Нет пророка в своем отечестве...
(Иван Александрович Ильин)
Мы многое из книжек узнаем,
А истины передают изустно:
«Пророков нет в отечестве своем», -
Да и в других отечествах – не густо.
В Высоцкий, 1973 г. куплет песни.
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Гимн Белого движения. Слова
В.А. Жуковского, музыка Ф.Б. Гааза,
первый куплет.
Имя И.А. Ильина известно только специалистам – философам, историкам и людям, связанным с кругом проблем по изучению цивилизаций и т.д.
А почему же такие эпиграфы к данной статье? Эпиграфы, как раз – к месту: Иван Александрович Ильин принадлежит к тому небольшому количеству русских философов, которые намечали контуры будущей России, той России, которая возникнет на месте рухнувшего Советского Союза.
Неужели такие люди были? Да, - были, но о них в России узнали после 1991 года…
Когда готовился писать этот рассказ о И.А.Ильине, (1883 – 1954 г.г.) который являлся в русской эмиграции первой волны лидером и идеологом Белого движения – естественно, пришлось достаточно много почитать о гражданской войне, так как, в сущности, в Советском Союзе об этом писали очень односторонне и – не точно, и не ясно.
Конечно, к сегодняшнему времени, были известны многие подробности, но конкретно, какова идеология Белого движения, мне не было известно.
Все дело в том, что сама идеология была сформирована окончательно после гражданской войны. В этом, кстати, была большая беда лидеров белогвардейцев, - они не смогли предложить русскому народу (крестьянству) четкую картину своих целей и объяснить, что именно они являются истинно национальным движением. Это предопределило их поражение в гражданском противостоянии.
И в процессе обдумывания у меня состоялся разговор с товарищем, который достаточно хорошо разбирался в этих вопросах. Вот наша беседа, - товарищ задает вопрос:
- Так ты считаешь Ильина пророком?
- Нет, ни в коем разе. Он во многом ошибался, даже тогда, когда трактовал события и время, в котором жил.
- В чем же он ошибался?
- Скажу об ошибках, но прежде обращаю внимание, что Ильин не мог не ошибаться.
- Почему?
- Слишком мало времени прошло от революции и гражданской войны. Как писал Есенин: «Лицом к лицу/Лица не увидать./Большое видится на расстоянье. /Когда кипит морская гладь -/Корабль в плачевном состоянье».
Одной из причин падения самодержавия Ильин видит в том, что «не хватило крепкого и верного монархического правосознания». И - «расшифровывает» это понятие: т.е. чувства доверия к власти, ответственности, дисциплины, характера, религиозной веры.
- Так в чем же здесь ошибка?
- Ошибка в собственной позиции, - он не смог быть объективным.
- Что же мешало ему быть объективным?
- Расшифровывая понятие – «крепкое и верное монархическое правосознание» Ильин не обременяет себя вопросом, - а почему этого не было в народе? То есть, он не собирается винить правящий слой дореволюционной России,
к которому принадлежал. Это очень удобная позиция, позиция безответственности, - народ, мол, виноват, а они белые и пушистые, благородные и честные…
Во - вторых, - собственная биография. Он родился в знатной и известной семье. Достаточно сказать, что его отец был крестником императора Александра II, занимал пост губернского секретаря, присяжного поверенного Московской судебной палаты. Многие родственники со стороны отца известные заслуженные люди. Мать - российская немка, принявшая православие после венчания. Московскую гимназию окончил с золотой медалью и поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. Блестяще учился, достаточно указать на знание языков – немецкий, французский, латинский, греческий, церковнославянский. Впоследствии занялся наукой, преподавал философию права. Женился на образованной девушке, но детей у пары не было.
К 1917 году был уже достаточно известным человеком в научной среде. Большевизм не принял и занял резко отрицательную позицию, критиковал. За что несколько раз арестовывался органами ВЧК – ГПУ. А в 1922 году в сентябре месяце выслан в Германию на знаменитом философском пароходе. До 1938 года проживал в Германии, а впоследствии перебрался в Швейцарию. Там и скончался в 1954 году. В данный момент его прах, как и прах его жены, умершей позднее, перевезен в Россию и покоится на кладбище Донского монастыря в Москве.
- Странно, за что же ему такой почет и почитание в современной России?
- Да, несколько необычно, но объяснимо. Объяснить непросто, но можно, хотя о некоторых моментах его деятельности, особенно в Германии, сейчас не любят вспоминать.
