2. 2. 3. Серьёзная обида

               
                П Ь Е С А

         (для театра юного зрителя, для кукольного театра, для анимационного
                кино)

                Д Р А М А

                в  д е в я т и действиях               
               
                Посвящено моим               
                внукам и правнукам

               

                Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е   Л И Ц А

     1. М а т ь - женщина 30-33 –х лет, мать Юры и Полинки
     2. Ю р а – мальчик лет 7-ми, сын матери
     3. П о л и н к а – девочка лет около 5-ти, дочь матери
     4. С е р г е й А р к а д ь е в и ч – лесник, мужчина лет 45 -ти
     5. Л ю д м и л а С е р г е е в н а – дочь лесника, девушка лет 22-х
     6. С т а р ы й   к а р а с ь -  муляж (кукла) рыбы в масштабе 2:1
     7. Б е л о ч к а - муляж (кукла) белки
     8. М е д в е д ь - муляж (кукла) медведя в масштабе 1:2
     9. В о л к - муляж (кукла) серого волка 
    10. Л о с ь  (с о х а т ы й) - муляж (кукла) лося с ветвистыми рогами в
                масштабе 1:2
    11. Л о с ё н о к - муляж (кукла) небольшого лосёнка
    12. З а я ц - муляж (кукла) зайца
    13. Л и с а - муляж (кукла) лисы
    14. Кукла М а ш а - девочка лет7-8-ми
    15. Кукла Д а ш а – девочка лет7-8-ми
    16. С т у л - муляж стула



                Время действия – конец лета (август месяц)


               

     После третьего звонка свет в зале гаснет, софиты освещают только занавес. Раздаётся голос диктора: - «В одном большом селе, - районном центре, - в своём просторном доме жила обычная семья: мама, папа, их сынок Юра и доченька Полинка. Юра бал старше Полинки на целых полтора годика, хотя ему самому-то едва исполнилось семь лет. У детей была своя комната, в которой находилось много игрушек, и дети часто играли там вместе в разные игры».
                П о д н и м а е т с я   з а н а в е с


                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

     На сцене просторная детская комната. Сбоку комнаты видна входная лёгкая дверь. То тут, то там видны разбросанные на полу и на диване разные игрушки. Юра сидит на диване возле поставленной наклонно широкой доски (один конец доски на диване, а другой – на полу) и, периодически садясь на доску, скатывается по ней вниз, помогая руками, а затем снова забирается на диван и снова скатывается. Лицо у Юры выражает удовольствие.
     Полинка сидит на ковре недалеко от Юры и, играя с куклами, что-то им говорит с нравоучительным видом.
     Наконец Юре надоедает скатываться с доски, он встаёт и берёт в углу сцены (комнаты) детские машинки. Подойдя к доске, зовёт сестрёнку.

     Ю р а (громко): - Полинка!..  Полин…

                Полинка делает вид, что Юру не слышит

     Ю р а (настойчиво): - Полинка, слышишь – нет?..

                Полинка поднимает голову и смотрит в сторону Юры

     П о л и н к а: - Что?... Ты меня зовёшь?..
     Ю р а: - Конечно… Иди сюда, будем в машинки играть!

                Полинка неспешно подходит

     П о л и н к а: - Как играть?..  Ты мне покажешь?
     Ю р а: - Конечно… Вот садись вон там (показывает рукой), возле стула. Я залезу на диван и буду по доске спускать машинки, а ты, после того, как они остановятся, их будешь собирать и подносить мне. Хорошо?
     П о л и н к а: - Нет, я не хочу – ты будешь играть с машинками, а я буду их всё время тебе подносить? Не-е, я не хочу…
     Ю р а: - Почему всё время? Я поиграю, а потом мы местами поменяемся, и ты будешь машинки спускать по доске, а я буду их тебе подносить. Согласна?..
     П о л и н к а: - Не-е, не хочу- ты хитрый: раз поднесёшь, а потом скажешь, что тебе это не интересно – я знаю…
     Ю р а: - Ну почему я хитрый?.. Ладно, давай так: три раза ты мне подносишь, а потом я тебе три раза буду подносить. Так пойдёт?
     П о л и н к а: - Ладно, так согласна.

