История кино. Глупые комедии по-итальянски

Послевоенное итальянское комедийное кино прошло несколько стадий. В 50-е годы зрители смотрели достаточно обычные для того времени фильмы – в основном, наивные комедии, сильно напоминающие по атмосфере такие советские комедийные «блокбастеры», как «Девчата» и «Королева бензоколонки».

В начале 60-х на Апеннинах расцвела комедия по-итальянски и похожие на этот жанр трагикомедии, но большая часть комедий все-таки были вполне традиционными для того времени - это обычные смешные истории, которые могли бы снять во Франции или США. 

Во второй половине 60-х в Италии начинают одна за другой выходить «секс-комедии по-итальянски», главной темой которых становятся взаимоотношения полов (реже – одного пола), а на экране часто мелькают обнаженные и полуобнаженные красотки. Этот жанр активно развивался, секс-комедии делали хорошую кассу, поэтому их стали делать все кому не лень. Это в свою очередь привело к появлению совсем простых и дешевых комедий – для самого глубинного итальянского народа. Кинокритики никак не выделяли эти картины из общей массы, что мне кажется неправильным, поскольку они явно отличались своим примитивизмом от обычной комедийной продукции тех лет. По моему мнению, из-за обилия подобных фильмов мы вполне можем говорить о появлении настоящего киножанра под условным названием «глупые комедии по-итальянски».

А как иначе их называть, если характерными особенностями этих комедий были примитивные сюжеты, с преобладанием глупейших шуток, а акцент в них был сделан на эротике и эксцентрике? Актеры в этих фильмах не просто дурачились, а по-настоящему придуривались и корчили рожи так, словно они снимаются в немом кино. А в паузах между клоунскими номерами, на экране появлялись обнаженные или полуобнаженные красотки – чаще всего без какой-либо внятной мотивировки. Эксцентрика и эротика были призваны заменить отсутствие в этих картинах юмора.
 
Снять хорошую комедию – задача нелегкая. В основе любой комедии должен лежать качественный сценарий. А если его нет? Тогда берем парней, которые будут корчить рожи, стараясь рассмешить зрителей, и девок, которые готовы скидывать одежду по первому требованию режиссера – вот и нет проблем! Зрители – глупы как бараны, съедят и это! - Именно по такому рецепту работали создатели подобных фильмов.

Если окинуть взглядом послевоенное итальянское кино, то, разумеется, за 50-60-е годы можно найти немало простых и не очень смешных комедий. Но у меня никогда не возникало желания обозвать комедии с комиком Тото глупыми, хотя многие из них весьма незамысловатые. Подобные картины также нетрудно найти в фильмографии плодовитого дуэта комиков Чиччо Инграссия и Франко Франки (которые пришли в кинематограф в начале 60-х), но все-таки их простые комедии не ровня комедийной продукции следующего десятилетия. Только в «свинцовые семидесятые» глупость буквально захлестнула итальянское комедийное кино.

Разумеется, что немало примитивных и не очень смешных комедий снимали по всему миру, где делали кино, но в столь массовом масштабе глупые комедии были характерны именно для Италии. Расцвет подобных картин пришелся на вторую половину 1970-х и первую половину 80-х. Трудно достоверно подсчитать, сколько их появилось на экранах в те годы, но только один комик Лино Банфи снялся примерно в 25-30 картинах этого непризнанного кинокритиками жанра, а у Альваро Витали их было более тридцати. По моим самым скромным прикидкам таких фильмов наклепали не меньше пятидесяти. В реальности их может быть в 2-3 раза больше.

Новый жанр возник в рамках секс-комедий по-итальянски, но постепенно стал проникать и в другие комедии, без сексуальной составляющей. Обычная итальянская комедия к началу 80-х в целом тоже изрядно поглупела. К примеру, во многих фильмах с Адриано Челентано тех лет можно увидеть явно избыточную эксцентрику в исполнении нашего народного артиста. Я думаю, не одного меня раздражало, когда Адриано  откровенно придуривался на экране, но для тогдашних итальянских зрителей подобная манера была привычной. Им это казалось смешным, поскольку комик в те годы стал синонимом идиота. Поглупел и киносериал «Фантоцци» после первых двух картин, снятых Лучано Сальче. Паоло Вилладжо и в других своих фильмах стал эксплуатировать образ Фантоцци, изображая придурковатого неудачника: например, «Не разлей вода» (1983) или «Школа воров» (1986).

