Калино или Потревоженные тени -9 Образование сына
Предыдущая глава http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
АЛЕКСАНДР В ПАНСИОНЕ МГУ
Иван Карлович часто стал ездить в Москву по своим делам и при случае старался как можно больше узнать о состоянии и положении дел в университете, делал пожертвования для развития университета, познакомился с преподавательским составом и методами обучения в университетской гимназии.
К его сведению была представлена довольно обширная информация, что университетская гимназия была открыта 26 апреля 1755 года. Куратор университета И.И.Шувалов составил инструкцию для директора университета обязательную для исполнения:
«При обучении учеников надобно наблюдать, чтоб разными понятиями не отягощать и не приводить их память в замешательство, а всякого по склонности во всякой науке стараться прилежно обучать. Не переводить из одного класса в другой, еже ли кто не выучил всего того, что в оном классе положено учиться».
Предметы в университете и гимназиях были часто одни и те же, только в университете они преподавались «пространно», а в гимназиях «сокращённо». Ученикам преподавали большое количество предметов: математику, русскую словесность, историю, географию, физику, философию, иностранные языки, архитектуру, геральдику, а так же астрономию и историю искусств. Ученики могли выбирать не только предметы, но и учителей. Установленных сроков обучения не было. Каждый мог учиться так долго, как позволяли средства. Только небольшая часть шла в студенты. Гимназическое образование позволяло молодым людям идти на государственную службу.
За дисциплиной строго следили. Были наказания разной степени: дворян могли посадить в карцер (кстати, он сохранился в библиотеке на Моховой), а разночинцев наказывали розгами или переводили на собственный кошт – то есть лишение казённого обеспечения.
К тому времени, когда следовало Александра вести в Москву, было объявлено об открытии Вольного благородного пансиона – платного учебного заведения для дворян, учреждённого Московским университетом. Это был новый этап в развитии образования. Если университет изначально был учреждён императрицей Елизаветой Петровной для решения государственных задач, то создание пансиона было ответом на потребности лучших представителей российского общества, которые потянулись к Московскому университету за знаниями. Изменилось отношение к образованию в семье и в обществе.
Александру исполнилось двенадцать лет, когда в семье был окончательно согласован вопрос о его дальнейшем образовании.
Отец, несмотря на слёзы матери, немедленно, не откладывая больше отъезд, назначил день, когда везти мальчика на воспитание в университетский пансион. Предвидя, неотвратимое расставание с любимым сыном Екатерина Ивановна слегла на несколько дней в постель с сильнейшей мигренью.
Николай Ильич, сдружившись с маленьким Александром, очень страдал, глядя на его растерянный и возбуждённый вид. Собравшись с духом, попросил Ивана Карловича отправить его вместе с Сашенькой в Москву, вместо няньки или денщика. Он давно был готов рядом быть с этим отроком и помогать ему в новой неведомой для мальчика жизни. Иван Карлович об этом только и мечтал, стесняясь сделать уважаемому Николаю Ильичу такое предложение. Николай Ильич своим участием в этом событии успокоил и осчастливил всё семейство. Очнулась от своих обмороков Екатерина Ивановна, воспарил духом и Иван Карлович.
Сложно было юному отроку привыкать к новой жизни. Учащиеся пансиона вставали в семь утра, умывались, одевались, шли на молитву, потом садились готовить уроки, и только в половине девятого мальчикам давали по стакану чая с булкой и вели на лекции. После двух уроков на перемене давали бутерброды. Потом опять два урока. В три часа вели в пансион на обед, отдых, ужин и в половине десятого - спать. И так каждый день.
И только частые посещения любимого друга Николая Ильича вселяли в мальчика уверенность в своих способностях и не давали повода скучать по дому. Он приносил ему гостинцы, книги, краски, а порой они просто сидели где-нибудь в тихом местечке и делились всякими историями из своей жизни. Александр был уже в том возрасте, когда и ему было, что рассказать другу. По праздникам Николаю Ильичу разрешали забирать Сашу погостить у него на Тверской. Случалось так, что в эти дни приезжали и родители с детьми.
Товарищи Саши – пансионеры были все дети дворян, кто моложе, а кто и гораздо старше – лет по восемнадцать. С маленькими они, конечно, не дружили, но ели, спали, гуляли все вместе.
Александр учился легко, только первые годы сильно скучал по дому по своим братьям, сёстрам, друзьям и особенно по маме. И если бы не забота Николая Ильича, Александр уговорил бы отца забрать его домой. Отец не упускал даже маленькой возможности навестить сына, приезжая в Москву по своим торговым делам.
