Знакомство с Европой

                З Н А К О М С Т В О    С     Е В Р О П О Й .

Как бы банально это не звучало , но конечно Америка это не Европа и Европа далеко не Америка . По крайней мере после того, как упал железный занавес и я смогла полететь в Америку ,  я  представляла себе всю  заграницу в розовом свете . Вполне возможно   что так оно и было . Но та Европа, с которой в те далёкие девяностые годы познакомилась я ,  была совсем другой.  В те годы  многие люди воспользовались появившейся  возможностью улучшить своё благосостояние благодоря челночных ,  как их   называли,  поездок в Европу .  Выглядел этот не очень лёгкий процесс так .  Получив заграничный  паспорт и отоварившись  необходимым  товаром , люди ехали в Польшу , Югославию и Румынию , где на базарах сбывали  ходкий товар  , а на вырученные деньги покупали тот дефицит , который имелся в данной стране .  Вся эта поездка была сопряжена с определёнными  трудностями  . Людям  пустившимся в такое путешествие приходилось экономить буквально на всём . Они жили в ужасных съёмных  квартирах , экономили на еде и ехали как правило в общих, или крайнем случае, плачкартных вагонах .  Но видимо игра стоила свеч , потому  что охотников  приобрести европейский товар становилось всё больше и больше .
Лично меня такие комерчиские поездки не интересовали .  Приехав недавно из Америки , где мои родственники одели меня с головы до ног ,  я не нуждалась в дефиците , но желание посмотреть Европу и любовь к путешествиям в принципе сделали своё дело .
 Моя подруга , жившая в скромном материальном достатке и решив украсить свою жинь заграничными  дефицитами , собралась ехать в Югославию . Но заграничного паспорта у неё небыло . Отправившись в ОВИР  для  получения   необходимого документа   , она встретила там свою бывшую одноклассницу , которая   работала в отделе выдачи паспортов . Эта  была настоящая удача , так как обычно для получения паспорта требовалось как минимум несколько месяцев .  Узнав с какой целью моя подруга хочет ехать в Югославию , сотрудница обещала ускорить этот процесс  , однако поставила условие . 





 Мы должны были взять с собой её  мужа и помочь  ему приобрести там дефицитный  товар .  Желая  поскорее попасть за границу  , моя подруга не задумываясь согласилась . Знала бы она тогда что нас ожидает  ...    
 Чтобы сэкономить  деньги , мы ехали в столицу Югославии город Белград  в плацкартном поезде . Мы с подругой заняли нижние полки , а  наш  попутчик , как  настоящий джентльмен полез наверх .  Лучше бы он этого не делал . Но кто знал тогда , что это была большая ошибка и плохо закончилось для всех нас . Нашими  попутчиками по плоцкартному вагону были такие же желающие сделать бартер , поэтому у всех , кроме меня были огромные баулы с местным дефицитом ,  который  нужно было обменять за границей на импортный товар . Лишь я одна ехала с маленьким рюкзаком  , в котором были личные  вещи .  На меня непонимающе-косо  смотрели , но я старалась не замечать этого и вскоре мы стали укладываться спать .
Уже  под  самое утро , когда забрезжал рассвет и сквозь грязное окно вагона появились первые деревушки братской страны , вдруг в нашем отсеке раздался страшный  стук . Казалось что сверху обрушилась прямо на  нас крыша вагона .  Я подскочила как ошпаренная и спросоня не поняв что происходит попыталась встать на ноги , но они упёрлись во что-то  мягкое . От ужаса и неожиданности я заорала . Моя подруга посмотрела на моё перекошенное от страха лицо и перехватила мой взгляд . Под ногами у меня лежал дергавшийся в конвульсиях муж сотрудницы ОВИРа .  Мы нагнулись к нему и увидели его перекошенное от боли лицо . На наш вопль прибежала проводница и стали собираться другие пассажиры нашего вагона . Одна женщина, подойдя и увидев эту жуткую картину, сказала что она медсестра и предположила что у парня приступ эпилепсии . Услышав это жуткое слово мне стало совсем дурно и  я  в отчаянии хотела бежать из этого поезда , но оставить свою подругу  наедине с этим кошмаром я конечно не могла .  Проводница вызвала имеющегося в поезде врача и он подтвердив диагноз предложил остановить поезд и вызвать скорую , необходимую для госпитализации .
Пока велись переговоры , парень постепенно стал приходить в себя , но врач посоветовал  в пункте прибытия всё равно обратиться за помощью .
Когда мы вышли на вокзале Белграда паника охватила нас по настоящему .  Олег , так звали нашего бедолагу , еле стоял на ногах и смотрел на нас виноватыми глазами .  Алла , моя подруга позвавшая меня в это “увлекательное”  путешествие , была взбешена и сердито смотрела на бедолагу Олега .