К счастью, в фильмах этого непризнанного критиками жанра самые заслуженные итальянские комики все-таки не снимались. Главными звездами в глупых комедиях были комики второго-третьего ряда: Лино Банфи, Альваро Витали, Ренцо Монтаньяни, Джанфранко Данджело, Марио Каротенуто, Энцо Робутти, Бомболо … Иногда попадали в глупые комедии Паоло Вилладжо, Альдо Маччоне, Пиппо Франко, Ренато Поццето.

Помимо комиков, главной задачей которых было изображать идиотов, в этих фильмах почти обязательно присутствовали образцовые красотки. Главными звездами глупых комедий стали секс-бомбы Эдвиж Фенек, Глория Гвида, Надя Кассини, Анна Мария Риццоли и Кармен Руссо (последние две были звездочками совсем недолго – буквально два-три года), по несколько картин этого жанра на счету Барбары Буше, Лилли Карати, Паолы Сенаторе.

Синопсисы большинства глупых секс-комедий были практически одинаковы: невыносимая красотка (учительница, полицейская, школьница, медсестра и т.п.) появляется в некоем месте (школе, доме, полицейском участке, воинской части..),  после чего все окружающие мужчины и молодые люди начинают вести себя как псы во время собачей свадьбы. А красотка, не будь дура, еще и постоянно раздевается по ходу дела…

Но были и другие комедии этого жанра, в которых их создатели отодвигали красоток на задний план, и выводили в главные герои комиков. Эти фильмы смотреть практически невозможно. Если не верите, то попробуйте хотя бы двадцать минут выдержать «Пьерино против всех» (1981) с Альваро Витали. Я сдался примерно на пятнадцатой минуте.

Когда мы говорим о появлении жанра «глупые комедии по-итальянски», то следует упомянуть, кто его породил. Естественно, что главная вина на появлении этих трэшевых комедий лежит не на актерах, и даже не сценаристах с продюсерами, а на режиссерах. Именно от них зависит, в какой манере играют актеры на съемочной площадке, и насколько глупо будет выглядеть все происходящее на экране. В те же самые годы в Италии было достаточно много незамысловатых комедий, где тоже активно раздевались красотки, и не было ничего особенно смешного, но в них актеры играли в более-менее реалистичной манере. Напротив, в глупых комедиях благодаря режиссерской установке практически каждый персонаж старался говорить и действовать так, словно он непроходимый кретин (дура). Даже некоторые секс-бомбы подстраивались под происходящее на площадке, хотя их главной задачей было элегантно сбрасывать с себя одежду, а комиковать отнюдь не требовалось. Тем ни менее, Надя Кассини во всех своих комедиях очень старательно изображала дурочку, да и Фенек в ряде фильмов тоже не могла удержаться от подобной манеры актерской игры. 

…Когда это бедствие обрушилось на Италию? Лавина сошла с горы примерно в 1975 году, но первые глыбы от нее стали откалываться в самом начале 70-х.
Не самый плохой режиссер Паскауле Феста Кампаниле в 1970 году выпустил чудовищную поделку «Когда у женщин были хвосты», где ряд известных актеров изображали доисторических итальянцев, которые, по мнению создателей фильма, были клиническими идиотами. Эта бездарная картина вошла в топ-15 итальянского проката 1971 года! Разумеется, такой успех не мог натолкнуть продюсеров на мысль, что не обязательно искать хороший сценарий, чтобы снять успешную комедию. Если снимать про древние времена, то сойдет все что угодно. И такие комедии не заставили себя ждать.

Буквально по следам «хвостатых женщин» на экранах Италии появилась  «Когда женщина играет в динг-донг» (1971) Бруно Корбуччи с Витторио Каприоли и молодой тогда Надей Кассини. Рецепт был тот же, что и в хвостах, но фильм стал кассовым провалом, что, вероятно, несколько охладило продюсерский пыл.

После успеха секс-комедий Пьеро Паоло Пазолини «Декамерон» (1971) и «Кентерберийские рассказы» (1972), снятых на средневековом материале, итальянские продюсеры стали штамповать сходные картины, но попроще и подешевле. Часть из них получились достаточно идиотскими, чтобы отнести их глупым комедиям по-итальянски:  например, «Убальда – обнаженная и жаркая» (1972) Мариано Лауренти, с участием Пиппо Франко, Эдвиж Фенек и Карин Шуберт, и «Фиорина – безмозглая корова» (1973) Витторио Де Систи с Джанет Агрен и мегакрасоткой Евой Аулин.

