Лекция на тему Предприниматель

        Сразу начнём с определения:

        Предприниматель - это авантюрист, убеждатель и руководитель, который владеет и управляет своим коммерческим предприятием.
Теперь перейдём к раскрытию определения. Начнём с конца, и пойдём в обратном порядке.

        Коммерческое предприятие - это своё дело для предпринимателя. В переводе на английский язык, предприятие - это бизнес, предприниматель - это соответственно бизнесмен. Получилось замкнутое круговое определение: предприниматель - это тот, кто владеет предприятием, а предприятие - это то, чем владеет предприниматель.

        [Рисунок 1]

        И вроде, сразу получаем достаточный признак для определения предпринимателя, но это не полная картина для описания предпринимателя.

        Прежде чем пойти дальше, остановимся на свойстве предприятия "коммерческое". Коммерческое - значит нацеленное на прибыль. Если предприятие не нацелено на создание прибыли, это некоммерческое предприятие. Существуют различные некоммерческие предприятия, но владеют и управляют ими не предприниматели. Пример некоммерческого предприятия - благотворительная организация. Как правило в некоммерческих предприятиях доходы равны расходам, поступления равны затратам, и в результате прибыль от деятельности предприятия равна нулю.

        Если создаётся своё дело без цели создания движения денег или других ценностей, то это хобби. Если от своего дела возникают движения денег, то это уже предприятие. Если предприятие не направлено на создание прибыли, то это некоммерческое предприятие. Бывают коммерческие предприятия, которые не приносят прибыль своим владельцам, это убыточные, но всё ещё коммерческие предприятия, потому что важна цель создания предприятия - получение или не получение прибыли. Если цель прибыль - коммерческое, если как получится - коммерческое, но если цель создать некоммерческое предприятие, то необходимо ещё до создания такого предприятия определить, на что будут потрачены все доходы предприятия, чтобы ни при каких обстоятельствах не образовалась прибыль от деятельности некоммерческого предприятия.

        [Рисунок 2]

        Здесь необходимо сделать большое отступление для описания события "продажа", потому что маленького описания не получится. В определении предпринимателя нет свойства продавец, и тем не менее, для полного описания предпринимателя необходимо определить понятие "продажа".

        Продажа - это базовый элемент экономики.

        Экономика состоит из продаж, чем больше продаж, тем больше экономика. В событии продажа участвуют два субъекта: продавец и покупатель. Если субъектов больше, значит это не одно событие продажа, а несколько. Поскольку продажа - это событие, то оно имеет атрибут времени, когда событие произошло. Событие продажа состоит из двух действий. Первое действие: передача от продавца покупателю продукта, назовём это действие отгрузка. Второе действие: передача от покупателя продавцу денег или других ценностей, назовём это действие оплата. Эти действия не всегда выполняются одновременно, поэтому, как правило, время наступления события продажа фиксируется в момент передачи от продавца покупателю.

        [Рисунок 3]

        Продажи - это необходимый атрибут существования предприятия. Если не будет продаж, не будет движения денег, в результате не будет доходов, и как следствие, не будет прибыли. Как только закончатся продажи - закончится предприятие. При создании предприятия, и весь период существования предприятия, все мысли предпринимателя заняты созданием и увеличением продаж, и основные усилия предпринимателя направлены именно на это. Но это не значит, что предприниматель - это продавец, а продавец - это предприниматель.

        Предприниматель может принимать участие в событии продажа, но не в этом назначение предпринимателя. Каждый человек что-нибудь продаёт, каждый человек это продавец, соответственно, чем больше людей, тем больше продавцов. Основная задача предприятия - стать продавцом, в этом и заключается смысл создания предприятия. Цель предпринимателя - создать продавца. Предприниматель - это не просто создатель продаж, предприниматель - это создатель создателя продаж. Чем больше предпринимателей, тем больше предприятий. Чем больше предприятий, тем больше продаж. Чем больше продаж, тем больше экономика. Из этого следует вывод, что для увеличения экономики, необходимо увеличить количество предпринимателей.

        Неотъемлемым атрибутом события продажа является цена продажи, которая определяет ценность или стоимость продукта, который продаётся.

        Стоимость - это цена, за которую товар или услуга проданы.

        Стоимость это не цена, за которую хочет продать продавец, не цена, за которую хочет купить покупатель, а цена, которая зафиксирована в момент продажи, это не цена продажи, которая была раньше, не цена продажи, которая будет потом, а цена, которая здесь и сейчас, в момент продажи.

        Цена продажи определяется при условии согласования желания продавца продать и желания покупателя купить, если эти желания согласуются, то событие продажа состоится, и цена будет определена, но если продавец и покупатель не придут к соглашению, то событие продажа не состоится, и цена продажи не будет определена. Чем сильнее покупатель хочет купить - тем выше цена, чем сильнее продавец хочет продать - тем ниже цена. Цена продажи равна отношению спроса (желания купить) к предложению (желанию продать).