В какой-то момент мне даже стало безумно жалко больного парня , хотя я и сама была мягко говоря не в  восторге от сложившейся  ситуации .  Мы не знали что делать , ехать устраиваться на съёмную квартиру или сначала  обратиться за медицинской помощью , ведь приступ мог повториться в любой момент ,  как предупредил нас врач в поезде .
 Мы приняли решение обратиться к врачам , боясь повторения увиденного .  Взяв  такси мы попросили нас отвезти в ближайшую больницу .  Югославского языка никто из нас конечно не знал . Немного говоря по английский,  я объяснила нашму водителю что местной валюты у нас пока нет и мы можем рассплатиться  только товаром , предложив ему в качестве оплаты маленький дорожный  утюг или фонарик , по желанию . В этой стране был дефицит электротоваров , как сказала мне  Алла . Жадный  водитель потребовал сразу два товара за оплату и нам ничего не оставалось делать как согласиться .  Погрузившись в его заметно старый и сильно изношенный автомобиль неизвеестной нам марки , мы  всю дорогу прижавшись друг к другу , мечтали поскорее оказаться на месте , боясь что в противном случае медицинская помощь понадобиться нам всем . Видимо желая поскорее избавиться от нас и успеть захватить других клиентов на вокзале , наш таксист мчался с такой скоростью ,  словно вёз в своей машине роженицу и очень боялся  не  успеть .
Выйдя из этого старого пылесоса , мы с радостью вздохнули , не зная о том , что наши проблемы только набирают обороты .   В госпитале ,  куда нас привёз таксист , к нам  долго никто не подходил . Медперсонал глядя на большие сумки  , которые были в руках у Аллы и Олега , недоумённо шарахались от нас , наверное думая о том , что мы хотим попросить у них политическое убежище . Ждать больше было невозможно  я заметила , что губы Олега стали синеть и перекашиваться , а в руках появилась мелкая , едва заметная дрожь . Не придумав ничего лучшего , я выйдя на середину коридора , в котором мы находились , стала истерически кричать  HELP , что  в переводе означало помощь .  Вскоре к нам действительно подошли и я указала на уже ставшего оседать Олега . Только взглянув на него , врачи действительно засуетились и погрузили его на носилки .  Нам стали задавать кучу вопросов , но из-за  волнения в котором я  находилась я совсем перестала понимать и так мало знакомый английский. С большим трудом мне удалось назвать его имя , фамилию и рассказать о том что мы только что приехали из СССР , а вернее из Украины, улучшать благосостояние их страны в нехватке электротоваров .



 На меня смотрели не совсем нормальным взглядом , возможно предполагая , что и я  нуждаюсь в срочной медицинской помощи . Поставив Олегу капельницу , врач сказал нам , что его необходимо оставить на день , другой для наблюдения . Приступ эпилепсии спровоцированный наверное волнением , был тяжёлым , сказал нам врач и мы  с Аллой  с ужасом переглянулись .
 Мы не  могли понять , как жена Олега зная о его проблеме со здоровьем  могла отпустить его  в такое нелёгкое путешествие . Видимо жажда приобрести  заграничное тряпьё  была  сильнее  здравого  рассудка .  Но нам ничего не оставалось делать и оставив Олега  в надёжных  руках врачей , мы  поехали  опять на вокзал , где крутились местные жители в поисках квартирантов , имеющих при себе дефицитный товар . Увидев нас  с огромными сумками , у меня в руках был баул Олега ,  к нам  сразу подскочили  желающие  приобрести дефицит и предложили нам  недорогое жильё , рядом с вокзалом . Пожалуй это было его единственное преимущество , так как жильём это можно было назвать  с очень большой натяжкой .  Мы вошли в большой и не очень чистый   , частный  дом  и хозяйка сразу указала нам на лестницу ведущую в подвал .  Когда мы спустились туда , я едва удержалась на ногах от ужаса представшей картины . В огромном помещении стояли какие-то ширмы и перегородки делящие этот зал на секторы  и каждый такой сектор  состоял из двух или  трёх матрацев постеленных прямо на полу .  Вид этого жилища  напомнил мне картинки из киниофильмов военных лет и привёл меня в ужас . Видимо местные жители решили что люди приезжающие из союза живут как медведи в берлогах и ничего другого не видели . Моя подруга видя в каком я  нахожусь состоянии и решив меня  немного успокоить сказала мне -
“ Иди , погуляй по городу , я сама всё тут  устрою “.
Что она собиралась устраивать она и сама по моему не понимала , но я  не стала противоречить и выскачила из этого рассадника грязи как пробка из бутылки .   Я плохо соображала в каком направлении мне надо было идти , чтобы увидеть всю красоту  столицы Югославии , если она конечно там была  , эта красота . Но я шла куда глаза глядят и вскоре вышла на одну из центральных площадей , единственной достопримечательностью которой был большой и возможно когда-то красивый  фонтан , который в данный  момент не работал  и служил чем -то похожим на урну .  Погуляв ещё немного по городу я подумала о том , какой должна быть вся страна , если столица выглядела так убого .



