Пушкин в ПСС Маяковского 7-8
VII
1925-1926 Стихотворения, очерки
Четырехэтажная халтура
В Африки
;;;;;вослед за Бенуя;ми
улетают
;;;;на своих жилплощадях.
Званье
;;;;– «пролетарские» –
;;;;;;;;;;;;;нося как эполеты,
без ошибок
;;;;;с Пушкина
;;;;;;;;;;списав про вёсны,
выступают
;;;;;пролетарские поэты,
развернув
;;;;;рулоны строф повёрстных.
Чем вы – пролетарий,
;;;;;;;;;;уважаемый поэт?
Мое открытие Америки
Каждый шестой человек – обязательно поэт
слабое развитие поэзии, слабый социальный заказ. Редактор журнала «Факел» доказывал мне, что платить за стихи нельзя, – какая же это работа! Их можно помещать только как красивую человеческую позу, прежде всего выгодную и интересную одному автору. Интересно, что этот взгляд на поэзию был и в России в предпушкинскую и даже в пушкинскую эпоху. Профессионалом, серьезно вставлявшим стихи в бюджет, был, кажется, тогда только один Пушкин.
***
Негров, от которых идет и так называемый американский танец – фокс и шимми, и американский джаз! Негров, которые издают многие прекрасные журналы, например «Opportunity». Негров, которые стараются найти и находят свою связь с культурой мира, считая Пушкина, Александра Дюма, художника Генри Тэна и других работниками своей культуры.
Сейчас негр-издатель Каспер Гольштейн объявил премию в 100 долларов имени величайшего негритянского поэта А. С. Пушкина за лучшее негритянское стихотворение. Первого мая 1926 года этот приз будет разыгран.
Почему неграм не считать Пушкина своим писателем? Ведь Пушкина и сейчас не пустили бы ни в одну «порядочную» гостиницу и гостиную Нью-Йорка. Ведь у Пушкина были курчавые волосы и негритянская синева под ногтями.
Дух, в том числе и американский, вещь бестелая, даже почти не вещь; контор не нанимает, экспортируется слабо, тоннажа не занимает – и если что сам потребляет, то только виски, и то не американское, а привозное.
Поэтому духом интересуются мало…
Марксизм – оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!
Беловой автограф (БММ); «Журналист», М. 1926, № 5, май; Сочинения, т. 5. Датировано в автографе: «19.IV.26». Судя по автографу, Маяковский предполагал предпослать стихотворению два эпиграфа:
«1. То самое затаенное, что думал Пушкин о Радищеве, о Пестеле, о декабристах и революции, но чего сказать не мог своим современникам в форме ясного бытового сюжета, он передал в картинах и образах из египетской жизни, превратив Сенатскую площадь в ложе Клеопатры, а первые смертельные поцелуи русской свободы в поцелуи любви, оплаченной смертью (Л. Войтоловский, Ист. Русск. Лит., ч. I, стр. 5).
VIII
Стихотворения, 1927
После боев
;;;;;и голодных пыток
отрос на животике солидный жирок.
Жирок заливает щелочки быта
и застывает,
;;;;;тих и широк.
В юбилейном 1927-ом
Мыслей не было о Нашем Всём…
Истопник:
Маяковский В. В. Полное собрание сочинений В 13 т. АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. Худож. лит., 1955—1961
Свидетельство о публикации №223020900627