- Как же объяснить?
- Объяснение может быть такое: согласно современной конституции, у нас не может быть государственной идеологии, но, тем не менее, мы строим новую Россию, и встает вопрос, - а – какую Россию? В принципе, ответ на этот вопрос может дать разработанная своеобразная программа – идеология. А её нет. Поэтому, как суррогат нового видения мира используют некоторые положения высказанные Ильиным в годы вынужденной эмиграции.
- А разве так можно?
- А почему нельзя? Ильин мыслит будущую Россию, как великое национальное государство. Мы об этом еще поговорим подробнее.
- А о каких же моментах его деятельности не любят вспоминать?
- Видите ли, - Ильин ненавидел большевизм, то есть – систему власти, которая сложилась в России после 1917 года и считал, что эта система губительна для русского народа.
- В чем же губительность этой системы?
- В той несвободе и унизительном положении народа. Кроме того он утверждал, что русский народ отдан большевикам, как расходный материал для совершения мировой коммунистической революции. Большевики были интернационалистами. Их власть – не имела национальной основы.
- Так он был не прав?
- Нет, он, в какой – то степени был прав. В сущности, Советский Союз и распался из-за этого.
- Что – то не совсем понятно…
- Понять несложно. СССР стал распадаться после вывода наших войск из Афганистана. А мы в Афганистане – выполняли интернациональный долг. Понимаете, мы не интересы страны защищали, а выполняли никому не понятный интернациональный долг. Могу сказать больше, - после Великой отечественной войны 1941 – 45 г.г. народу объясняли и в школах нам твердили, что мы освободили Европу от немецкого фашизма. И этим нужно гордиться. А потом оказалось, что нас не считают освободителями, а стали называть оккупантами. И эти освобожденные страны зажили неплохо в материальном отношении, чего нельзя было сказать о советских людях, которые понеся громадные человеческие жертвы, жили очень скудно. Небольшое улучшение наступило только в 70 – х годах
прошлого века. Получалось, что мы себя победителями и не чувствовали. Хотя тогда никто не знал о работах Ильина, но его слова, что большевики использовали русский народ (тогда советский), как расходный материал для мировой социалистической революции – подтверждались ходом нашей истории.
- Что - то я прямой связи не видел в то время…
- Зато наши недоброжелатели видели. Параллельно стала распадаться т.н. система социализма.
- А тут – то в чем причина?
- В нашей слабости - экономической, военной…
- Значит, создание этой системы была ошибка коммунистической власти?
- Скажи, на чем сейчас держится власть США над
странами Европы и многими другими государствами.
- Да тут все понятно, - мощная экономика, финансовая зависимость, технологическая зависимость, да и военную силу нельзя сбрасывать со счетов.
- А Советский Союз не имел такой власти над странами социалистического содружества, кроме военного превосходства и политической зависимости. Наша экономика ничем не могла похвастаться, а про технологии я уж промолчу. Вот поэтому – создание такой системы – ошибка. Экономически мы не могли «привязать» эти страны к Советскому Союзу, - а это – главное. Кстати, раздувать пожар мировой коммунистической революции никогда не являлся нашей национальной задачей. Об этом тоже Ильин упоминает.
- Сожалел Ильин о поражении Белых армий?
- Да, и после был одним из вдохновителей т.н. русского общевоинского союза (РОВС).
- В чем же состояла их цель?
- В борьбе с большевизмом и той идеологией коммунистической, которая имела своих приверженцев в Германии.
- Что, - и тут он ошибался?
- Я бы не назвал это ошибкой, просто направление мысли было неверным. Даже причины поражения белых в гражданской войне он неправильно определял. Тут вообще очень интересно. Белые выступали «За единую и неделимую Россию», за порядок и законность, а масса крестьян это
определяли как возврат к старым порядкам, что они категорически не хотели, я уж не говорю о национальных окраинах.
Это, примерно, как в перестройку горбачевскую, все выступали против власти партийной бюрократии, а Горбачева ненавидели за его реформы. Мало того, вдобавок обвинили в распаде СССР, в чем он совсем не виновен. Горбачев выступал за законность и порядок, - его не слушали. Ельцин говорил, - берите свободы, сколько можете – ему верили. Поэтому белые не могли победить, да у них и лидера единого не было. А у красных был – Ленин.
- А если бы все же белые победили, - по какому пути пошла Россия?
