Бэн А. Англ. словесность и Риторика 1887, с. 135-6
1. Фигура речи — это отступление от простого, обычного течения речи ради усиления воздействия.
Вместо "Это очень странно", мы в определённых обстоятельствах можем сказать "Как странно!". "Сиянье солнца в груди" {строка из "Оды на вид Итонского колледжа издали" Т. Грея 1747 года; ср., напр., у А. Поупа в поэме "Опыт о человеке" (1734 г.): "Сиянье солнца в глубине души"— прим. пер.} — это отклонение от обычного значения и слова 'солнце', и слова 'грудь'. [Название] "Стол Зелёного Сукна" {ныне упразднённая гофмаршальская контора при английском дворе; в последние годы занималась только вопросами продажи алкоголя, азартных игр и охотничьих лицензий в границах двора— прим. пер.} весьма образно. "О, зачем _[шельмовское зелье]_ приемлет человек в уста, тем _скрадывая_ разум свой?" {неточная цитата из "Отелло" У. Шекспира— прим. пер.} *
2. Классифицировать значительные фигуры [речи] можно на основании трёх главных разделов Человеческого Разумения {ср. у Д. Юма в "Исследовании о Человеческом Разумении" (1748 г.): "...существуют только три принципа связи между идеями, а именно: сходство [Resemblance, ср. возможность 2 ниже], смежность во времени или пространстве [Contiguity, ср. возможность 3 ниже] и причинность [Cause or Effect, т. е. различение причины и следствия; ср. возможность 1 ниже]"— прим. пер.}. +
Возможности Разума[=Интеллекта] следующие:
1) Различение, или ощущение разницы, контраста, относительности[:] разум подвержен изменениям [(]как при переходе от покоя к движению, от холода к теплу, от света к темноте[)], и чем больше и неожиданнее изменение, тем мощнее воздействие. Фигура, называемая антитезой, или контрастом, черпает свою убедительную силу из этого факта.
2) [...] Уподобление, или ощущение соответствия[:] нас впечатляют случайные похожие объекты [(]например, когда мы видим сходство ребенка с его родителем[)]. Фигуры, именуемые симиле, метафора, аллегория, являются видами уподобления.
3) [...] Запоминание, или усвоение[:] Ум способен сохранять исходную последовательность впечатлений и восстанавливать их в дальнейшем; эта возможность известна [как] Память. Основной же принцип работы запоминания, или Памяти таков: впечатления, возникающие вместе, связываются друг с другом, как [например] восход солнца с дневным светом; и, если нам случается представить себе какое-нибудь из них, мы вспоминаем и о сопровождавших его [впечатлениях]. Мы не можем помыслить о восходе солнца, не подумав [при этом] о дневном свете и прочих сопутствующих обстоятельствах. Таким образом, мысленная связь характеризует смежно расположенные вещи, и одним из следствий данного факта является то, что мы часто называем предмет по некоему принадлежащему ему атрибуту, как [например] "государя" — по "трону", "богатство" — по "золоту". Такова природа метонимии.
---
{Авторские сноски:}
* Понятие "фигуры" не имеет никакого отношения к арифметике: так обозначается необычная форма речи. И латинское "figura", и греческое "СХЭ'МА" подразумевали любую форму речи[;] соответственно, исходя из [этимологии], язык в целом — фигурален[.] Квинтилиан отмечает, что ["фигуру"] в таком, более широком, значении иногда ещё употребляют. [В какой-то момент] понятие естественным образом ограничили, и "figura" и "СХЭ'МА" стали применять исключительно к более выразительным формам, являющим собой отклонение от обычного течения речи. Сравните применение данных терминов [(]с более широким значением[)] и "фигур" силлогизма — то есть, различных "форм", которые он принимает {см. у Д.С. Милля в "Системе логики" (1843 г.), Книга II, Глава II— прим. пер.}.
+ Все древние риторы признавали различие между фигурами и тропами, однако истинная природа этого различия вызывала множество споров...
Свидетельство о публикации №223020900021