Горе от ума. Образование Чацкого

        Почему-то чуть ли не единодушно принято, что Чацкий хорошо образован, подтверждением чему с большой натяжкой может служить только его презрительное отношение к «французскому с нижегородским». Но этот аргумент можно было бы принять, если бы А.С. Грибоедов зафиксировал его французский язык, как это было сделано им в отношении графини-внучки. Если бы Чацкий говорил на французском или хотя бы им интересовался, то он знал бы, что в любом языке есть много диалектов, так почему бы на ряду с бретонским и гасконским не быть ещё и нижегородскому? Боясь ввести русский народ в заблуждение по поводу своей национальной принадлежности Александр Андреевич и не стал, вероятно, изучать французский язык. Но большая ли разница брошенному на морозе на произвол судьбы кучеру или выставленному на мороз лакею, на каком языке говорит их хозяин? И надо бы обладать совсем уж умом Чацкого, чтобы говорить с крепостными на французском! Кроме того, на вечере у Фамусовых только графиня-внучка и блеснула свои французским*, а прочие говорили на русском без всяких понуканий Чацкого, так что свою домашнюю заготовку г-н Чацкому надо было приберечь для франкоговорящего коллектива. Вероятнее всего, что и «французик из Бордо» говорил по-русски, ни мало не стесняясь  своего акцента.

       Вспоминая географа, Чацкий сказал; «наш ментор» и
 «Перст  указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы». Вы можете себе представить совместное обучение двух на столько разновозрастных учеников? – ведь 11 лет разницы! «Наши робкие умы» этот приговор своему уму произнес сам Чацкий. Сколько тогда было Софье - 3-4-5? Так ведь Чацкому соответственно 14-15-16!

       О невысоком уровне образования Чацкого говорит и непоследовательность его речей – ведь он упрекает Молчалина» Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - 
   Высокий идеал московских всех мужей» совсем забыв, как мыслит он себя в роли супруга: «Чтоб мыслям были всем и всем его делам/ Душою — вы, вам угожденье?..». Вы видите разницу – я нет! Без самой примитивной оптики видно, что Александр Андреич даже шапочно не знаком с логикой, которая была обязательным предметом обучения.

        Зачем он набросился на Пульхерию Андревну и на «учителей полки», ведь любое образование лучше, чем никакое, мало того -  он это прекрасно демонстрирует!

        Печальнее всего, что не образован Чацкий исключительно из-за лени, а не печальной наследственности. На память ему не приходилось жаловаться – вон сколько замшелых сплетен он вывалил и на Софью, и на Фамусова со Скалозубом.

        Это насколько же невнимательно надо читать произведение, чтобы хвалить и превозносить того, кого сам автор высмеивает?
_____________________
*- Софья читала французские романы, следовательно, и говорила на французском. Вероятно, что Лиза нахваталась от неё слов и выражений
         


Рецензии