Демидовской дорогой на Чусовую

Мой друг-одессит, страстный футбольный болельщик, любил  повторять: «В Одессе футбол был всегда». Перефразировав это выражение применительно к нашей теме, могу уверенно сказать, что на Урале самодеятельный туризм был всегда.

Читаю теперь увлекательные рассказы известных уральских путешественников-краеведов Виктора Иваницкого, Марины Чеботаевой, Павла Распопова, Андрея Пичугина и вспоминаю наши маршруты пятидесятых годов прошлого столетия. Туризм тогда был другим, неторопливым, в основном пешеходным и не таким технически оснащенным как в наши дни. У нас не было мощных автомобилей высокой проходимости, квадроциклов, катамаранов, навигаторов и современного «прикида». Вся экипировка состояла из повседневной одежды, простецкого рюкзака и непременной телогрейки (ватника). Она заменяла всё — мягкую подстилку во время дневного отдыха, одеяло в  холодные уральские ночи  у костра, словом, годилась всегда — «и в снег, и зной, и в дождик проливной». Экипировка была скромная, но походы помнятся как напряженные, увлекательные и познавательные. Думаю, что некоторые из пройденных нами маршрутов актуальны и сегодня.

Интерес к истории родного края возник у меня и сверстников рано, так как наше детство и юность прошли в особом месте — рабочем поселке Цементный  вблизи  Невьянска,  столицы горного царства Демидовых. Из окна нашей квартиры, обращенного на запад, в голубой дымке виднелась цепь Весёлых гор, среди которых выделялась самая высокая вершина —  Старик–Камень. В одном километре от дома уходила на запад Сулёмская дорога. По ней демидовский Невьянский завод отправлял на Чусовую металл и другую продукцию для доставки  по реке в центральную часть страны. Сулёмская трасса шла от Невьянского завода через гору Лопатную, пересекала реку Тагил и тянулась горами до деревни Большие Галашки, оттуда до Сулемской пристани на Чусовой. Общая протяженность трассы составляла 80 вёрст. Была и другая демидовская дорога на Чусовую через Шуралу, Верхний Тагил до Шайтанской пристани. Более подробно речь о ней пойдет  ниже. К востоку, недалеко  от нашего дома, среди невысокой застройки старинного городка возвышалась главная достопримечательность Невьянска — знаменитая наклонная башня Демидовых. За ней, на горе —  старинный невьянский некрополь.

Не только сохранившиеся материальные свидетельства демидовского прошлого окружали нас. Их дополняли драматичные  истории Демидовых в легендах, преданиях и книгах Алексея Толстого и Евгения Федорова. С малых лет мы слышали о том, что Демидовы, якобы, приказали затопить  подземелья Невьянской башни вместе с работниками, чтобы скрыть запретную чеканку серебряных монет.  Очерки Д.Н. Мамина-Сибиряка знакомили  с рекой Чусовой и «железными караванами». В Невьянске, бывшем центре старообрядчества, не было тайной, что еще тридцать лет назад старообрядцы сотнями и тысячами  совершали паломничество на Веселые горы к местам захоронения  иноков Германа, Максима, Григория и Павла. В народе ходила также молва, что в годы  войны на Старике–Камне разбился самолёт. Словом, в невьянском демидовском гнезде и окрестностях было достаточно тайн, загадок и достопримечательностей, чтобы разбудить молодую фантазию и позвать нас, четырнадцати–пятнадцатилетних мальчишек, в походы для более глубокого познания своего родного края.
 
НАЧАЛО

Первым нашим туристическим объектом стала гора Ежовая, расположенная в массиве Веселых гор на расстоянии двенадцати километров от поселка Цементный. Сохранилась дневниковая запись о таком походе, датированная 13 июня 1951 года. В то время исправно работала Калатинская узкоколейная железная дорога, пролегающая от города Кировграда до Лёвихинского медного рудника. Её основное назначение — перевозка добытой в Лёвихе руды на медеплавильный комбинат. Но было организовано и пассажирское движение. Ежедневно ходил пассажирский поезд, и при желании можно было доехать на поезде от Кировграда до самого подножия Ежовой.
Природа здесь оставалась ещё практически нетронутой. Рядом с подножием горы несла на север свои воды чистая речка Тагил — место купания. Ниже на правом берегу  располагался дом отдыха «Кировградский». От него к вершине горы через лес круто поднималась  тропа. Венчали гору две останцовых возвышенности — шихана. На одном из них была смонтирована деревянная вышка, с неё открывались великолепные виды окрестных селений и заводов. Удивительно, но на самом верху, среди скал был ключик с прекрасной водой. Так и вошла в нашу жизнь гора Ежовая как место приобретения первых туристических навыков.

