путь паломника-9. время собирать камни

Наверняка слышали фразу : "Время разбрасывать камни и время их собирать." Никогда не задумывались, как это работает на практике?

- Двойственность, дуальность трёхмерного мира - это "движок" нашей  привычной обьективной реальности  , так бы выразились  создатели компьютерных игр! - я управляю автомобилем и развиваю мысль, только что меня посетившую. Так  регулярно  происходит в дороге. По плану сегодня  очередное путешествие в Раифу.

- Самый действенный и наглядный пример, какая польза от  двойственности  снаружи, это гальваническая банка - электрод из меди , электрод из цинка - полюса , насыщенный  раствор электролита, нейтральный корпус, собранные смонтироаанные вместе. Разница потенциалов  полюсов даёт электрический ток. То же самое с дуальностью. Только ток возникает внутри  коры полушарий  - от проживания противоположных состояний психики, ума , сознания. Будто между двумя локальными изолированныкми нейронными сетями сиюминутно устанавливается связь, мостик, открывается двухстороннее движение. И от этого кайф! - чтение монологов мой конёк.

Путь знакомый, а вот обстоятельства необычные. Мы со штурманом,  ценительницей индийской культуры, выдвигаемся в сторону Раифского Богородицкого мужского монастыря вечером, в среду, сразу после рабочего дня - на ночь глядя. Все из леса, а мы в лес - в своей традиционной манере.

- Как перевести слово "дуальность" из разряда логически-абстрактного  понятия   в категорию  чувственных ощущений?
Элементарно! Например, можно посетить одно и то же место летом и зимой - раз, днем и вечером - два, в выходной день и в будний - три! Таким образом, различие в восприятии объекта в трех вариациях и будет искомым опытом осознанного переживания дуальности. Поэтому и едем сейчас в обитель.

Я увлечённо рассуждаю, а штурман "мотает на ус" , впитывает информацию, стараясь не всплескивать руками в особенно интересных поворотах сюжетной линии  и дороги,  когда наливает горячий напиток  из термоса на ходу. Дабы не впитывать кофе  штанами и  обивкой  сидения.

Едем аккуратно, все-таки ночь, лес вокруг, знаки вдоль обочин, насчёт возможного выхода" оленей" на дорогу. Поэтому держу восемьдесят - девяносто км в час.

Названия населённых пунктов на маршруте следования говорящие:  Малая Кужмара - это лайт и  full - Кужмара  - для утонченных эстетов. Можно только догадываться, как живётся в таких деревнях местным жителям.

Самые ценные откровения приходят в дороге, вне зависимости от способа перемещения в пространстве. Хотя, секундочку, секундочку..

Инсайт дня похож на смену состояния после  окунания в прорубь. Сразу, вдруг...

Длительное вождение автомобиля на дальние расстояния,  особенно в трудных погодных условиях, требуют повышенной концентрации всех душевных сил.
Главный сцецэффект заключается в следующем - сверхфокусировка внимания  по инерции, автоматически распространяется на всю психическую активность сознания Тут можно представить повышенную концентрацию внимания в виде рыболовного невода, который закидывает старик в сказке про Золотую рыбку. Что ж, судя по седой  бороде - не клееной , не крашенной - я вполне в образе. Да и штурман, ценительница индийской культуры, моментами ведёт себя прямо- таки согласно классическим канонам драматургии, сказочно. Пушкин бы заценил.

Паркуемся в Раифе на полупустой стоянке, это раз. Народу минимум, все локации свободны для фотографирования, это два. В храме  трудники моют полы после службы, поэтому заходим "по чистоте" , это три. В монастырской трапезной, перед самым закрытием, ужинаем в отсутствии очереди, это четыре. Таков список, чего не хватило в предыдущее посещение. Вот вам и градиент, разница потенциалов , вот вам и дуальность бытия...

Будто бы "дожимаем", докручиваем желательные обстоятельства, чтобы перейти в следующий формат...

Возможно поэтому  через три дня, в том же составе, вновь прибываем в обитель, на утреннюю службу. Волжско-Камский заповедник, однако. Место Силы.

Впервые делаем фотографии монастыря почти  с середины озера. Впервые слышим литургию в исполнении  братского хора. Впервые набираем три канистры воды в здешнем источнике...

Именно в этот момент происходит осознание, которое словно дверь в следующую комнату. Словно очередной  ход в настольной детской игре.

Семь лет назад, я приезжал в Казань на такси, на свидание к женщине, сразу после рабочего дня. На два-три часа. Чтобы вернуться домой в Чебоксары поздно ночью, а утром выдвинуться на работу ни свет, ни заря.

