Путешествие на воздушном шаре. Часть 1

Часть 1. Великий учёный в небе над Подмосковьем.

Посвящается 135 летию полёта проф. Д. И. Менделеева на воздушном шаре для проведения метеорологических наблюдений, которое отмечалось 19 августа 2022 г..

Но нам знаком орла полёт,
Но видим мы победы знамя. (1) 

– Чудо! Это самое настоящее чудо! Откуда такое чудо?
– Взгляните на небо! Наверное, сам ангел спускается к нам с небес!

Огромная толпа людей, порядка 300 человек мужчин, женщин, детей всех возрастов,
 все они бежали по недавно сжатому полю и громко кричали, связанные единым чувством радостного возбуждения и необычного волнения, устремляясь в направлении загадочного объекта. Их взорам предстояла невиданная ранее картина. Вдруг, за несколько мгновений, взор многих пар глаз одновременно стал различать очертания огромного воздушного шара, который стремительно плыл по небу, неуклонно приближаясь к земле.

День 19 августа 1887 г. (7 авг. ст.ст.) был традиционно праздничным в России. В старинном селе Спас-Угол Талдомского уезда происходило торжество - в этот день отмечался храмовый праздник – Преображение Господне. Все жители села в нарядной одежде, свободные в такой особый день от обычных повседневных занятий, вышли после завершения церковной службы на площадь перед зданием храма. Первыми заметили в небе необычное явление малые дети и сразу обрадовались. Почтенные старики рассудили, что в такой святой день могут, однозначно, происходить только хорошие события, посланные свыше.

По мере приближения гигантского шара к земле становились различимы детали, которые всё больше и больше убеждали, даже самых недоверчивых, что «это ангел спускается с небес». В плетёной корзине, подвешенной к шару на длинных верёвках, развевались на ветру как-бы крылья ангела. Вскоре из корзины, с которой свисала ещё одна длинная верёвка, послышался сильный и уверенный человеческий голос: «Скорее, скорее закрепите верёвку, чтобы я смог приземлиться!».

Среди жителей села, бежавших за шаром, оказался «бывалый человек», бывший военный ¬– унтер-офицер в отставке, который не растерялся, крепко схватил верёвку, после чего корзина плавно спустилась на землю. Вскоре удивлённым взорам окружающих предстал очень высокого роста человек в мягких охотничьих сапогах, в коричневом элегантном сюртуке, с длинными волнистыми волосами, которые развевались на ветру и которые можно было принять, на большой высоте, за крылья ангела. Чудесный путешественник трижды перекрестился на все четыре стороны света, с благодарностью, что смог снова оказаться на земле целым и невредимым после такого опасного полёта и только затем представился плотно окружившим его людям: «Профессор Дмитрий Менделеев».

Открытое лицо профессора с широко посаженными большими серыми глазами, в которых светилось нескрываемое счастье вновь ощутить твёрдую почву под ногами и оказаться в кругу доброжелательных соотечественников, сразу внушало доверие даже незнакомым людям. Следует отметить, что Дмитрий Иванович любил общаться с простыми тружениками, был внимательным и интересным собеседником. Жители тверского села вскоре услышали в изложении путешественника на воздушном шаре познавательную историю о научной попытке изучения полного солнечного затмения с помощью воздухоплавания.

Возможно, не будет большим преувеличением сказать, что в наши дни имя проф. Дмитрия Ивановича Менделеева, среди многочисленной плеяды учёных и исследователей, является знакомым всем, даже далёким от специального изучения научных достижений людям. Но и в том далёком 1887 г. профессор химии Петербургского университета Д.И Менделеев уже стяжал заслуженную славу в научных кругах всего мира после открытия им Периодического Закона изменения свойств химических элементов.

Мнение Дмитрия Ивановича, стоявшего у истоков появления отечественной химической и металлургической промышленности в ряде регионов Российской империи, высоко ценилось в среде учёных, инженеров и организаторов промышленного производства. Студенты постигали науку по написанному им учебнику «Основы химии», который был признан одним из лучших учебных пособий в мире самыми авторитетными педагогами. Фундаментальным исследованиям по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению была посвящена жизнь этого смелого подвижника в науке.

Сам император Александр III доверял Менделееву подготовку важнейших государственных документов, связанных с появлением новых заводских технологий, в результате чего были определены оптимальные значения таможенных тарифов, направленных на расширение, укрепление отечественных производств и увеличение выпуска российских товаров.

Выдающиеся деятели эпохи, знаменитости того времени – художники А. И. Куинджи, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, И. Н. Крамской, композитор И. Бородин, русские и зарубежные учёные, члены Царской семьи и многие другие соотечественники были друзьями этого крупного учёного с широкой душой и неутолимой жаждой знаний самых различных явлений окружающего мира.

