Три баллады о двери в стене

               
                1.

                Каждый из нас был философ,
                ибо смысл жизни искал,
                каждый от поисков этих
                рано иль поздно устал.

                Каждому сердце сказало :
                «Истину там не найти,
                где остается хоть йота
                к истине этой пути».

                Стало быть, только и нужно
                нам дверь отыскать в стене :
                за нею – иглы пространство,
                где нет внутри и вовне.

                Так исчезает пламя,
                когда светильник погас –
                и также в иглу уходят
                детство и юность от нас.

                Что-то от них удается
                нам до конца приберечь,
                однако речь не о части :
                только о целом здесь речь!

                Всякое ж целое в людях –
                будь то в тебе иль во мне –
                рано иль поздно находит
                тайную дверцу в стене.

                Дверь та искусно сокрыта
                под живописным плющом :
                трудно увидеть так душу
                в психологизме людском.

                То есть, иными словами, 
                будь то в тебе иль во мне : 
                если душа существует,
                то лишь за дверью в стене.

                И воды жизни подобны
                вспять обращенной струе :
                капли одной не убудет –
                все перейдут в бытие.

                Истины этой прозрачней
                нет под луной ничего :
                то-то она и по сей день
                непостижимей всего.

                Всегда и для всех открыта
                незримая дверь в стене,
                но точно никто не знает,
                внутри она иль вовне.

                И в жизни одно лишь нужно :
                сыграть – и получше – роль,
                а кто ты – простой ли смертный,
                мастер духовный, король,

                звезда голубой эстрады,
                преступник иль президент,
                на улице спящий бомжа,
                любовник, тайный агент,

                священник, воин, чиновник,
                клоун, ученый, царь,
                гном бывший, будущий ангел,
                нынче футбольный вратарь,
               
                талантливый русский хакер,
                скучный покинутый муж,
                крылатый сверху спаситель
                иль снизу губитель душ, –

                ролей бесконечно много :
                вся королевская рать!
                и нет ничего на свете,
                кроме как их нам играть.

                Роль человека по жизни –
                свет для него в окне :
                лишь тот, кто играет плохо,
                не видит двери в стене.

                Он о бессмысленность жизни
                душу всю в кровь разобьет :
                около проруби рыба
                бьется так страшно об лед.

                Но даже и он, несчастный –
                с блаженными наравне  –
                страдальческой ролью входит
                в заветную дверь в стене.


                2.


                Как слышим мы позднее гром,
                но видим молнию сначала,
                так человек заворожен
                концом вещей до их начала.
               
                В занозу врезавшись ногтем,
                пронзает нас сознанье боли,
                а боль является потом –
                как бы уже по нашей воле.

                Так и предчувствие конца
                в любви и смерти мы имеем,
                хоть в нем признаться до конца
                обычно мы себе не смеем.

                Да, есть немногие слова :
                мы их почти не произносим,   
                и неземного вещества
                их груз тем тягостней мы носим.

                Но внятно шепчет тишина
                из потревоженного сердца,
                что приоткрытой быть должна
                в стене невидимая дверца.

                За дверцей вроде брезжит свет,
                и в нем как будто снега нежность :
                он не дает надежды, нет, –
                он лишь снимает безнадежность.

                Земного здесь конец пути :
                нельзя ни дальше подниматься,
                ни чуть в сторонку отойти, –   
                вот здесь... и нужно бы остаться.


                3.

                Простая история с нами
случилась – от будней сбежали,
и дверцу в стене под плющами
волшебную мы отыскали.

Вошли : за мансардным оконцем
виднелась часть летнего сада –
а лучшего места под солнцем
нам было уже и не надо.

Соблазны мирского уюта –
                увы! эмигрантское свойство –
                обняли, как щупальцы спрута,
                святое души беспокойство.

                Но стало в сердцах раздаваться
                природы кармической слово :
                «В российской юдоли рождаться
                придется вам снова и снова,

                до тех пор пока не поймете,
                что лучшей не выпадет доли –
                пока для себя не найдете
                на сцене истории роли,

                что пыль всем в глаза не пускает
                значенья громадного ношей,
                а просто игрой убеждает,
                как принято в пьесе хорошей».

                Мы в шоке и смутной тревоге,
                но шепчем в свое оправданье :
                «Лишь роль человека в дороге
                актерское наше призванье,

                а прочее – грубые маски
                души необъятной и русской :
                куда до истории-сказки
                Европе рассудочно-узкой!

                Меж богом и миром природы
                нашли мы бездонную бездну,
                и в ней приютились – на годы,
                как в спальне с женою любезной.

                И став постепенно чужими
                для тех, с кем по крови мы сходны,
                не стали мы также своими
                и тем, кто для нас чужеродны.

                А люди, что вовсе не падки
                до этого сложного чувства,
                вовек не постигнут загадки
                России и просто искусства».

                Так мирно поспорив судьбою,
                как с грозным в спектакле героем,
                мы дверцу в стене за собою
                как занавес, тихо прикроем.


Рецензии