О здоровье. Дай бог каждому

                Трудное это дело
                – родиться и научиться жить.

                ЯНУШ КОРЧАК,
                польский педагог,
                в 1942г. добровольно пошёл
                в газовую камеру вместе
                со своими воспитанниками
                Дома Сирот.

В репертуаре Льва Лещенко есть такая песня:
Мы – дети Галактики,
Но самое главное –
Мы дети твои, дорогая Земля!
Стихи Роберта Рождественского, музыка Давида Тухманова. Хорошие стихи, хорошая музыка, увлекательное исполнение.

 Однако иной взгляд мы обнаруживаем у «неистового солнцепоклонники из Калуги, породившего Землю с космосом». Так характеризуют Александра Леонидовича Чижевского, который с очевидностью показал влияние нашего Солнца на биосферу, на всю человеческую историю и на самого человека. Галилеем ХХ века его называют в Италии. И после ознакомления с исследованиями и идеями Александра Леонидовича Чижевского легко соглашаешься – Мы дети Солнца.

Это бесспорно и что из этого следует? Здесь мы выделяем только один момент – когда нам нужно просыпаться, если мы дети Солнца? Испокон веку человек с Солнцем вставал и с Солнцем ложился – кто же в темноте работает. Но после появления электрических лампочек это правило ушло с повестки дня. Однако.

Упомяну Александра Сергеевича Пушкина. Он 27 сентября 1932 года в своём письме к Наталье Николаевне пишет: «Вчера только успел отправить письмо на почту, получил от тебя целых три. Спасибо, жена. Спасибо и за то, что ложишься рано спать…».

Почему так? Александр Сергеевич хорошо знал – рано уснул, рано встал. А кто рано встаёт, тому бог даёт – гласит народная мудрость. В частности, и в исламе (вторая по численности религия), и в тексте сунны (высказывания пророка) ясно оговорено, что блага распределяются на рассвете. И вся трудовая Россия вставала вместе с Солнцем, дабы с пользой для семьи использовать светлое время суток. 

Симпатичны дела и достижения у профессора Шноль Симона Эльевича. По окончанию биологического факультета МГУ он работает в Центральном институте усовершенствования врачей на кафедре Медицинской радиологии. В его обязанности входила работа с радиоактивными материалами. В тех условиях обязательными были медицинские осмотры, и на очередном врач, показав падающую динамику уменьшения лейкоцитов, сказал: «Вам осталось жить 4 месяца».

Дома Симон Эльевич промолчал, и семья принимает решение ехать на юг, к морю. Дорогой он столь ослаб, что на конечном пункте не было сил выйти из автобуса. Помогли пассажиры, и жена, его обездвиженного, разместила непосредственно на берегу моря, куда каждый день и приносила завтрак, обед и ужин.

На берегу, он был «непосредственным участником», восходов и закатов Солнца. Нельзя быть безразличным к таким событиям, когда перед тобой необъятный морской простор. И через две недели своего «прибрежного» существования Симон Эльевич уже самостоятельно дошёл до воды и окунулся в море. В Москву он вернулся в хорошем здравии. На очередном ноябрьском осмотре врач, которая «разрешала» ему жить лишь до августа, посмотрела на него весьма недружелюбно. И отметим без документального подтверждения – на берегу Симон Эльевич просыпался вместе с восходом Солнца.
 
Занимаясь любимой наукой, встречаясь со многими её корифеями – в частности, имели место долговременные контакты с Николаем Владимировичем Тимофеевым–Ресовским, – Шноль особо выделяет знакомство с Глыбиным Л.Я., врачом из Владивостока.   
 
Глыбин Леонид Яковлевич – Генеральный директор научно-исследовательского центра клинической кардиологии и биоритмологии, доктор медицинских наук. Он проанализировал истории болезней у 13000 человек и на их основе разработал собственную методику. По своей методике он вылечил немалое число пациентов, которым прежде предлагали лишь операцию на сердце. Успешное лечение не требовало скальпеля и таблеток, но в итоге исчезала стенокардия, приступы удушья и прочие поводы для вызова “неотложки”. Как же Леониду Яковлевичу это удавалось? В силу перестройки ритма жизни пациента.

Вот первый обязательный момент — больной должен рано ложиться спать, не позже 21.00, и соответственно рано, часа в 4 утра, вставать (как не вспомнить Пушкина с его письмом к Наталье Николаевне).

Второй обязательный момент – вместо микстур Леонид Яковлевич прописывает для данного больного нужную дозу ежедневных физических нагрузок (ходьба, бег, гантели и прочее). И, конечно, регулярное проведение электрокардиологических наблюдений – ЭКГ.

К нормальной жизни при этом возвращались люди, перенёсших инфаркт. Наблюдалось обязательное снижение атеросклероза, исчезали (у пациентов Глыбина) рак, инфаркт миокарда, гипертония, ожирение, сахарный диабет.

Глыбин по результатам своих исследований выявил, что естественная потребность сна в любой сезон года возникает около 21 часа. Поэтому приготовления ко сну и у школьников, и у их родителей, должны начинаться в 20 часов 30 минут. И вставать они при этом должны около 4 утра! Исходя из этого, должен строиться и весь дальнейший распорядок дня в школах и в детских садиках.

Леонид Яковлевич направил в адрес Правительства свои обоснованные предложения по изменению расписания общества – начинать рабочий день в 5-6 часов утра, завершать работу к 13 часам, телевизионные передачи оканчивать до 21 часу …. Ответа он не получил. А от окружающих встречал лишь скепсис и запреты на публичные выступления. Но лично профессор Шноль все его рекомендации принял безоговорочно. 