- По такому же, как и большевики. И еще вопрос, - сумели ли они управиться с такой анархической массой, какой из себя представляла страна после гражданской войны.
- Такую же диктатуру пришлось установить, как при Сталине…
- Вот именно, только где бы они такого Сталина нашли. Ведь они все были православные… Так и получается, что фактически альтернативы не было, - белые или красные. Только красные способны были сохранить, пусть в виде СССР - империю.
- Так зачем же сейчас понадобился философ Ильин, - это уже - далекое прошлое?..
- Да, прошлое. Но есть одно – но…
- Какое еще – но…
- Очень интересное. Все условия, при которых возможна победа белых восстановились на новом уровне..
Возрождение национального духа русских, восстановление православия, исчезновение социалистической плановой экономики и освобождения от советского интернационализма. Россия, как государство, вернулось к выполнению национальных задач, чего не было при большевиках. Вот и пригодился Ильин со своей философией.
- Но, ведь многие называют Ильина – фашистом, точнее, идеологом русского фашизма.
- Вот здесь нужно уразуметь, что понимал Ильин под
фашизмом…
- Я тебя перебью, - сразу заявил мой товарищ – и продолжил, - называя Ильина идеологом русского фашизма, ты сразу отвращаешь от него массу людей. Этот термин в данный момент имеет негативный характер, особенно у нас, в России.
- Согласен с этим. Но, имеются две работы Ивана Александровича, в которых он определяет свое видение фашизма, как идеологии. Первая работа написана в 1928 году «О русском фашизме» и вторая – «Национал – социализм. Новый дух», написана в 1933 году. Уже в 1948 году он написал небольшую статью «О фашизме».
В связи с этим, вспоминаю спор, который у меня возник с моим коллегой. Он тогда предложил организовать такое мероприятие среди учащихся лицея, как – «Суд над фашизмом».
Разговор происходил в кабинете завуча, где –то после 1993 года. Передаю диалог, - Александр Михайлович (коллега) – предлагает:
- Давайте организуем среди учащихся старших классов такой своеобразный суд. Ученики подготовят доклады, в форме обвинения фашистов, состоялся же трибунал в Нюрнберге…
Я перебил коллегу:
- Так в Нюрнберге судили конкретных личностей, которые являлись организаторами массового убийства невинных людей. А здесь, получается, мы будем судить идеологию?
- А почему бы такую идеологию не осудить?
- Александр Михайлович, идеология, то есть мысли, представления, судить нельзя.
- А почему, можно же убеждать…
- Убеждать – пожалуйста, а запрещать думать и иметь свои представления, да еще наказывать за это - значить выступать против человека, как существа разумного. С таким же успехом мы можем организовать суд над коммунизмом. Хотя громадное количество людей до сих пор верят, что коммунистическое общество можно построить, - их тоже судить?
Вернемся к нашему разговору с товарищем. Друг опять задает мне вопрос:
- Что же понимал Ильин под фашизмом?
- Это национальное движение, в которое люди объединяются «на началах добровольного служения, качественного отбора, бескорыстия, чести, долга, дисциплины и верности и, движимые патриотизмом, начинают на этих началах служить родине…». Примерно так определяет фашизм Ильин.
- Так - это партия?
- Как раз – нет. Ильин предостерегает от партийности.
- А в каких случаях может возникнуть такое движение и для чего?
- Философ отвечает на этот вопрос следующим образом: «Такое движение может быть вызвано не только войной и революцией, но и другими опасностями – голодом, мором или наводнением. Оно может возникнуть и без всякой особой «опасности», например в виде движения за национальную духовную культуру, за национальное
воспитание…»
- Хорошо, это все благие дела, но стоит только произнести слово – «фашизм» и все рухнет, - понимал это Иван Александрович?
- Да, уже после второй мировой войны, он это понял и писал, что нужно найти другое обозначение для аналогичного движения. Немецкие фашисты своими делами скомпрометировали национально – патриотической движение.
- Для уяснения ситуации: - называл ли Ильин аналогичные движения в истории?
- Да, он упоминает о Минине и Пожарском и о народном ополчении и утверждает, что это очень похоже на фашизм, хотя такого слова в России никто и не знал. Белое движение, по мнению Ильина, очень похоже на фашизм, как он мыслился в конце 20 – х годов 20 века, когда оно не было искажено гитлеровцами, но это движение, по Ильину, было шире, чем фашизм.