Появлялись в первой половине 70-х годов примитивные комедии и на современном материале: Серджо Мартини снял комедию «Джованнона «Большие бедра» (1973) с Эдвиж Фенек и Пиппо Франко. Все основные мужские персонажи кривляются  в нем сверх всякой меры, а все действие крутится вокруг бедер Фенек, которые, прямо скажем, были совсем не большие, а такие, какие надо. И в 25 лет, и в 35 у Эдвиж был золотой стандарт женских бедер. У Мартино получилась дурацкая комедия ситуаций, на которых в дальнейшем он стал специализироваться, постоянно балансируя между глупыми и незамысловатыми комедиями. 

Что интересно, но все перечисленные мной проекты, кроме «Женщин с хвостами», провалились в прокате, что, вероятно, до поры до времени сдерживало продюсеров и режиссеров от активного копирования подобных фильмов.

Мода на подобные комедии началась с картины Нандо Чичеро «Учительница» (1975) с участием Э.Фенек. Этот фильм был адресован молодежной аудитории и очень хорошо прошел в итальянском прокате (23-е место). Такой успех для дешевого фильма без дорогостоящих звезд явно повлиял на итальянских продюсеров и режиссеров, которые принялись активно разрабатывать ниву пошлых секс-комедий для подростков.

Особенностью подобных комедий было объединение эротики, глупых сюжетов и туалетного юмора, а в главных ролях помимо секс-бомб и взрослых клоунов обязательно фигурировали подростки или молодые люди. Несколько позже израильтяне снимут по этому итальянскому рецепту «Горячую жевательную резинку», американцы - «Порки», а с конца 20 века Голливуд буквально захлестнут подобные фильмы («Американский пирог», «Очень страшное кино» и т.п.).
 
За эротику в «Учительнице» отвечала великолепная Фенек, в ролях взрослых придурков снялись сразу несколько комиков, а главным по туалетному юмору был Альваро Витали, который в свои 25 лет изображал школьника.  На этой ключевой фигуре для «глупых комедий по-итальянски» нужно задержаться.

Итальянцу Альваро Витали не повезло с рождения, поскольку он родился с лицом идиота. Но когда он подрос, его внешность обеспечила ему участие сначала в нескольких фильмах Феллини (который стал крестным отцом электрика Витали в кино), а позднее во множестве дурацких комедий, где он играл одну и ту же роль - придурка. Когда в картине было несколько подобных персонажей, то Витали был главным из них. Если в паре с ним был Лино Банфи (а они практически не расставались!), то Витали  работал в амплуа мальчика для битья: Банфи делал с ним примерно то же, что Бенни Хилл со смешным лысым стариком в «Шоу Бенни Хилла».

Если в фильме требовался актер для исполнения какой-нибудь запредельной пошлятины, то Витали был тут как тут: он не только охотно «портил воздух» в комедиях, но даже курил своей задницей (в «Медсестре на военном обходе» (1977) ему вставили в зад сигарету!) и переносил в ней посторонние предметы. 

В качестве компенсации Витали за подобное амплуа дурно пахнущего идиота, за свою карьеру он работал на съемочной площадке с самыми известными красавицами Италии: с Эдвиж Фенек - 11 совместных фильмов (!), Глорией Гвидой - 5, Надей Кассини – 4, Кармен Руссо и Агостиной Белли – по 3 картины, Анной Марией Риццоли и Карин Шуберт – по 2. В связи с его карьерой вспоминается один старый анекдот про обезьяну, который заканчивается так: «ну дура не дура, а десятку в день имею».

После «Учительницы» маховик тупых комедий стал быстро раскручиваться.  Среди режиссерской братии можно выделить четырех «мушкетеров», которые отвечали за наполнение итальянских кинотеатров дрянными фильмами: упомянутый ранее Нандо Чичеро, а также Мишель Массимо Тарантини, Мариано Лауренти и Марино Джиролами. Эти ребята стали трудится не за страх, а за совесть.
 
