Михаил Эпштейн. Поэзия и сверхпоэзия
В этой монументальной, «великой» книге Эпштейна я обнаружил для себя одну важную, едва ли не важнейшую для поэта вещь: я узнал, что такое поэзия. Приводя противоположные версии понимания поэзии в мировой мысли, он коснулся фраз из Шеллинга и Баратынского, рисующих картину всеединства, гармонии мира земного и Небесного в сущности, в самом ритмическом строе поэтических текстов. И по новому ожило моё давнее определение поэзии как «сочетания изображения образно воспринимаемой реальности и символизованных образов». Можно заключить, что поэзия – это изображение единства бытия в единстве художественных приёмов произведения.
Но это определение собственно Эпштейна мало касается: он расплывается образом поэзии, как бьющегося сердца истинности и актуальности в вялом организме природы и культуры. («Введение. О целях поэзии»).
Сами понимаете, что можно ответить на это!
Ближе к реальности, дядя! Будьте проще, и люди потянутся к вам! Как бы не так! Уж чего-чего. А на успех Эпштейн не жалуется! Там, на Западе, заморском и российском…
Конечно, говорить о «сверхпоэзии» как знаковом овладении всеми сферами мировой и человеческой реальности с позиции «самоценности» - это бред человека, до корней волос впитавшего бред российских метареалистов, которым он и посвящает свою «библию» (Пригов и Парщиков и, почему-то, Вознесенский). Попросту можно было бы сказать, что человек – существо искони творческое. Но логика этой «библии», на удивление, увенчивается пафосом самосотворения человека, сочетаемого с идеалом сотворения «сверхчеловека», ставшего обыденным понятием в 21 веке.
Да, да! Эпштейн, проецируя идеалы мирандоловского гуманизма из современной западной реальности в реальность поэтического гуманизма, называет это, то есть «самотворение человека», величайшим примером творчества со времён сотворения мира Богом. И вот она, гадина, выползает из кустов словопрений и демагогической конкретности, и вот мы её пришпиливаем рогатиной:
«Очеловечивание Бога в Христе и обожение человека в христианстве – центральная тема западной цивилизации (!). Бог становится человеком (?), чтобы человек мог стать богом, то есть творцом самого себя (!!!). Заново эта тема поднята у Ницше (!), уже как сотворение сверхчеловека самим человеком.» («Самотворение человека»).
Какая дьявольская логика! Она смотрит на нас в упор в последние, особенно в последний, годы!
Надеюсь, скоро в России потеплеет!
Спец. 10 февраля 2023 года.
Свидетельство о публикации №223021001302
Рок-Живописец 25.02.2023 12:43 Заявить о нарушении