Рассказываю этот нюансик штурману, которая понимающие усмехается. Ну да. Ну да...

Три посещения Раифского  монастыря вблизи Казани в течении месяца, так чтобы одним днем, на два- три часа  - это
"переписывание" личной истории получается. Перепроживание обстоятельств. Смена контекста.

Дальше легче. Выруливаем с парковки, штурман закидывает в ящик для пожертвований денежку, согласно здешним порядкам.  Следующая заброска "невода" в сторону остров-града Свияжска. Куда меня трижды звали, а я трижды отказывался.

Время разбрасывать камни и время их собирать...

Дружине Ивана Грозного не удалось  взять Казань с первого раза. Тогда русские воеводы  подошли к решению задачи творчески.
Срубили деревянный острог выше по течению Волги, промаркировали все элементы конструкции, разобрали и сплавили по реке в виде плотов. Далее, буквально под носом у казанского хана, собрали  военную базу в устье Свияги, на острове ,  за четыре недели. Накопили в крепости силы и  средства -  войско, пушки, ядра, порох, провизию. И успешно  штурманули  Казань , что позволило впоследствии  существенно прирасти землями на восток.

Мы подъезжаем к Свияжску в полдень под колокольный звон. Интуитивно, прежде чем зайти на территорию остров-града, выполняю прямо на дороге урдхвападмасану - стойку на голове с ногами заплетенными в лотос. Читаю мантру. Осознанно меняю свое состояние.  Штурман фоткает.

Недалече от стоянки для автотранспорта припаркован вертолёт. Практически из песен Шаинского. Чтобы помолиться каждый добирается по-своему.

Поднимаемся по косогору в Успенский мужской монастырь. Мимо памятника жертвам репрессий. Тут отбывали и политические, и по уголовным статьям, и пленные немцы в свой черёд. В одно время  корпуса монастыря занимала психиатрическая лечебница.

Вокруг острова стайками  кучкуются  рыбаки, издалека похожие на  пингвинов. Погода солнечная, лёд бликует, снег искрится. Морозно, поэтому туристов минимум. Идеально для первого посещения.

Внутри колокольни храма Николая Чудотворца словно оказываешься в 16 веке. Мощные, выложенные из крупных камней стены. Крутые лестницы, сводчатые потолки, тесные коридоры. Акустика такая, что даже собственный шопот кажется оглушительным. И я вновь исполняю урдхвападмасану, повинуясь некому внутреннему импульсу. Читаю мантру и меняю свое внутреннее состояние. Штурман фоткает, слегка корректируя моё положение в пространстве. Примерно так  же при строительстве объекта  стропальщик командует действиями крановщика, чтобы точно установить очередной  элемент.

Преподобный Герман - основатель монастыря - здесь жил, исповедовал, молился и тут же упокоен. Туристы могут посетить  реконструкцию его кельи. Суровый  аскетизм в каждой детали . Ничего лишнего. Подходим на поклон к усыпальнице с  мощами.
Впечатлительная штурман испытывает трепет. Замедляется. Разработчики компьютерных игр сказали бы "зависает". Она бывала в Свияжске летом и поэтому у неё срабатывает градиент. Одно впечатление дополняется вторым до единого целого.

Потом мы заходим в музей обители, где на стеклянных стеллажах представлены старинные книги, иконы, нательные кресты, найденные на территории во время раскопок. Мирянские символы существенно отличаются отделкой  от братских. Если поднести близко руку, то можно ощутить  будто иголочками покалывает кожу. Будто шевелится что-то под  ладонью. Все экспонаты "живые", заряженные. Очень  сильное поле.

Мы узнаем, что действующих монастырей на острове два. Проходишь пятьсот метров и оказываешься в Иоанно-Предтеченской женской обители. Прямо с первых шагов теперь и у меня  начинается "внутренняя работа". До меня доходит....

Вот она большая "гальваническая банка", видимая и ощутимая, а, главное, действующая модель дуальности бытия!
Два монастыря, мужской и женский - это полюса, электроды - плюс и минус. Сам остров, окружённый водой, это нейтральный корпус, а роль электролита выполняют люди - местные жители и туристы.  Думаю, что  Успенский монастырь включён в список ЮНЕСКО не только благодаря фресковой  росписи храмов.

Мы возвращаемся на парковку, видим как набирает высоту вертолёт, практически из песен Шаинского, и меня догоняет флешбек из советского прошлого....

1989 год. Мне 17 лет. Станция Свияжск. Сумерки. Студенческий стройотряд Чебоксарского электро-механического техникума в составе республиканского  трудового десанта в Астрахань- на уборку урожая томатов - выгружается из комфортабельных "Икарусов". Это моё второе самостоятельное путешествие во взрослую жизнь. До прибытия поезда следующего в направлении Волгограда несколько часов. Предвкушение приключений щекотит нервы...