- А как оно было искажено в фашистской Германии?
- Ильин отмечает несколько ошибок и пробелов, которые допустили гитлеровцы. Кстати, эти же ошибки допускают и современные фашисты – «1.Враждебное отношение к христианству, к религиям, исповеданиям и церквам вообще.
2. Создание правового тоталитаризма как постоянного и якобы «идеального» строя. 3. Установление партийной монополии и вырастающей из неё коррупции и деморализации.
4 Уход в крайности национализма и воинственного шовинизма.
5. Смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствлении хозяйства. 6. Впадение в идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией».
- Так получается между коммунизмом и фашизмом небольшая разница?
- Да, примерно так смотрится. Фактически - и фашизм, и коммунизм – две крайности тоталитаризма. Их так и называют: правый тоталитаризм (фашизм), левый тоталитаризм (коммунизм).
- А чем же фашизм привлекал Ильина?
- В фашизме имеется ядро здорового национализма, а он, желал национального возрождения России, что невозможно при коммунизме. Последние его статьи, которые вошли в книгу «О грядущей России», достаточно подробно описывают путь национального возрождения, который должна пройти Россия.
Об этом поговорим в следующий раз…
Валерий Педин (24 января – 6 февраля 2023 г.)
Нет пророка в своем отечестве…
(часть вторая)
Оттого против дьявольской силы
Повелел нам семнадцатый год
Поднимать цвет и гордость России
Как надежды последний оплот.
Константин Фролов – Крымский.
«Голубчик» (белогвардейский романс, последний
куплет).
То, что описано в первой части этого эссе, было понятно, даже если бы никто не прочитал статьи Ильина, собранные в книгу «О грядущей России».
В сущности – это уже наша история. А книга о «грядущей» России, именно – грядущей, читалась, как откровение.
Здесь его можно назвать пророком. Ход исторических событий можно трактовать по - разному. Потом, со временем, все равно можно прийти к единому мнению.
А вот говорить о будущем – сложнее. Но, все равно, - настоящее имеет свое объяснения в прошлом.
Поэтому Ильин, в какой – то степени предвидя будущее, говорит о причинах неприязни к России европейцев. Он это объясняет следующим образом.
То, что сейчас определяют как – русофобия имеет давние корни, с первого тысячелетия нашей эры (9 век). Именно тогда славянские племена были вытеснены из центральной Европы, на Юг и Восток. Этимология многих названий рек, мест, даже городов до сих пор имеет славянские корни ( Река Лаба – сегодняшняя Эльба, город Берлин – Медведь, по – славянски – бер, отсюда берлога – логово медведя и т.д.)
Европейцу чужд русский язык, как и православная вера, и – соответственно – культура. «Они не понимают славяно - русское созерцание мира, природы и человека. Западно - европейское человечество движется волей и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом волею и умом».
Ильин утверждает: «Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости»; русский человек, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности»
Но, что очень важно - согласно Ильину – мы открыты для западной культуры, т.е. – «мы её видим, изучаем… мы овладеваем их языками и ценим искусство их лучших художников; у нас есть дар вчуствования и перевоплощения».
Здесь опять продолжим диалог с моим товарищем, он спрашивает:
- Странно рассуждает Ильин: нам все в европейцах понятно, а им про нас - ничего непонятно. Не с закрытыми же глазами они смотрят на Россию?
- Так получается. Дело в том, что сам Ильин – человек двух культур и поэтому имеет право так утверждать. Конечно, он – русский человек, но по матери – немец. Его в университете называли русским немцем.
Европа боится и опасается России еще с 18 века, а после двух войн, да политики мировой революции, боязнь России прикрывают презрением и страхом и «постоянно мечтают о её ослаблении».
Между прочим, приход к власти коммунистов был им понятен и они считали, что это европейские идеи овладели Советским Союзом. Только и тут ошиблись. Советский Союз – не Россия и в ходе второй мировой войны, поставил под свой контроль страны центральной Европы и установил там коммунистические режимы и свои военные базы.
- Ну, понятно, только сейчас известно, что из этого получилось.
- Как получилось, так и получилось и об этом не стоит жалеть, т.к. именно такая политика не характерна для прежней, да и современной России.
- Как не характерна? Ведь нас всегда считали захватчиками, которые покорили Сибирь и закрепились на берегах Тихого и Северного Ледовитого океанов.
