Дорога

"-Я  хочу, чтобы ты обучил меня  Науке.  Я  хочу
рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:
-Путь - это и есть Камень. Место, откуда идешь, - это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то  ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью…"

(Х. Л. Борхес "Роза Парацельса")
___________________________________

Давно я не перечитывала эту удивительно многогранную новеллу. Давно не погружалась в пучину её смыслов. Раньше, когда я впервые познакомилась с произведением, воспринимала его весьма однобоко - исключительно через призму подачи моего педагога. А смысл, я хорошо это помню, был привязан тогда к отношению учитель - ученик и к процессу передачи знания, к такому понятию, как "миссия учителя".

Сегодня я открыла для себя фразу, которую поставила как цитату в эпиграф этого поста. Но, ещё раз проакцентирую: открыла лишь саму фразу. Не её смысл. Почему тогда я уже сейчас пишу о ней? Потому что она меня зацепила. Она заставляет меня разгонять ленивый, как у любого человека, мозг и отправлять его в путешествие - в мир философии.

А ведь что есть философия? С греческого это слово переводится на наш язык очень красиво - любомудрие, любовь к мудрости. Но на самом деле всё гораздо проще (а может наоборот - сложнее…): философия - форма познания и осознания строения Мироздания как Макрокосма и места человека в нём как Микрокосма. Они очень похожи  друг на друга. Будто клоны разных размеров. И человек, путешествуя "по себе", как по дороге, одновременно путешествует по миру, разумеется, тоже как по дороге.

Дорога в данном случае выступает вектором движения к познанию и открытию. Имеет ли она конец? Кто-то скажет: "Да! Многие дороги где-то всё же заканчиваются!" Но я отвечу: "Нет! Нет предела ни одной дороге! Есть точка отсчёта, откуда ты начинаешь двигаться. Ты даже можешь закончить это движение, но дорога - нет!"  Думается мне, что дорога эта может тянуться в совершенно разные пространства: с точностью от "в Небо" до "в никуда". Но что это за "никуда", никто пока не выяснил…

В детстве я читала книгу Шарлотты Бронте "Дорога уходит в даль", но её название было для меня, лишь названием. А сейчас для меня это - нечто большее. Символ постоянного движения и развития. Бесконечного. Да, есть на этом векторе реперные точки, где происходят промежуточные осознания. Но они же становятся импульсом к дальнейшему движению.

В философском аспекте любой камень рассматривается как символ прочности и постоянства, твердости и непоколебимости. 

А если Камень - начало, а каждый шаг - цель, то почему бы каждая цель эта в какой-то момент не становилась началом? А значит, и каждая цель - Камень?! Что же тогда получается? Если представить себе, что расстояние между целями-Камнями может стремиться к нулю, то оно мизерно, и Камни эти лежат почти рядом образуя путь. Путь-Камень.

Камень - прочность и твёрдость… А цель? Она может быть таковой? Прочной и твёрдой? Вряд ли… Она довольна пластична и способна к трансформации. И потому непостоянна. Непоколебимой - да, вполне может. Ну, если не на "болоте". А в противном случае опять что-то не срастается. Так почему же путь, дорога - Камень? Потому что вся состоит из Камней-целей.

А если рассмотреть её с точки зрения границ? Ведь, казалось бы, камень имеет чёткие границы и размеры, а, значит, где-то он заканчивается. Тот, что поменьше, заканчивается пораньше. Тот, что покрупнее - попозже… И дорога, даже чётко направленная, имеет хотя бы боковые границы. У каждого она своя. Мы идем вдоль своей колеи. А что будет, если выпадем вдруг в чужую? А тут "по Высоцкому"...

А если пересечёмся с чужой? Камень на камень? Неустойчивая конструкция. Развалится, рассыплется, коли цементом не скреплять. Край - известковым раствором. Так и то непрочно. И что это - цемент, известковый раствор: знание, опыт, мудрость, дружба, любовь, братство?.. Неясно… Да и камни, они в Природе разные: есть твёрже, есть мягче… а есть и вовсе хитрющие! Пудостский, например! Он ведь  с воздухом заплавляется в такую прочную конструкцию - куда там железу! Да, жаль, не на века! Через пару-тройку, глядишь, и сыпаться начал. Так, может, и с дорогой-Камнем так? Прочная-прочная…да, глядь, и посыпалась! В песочную труху! И цели туда же! Может, это и называется - в никуда?

Да… все мы идём от Камня до Камня по Камню…да, видно, до поры-до времени…и куда заведет нас дорога-Камень, кому известно? Думаю - никому! Строишь её, строишь! А она - бац! - и в никуда ушла… лучше уж - в Небо! Оно как-то надёжнее! Да и разрое оно для всех, Небо-то!..


Рецензии