ШАЙТАНСКИЙ ТРАКТ

Уже через два года нам, мальчишкам, выпало серьёзное испытание. В 1953 году была окончена школа–семилетка и группа моих сверстников решила в честь этого события организовать пеший поход на Чусовую. Маршрут пролегал по демидовским местам: Невьянск, Кировград, Верхний Тагил, Шайтанский тракт, село Чусовое (в прошлом Шайтанка). Общая протяженность маршрута около 70 километров в один конец. Первый привал устроили на окраине Верхнего Тагила у речки Вогулки. Впереди был наиболее протяженный участок маршрута — Шайтанский тракт, о котором следует рассказать более подробно.
 
Трасса была проложена в начале XVIII века через нетронутую горную тайгу и являлась кратчайшим путем, связывающим Невьянский, Верхнетагильский и позднее Верх-Нейвинский заводы с Шайтанской и Курьинской демидовскими пристанями на реке Чусовой. Туда преимущественно зимой доставляли гужевым транспортом продукцию этих заводов для отправки её весной с «железными караванами» в Центральную Россию. Кроме того, после ввода в эксплуатацию в 1727 году Шайтанского передельного завода по этому тракту везли чугун с Верхнетагильского завода в Шайтанку для его передела в кричное железо.

В шести километрах от Верхнего Тагила   Шайтанский тракт  подходит к перевалу через Уральский хребет между горами Долгая (628 м) и Сутук (699 м).  Трасса огибает по дуге гору Долгая и спускается с перевала к истоку речки Казачий Шишим. Отсюда начинается исключительно прямой, как по линейке, участок трассы протяженностью около двадцати километров. На двадцать пятом километре трассы, практически в её середине, находится кордон Кедровый. Здесь в старые времена был постоялый двор, где возницы могли переночевать, накормить лошадей или при необходимости заменить их.

Заключительная часть Шайтанского тракта  проходит по открытой местности с участками смешанного леса, соединяется с дорогой до бывшего села Большие Галашки, пролегает между горами Острая (582 м) и Малиновая (583 м), проходит рядом с посёлком Стрелки и достигает  села Чусовое.

В настоящее время  Шайтанский тракт в своей большей части проходит по территории Висимского государственного биосферного заповедника. На этой территории еще в 1946 году был организован заповедник под названием «Висим» с целью сбережения уникальной горной тайги. Однако вскоре, в 1951 году, он был закрыт на долгие двадцать лет. В июле 1971 года заповедник был вновь открыт на той же территории, но с новым названием. Здесь действуют строгие правила посещения: находиться на территории заповедника можно исключительно с разрешения директора или Минприроды России. В охранную зону (гора Старик–Камень, Весёлые горы,  Большие Галашки) оформлять пропуск не требуется, лишь необходимо уведомить администрацию о предстоящем визите.

Кратко ознакомившись с историей Шайтанского тракта и его трассой, вернёмся к нашему походу 1953 года. Казалось бы, никаких проблем — отыщи начало этой древней демидовской дороги и шагай по ней к Чусовой, пока сил хватит. Но вот отыскать начало тракта среди множества наезженных лесовозных и покосных дорог мы не смогли. Возможно, поторопились, пошли не по тому пути  и через некоторое время оказались в тупике среди нетронутой тайги.  Возвращаться не хотелось. Приняли решение идти на запад по квартальным просекам — так Чусовой мы не минуем. Двигались по заросшим высокой травой просекам медленно. Путь часто преграждали упавшие  полусгнившие деревья, их приходилось обходить. Дважды ночевали в тайге. Лагерь разбивали на берегу небольших речек — притоков реки Сулём, ловили хариусов, варили уху. В середине третьего дня вышли из леса к хорошей грунтовой дороге. У встреченных здесь двух женщин узнали, что дорога идёт от села Большие Галашки в село Чусовое. С ликованием приняли это известие, понимая, что основные трудности позади.

ВСТРЕЧИ С ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ

Возвращаясь к этим событиям через семьдесят лет, считаю, что мы тогда достойно справились  со сложной ситуацией и без доступных ныне карт–километровок и средств связи  вышли практически в нужную точку. В Чусовом наша группа обосновалась в одном из наиболее красивых уголков — на правом берегу реки напротив камня Гардым. Этот мысок с домиками, реку и скалы любят рисовать с камня Шайтан современные художники. Стоял жаркий июль. Кто–то из нашей группы отсыпался после тяжелого перехода, кому-то нравилось купаться, а один из наших друзей занялся скалолазанием: залез почти  на вершину камня Гардым, а спуститься не смог. Пришлось просить у жителей верёвку и спасать незадачливого скалолаза.