Если в литературном мире часто повторяют, что «Пушкин – это наше всё», то в мире науки, нельзя не согласиться, «наше всё» – это Менделеев. Даже те основные изменения, которые наблюдаются при сравнении технической оснащённости условий повседневной бытовой жизни жителя конца XIX в. и середины XX в., во временном интервале всего нескольких десятилетий, связаны, во многом, с научно-практической деятельностью Д. И. Менделеева на рубеже столетий.

Сегодня каждому знакомо и, по-своему, близко, слово «бензин», динамика изменения цен на который приносит много волнующих минут населению почти всего мира. Однако, не везде помнят, что именно Д. И. Менделеев впервые предложил получать этот продукт из сырой нефти, что и послужило, в дальнейшем, стимулом к появлению автотранспорта, авиации. Глубокая переработка сырой нефти, с использованием химического промышленного оборудования для разделения, при высоких температурах, исходного природного сырья на отдельные углеводородные фракции – бензин, керосин, дизельное топливо, парафин и т.д. – это заслуга творческой интуиции Д.И. Менделеева, которая впервые нашла своё применение в России.

Сегодня в технике эти жидкие фракции индивидуальных химических соединений и их разнообразные смеси нередко называют единым термином – горюче-смазочные материалы или ГСМ. Асфальт, покрывающий автомобильные трассы - это самая тяжёлая часть сырой нефти после её термической переработки, так называемый «кубовый остаток», всё, что остаётся от нефти после возгонки более лёгких, «летучих» фракций.

Таким образом, облик современной цивилизации был определён, во многом, научным талантом профессора химии Д. И. Менделеева. Изучению состава и свойств нефти, перегонке смеси углеводородов Д. И. Менделеев посвятил около 150 работ, впервые сформулировав целесообразность строительства нефтепроводов для транспортировки нефти.

Один из своих научных трудов – «Исследование водных растворов по удельному весу» – Дмитрий Иванович Менделеев посвятил матери, написав: «...Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной... родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами... больше всего труд со всеми его горестями и радостями...».(2)

Дмитрий Иванович много путешествовал. Даже простой перечень стран и городов, которые он посещал, причём неоднократно, по многу раз, с научно-практическими целями, может занять несколько страниц. Менделеев совершал дальние поездки по России, которые завершались уникальными предложениями учёного по развитию регионов, с учётом возможностей химической переработки полезных ископаемых вблизи места добычи.

Менделеев навещал своих друзей в разных краях России. Он ездил в Кисловодск на дачу к своему другу художнику Н. А. Ярошенко, который был генералом от артиллерии по своей основной военной профессии; посещал Мариуполь – родину своего друга художника А. И. Куинджи, из рода мариупольских ремесленников, переселенцев из крымского Карису-Базара.

На территории Донецкого угольного бассейна Д. И. Менделеев спрогнозировал возможность появления на побережье Азовского моря крупного металлургического производства, благодаря близости месторождений донецкого коксующегося угля и Керченских железных руд, расположенных у сети железных дорог, основное строительство которых завершилось к концу 1870-х гг. и высказал идею удобства возможной перегрузки угля и зерна непосредственно из железнодорожных вагонов в трюмы кораблей в двух морских портах расположенных на расстоянии 135 вёрст друг от друга - Таганрога и Мариуполя, при впадении рек Дон и Кальмиус в Азовское море. В соответствии с прогнозом Дмитрия Ивановича, к 1900 г. в России на новых металлургических предприятиях уже было изготовлено 136,6 млн. пудов кокса для производства чугуна.(3)

И вдруг, в возрасте 53 лет, в период полного расцвета своей широкой научной деятельности, Дмитрий Иванович решается на опасный, даже «мальчишецкий» поступок, который кажется в крайней степени безрассудным его близким. Отважный замысел был связан всего лишь с наблюдением… за редким природным явлением. В августе 1887 года ожидалось полное солнечное затмение, которое можно было увидеть от Германии до восточных границ России на Тихом океане.

Из Петербурга в с. Боблово, где отдыхал Дмитрий Иванович с семьёй, пришла телеграмма, в которой Императорское Русское техническое общество приглашало профессора Менделеева как учёного-химика, давно посвятившего себя, в том числе, и вопросам воздухоплавания, подняться на воздушном шаре и совершить научные наблюдения за солнечным затмением.