           Юра берёт Полинку за руку и, подведя её к стоявшему стулу, усаживает
                её на пол

     Ю р а: - Вот так, только ты ноги пошире разведи, чтобы машинки к тебе
попадали, а не разъезжались по полу. Поняла?
     П о л и н к а: - Поняла… Давай начинать.

     Юра усаживается на диване рядом с наклонной доской и начинает по одной спускать машинки. Полинка, принимая машинки в «гараж», заливисто смеётся. игра продолжается с полминуты. За дверью слышится голос матери

     М а т ь: - Юра-а, Полинка… Идите ужинать…

     Полинка и Юра удаляются со сцены. Пауза. Вдруг боковая дверь в «детскую» открывается и в неё входит мать Юры и Полинки. Окидывая взглядом комнату, в которой игрушки разбросаны, два стула перевёрнуты, некоторые из детских вещей валяются то тут, то там по всей комнате, мать недовольным голосом зовёт Юру.

     М а т ь: - Юра-а, Юра… (Юра заходит в «детскую» комнату и вопросительным взглядом смотрит на мать). Юра, что вы тут натворили? Это же безобразин какое-то! Почему всё разбросано, перевёрнуто?.. Ну-ка быстренько наведи тут порядок, пока я с Полинкой посуду помою…
     Ю р а (заупрямившись): - Не буду, это не я – это Полинка: она за мной бегала и в меня кидала и игрушками и одеждой, даже вот по руке больно ударила…
     М а т ь: - Ну ты же старше её – пристыдил бы, заставил хотя бы потом всё убрать, сложить, поставить на место, или бы вместе это убрали…
     Ю р а: - Да-а, так всегда: она всё разбросает, а я за неё «отдуваюсь» - пусть она и убирает…
     М а т ь (строго): – Ну вот что: сейчас же наведи порядок, а то мне придётся тебя наказать, а потом ещё и папе на тебя нажаловаться, когда он из города с совещания вернётся.

     Мать несколько грубовато подталкивает Юру вглубь детской комнаты, и тот с обиженным видом делает несколько шагов вперёд, затем останавливается.

     М а т ь (подходя к двери «детской» оборачивается и слегка повышенным тоном в голосе): - Давай-давай, а то я приму более строгие меры: ишь, на сестрёнку всё спирает – она же ещё маленькая…

     Мать уходит. Юра остаётся один. Он нехотя приступает к наведению порядка в детской комнате, шепча себе что-то под нос, потом останавливается.

     Ю р а (в зал, насупившись): - Вот уйду завтра из дома – пусть они живут без меня, пусть жалеют потом, что меня обидели. Я и без них проживу… Вот уйду, и всё! Нет!.. Лучше я уеду далеко-далеко на машине или на поезде или, лучше, на пароходе в другую страну – в Индию, например, где разные красивые звери и птицы, где всегда тепло и хорошо…

     Свет медленно гаснет. Слышен шум от смены декораций. Пауза, во время которой раздаётся голос диктора.

     Г о л о с  д и к т о р а: - С такими мыслями Юра и уснул в своей кроватке, укрывшись мягким и тёплым одеяльцем. (Пауза). Утром следующего дня Юра решил выполнить во что бы то ни стало свою задумку и, позавтракав, он незаметно для всех прихватил с собой несколько кусочков хлеба и пирожок. Дождавшись, когда мама с Полинкой занялись своим делами, Юра тихонько открыл выходную дверь из дома и на цыпочках вышел во двор. Перед началом своего путешествия он решил сходить к небольшой реке, протекающей за околицей и на которую иногда они ходили с отцом вдвоём половить рыбу или просто покупаться и позагорать.

                ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ

     Свет загорается. В глубине сцены, на её стене с помощью проектора видна красочная картина леса с протекающей как бы в далеке рекой. По краю сцены, с левой её стороны, расположены муляжи редких кустарников. На авансцене видна зелень травы, а справа и как бы в углу, виден песчаный берег реки с отблеском воды.
     Юра медленно выходит из-за левых кулис. В руке у него прут, которым он как бы «сечёт траву». Подойдя к «песчаному берегу», он начинает нечасто бить прутом по воде (вода налита в предварительно спрятанную ёмкость), вызывая брызги.
     Вдруг как бы из воды «выпрыгивает» рыба и, описав небольшую дугу, «плюхается» в воду.

     Ю р а (громко и как бы в раздумье): - Вот рыбы – хорошо им: плавают себе, где захотят, никто их не ругает, не обижает. Захотели туда – пожалуйста, плыви туда, захотели сюда – пожалуйста, плыви сюда! Захотели поиграть, поплескаться – тоже пожалуйста: играй в удовольствие, веселись, ничего после игры убирать не надо, бояться, что тебя наругают – тоже не надо!.. Вот бы мне сейчас превратиться в рыбу – я тоже бы с удовольствием поплавал, поплескался и повеселился…

     Из «воды» внезапно прямо к Юре «выпрыгивает» старый карась. Испугавшись, Юра отступает на шаг назад. Карась обращается к Юре писклявым голосом.

     К а р а с ь (голос диктора): - Ты, Юра, очень ошибаешься в своих рассуждениях… Нам, рыбам очень нелегко в наших природных условиях… Да, ты ошибаешься. Мы все живём в постоянном страхе за свою жизнь – ведь нас в любой момент может настигнуть щука и проглотить, нас может обманным путём, с помощью простой лишь наживки на крючок червяка или даже кусочка хлеба поймать, а потом зажарить на сковороде любой рыболов, нас может выследить и подхватить прямо из воды хищная птица, мы можем болеть от недоедания или от недостатка кислорода в зимнее время, находясь под толстым льдом. А то, что, что ты видел, как наши сородичи выпрыгивают из воды, то это они не резвятся, не играют, а охотятся на разных мошек, стрекоз или там комаров, чтобы «подкрепиться» на завтрак или на ужин. Нам некогда играть в разные игры, мы с утра часов до десяти-одиннадцати и вечером часов до девяти только и занимаемся вопросами своего пропитания, а днём и ночью мы прячемся от наших врагов-обидчиков. Так что ты зря нам позавидовал, это мы вам – людям завидуем в том, что вы сами хозяева своей судьбы, своего времени и можете жить, как хотите…
     Ю р а (нахмурив брови): - Я тебе не верю, ты просто злой и боишься, что я, если стану рыбой, буду тебе мешать привольно жить..
     К а р а с ь (голосом диктора, сокрушённо): - Глупенький ты ещё, но повзрослеешь – поумнеешь… Прощай!

     Карась скрывается. Юра, постояв некоторое время и что-то говоря как бы сам с собой, стучит пару раз прутом по воде и, развернувшись, уходит со сцены как бы в сторону леса. Свет на сцене гаснет, идёт смена декораций.


                ДЕЙСТВИЕ  ТРЕТЬЕ

     Загорается свет. На сцене «опушка леса» - на задней стене сцены видна красочная картина леса без реки (проекция слайда). Ближе к авансцене, к правым кулисам, поставлены два муляжа деревьев-сосен (на одном из «деревьев» прикреплён невысоко от «земли» мало заметный из зала магнит).
     У левых кулис расположен пенёк от срезанного когда-то дерева.
     На сцену, озираясь по сторонам, медленно выходит Юра. Он обходит авансцену и останавливается, ещё раз осматривает «опушку леса» и, заметив пенёк, подходит к нему и садится сверху. Затем, хлопнув слегка себя по лбу, Юра лезет за пазуху и достаёт небольшой свёрток, разворачивает его и, достав из него кусочек хлеба, начинает его есть. В это время на сцене появляется красивая белочка. Она «пробегает» мимо Юры и, слегка «подпрыгнув», как бы цепляется за ствол «дерева» (прикрепляется к магниту).
     Юра удивлён, он привстаёт с пенька, заворожённым взглядом смотрит секунд пять на «белочку», затем снова садится на пенёк.