Поэтому с 80-х годов Симон Эльевич ежедневно вставал в 3-00. И добавлял: «Зато в 9 часов вечера я никакой». Прожил профессор Шноль Симон Эльевич 91 год. Напомним, рекомендации Глыбина опираются на анализ 13 тысяч историй болезни. 

В чём же причина оздоровляющего эффекта раннего пробуждения? Конечно, причина есть и связана с природой нашего бытия, с существованием нашего Солнца. У любого человека есть «своя» микробиота.

С восходом Солнца масса микробиоты начинает заметно увеличиваться. И если с восходом Солнца человек не просыпается, то накопленную организмом энергию микробиота забирает на свои «нужды», более всего на своё размножение. При этом она не только «обкрадывает» организм своего хозяина, в такой ситуации она не участвует в повышении иммунитета.

При подъёме же в 4-00 организм человека «забирает» себе накопленную энергию, оставляя микробиоте обязательную для неё заботу об иммунитете. Это обстоятельство и выявил Глыбин Леонид Яковлевич, просмотрев 13000 историй болезни.

Повторим – подъём в 4-00 опережает восход Солнца, отход ко сну около 21-00 совпадает с естественной потребностью сна. Соблюдая такой режим дня, человек и обеспечивает себя высоким иммунитетом.  Как написано выше – без микстур и таблеток.

В свете нашего повествования очень интересен эпизод из жизни Чертока Бориса Евсеевича – конструктора и учёного, соратника и заместителя С. П. Королёва. У него обнаружилась «странная болезнь», о чём он поведал в монографии «Ракеты и люди», книга 2.

Однажды утром Бориса Евсеевича нашли в полуобморочном состоянии. Термометр показал больше 40 (эти события начинались на Байконуре). Сделали анализ крови, и его результаты напугали медиков. По всем справочникам такая кровь бывает при лучевой болезни, под иной диагноз результаты анализа не подходили.

Чертока перевозят в Москву, и для консультации приглашают знаменитого гематолога профессора Иосифа Абрамовича Кассирского. Профессор, узнав, что пациент заболел в Казахстане, облегчённо вздохнул. "Я думаю, – сказал он, – что это не лучевая болезнь. У вас в крови необычайно велик показатель по эозинофилам. Это, скорее всего, эозинофильная болезнь, которая встречается в нашей Средней Азии. Это реакция организма на проникновение в печень паразитирующих микроорганизмов, которые существуют в тех краях".

И профессор прописал больному неприятные по своим ощущениям "продувки чистым кислородом внутренних пневмогидравлических магистралей". Конечно, регулярно делали экспресс– анализ крови и всякий раз объявляли, что наблюдается "незначительная тенденция к улучшению".

При этом у Бориса Евсеевича был домашний режим, и, несмотря на скачущую температуру и непривычную слабость, он посещал «службу» и был в курсе «производственных» событий. 4 октября 1957 года запущен Первый спутник, и Борис Евсеевич – среди награждённых Ленинской премией. Столь почетная награда помогла приобрести путёвки в элитный дом отдыха, и в январе они вместе с женой любуются заснеженными просторами Валдая. И далее – текст самого Бориса Евсеевича.

«Несмотря на недомогание, я решил испробовать метод лечения, который выдумал сам. Сразу после завтрака ходил на лыжах до изнеможения. Возвращаясь, шел в душевую, ложился на деревянную решетку и парился под сильно бьющими струями до состояния полного блаженства.

После короткого отдыха следовал обед и положенный "мертвый час". Затем снова на лыжи, но уже совместно с женой. Второй сеанс на лыжах проходил без напряжения.

Через две недели такого режима по возвращении в Москву я себя чувствовал совершенно здоровым. Явился к Кассирскому, и Иосиф Абрамович, посмотрев на анализ крови, задал вопрос: "Ну, рассказывайте, кто вас так быстро вылечил? Анализ совершенно нормальный!" Я все рассказал, как на духу.

Он не очень уверовал в стабильность моего нового состояния и просил регулярно наведываться. На этом закончилась загадочная болезнь, которая более чем на полгода оторвала меня от работы». И вот неизбежный комментарий.
 
Первое. Борис Евсеевич просыпался до восхода Солнца. Солнце восходит в 9-00 в первых числах января, и в 8-30 у последних. И маловероятно, чтобы в элитном доме отдыха вставали позже. Так что поведение Бориса Евсеевича полностью соответствует методике Глыбина.

Второе. Ходьба на лыжах, как метод лечения, что «выдумал» наш больной, опять же соответствует рекомендациям Глыбина, поскольку у Леонида Яковлевича пациенты обязательно имели ежедневную физическую нагрузку.

Третье. Ходьба на лыжах до изнеможения требовал много энергии, и мышцы забирали всё нужное для своей работы, а микробиоте «оставалась» забота об иммунитете. Так что « метод лечения, который выдумал сам» Борис Евсеевич повторяет методику Глыбина Л.Я., а достигнутый положительный результат подтверждает правоту Леонида Яковлевича.

И прожил Черток Борис Евсеевич, многоуважаемый лауреат Ленинской премии, академик РАН и Герой Социалистического Труда,  99 лет.

Уважаемый читатель, если вам нужен хороший иммунитет, то можно воспользоваться методикой Глыбина Леонида Яковлевича, доктора медицины и кардиолога по специальности. Здесь всё просто:
– быть в постели в 21-00,
–  подъём в 5 утра (плюс-минус один час),
– проснуться, сладко потянуться и дать своим мышцам посильную нагрузку, это ходьба, бег, et cetera.


Рецензии