На каникулы отец забирал сына в усадьбу на вольную жизнь. Юному Александру все были рады и деревенские друзья и няньки, родные и, конечно, его обожаемая мама. Ему всё разрешалось и ничего не запрещалось.
Среди друзей самым надёжным и верным другом была Алёнка, дочка кухарки Фёклы, которая росла при дворе и, с разрешения Екатерины Ивановны, училась вместе с барскими детьми, постепенно привыкая обслуживать у обеденного стола барскую семью.
Александр с сестрой Соней и Алёнкой уходили гулять за пределы барского парка. Девочки по опушкам леса собирали ягоды, а Саша, пристроившись где-нибудь в тени деревьев, раскладывал свой этюдник и писал красками живописные картины, вписывая иногда туда и фигурки девочек. Они смеялись, критиковали и хвалили художника.
Девочки много рассказывали Александру про деревенскую жизнь, которая не всегда бывала радостной, про леших и колдунов, про весёлые праздники, и кулачные бои, которые случались среди молодых деревенских ребят. А взрослеющий Александр делился своими детскими воспоминаниями о скучной жизни в пансионе и рассказывал о новых товарищах, которые мечтают перестроить общество, чтобы человек был свободен, чтобы крепостничество ушло в прошлое. Алёнка удивлялась, не могла понять, что такое «свобода» и нужна ли она крестьянину, и как они будут жить без барина, который о них заботится.
ЗАЧИСЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ
Успешно отучившись восемь лет в университетском пансионе, Александр не раздумывая, с одобрением и напутственной речью отца подаёт прошение о зачислении его в университет для продолжения образования.
В Центральном государственном историческом архиве Москвы, куда был свезен архив Московского университета, сохранилась папка:
«Дело совета императорского Московского университета о принятии в число студентов Александра Калино».
«Дело» открывается заявлением Калино.
«Его превосходительству господину ректору императорского Московского университета от бывшего студента пансиона Московского университета Александра Калино.
Прошение
Родом я из купцов, уроженец Тульской губернии, Алексинского уезда, 21 лет, вероисповедания православного, воспитывался в Московском университете; ныне, желая поступить в число студентов Московского университета по юридическому факультету, покорнейше прошу Ваше превосходительство принять меня в студенты без экзамена...; причём честь имею представить следующие документы (далее перечень их — М. Б.). Июнь 1857.
Жительство имею на Тверской в доме Бекетова. Здесь же в документах и аттестат с отличными оценками по всем предметам.
Были в «Деле» и другие документы, сопоставляя которые, можно следующим образом проследить его университетскую жизнь.
Александр Иванович Калино действительно родился 21 ноября 1835 года в селе Гурово Алексинского уезда Тульской губернии. Его мать дворянка Екатерина Ивановна Шрейдер была больна, когда крестили маленького Александра. Восприемниками при крещении были дед Иван Иванович Шрейдер и старшая дочь Ивана Карловича - Надежда.
В 1854 году Иван Карлович Калино (отец) был причислен в Москве к купцам второй гильдии, и в августе 1855 года его сына Александра Калино зачислили на юридический факультет Московского университета.
Это был праздник для всего семейства Калино. Александра любили, им гордились, в него влюблялись. Высокий, стройный блондин в свои двадцать лет покорял сердца молодых девушек. Его ясные голубые глаза сияли счастьем. Его изящные движения во время танца завораживали и молодых и не очень. Видеть его было удовольствие, особенно для мамы Екатерины Ивановны, которая никогда не скрывала свою любовь к сыну. А в подсознании отца постоянно жила тревога, которая невидимо жила в солнечном сплетении и периодически напоминала о бесстрашии сына и его неподкупной тяги к справедливости. Какая судьба выпала их сыну? – постоянный вопрос для родителей, что ждёт его впереди, когда в отечестве крутой волной нарастает смута.
Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась. Это было время, когда помещик имел неограниченную власть, как над самим крестьянином, так и над его имуществом. Бедственное положение крестьян толкало их на борьбу. Алексинский помещик Домашнев в письме Тульскому губернатору отмечал: «…дух неповиновения сделался всеобщим».
В период с 1858 по 1860 год всего по Тульской губернии было зарегистрировано 39 массовых волнений крестьян, в которых приняло участие 5638 человек. Во время этих выступлений было 4 случая физической расправы с помещиками и 14 поджогов имений. По Алексинскому уезду за это же время произошло шесть крестьянских выступлений, из них три массовых, одно из которых было подавлено военной командой.