     Ю р а (с восхищением): - Ух, какая красивая белочка!... Да шустрая какая!...  (прикрыв глаза, в раздумье, с полуоборотом в зал). Везёт же им, белочкам: бегают себе, где захотят, прыгают, ни о чём не заботятся, никто их не ругает – не жизнь, а одно удовольствие!... Как бы я хотел быть белочкой!

     Белочка «спрыгивает» с «дерева» и шага на два «подбегает» ближе к Юре, внимательно его слушает. Юра открывает глаза и, увидев перед собой белочку, заговаривает с ней.

     Ю р а: - Ты чего?
     Б е л о ч к а (голосом диктора): - Так, ничего. Вот сижу и смотрю на тебя – может дашь кусочек хлебушка. Я его своим бельчатам отнесу – они у меня маленькие и кушать хотят. Я им вот недавно старый орешек отнесла, ноэтого им мало.

             Юра отламывает часть от кусочка хлеба и кидает его белочке.

     Ю р а: - На; вот, не жалко…
     Б е л о ч к а (голосом диктора): - Спасибо, Юра.

                Белочка исчезает

     Ю р а: - Ну чудеса!.. Белка, а разговаривает человеческим голосом: как в какой-то сказке папа мне читал перед сном – там такие разные звери человеческим языком разговаривали…

     Юра встаёт и собирается идти дальше. Тут снова появляется белочка. Юра садится вновь на пенёк, достаёт пирожок и начинает его есть.

     Б е л о ч к а (голосом диктора): - Я слышала, Юра, что ты хотел стать белочкой, как я. А ты знаешь, какая у нас, белок, трудная жизнь? Вот мне, например, надо всё вреия заботиться о том, чтобы прокормиться самой и чем накормить своих бельчат, как защитить свой дом, - дупло или гнездо, - от врагов, как не попасться самой в клюв хищной птицы или в лапы самого опасного для нас врага – куницы. А сколько мы, белки, тратим труда, чтобы сделать запас ко;рма на зиму, особенно если зима ожидается снежная и холодная! Я вот целыми днями лазаю по деревьям в поисках шишек с орешками или собираю орешки на кустах-орешниках, под деревьями и в траве ищу съедобные грибочки, собираю семена растений и всё это припасаю на холодные и голодные времена года. Мне совершенно некогда даже отдохнуть, а не то, чтобы просто попрыгать-порезвиться…
    
    Юра внимательно слушает белочку, которая вдруг замолкает и просящим взглядом смотрит на Юру. Юра секунд пять смотрит на белочку и, понимая, что ей нужно, кидает оставшуюся часть пирожка белочке. Та, «схватив» пирожок и махнув хвостиком, «убегает».

     Ю р а (бросает реплику в сторону зала): - Чудная какая-то… А, наверное, она говорила правду: действительно им, белкам, не очень-то легко живётся на этой вот природе.   Что-то мне совершенно расхотелось быть на их месте. Нет уж: лучше я останусь таким, каким я есть – мальчиком… Вернусь-ка я домой…

     Юра встаёт с пенька и осматривается. Он начинает понимать, что совсем не узнаёт места, где он находится и не знает в какую сторону ему идти, чтобы вернуться домой. На его лице видны беспокойство и тревога, он начинает всхлипывать.

     Ю р а: - Куда же я забрёл? Всё мне здесь не знакомо! Куда идти-то, в какую сторону?..

     Юра растерянно осматривает окружающее его место и начинает громко плакать. Свет на сцене гаснет, слышен удаляющийся плач Юры, который вскоре совсем затихает. Идёт смена декораций.

                ДЕЙСТВИЕ  ЧЕТВЁРТОЕ

     Загорается свет. На задней стене сцены всё та же проекция слайда с красочной картиной леса. Внизу стены, на полу, установлены на небольшом расстоянии от стены муляжи кустарников. На авансцене, ближе к правым кулисам, также установлен один-два муляжа кустарника, а ближе к левым кулисам «расположился» красивый гриб-мухомор (муляж).
     На сцену от левых кулис выходит медленным шагом всхлипывающий Юра. Дойдя до середины сцены, он останавливается, оглядывается и замечает гриб-мухомор.
Юра прекращает всхлипывать и подходит к грибу. Затем он «срывает» шляпку у гриба и начинает её рассматривать.