        [Рисунок 4]

        Если несколько покупателей хотят купить один и тот же товар, то общее желание купить равно сумме желаний всех покупателей купить. Чем больше потенциальных покупателей, тем больше желание купить. Если несколько продавцов продают один и тот же товар, то общее желание продать равно сумме желаний всех продавцов продать. Чем больше продавцов, тем больше желание продать. Желания продавцов и покупателей могут быть разными в разные моменты времени, соответственно, цена продажи может меняться, но определяется цена продажи только тогда, когда покупатели и продавцы придут к согласию.

        Перейдём к части определения предпринимателя "владеет и управляет".

        Владение предприятием предполагает участие в управлении предприятия, но это не всегда так. Предприниматель может владеть не всем предприятием, а только частью (долью) предприятия, это значит, что у него есть партнёр или партнёры, с которыми он будет делить прибыль или убытки от деятельности предприятия. Право владения на часть предприятия не означает, участие в управлении предприятием. Партнёра могут не допустить к управлению предприятием другие партнёры, если его доля предприятия слишком мала.

        Владельцев предприятия может быть несколько, а управляющий должен быть только один. Владелец или владельцы предприятия, могут нанять управляющего, у которого не будет своей доли предприятия, следовательно он не будет предпринимателем. Партнёры по предприятию могут выбрать управляющего среди владельцев, таким образом у управляющего будет доля предприятия, и он будет предпринимателем, который владеет и управляет предприятием. Но, другие партнёры не освобождаются от обязанности управления предприятием, потому что могут лишится своей доли предприятия.

        Теперь небольшое отступление про понятие "капитализация". Капитализация - это стоимость предприятия. Как определяется эта стоимость? Очень просто, также как и стоимость всего остального - в момент продажи.

        Стоимость доли предприятия, и соответственно стоимость всего предприятия, то есть капитализация предприятия, зависит только от отношения суммы желаний потенциальных покупателей к сумме желаний продавцов, и не зависит от других факторов, таких как прибыль, убыток, рентабельность и других показателей работы предприятия.

        Показатели работы предприятия могут оказывать влияние на желания покупателей и продавцов купить или продать долю предприятия, но это влияние косвенное и, как правило, незначительное. Значительно большее влияние на желания покупателей и продавцов оказывают планируемые, то есть будущие показатели работы предприятия, а точнее фантазии на эту тему.

        Вернёмся к определению предпринимателя и разберём понятие "руководитель".

        Руководитель в переводе на английский язык значит менеджер. Управляющий также переводится на английский язык как менеджер. Если бы не тренд на импортозамещение, то в определении предпринимателя получилось бы "менеджер и менеджер". Но, поскольку определение предпринимателя даётся на русском языке, то необходимо пояснение чем руководитель отличается от управляющего. Руководитель - это управляющий людьми, в контексте предприятия сотрудниками. Управление людьми это не единственная функция, которую должен выполнять управляющий предприятием. Получается, что управляющий предприятием это не только руководитель, но функция руководителя является одной из основных для управляющего предприятием.

        Руководителем может быть не только предприниматель, но и наёмный работник (сотрудник предприятия). Сотрудник, у которого есть подчинённые сотрудники, которыми он должен управлять, называется руководитель, или менеджер, если переводить на английский язык. Сотрудник, у которого нет подчинённых сотрудников, называется специалист.

        [Рисунок 5]

        Далее по списку обратном порядке, в определении предпринимателя, убеждатель - тот, кто убеждает.

        Для того, чтобы создать предприятие, предпринимателю сначала необходимо всех убедить, в том, что это предприятие будет успешным. И делать это необходимо постоянно, в течении всего периода существования предприятия. Необходимо убедить себя и партнёров в том, что предприятие ждёт успех, необходимо убедить сотрудников, что предприятие будет работать стабильно и долго, и сотрудники будут получать достойную заработную плату, необходимо убедить банк, чтобы он выдал кредит, необходимо убедить поставщиков, чтобы предоставили отсрочку, и так далее. Чтобы убедить всех остальных предприниматель, прежде всего, должен сам в это поверить.

        И здесь переходим к первому качеству предпринимателя. Предприниматель должен, во-первых, быть авантюристом. Предприниматель должен рискнуть, и сделать ставку на своё предприятие. Если он верит в своё предприятие, то сделать такую ставку ему не сложно. Но, предприниматель это не просто авантюрист, а авантюрист-предсказатель. Предприниматель должен постоянно играть в угадайку, и предугадывать изменения желаний покупателей. Если угадает, то предприятие сможет создать продажи, если не угадает, то будет ждать следующей возможности.

        Но фортуна капризна, нельзя делать ставку на будущее, только полагаясь на удачу, поэтому, предприниматель - это не только игрок, который делает ставки, предприниматель - это боец, который верит прежде всего в себя, в свои силы, боец, который сможет преодолеть все трудности, которые встанут на пути к успеху предприятия. Свойство боец отсутствует в определении предпринимателя, потому что это свойство не просто предпринимателя, а успешного предпринимателя.


Рецензии