- История таких «захватов» имеет свои особенности, их нельзя ставить в вину русскому народу.
- Почему, английские захваты, французские – колониальная политика, а наша – нет?
- Да, европейские захваты делались для обогащения собственных стран и ограбления колоний, а русские – географическая необходимость и никто, присоединенные территории, не грабил и не эксплуатировал.
- Во, уже и термин придумали – географическая необходимость! Это какая необходимость?
- Основная русская территория расположена на равнине и не имела выход к океанам и устья русских рек контролировали другие государства и племена. Посмотри внимательно на карту: Россия даже до сих пор не имеет свободного доступа в океаны, а без этого невозможна торговля, а значит – экономическое развитие.
Поэтому приходилось отвоевывать устья рек – Днепр, Волга, Днестр, Дунай… А Сибирь никто не завоевывал. В Сибирь и на окраины бежали русские люди, спасаясь от государственного гнета. Не случайно все области казачества расположены по окраинам России. Вынуждены воевать выходы к морям – Балтийскому, Черному.
- Но сейчас - то Россия имеет выходы в океаны?
- Как сказать, только один свободный выход – Мурманск.
- А Владивосток?
- Владивостокская бухта – зимой замерзает (вот в эту зиму – замерзла), не случайно мы арендовали Порт – Артур в конце 19 века… Вот почему нам так важен северный морской путь. Поэтому и ледоколы строим, - нужда заставляет…
- Так в чем же здесь прозрение Ильина? В сущности, это и без философии понятно.
- Ильин пишет о новой России и о путях её становления. Анализируя прежние ошибки, смуты и революции он – предостерегает и одновременно указует – как должно…
- Так приведи, хоть одно предсказание…
- Да, пожалуйста – процитирую, но добавлю, что в цитируемом отрывке Ильин речь ведет о том, что произойдет после краха коммунистической власти. И это написано к конце 40 – х, начале 50 – х годов: «Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина – не будет вовсе».
- Примерно так и было в начале 90 – х, а что же останется?
- Далее Ильин утверждает, как будто он прошел этот путь вместе с народом: «Будут городские и сельские жители; люди различных специальностей; различной подготовки; различных тяготений. Но все будут бедны, переутомлены и ожесточены».
- А что же он пишет о государственном имуществе, то есть о государственной собственности?
- Все по Ильину и получилось: «И трудно себе представить, чтобы государственное имущество, награбленное и настроенное, было оставлено коммунистами в хозяйственно – цветущем виде: ибо оно по всем видимостям пройдет через период ожесточенной борьбы за власть».
- Да, здесь не поспоришь… А от чего предостерегает Ильин? Далее, - как он видит развитие ситуации в России? Ведь, он, тем не менее, верит в Россию в российские народы?..
- Да, его вере можно позавидовать. А далее он предостерегает от… увлечения демократией, но тут тоже предостережение не сработало… Хотя, именно на этом мы споткнулись в 1917 году…
- А подробнее можно?
- Ильин знал, о чем говорил и писал, так как имел опыт февраля 1917 года, то есть опыт демократической революции, которая, в конечном итоге смела всех демократов и привела к диктатуре большевиков.
- Так что же, Горбачев, высказывая и проводя демократические реформы был не прав?
- Согласно Ильину, он был не прав. Советский Союз стоял на пороге хаоса и распада. В этих условиях нужна сильная власть, а не Съезды народных депутатов, которые раскачивали и так непопулярную власть. Но, тем не менее, Ильин предполагал, что хаоса избежать не удастся и только предупреждал, чтобы этот период должен быть короток по времени.
- А Ельцин был прав, играя в демократию?
- Верно ты подметил, что Ельцин играл в демократию, а Горбачев на самом деле верил, что демократический путь развития – это единственно возможный путь развития государственности в Советском Союзе.
- А что, Ильин не хотел демократического устройства государства?
- Как раз Ильин не против свободы личности, но в условиях краха коммунистической власти, демократия может привести к «сущей гибели».
- Как – то странно он рассуждает, - от чего гибель – то наступит?