     Ю р а (водя пальцем по шляпке гриба): - Смотри-ка: какая она красивая! Сама красного цвета с какими-то желтоватыми чешуйками… Интересно: её можно есть или нет?.. Что-то мне уже и кушать хочется, даже не кушать, а хотя бы просто воды попить – я уже вон сколько времени хожу, солнце даже уже над головой светит…
     Г о л о с  б е л о ч к и  (голос диктора): - Юра, ты зачем сорвал этот гриб? Брось его сейчас же – это плохой гриб, это ядовитый мухомор!..

     Юра озирается по сторонам, смотрит вверх, ища кто бы это мог с ним говорить,
      но никого не обнаружив, с изумлением снова смотрит на шляпку гриба.

     Г о л о с  б е л о ч к и  (голос диктора): - Юра, ну что ты на неё смотришь? Брось сейчас же – в этом грибе содержится сильный яд, им можно отравиться. Никогда не срывай эти грибы!..(Юра бросает шляпку гриба в сторону).  Вот и правильно. Молодец, что послушал меня - белочку!.. Запомни мой совет на всю жизнь – он может пригодиться когда-нибудь ещё…

     Ещё раз осмотрев «опушку леса», Юра направляется в сторону задней стены сцены, к кустам. Вдруг кусты зашевелились и среди них (между ними) появляется фигура медведя средних размеров. Юра пугается и пытается бежать прочь, но слышится голос медведя.

     М е д в е д ь (голос диктора): - Да не бойся ты так! Иди вот сюда – я уже полакомился малинкой, так что можешь её порвать и покушать, а заодно и жажду утолить.

     Фигура медведя исчезает. Юра несколько постояв в раздумье, направляется к кусту, где только что был медведь. Подойдя, делает вид, что собирает и ест ягоды
                малины.

     Ю р а: - А малинка – вкусняшка: крупная, сочная, сладкая, ароматная!..  Вкуснее она здесь, чем та, что у нашего дома растёт.

     «Наевшись» малины, Юра возвращается на середину авансцены и садится прямо на пол, а затем ложится на бок, согнув колени и зевая.
Вдруг кусты у правых кулис начинают шевелиться и появляется фигура волка. Юра вскакивает и с испугом смотрит на «волка».

     В о л к (голос диктора): - О-оп-почки!.. А я-то думаю: кто бы это мог тут быть!.. (Пауза. Волк в упор смотрит на Юру). Вот мы и подкрепимся!.. Правда, сейчас лето, да ещё в жару что-то не очень-то хочется есть, но раз подвернулся
такой случай – можно и про запас живот набить свеженьким мясцом… (Как бы смеётся). А он такой маленький, беззащитный и сладенький этот мальчик – это ж надо, как мне повезло!..
     Г о л о с   м е д в е д я (голос диктора): - Эй, серый! Ты парнишку-то не тронь – видишь, он заблудился…
     В о л к (голос диктора): - А я и не трогаю. С чего это ты, Миша,взял, что я его собираюсь трогать?
     Г о л о с   м е д в е д я (голос диктора): - Знаю я тебя… Вон аж слюна течёт… Ты лучше отвези его домой, к родителям, а то они, пожалуй, все глаза уже проплакали.
     В о л к (голос диктора): - Я? Отвезти? Чего это вдруг ради? Только этого мне и не хватало…
     Г о л о с   м е д в е д я (голос диктора): - А что тут такого? Ты же Иван-царевича возил на спине, как слухи о том ходят, вот и этого мальца отвези.
     В о л к (голос диктора): - Я? Я возил Ивана-царевича?.. Ха-а!.. Так это когда было-то? Да и не я то был вовсе – то мой прапрадед возил…
     Г о л о с   м е д в е д я (голос диктора): - Ты возьми и повтори благородный поступок своих предков.