Молодой режиссер Тарантини начал карьеру в начале 70-х, и его второй постановкой была известная комедия «Лицеистка» (1975) с Глорией Гвидой. Несмотря на участие в этом фильме стандартных кретинов из глупых комедий (Витали, Данджело), и молодежную тематику, все-таки эта комедия к числу по-настоящему глупых не относится. Но дальше Тарантини скатился на самое дно и стал снимать одну дурацкую комедию за другой: «Полицейская делает карьеру» (1976), «Таксистка» (1977), «Полицейская в отделе нравов» (1979), «Полицейская в Нью-Йорке» (1981)  – все четыре фильма с Эдвиж Фенек; «Учительница естественных наук» (1976), «Всем классом на море» (1980), «Докторша и полковник» (1980), «Докторша предпочитает моряков» (1981), «Голодная жена и горячий любовник» (1981)…

Опытный Нандо Чичеро (Цицеро – на Кинопоиске) был автором пошловатой, но местами весьма забавной и необычной секс-комедии с Франко Франки «Последнее танго в Загароле» (1973), но вместо того, чтобы расти и снять что-нибудь действительно достойное, он опустился на уровень плинтуса с «Учительницей», за которой последовали «Докторша из военного госпиталя» (1976), «Медсестра на военном обходе» (1977), «Медсестра и большие маневры» (1978) – все с Фенек,  «Лицеистка, дьявол и святая вода» (1979) – с Гвидой…

Крайне плодовитый Мариано Лауренти записал на свой счет такие «шедевры» как «Смешанный класс» (1976), «За любовь к Поппее» (1977), «Соседка по парте» (1977), «Лицеистка и второгодники» (1978), «Учительница в колледже» (1978),  «Лицеистка соблазняет преподавателей» (1979), «Ночная сиделка» (1979), «Медсестра в военной палате» (1979), «Сексуальное просвещение учителей» (1981), «Кактус в отпуске» (1981)...

Самый древний из «мушкетеров» Марино Джиролами (1914 года рождения) стал снимать фильмы еще в начале 50-х. В его обширной фильмографии нет ни одной картины, которая останется в истории кино. Всю свою жизнь он клепал коммерческие поделки, но даже в этом деле особых успехов у него не было. В лучшем случае его фильмы занимали в годовом итальянском хит-параде места в седьмом-восьмом десятке. Единственным его по-настоящему кассовым фильмом стал тупейший «Пьерино против всех» (1981) с Альваро Витали (15-е место).

По-настоящему в жанр Джиролами пришел в 1977 году, сняв «Шизовойска» (по- итальянски фильм звучит более точно -  Kakkientruppen), хотя и до этого у него встречались весьма глупые комедии – например, «Четверо обжор на маневрах» (1974). После «Шизовойск» режиссер работал почти исключительно в этом жанре, клепая одну примитивную ленту за другой: «Без труда не вытащишь и рыбку и пруда?» (1979), «Лицеистка на море с папиной подругой» (1980), «Пьерино против всех» (1981), «Самое безумное воинство в мире» (1981), «Джиджи – крутой» (1982), «Пьерино занимается любимым делом» (1982). После последнего фильма Джиролами ушел на пенсию.

Разумеется, не только названные мной режиссеры портили имидж итальянской комедии, но среди других малоизвестных и безвестных постановщиков столь же больших энтузиастов этого жанра не было.

Когда посмотришь хотя бы несколько подобных фильмов, очень быстро начинаешь путаться во всех этих лицеистках, докторшах, учительницах и полицейских. И где-то в 60-70 % этих фильмов можно встретить то Фенек, то Гвиду, то Кассини, то Риццоли. И одних и тех же комиков…  В общем-то, запутаться в этих картинах немудрено, поскольку отличий у них немного.

Когда Эдвиж Фенек стала активно сниматься в глупых комедиях, ей стукнуло уже 26 лет. С ее фигурой в этом возрасте она уже не могла играть даже старших школьниц, поэтому сосредоточилась на ролях учительниц, медсестер, полицейских… Та же самая история произошла с Надей Кассини.  Более молодая Гвида с трудом, но все-таки могла протиснуться в брючки школьницы (во многом за счет своего наивного лица c широко отрытыми глазами), поэтому в нескольких фильмах сыграла «лицеистку» (по советским понятиям - пэтэушницу).

Анна Мария Риццоли тоже выглядела молодо, поэтому, как и Гвида, несколько раз исполняла роли старших школьниц (хотя в ту пору ей было уже 26-27 лет): «Всем классом на море» (1980), «Второгодница заигрывает с директором» (1980).

