Родился в селе Кюрдамир Ширванского ханства (ныне Азербайджан). Ученик и преемник (халифа) шайха Халида ал-Багдади (ум. 1826), основателя ветви Халидийа накшбандийского братства.
АЛ-БАГДАДИ, ХАЛИД АШ-ШАХРАЗУРИ АЛ-КУРДИ АШ-ШАМИ (1779–1826) — учёный шафи‘итского мазхаба, аш‘арит, духовный наставник — мюршид. Известно, что Халид ал-Багдади имел право быть наставником в пяти суфийских братствах: Накшбандийа, Кадирийа, Сухравардийа, Кубравийа и Чиштийа.
Автор: ‘Али Албанви
АЛ-МУХАХИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Мухах (цахур. Дагъайбна-Мухах) Закатальского района современного Азербайджана (одноимённое село существует и в Рутульском районе Дагестана).
’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.
Литература / источники
1. Юнусов А.С. Исламская палитра Азербайджана. — Баку: «Адильоглы», 2012. С. 39.
2. Юнусов А.С. Исламский фактор в Азербайджане. — Баку: «Адильоглы», 2013. С. 72.
3. Azerbaycan’da Tasavvufi Hareketler (Y;ksek Lisans Tezi). Tez Dan;;man; Do;. Dr. Mustafa A;KAR. Tasavvuf Tarihi Anabilim Dal;. ;;retim ;yesi Tezi Haz;rlayan Z;lfikar Nabiyev. Ankara, — 2004. С. 58–61. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.05.2023). — Яз. тур.
4. Pa;a Yaqub. ;vliyalar Ensiklopediyasi. I cild Bak;. 2020. С. 496–497.
Свидетельство о публикации №223020901856