В имении И. К. Калино, благодаря приобретённому в армии умению руководить солдатами, и уважать простого человека, было спокойно.
В период подготовки реформ, с 1855 года правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований — от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.
Александр Калино, к этому времени уже был знаком со многими политическими деятелями, активно принимал участие в студенческом движении и был замечен в столкновении с полицией. Не дожидаясь, когда его отчислят из университета, он, по собственному прошению, берёт академический отпуск и просит о зачислении его в армию.
Прошение его было одобрено, и 24 сентября 1856 года по 31 декабря 1856 года он значился унтер-офицером в Запасной дивизии (шестой пехотный полк), был награжден бронзовой медалью на Андреевской ленте. А с 31 января 1857 года был переведён на службу в восьмой запасной батальон лейб-пехотного Бородинского его величества полка.
В июне 1857 года за безупречную службу в армии А. Калино без всяких нареканий вновь был зачислен на юридический факультет университета, где ему пророчили блестящую научную карьеру. Но на горе себе и родителям он впервые сблизился с революционерами – народниками, вступив в подпольную организацию. Александру с детства был близок крестьянский быт – от посиделок до полевых работ, он знал о бунтах крестьян в соседних сёлах и об их ненависти к крепостному режиму.
Учёба в университете не утомляла Александра, а наоборот ярко проявлялась в его статьях и докладах, говоря о его незаурядных познаниях изучаемых предметов. Несмотря на занятость, он продолжал заниматься живописью, беря раз в неделю уроки в студии ваяния и зодчества.
И точно в это время в 1857 году начался второй этап студенческого движения, прошедший под лозунгом неповиновения властям, которое сопровождалось столкновениями студентов с полицией, военными чинами, университетской администрацией.
Осенью 1857 г. протест против беззакония полиции прозвучал в Москве. По ложному подозрению в преступной деятельности был обвинен студент Московского университета Александр Калино, на квартиру которого, где развлекалась в веселой «пирушке» молодежь, ворвалась целая армия городовых с квартальным во главе. Студенты чем могли, защищались от произвола стражей порядка, поэтому и были сильно избиты, а некоторые – даже порублены тесаками.
Уже на следующий день в университете начались сходки, появились прокламации, призывавшие студентов высоко чтить свое достоинство, отстаивать свою неприкосновенность, использовать право на защиту, заявленную в Уставе 1835 г. Для разбора происшествия была создана особая следственная комиссия, работавшая под наблюдением избранных из студенческого актива депутатов. Она была вынуждена передать провинившихся полицейских чинов военному суду.
История о «полицейском разбое» получила широкую огласку: она обсуждалась не только в печати и Министерстве народного просвещения.
Но, несмотря на всё происходящее, не осуждая и не опровергая случившегося с Александром, в Москву приезжает Николай Калино. Он приезжает с единственной целью, получить достойное образование в престижном университете. Высокий стройный молодой человек был настолько серьёзен, и уверен в своих суждениях, что казался старше своих юных лет.
Николай Ильич был несказанно рад приезду Николеньки. Для него он ещё оставался воспитанником. Он часто говорил: «Большой вырос, а ума не вынес. Ещё много подсказок придётся выслушать». А в заключение своего монолога о воспитании, он обязательно, как бы размышляя, добавит: «Большие детки, большие бедки». (от слова – беда)
В 1858 году в совет императорского Московского университета поступает прошение о принятии в число студентов Николая Калино на физико-математический факультет.
Именовался он – Калино Николай Владимирович, купец третьей гильдии. Родился 3 июля 1839 года; там же, где и Александр, крещен в Никольской церкви села Гурово, Алексинского уезда. Восприемниками названы дети Ивана Карловича Калино: Владимир и Ольга.
Много непонятного и тайного в этом рождении. Почему не было при крещении Ивана Ивановича Шрейдера? Он при всех детях был восприемником. Жаль, что срок пребывания на земле у всех когда-то заканчивается. Чей ребёнок под именем Калино Николай Владимирович? Кто мать, кто отец? Почему Владимирович? Владимир – старший сын Ивана Карловича, восприемник при крещении Николая, крёстный, ему 16 лет, а Ольге – 15 лет. Есть одно предположение – возможно, Николай внук Ивана Карловича, сын старшей дочери Надежды. На тот период ей было 18 лет. Судьба - злодейка.
Продолжение http://proza.ru/2023/02/10/432
Свидетельство о публикации №223020900445