Пик глупых комедий пришелся на период 1976-1982 годы. Это длительный срок для кино. Его вполне можно сравнить со временем увлечения итальянцев доморощенными вестернами и это дольше, чем период расцвета джалло-фильмов. Трудно сказать, почему продюсеры предпочитали снимать все новые и новые дурацкие комедии, которые чаще всего проваливались в прокате. Успех «Учительницы» ни одна подобная комедия повторить не смогла. Удачей для таких картин стало само попадание в сотню самых кассовых фильмов итальянского проката. Возможно, что итальянских продюсеров радовали сборы их дурацких комедий в других странах – в частности, во Франции, где подобную дурь снимать не умели.

У Фенек после «Учительницы» самыми популярными оказались «Жена в отпуске… любовница в городе» (1980) С.Мартино и два фильма про медсестру, снятые Нандо Чичеро, где партнерами Эдвиж стали Р.Монтаньяни и А.Витали: «Медсестра на военном обходе» и  «Медсестра и большие маневры».  Вполне вероятно, что на первый фильм про медсестру молодые зрители обратили внимание из-за революционной сцены с сигаретой в голом заду Альваро Витали…

Нельзя не отметить, что Фенек была достаточно популярна во Франции – может быть потому, что французы ее считали своей. Пошлейшая картина «Докторша из военного госпиталя» в 1977 году привлекла в кинотеатры 1,2 млн французских зрителей, что для тех лет было очень приличным результатом для итальянской картины. В тот же год «Учительницу» с Фенек посмотрели во Франции полмиллиона человек.

Глория Гвида добилась относительного успеха с «Отличницей и второгодниками» («Лицеистка и второгодники») М.Лауренти, где ей ассистировала пара идиотов Банфи-Витали, и с «Ночной сиделкой» того же режиссера, где придуривалась та же пара комиков.

Были успехи и у Нади Кассини – красотки с идеально спортивной фигурой:  хоть небольшие, но все-таки лиры собрали «Учительница обманывает… все классы» и «Докторша и полковник» (1980). И вновь в обоих картинах засветился дуэт Л.Банфи и А.Витали.

Когда речь идет о глупых комедиях, то нет смысла выделять среди них лучшие фильмы – все они плохи, а вот худшие из худших я назвать могу.

В мой Топ-3 вошли:

- «Таксистка» (1977) М.М.Тарантини с Э.Фенек – во многом из-за того, что красавчик Джордж Хилтон в этом фильме рискнул выступить в амплуа комика. Результат получился чудовищным - в этом фильме он выглядит еще большим идиотом, чем штатный кретин итальянского кино Альваро Витали.
 
- «Дом секс-придурков» («Без труда не вытащишь и рыбку и пруда?», 1979) Марино Джиролами.  В главных ролях:  Ренцо Монтаньяни, Альваро Витали, Паола Сенаторе.
Альваро Витали ходит весь фильм, переодевшись в женщину, демонстрирует зрителям свой голый зад, и в целом предстает в этом кино во всем блеске собственного идиотизма.

-  «Докторша предпочитает моряков» (1981) М.М.Тарантини с Паолой Сенаторе, А.Витали и Р.Монтаньяни. Фильм запределен по глупости и пошлости (по количеству испорченного воздуха он наверняка является рекордсменом в мировом кино).

В конце статьи необходимо отметить, что «глупые комедии» хоть и составляли значительную часть итальянского комедийного репертуара в конце 70-х – начале 80-х годов, но наряду с ними в кинотеатрах Италии выходили вполне нормальные комедии, достойные высокой репутации послевоенного итальянского кино. И если вам не повезло нарваться сразу на несколько глупых комедий по-итальянски (что нетрудно, если вы поклонник Фенек или Гвиды), это не означает, что не стоит смотреть другие итальянские комедии тех лет.


Рецензии
Хотела бы побеседовать на эту тему,но я комедии такого "сомнительного качества" не люблю.хотя итальянские хорошие-очень даже смотрю.Может напишите о них-хорошее надо пропагандировать!:)

Ирина Давыдова 5   01.03.2023 20:02     Заявить о нарушении
Есть у меня статья и про хорошие итальянские комедии: http://proza.ru/2023/02/04/1357

Юрий Язовских   01.03.2023 21:46   Заявить о нарушении