Кармен-искусство. Певец за сценой

Пантеон | Кармен-искусство. Певец за сценой

/ Руслан Богатырев, 2023.
\ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2023-02-10


Микаэл Таривердиев: «Мне всегда в кино было чрезвычайно интересно. Я любил эту атмосферу… Кино и телефильмы давали выход на несравненно большее количество зрителей, чем все концертные залы, вместе взятые. Вообще я убеждён, что если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино».

Песни и музыка из советских кинофильмов… Почему они так магически действовали на миллионы людей? Почему музыка золотого фонда нашей культуры шла в народ не через хит-парады, радиоротации, телевизионные посиделки, аудиозаписи, сольные и сборные концерты… Почему именно для кино отбиралось едва ли не всё самое лучшее, высшей пробы?

В основе тогда был живой человек. Живой и настоящий. Его судьба. Его подвиги, трагедии, поступки и чаяния. Его жизнь. Среди других людей. Близких и далёких.

Да, кино тех лет воспевало то, что лежит в основе культуры любого народа — мифы и сказки. Мудрость поколений в декорациях времени. Казалось бы, выдуманное, наивное, но воплощающее в себе светлые мечты и идеалы, дающее ответы на многие вопросы жизни. Дающее свет и надежду.

А музыка лишь оттеняла это. Подобно тому, с чего и начиналось в XX веке немое чёрно-белое кино. С тапёра. Шостакович тоже прошёл через эту нелёгкую профессию. Своей безвестностью напоминающую жертвенный путь русских иконописцев.

Задумаемся, по какому принципу развивается нынешняя эстрадная музыка? Её визуальная, внешняя ипостась? Как правило, есть яркий солист. Один или же фронтмен в составе ансамбля — это неважно. Он пуп Земли. Вокруг него строится всё остальное. Все «декорации» медийной сцены: музыканты, танцоры… И даже сами песни. Он фокусирует внимание почтенной публики на своей собственной персоне. Он притягивает её к себе своей легендой, своей энергетикой, своим обаянием, своей харизмой… И по большому счёту спустя время для многих уже неважно, что и даже как тот исполняет. Ибо есть Он. Кумир…

В искусстве можно отыскать и иной путь. Без рукотворного культа личности, профессионального снобизма, высокомерного пафоса и хронического нарциссизма.

На память приходят три чёрно-белых советских фильма: «Обыкновенный фашизм» (1965), «Берегись автомобиля» (1966) и «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Голос за кадром… Мы не видим того, кто читает авторский текст. Но его голос, его интонация, его настоящая актёрская игра за сценой и превращает невидимого исполнителя едва ли не в главного дирижёра всей картины. Михаил Ромм, Юрий Яковлев, Ефим Копелян… Три народных артиста СССР…

Классическая опера… Антон Аренский… «Рафаэль» (1894)… Музыкальные сцены из эпохи Возрождения... Опера, написанная к открытию Третьяковской галереи. Знаменитая «Песня певца за сценой» (Страстью и негою сердце трепещет, льются томительно песни любви)…

Третий пример. Незримый драматический театр. Да, тот самый, который столь блестяще воплотился в том, что мы ныне прочно подзабыли: в советских радиопостановках и радиоспектаклях. Сюжет, персонажи, музыка, тончайшие интонации голоса… При этом нет никакого зрительного образа. Изначально. Его должен воссоздавать сам слушатель. Ровно так, как он это делал, когда был читателем. В далёком детстве. Чёрно-белой книги. Без иллюстраций. Сам слушатель, читатель становился кинооператором, участником великого таинства искусства. Не был пассивным, сторонним наблюдателем. Не был изнеженным и развращённым потребителем массовой продукции шоу-бизнеса…

Всё это постепенно приводит к пониманию того, что в области песни и особенно русского романса можно действовать по аналогии. Есть песня. Есть музыка. Есть исполнитель. Его голос. Убираем полностью его изображение. Его нет. Классический радиотеатр. Далее на уровне киномонтажа формируем визуальный ряд, экранизирующий песню или романс. Но не как фон, антураж, банальные декорации для певца... Нет. Явные персонажи (как правило, он и она). Новая драматургия, продуманные сцены (обычно три части: завязка, кульминация, развязка). Более того, этот новый фильм-миниатюра по сути должен быть самодостаточен на уровне немого кино, т.е. быть целостным даже с полным отключением звука, самой песни!

Именно этот принцип положен мною в основу того, что называю кармен-фильмом. Именно он является главным архитектурным материалом в кармен-искусстве. По сути — в возрождении канонов античности, в обращении к позаброшенным родникам мудрости нашей старины.


• Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: http://panteono.ru/2021-03-16
• Поэтическое программирование. Как создаются кармен-романсы и их экранизация: http://panteono.ru/2021-01-01


Рецензии