Дмитрий Иванович легко соглашается и решительно приступает к подготовке непредсказуемого смелого эксперимента, важным этапом которого было сооружение своеобразного летательного аппарата, призванного доставить профессора поближе к небесному пространству. Он заказывает большой воздушный шар, к которому прикрепляется плетёная из ивовых прутьев корзина. Эта небольшая корзина и была призвана стать опорным пунктом, экспериментальной площадкой для ценных наблюдений.

Военное министерство предоставило Д. И. Менделееву воздушный шар «Русский» объёмом 700 м;. Супруга Анна Ивановна, у которой на руках было уже четверо детей, причём двое полугодовалых младенцев, в слезах умоляет Менделеева не рисковать своей жизнью ради такой, как ей представляется, несущественной затеи. Но Дмитрий Иванович был непреклонен: «Научное любопытство, постижение неизведанного, даже ценой своей жизни – превыше всего!».

На всякой случай, профессор всё же пишет предсмертное завещание, в котором заранее распределяет родным своё имущество, в том случае, если он не вернётся из полёта. Начало этого рискованного научного путешествия было намечено на тот день, когда диск Луны должен был закрыть Солнечный диск. Художник И. Е. Репин специально приехал к другу, чтобы сделать зарисовку воздушного шара перед отправлением в полёт.

Местом старта был выбран пустырь на северо-западной окраине подмосковного Клина, где ранним утром 19 августа (7 авг. ст.ст.) 1887 г. собралось множество людей. Накануне выпал сильный дождь, шар намок и смог поднят ь в воздух только одного Дмитрия Ивановича, без сопровождающего пилота-аэронавта, который должен был следить за техникой полёта, обеспечивать его безопасность. «Ждали Менделеева. В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой человек. Это был профессор», – записал в своём репортаже с места событий писатель и журналист Гиляровский.
 
Вскоре воздушный шар взлетел и скрылся из виду в низко стелющихся над землёй облаках. Сначала всё шло по плану. Сохранилась тетрадь записей Дмитрия Ивановича, где первое наблюдение было отмечено через 20 минут после начала полёта в 6 час. 40 мин. 7 августа 1887 г. Но мощное движение воздушных масс поднимало шар всё выше и выше, а механизм, с помощью которого можно было регулировать клапан шара, постепенно выпуская из него воздух для снижения высоты полёта, оказался неисправен. Научные наблюдения пришлось срочно прервать. Стало понятно, что нужно что-то очень серьёзное предпринять для спасения собственной жизни.

Шар пролетел уже больше ста километров, поднявшись на высоту более трёх верст и устремлялся всё выше и выше. И тогда Дмитрий Иванович решается на отважный поступок, который, как правило, под силу только физически хорошо тренированным людям, обладающим к тому же крепкими нервами. На высоте более 3-х километров над уровнем земли, профессор по верёвке, которой шар привязан к корзине, подтягиваясь на руках, ползёт в воздухе вверх несколько метров, чтобы вручную открыть клапан на шаре для начала снижения. И, о чудо, это удаётся сделать!!! Начинается постепенное приземление, с небольшими рывками.

Обессилевший от невероятного напряжение, Дмитрий Иванович падает, почти без сознания, обратно в корзину. Через некоторое время его рука, отброшенная, в изнеможении, в сторону, вдруг нащупывает на дне корзины небольшой свёрток с бутербродом в виде булочки. С большим наслаждением съев булочку, каждый кусочек которой, казалось, вливал в него всё новые и новые силы, путешественник, мечтавший хоть о капле влаги, с волнением обнаружил рядом … бутылочку с водой.

Эти продукты питания предусмотрительно-заботливо были положенные кем-то из провожавших его в непредсказуемый полёт. Дмитрий Иванович вспоминал затем, с благодарностью, что эта булочка и бутылочка с водой внезапно вернули приунывшему путешественнику силы, решительность и способность трезво оценивать ситуацию.

Полёт проходил, конечно, по совершенно незапланированному сценарию. Взлетев на воздушном шаре в районе подмосковного города Клин, вблизи его имения в селе Боблово, Менделеев неожиданно приземлился в Талдомском уезде, в имении родителей писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Жители села Спас-Угол потом ещё долгие годы вспоминали тот необычный день, когда впервые в жизни увидели чудесное появление в небе воздушного шара в праздник Преображения вблизи, в сотне метров от Преображенского храма.


Источники.

(1) - Аполлон Григорьев. Стихотворения. Собрал и примечаниями снабдил Александр Блок. Репринтное воспроизведение издания 1915 года. М., Прогресс-Плеяда. 2003. С.11 – 736 с.

(2) - http://proza.ru/2014/12/27/695

(3) - Екатеринославская губерния. Памятная книжка и Адрес-Календарь на 1901 г. Екатеринослав. С.3-9.


Рецензии