                Волк вдруг обращается к Юре

     В о л к (голос диктора): - А ты знаешь куда тебя везти?
     Ю р а: - Нет, я заблудился, и дорогу домой я не помню.
     В о л к (голос диктора): - Ну и я не знаю. (Кричит медведю) - Он не знает, куда его везти. Пусть он тут пока ягоды поест, а я попробую узнать где этот малец живёт…

                Фигура волка исчезает

     Г о л о с   м е д в е д я (голос диктора): - Ну и хитроумный этот сепый! – просто жуть!

     Пауза. Юра остаётся один. Куда дальше идти он так и не знает.
Картина леса на стене сцены исчезает, а затем появляется картина с отдалённым видом на озеро. Юра всматривается в эту картину.

     Ю р а: - Пойду-ка я к озеру – там и умоюсь и воды напьюсь, отдохну…

                Свет на сцене гаснет.


                ДЕЙСТВИЕ  ПЯТОЕ

     На задней стене сцены проекция слайда с озером, за которым виден лес. Перед «озером» муляж невысоких кустарников, среди которых спрятана ёмкость с водой. Со
стороны правых кулис поставлен муляж дерева (сосны), возле которой набросаны ветки, палочки, мох и проч.
     Юра медленно выходит из-за правых кулис и с интересом всё осматривает.
               Наконец, он подходит к краю «озера».

     Ю р а (с восторгом): - Вот и водичка! Как мне пить хочется-я!.. Сейчас я…

     Юра наклоняется и набирает в пригоршни воду (из предварительно «припрятанной» ёмкости). Выпрямляется и хочет поднести пригоршни с водой ко рту. Раздаётся грубый, приглушённый голос.

     Г о л о с (диктора): - Мальчик, а мальчик, ты что делаешь? Не вздумай пить эту воду! Мне ещё моя мама рассказывала, что один мальчик Ваня, проходя здесь со своей сестрёнкой, попил этой воды и в миг превратился в козлёночка. Ты что – также хочешь превратиться в козлёночка?..

     Юра выливает воду обратно в «озеро» и начинает крутить головой, пытаясь понять откуда он слышит голос. В это время за «кустами» появляются муляжи лося с маленьким лосёнком, который как бы «пьёт» воду из озера. Юра замирает в испуге. Небольшая пауза. Наконец Юра «приходит в себя».

     Ю р а: - А почему ваш телёночек пьёт эту воду и ничего?..
     Л о с ь (голос диктора): - Так он и так телёночек-козлёночек, чего ему бояться?
     Ю р а (плаксиво): - Я пить очень хочу,.. пить…
     Л о с ь (голос диктора): - Ты это… Ты вон там – отойди назад метра на три-четыре – увидишь, как бьёт из-под земли небольшой родничок: вот ту воду можно пить – она чистейшая…
     Ю р а: - А ты,.. вы почему из родничка не пьёте сами, а пьёте прямо из озера?
     Л о с ь (голос диктора): - Мы вообще почти никогда сюда не ходим – сюда часто приходят злые звери, и это для нас очень опасно. Сейчас мы с сыночком недалеко пробегали и он попросил пить. Я осмотрелся - вроде бы никакой опасности нет, вот мы и решили сюда подойти и быстренько напиться.
     Ю р а: - А я? Я вам не опасность?..
     Л о с ь (голос диктора, с плохо скрываемым смехом): - Ты пока не опасен, а потом уж видно будет…
     Ю р а: - Ладно… Хорошо… Спасибо! (направляется к «родничку»). Какой лось добрый и хороший! Да и телёночек такой миленький…

     Юра подходит к указанному лосем родничку, наклоняется и, развернувшись к залу спиной, делает вид, что пьёт воду. Затем он встаёт в полный рост и направляется к дереву с «валежником», умащивается на нём во весь рост и «засыпает».
                Свет на сцене гаснет.




                ДЕЙСТВИЕ  ШЕСТОЕ

     Декорация на сцене не меняется. Только меняется проекция слайда – он заменяется на слайд, использованный в третьем действии (лес). Дополнительно на авансцену ближе к залу и к правым кулисам устанавливается «куст» кустарника. На сцене загорается свет.
     Юра лежит так же, на «валежнике». Раздаётся какой-то шум (любым способом). Юра открывает глаза и быстро садится, «прижавшись» спиной к «сосне». У «куста», у правых кулис появляется фигура (муляж, кукла) зайца.