Сейчас, пожалуй, важно вспомнить  те впечатления, которые произвело на меня село Чусовое того времени. Намеренно пишу только о своих личных впечатлениях. Будет  неправильным описывать эти наблюдения, пользуясь сегодняшними терминами — «центр силы», «необычная энергетика» и т.п. Не было таких слов в тогдашнем нашем лексиконе. Было, пожалуй, вполне понятное ощущение необычности всего увиденного, чувствовалось богатое историческое прошлое этих мест, наполнение пространства этим прошлым. Много лет спустя я нашел, как мне кажется, точное словесное выражение         этих ощущений — «пахло историей».

Удивляло многое. Нередки были дома староверов с темно–коричневыми от времени срубами и крытыми на три конька дворами. В этих домах-крепостях даже пасека размещалась под крышей. Такой вывод я сделал, заметив в глухой стене  постройки, обращенной в огород, ряд круглых отверстий — летков для пчел.
 
Ниже подвесного моста (он уже был, хотя, возможно, и не нынешний) к правому берегу была причалена полуразрушенная барка с частично снятой обшивкой. Но наиболее сильное впечатление оставлял вид с правого берега на гавань и территорию бывшего завода. На вас смотрело, как жерло гигантского орудия, круглое отверстие огромной деревянной трубы-водовода.  Такие трубы оформляли вход и выход рабочего прореза плотины, по которому вода из пруда через распределительную систему подавалась на  водобойные колеса фабрик. Более близкое ознакомление с этим творением еще демидовского времени показало, что трубы были собраны из толстых лиственничных плах и скреплены гигантскими обручами из железной полосы толщиной не менее одного  сантиметра. Я с восторгом и удивлением осматривал  сооружение и недоумевал: как можно было создать это ручным трудом, какой же силищей и умением  обладали наши предки.

Надо признаться, что целёхонький в те годы вешняшный прорез плотины и соседствующая с ним ныне знаменитая каменная стена не привлекли  внимания. Видимо, я отнесся к ним как сооружениям более современным и менее загадочными, чем деревянные трубы-водоводы. Но зато не преминул побродить по старинному кладбищу в Зареке на камне Могильном, и этому есть своё объяснение. Моя бабушка, когда ходила в невьянскую церковь на богомолье, брала меня с собой. Отстояв в церкви положенное и причастившись, я выходил на улицу и бродил по невьянскому некрополю, рассматривал памятники, разбирал фамилии, даты. Этим же самым я занялся и на чусовском  кладбище в июле 1953 года.

Кладбище удивляло полным отсутствием сорной травы. Оно походило на низко подстриженную лужайку с холмиками старых захоронений. Старожилы села уже в наши дни объясняют этот феномен тем, что кладбище было не ограждено, скотины жители держали много, она на свободном выпасе и съедала траву.

 Загадочной находке во время того посещения кладбища я посвятил один из очерков в своей книге [1].  Ниже приведу краткую выдержку из этого описания.
«Среди шатровых крестов староверов и могильных холмиков на ровной площадке я увидел чугунную плиту с четкой рельефной надписью: «Здесь похоронен Никита Кононов», чуть ниже — «1736 год». И ничего более. Косая сквозная трещина от одного бокового края плиты к другому, образовавшаяся, видимо, из-за перемещения грунта при его замерзании, делила плиту на две части. Попытка разыскать плиту в наши дни не дала результата. Артефакт либо покоится на заросшем травой кладбище под толстым слоем дерна, либо был сдан в металлолом в бурные девяностые годы»…
Читателей, желающих более подробно ознакомиться с этой историей, я отсылаю к материалам книги, а здесь продолжим рассказ о  походе.

До Мартьяново мы в тот раз не дошли. Стоял жаркий июльский день с тучами слепней. Спастись от них можно было только в реке. Так и поступили — день отдыхали у реки, а утром, спозаранку, отправились в обратный путь, домой, теперь уже по хорошо разведанному Шайтанскому тракту.

Многое из того, что связано у меня с селом Чусовое, имеет привкус чуда или волшебства. Сознание  сопротивляется, а душа упорно пытается объяснить  мистическое везение чудом и действием неведомых сил. В четырнадцать лет меня позвало к себе село Чусовое. Из множества возможных вариантов я выбрал самый трудный маршрут, и друзья согласились. Чудотворные силы устроили  проверку на прочность, погрузив нас на двое суток в нетронутую тайгу, а выдержим ли? И только после этого очищения показали красоты Чусовой и  чудо–село. А разве не чудо, что загадки, которые я вынес из юношеского похода, судьба сподобила меня разгадать и описать  на девятом десятке лет. Кто-то скажет: цепь случайностей. Но ведь хорошо известно, что «случайность — непознанная закономерность».

Использованные источники

Николаев, Г.А. Исторические загадки села Чусовое: историко–краеведческие очерки / Геннадий Николаев. – Екатеринбург: Изд-во КВАДРАТ, 2022 – 128 с.

Фото: Село Чусовое - Ураловед
Вид с камня Гардым


Рецензии