 Я вспомнила наш Киев и Москву и во мне проснулось чувство небывалого  патриотизма .  Даже  со всеми нашими недостатками и отсутствием  некоторых товаров , нам было чем гордиться .  Проходя мимо одного из музеев я решила зайти туда . Это была центральная картинная галлерея страны и побродив по её залам я  поняла  что не всё  ещё  потеряно и возможно у этой страны тоже есть светлое  будущее .
Стало темнеть и я не очень хорошо ориентируясь в чужом пространстве стала искать дорогу в наше пристанище .  Хорошо что я догадалась записать   адрес  и тыкая  бумажкой в лицо прохожим мне вскоре удалось найти наше логово .  Алла ждала меня у дверей дома , она волновалась думая что я могла потеряться или ещё хуже сбежать и оставить её одну .  Мне было стыдно признаться , но я  с удовольствием это сделала бы , я имею  ввиду сбежала бы , если бы знала куда .  Подруга предложила мне приготовить суп из пакетика , который  она за время моего отсуствия выменяла у кого -то  на термометр .  Несмотря на тот факт , что весь день мы почти ничего не ели , аппетита у меня небыло и обстановка  меня  окружающая никак не способствовала поглощению пищи  .  Я мечтала поскорее оказаться дома , навсегда поставив крест на путешествиях по Европе .  Но жизнь продолжалась и на следующее утро мы выпив жиденького чая с кексами , привезёнными из дома , пошли  в город .
Это был солнечный ,  осенний день и ночная роса или прошедший  накануне дождь   ещё покрывал опавшую  пожелтевшую листву .  Мы договорились с Аллой о том , что нам лучше разделиться и она отправилась сбывать привезённый  товар на рынок , а я направилась в больницу узнать о состоянии Олега . Этот совершенно чужой мне человек вызывал у меня    жалость . Придя в больницу я узнала о том , что всю ночь он проспал в коридоре , но состояние его стабилизировалось и узнав о том, сколько будет стоить оказание первой помощи,  он решил  покинуть стены этого  медицинского заведения .   Он просил подождать его на улице и вскоре мы зашагали с ним по городу . Он рассказал мне свою историю болезни и я была шокирована тем , сколько трудностей приходится преодолевать этому парню из-за  его болезни .
Мы нашли Аллу на городском рынке , где она довольная произведённым бартером показывала нам приобретённный товар . Олег решил присоединиться к бойкой девушке ,   ведь и он получил от жены ,  отправившей его в эти поездку,  список товаров , который должен был привезти . 




Не желая мешать предпринимателям  мелкого бизнеса  , я опять отправилась искать местные прелести , предварительно договорившись встретиться с ними после рабочего  дня .  В этот день город показался мне уже не таким унылым , Видимо мой позитивный  настрой сыграл мне на руку и я убеждала себя что жизнь прекрасна и удивительна несмотря ни на что .
 Выпив вкусного , ароматного чая и поев пирожное напоминающее наш Наполеон , в одном из городских кафе я бродила по улицам  города  и каждый раз  находила в нём и красивую архитектуру и интересные памятники  и красивый  городской парк  и другие интересные детали европейской жизни .  Кажется в этот момент я уже не жалела о том , что отправилась в эту авантюрную для меня  поездку .  Через три дня Алла с Олегом расспродав весь привезённый товар и накупив дефицита объявили мне что мы возвращаемся домой .  Обрадовавшись этому и не зная на что потратить свой запас местной валюты я купила сладостей своему сыну и бутылку местной сливовицы  ,так популярной в Югославии , для своего любимого и с радостью вернулась из своей первой поездки в Европу .


Рецензии