- Ильин как будто спорит с т.н. – доктринерами, то есть с теми, кто утверждает, «чтобы приучить людей к истинной свободе, надо непременно дать им полную свободу. Чтобы пробудить правосознание в народе, надо предоставить все на его усмотрение…»
А далее эти люди рассуждают несколько абсурдно, что, мол, люди не будут воровать, если поймут, что это – постыдно. И, «чтобы приучить людей к осмысленному голосованию, необходимо дать им право располагать своим голосом свободно: лет десять, двадцать, тридцать, а может быть и больше, они будут торговать своими голосами… голосовать за демагогов, за интернациональных агентов, за политических проходимцев и просто за своих домашних жуликов, а впоследствии, пройдя все это, они научатся голосовать умнее и лучше…»
- Да уж – точно, мы через это прошли или еще проходим и даже, как нам мыслится, построили демократическое государство и начался такой хаос 90 – х, что уже новая Россия стояла на грани распада, как и Советский Союз.
- Но, анализируя нашу новейшую историю, тем не менее, многие понимают, что все равно ошибок нам было не избежать. Слово демократия у всех было на слуху и в ней
видели спасение…
- А что же предлагал Ильин, опираясь на опыт февраля 1917 года?
- Он предлагал третий путь...
- А какие же еще – два пути могли ожидать Россию?
- Первый путь – это демократия, второй, который нам грозил, по Ильину – новое тоталитарное рабство. Но, все же надо понимать, что Ильин не жил в эпоху перестройки и поэтому победа т.н. путчистов в августе 1991 года, вряд ли привела к новому тоталитарному рабству.
- Чем же нам грозил путч?
- Распадом СССР, что и случилось и впоследствии - раздроблением России, то, о чем всегда мечтал Запад. Кстати, и в случае прихода к власти Верховного Совета, который был распущен с применением силы по распоряжения Ельцина (октябрь 1993 год), - эффект был один и тот же – распад России.
А вот Ильин писал о новом пути, который «должен был найден и осуществлен в жизни: это твердая национально – патриотическая и по идее либеральная диктатура, помогающая народу выделить к верху свои подлинно - лучшие силы и воспитывающие народ к трезвлению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строительстве».
- Так, значит все же – диктатура, а в чем же тогда разница, между коммунистическим тоталитаризмом и такой диктатурой?
- В сущности, не случись февраль 1917 года, т.е. свержение самодержавия, то Россия пошла бы по этому пути. Зачатки такой диктатуры уже существовали в России, но полного развития не получили. Кстати, и после гражданской войны большевики могли пойти по этому пути, и даже начало этому положили, - начали в 1921 году Новую экономическую политику (НЭП).
- А большевикам – то, что помешало?
- Я думаю, что они в основной своей массе не могли справиться с такой задачей.
- Почему?
- Сложность и непривычка управлять таким громадным государством, их малограмотность и определенная неспособность народа ко всем этим процессам. А потом – они же хотели ликвидировать любую собственность, построить новое общество, отрицали все прошлое, весь накопленный опыт, веру, в конце концов.
Как пишет Ильин: «Положительного идеала коммунисты не имели; их программа была чисто отрицательная и выражалась в двух тезисах: «долой все буржуазное» и «устроим все наоборот».
- Но большевики сразу начали строить, план электрификации, например…
- Да начали, но прежде – сломали, - зачем спрашивается? Они и сами не знали…
- А что они сломали?
- Легче назвать, что не сломали… Ленин сам признавался, что их, старых нелегальщиков «в тюрьмах торговать и управлять не учили». Мало того, как пишет Ильин «никто из них не знал, в чем состоит эта пресловутая социалистическая культура, наука, суд, управление, обмен товаров, нравственность, правосознание (которое они называли самосознанием), семья».
- А белые, в случае победы в гражданской войне сумели бы эти задачи решить?
- Здесь я тоже сомневаюсь, скорее всего – не сумели.
- Все же красные дали идею, народ, особенно молодежь – вдохновилась…
- Это точно, в России – идея, вера – важнее всего.
- Как же объяснить наш исторический путь, - путь проб и ошибок...
- А как мы хотим, легко ничего не дается, как говорил герой одного фильмы шукшинского: « Надо жить…»
- В конце концов, какой же путь выбрала Россия?
- А что – разве непонятно? Наверное, не случайно прах Ильина захоронили в Донском московском монастыре…
Валерий Педин ( 5 – 8 февраля 2023 г.)
Свидетельство о публикации №223020900958
...Позиция Царьграда настораживает... А главное страшно за то, что происходит!
Кто объяснит позицию М----ва и наши границы...Идеологию?
Эмма Гусева 29.02.2024 11:26 Заявить о нарушении