Свет пристанционных фонарей. Грузовые составы на запасных путях. За ними - периметр исправительной колонии опутанный  колючкой. Тут же сетка  высотой  с пятиэтажный дом, чтобы исключить заброс  "передачек" в зону. Иллюстрация к поговорке "От тюрьмы и сумы не зарекайся."

Будучи тихарем-отличником я мечтал оказаться в рядах  группировщиков. Так же, как гадкий утёнок из сказки мечтал стать лебедем. Стать пацаном. Увидеть изнутри эту сторону жизни. Поездка в ССО, вдали от родительской опеки, представлялась мне отличным шансом осуществить задуманное. Этакой стажировкой  перед вступлением в  группировку по территориальному признаку.

Мои сокурсники совершали  трудовые подвиги, а я принимал участие в  хулиганских действиях  в составе группы более опытных товарищей на территории Волгограда, Саратова и Астрахани. "Промышляли" по мелочовке.

Уклонение от сбора томатов не прошло незамеченным. Руководство на общем построении исключило  "инициативную  группу " из списков стройотряда и  досрочно  вручило всем "участникам шоу" обратные  билеты на Родину. В аккурат на Успенский пост.

Астрахань. Железнодорожный вокзал. Сумерки. Дневная  духота идёт на спад .Рубашка липнет к телу. Три фигуры выдвигаются из темноты к нам - шестерым подросткам, ожидающим поезд до Саратова. Руки в карманах, угрюмые лица, взгляд исподлобья. На вид - старше нас на десятку.

- Кто такие? Откуда? - голос звенит металлом. - Деньги есть?

Мы словно воробьи жмёмся в кучу.
А "мастер класс" продолжается:

- У меня в кармане нож. Стреляет лезвиями. Мне нужно только нажать кнопку! А ну-ка быстро вывернули карманы!

Говоривший так и не достаёт  нож. Зато мы достаем всю наличку.

Отвратительное ощущение дрожи  в коленках и  влажных ладоней, которыми отдаёшь все имеющиеся  бумажные деньги, остаётся надолго. А самое мерзкое в букете ощущений - это  унижение, которое испытываешь.

- А теперь быстренько и  дружно сломились отсюда!!! - следует команда.
- На старт! Внимание! Марш!

И мы бежим без оглядки.

(Тут происходит флешбек внутри флешбека. Как голос за кадром, как субтитры. Именно тогда было принято решение, что лучше не иметь много денег, чем испытывать унижение.)

Потом были два дня пути  на фоне вынужденной голодовки. Экспресс-выгрузка на станции Свияжск. Когда  сумка с вещами и ключи от квартиры родителей  остаются  в поезде и уезжают в Казань. Лишь паспорт на кармане и копеек двадцать. Этого впритык хватает на  белый хлеб,  который делится на шестерых и запивается водой с уличной колонки. Вот так. Хлеб и вода. В аккурат на Успенский пост.

Я понимаю почему нахожусь здесь. Это
" переписывание" личной истории получается. Перепроживание обстоятельств. Смена контекста.
С удивлением узнаю, что станция Свияжск находится в восьми километрах, в населённом пункте Нижние Вязовые. А я-то всегда думал, что  где станция - там и город. И городом то он был при царях с населением в две тысячи, а нынче это село с двумя с половиной сотней жителей.
Когда меняется ключевая  информация  выстраивающая  систему, то преображаются все элементы конструкции. Главное подойти творчески.

Стартуем.

И вот я вновь стою на перроне. Зимнее солнце почти в зените. Грузовые составы на запасных путях. За ними - периметр исправительной колонии опутанный  колючкой. Та же сетка высотой с  пятиэтажный дом, чтобы исключить заброс  "передачек" в зону. Иллюстрация к поговорке "От тюрьмы и сумы не зарекайся."

Мы находим местную пекарню и покупаем белый хлеб кирпичиком, а два стакана воды набираем в парикмахерской напротив, потому что колонки с улиц  давно убрали.

Я мечтал оказаться в рядах группировщиков так же, как гадкий утёнок мечтал стать лебедем. И у меня получилось. Потом, с таким же рвением я  стремился стать преподавателем  йоги. Андерсен бы заценил.

Выполняю урдхвападмасану - стойку на голове с ногами заплетенными в лотос. Штурман фоткает. Читаю мантру и осознанно меняю свое состояние.

Время разбрасывать камни и время их собирать.


Рецензии