     З а я ц (кричит, голос диктора): - Мальчик, мальчик, помоги! Спаси!.. Меня лиса хочет поймать и съесть..
     Ю р а (машет рукой): - Давай сюда, к дереву!.. Быстро прячься за мою спину!

     Фигура зайца у куста исчезает. Другая фигура зайца появляется за спиной Юры – видны только длинные уши из-за его спины.
     Из-за левых кулис на сцене появляется «лиса», которая «долго смотрит» на Юру, а затем обращается к нему.

     Л и с а (голос диктора): - Мальчик, а мальчик! Ты кто такой и как ты тут очутился?..
     Ю р а: - Я – Юра, а сюда я пришёл… (чешет пальцем затылок, как бы что-то вспоминая). А тебе-то что?..
     Л и с а (голос диктора): - Да так – ничего, Юра. И какое ж у тебя здесь дело в лесу, да ещё в такую пору? – вот уже и солнце к горизонту направилось…
     Ю р а: - Какое, какое… А тебе какое дело до моего дела? – бежишь себе и беги…
     Л и с а (голос диктора, с издёвкой): - А-а, ты, наверное, заблудился… Ну так тебе и надо: будешь дома родителей слушать, а не самовольничать – дети часто не слушают своих родителей, и вот тебе пожалуйста…
     Ю р а: - Я и не самовольничаю. Меня скоро медведь домой отведёт – он обещал.  Я вот ещё немного подожду – он и придёт за мной.
     Л и с а (голос диктора): - Ой-ой! Прямо наш Миша обещал тебя домой отвести – очень интересно!.. Да, а ты не видел здесь зайца? Не пробегал тут никто?
     Ю р а: - Пока нет, не видел. Может раньше пробегал – я что-то не припомню.
     Л и с а (голос диктора): - Ну ладно, побегу–ка я поищу дорогого мне зайчика – я без него просто жить не могу. А ты пока посиди здесь – может Миша и придёт за тобой. Жди, я потом проверю. А сейчас мне не;когда, до свидания…

                Лиса скрывается. Пауза.

     З а я ц (голос диктора): - Ну что? Ушла лиса?..

     Кратковременно гаснет свет – идёт подмена зайца. Пауза. Свет загорается. Заяц сидит на задних лапах перед Юрой.

     З а я ц (голос диктора): - Так тебя Юрой зовут? Спасибо тебе, Юра, за помощь в беде. Я тебе буду многим обязан… Слушай, а лиса всё же права – солнце уже к закату пошло, ночь наступает. Тебе надо отсюда поскорее уходить – здесь, в лесу, ночью бывает страшно.
     Ю р а (растерянно): - Куда я пойду? Я давно бы уже домой пошёл, но не знаю куда, в какую сторону идти…
     З а я ц (голос диктора): - Э-э, дела плохи… Да-а…Во-о! – знаешь, что? Тут недалеко избушка лесника есть. Я, правда, давно там лесника не видел, но всё же: давай, я отведу тебя туда, а ты уж там сам сообразишь, что делать дальше,
как поступить… Мы же с тобой теперь друзья, а друзья должны помогать друг другу… Всё, решено – пошли…
     Ю р а: - Я согласен – пошли…

  Юра встаёт с валежника и осматривает себя. Свет гаснет. Идёт смена декораций.


                ДЕЙСТВИЕ  СЕДЬМОЕ

             В темноте сцены слышится разговор между Юрой и Зайцем.
     З а я ц (приглушённый голос диктора): - Всё, пришли. Я дальше не пойду, мне тоже нужно домой. Всего тебе, Юра, хорошего. Ещё раз спасибо за помощь. Помни: я твой друг и буду им всегда…
     Ю р а (приглушённый голос диктора): - Ладно, ладно – дальше я сам… И тебе всего хорошего. Спасибо, что привёл меня сюда. Прощай!..

     Загорается свет, но не на полную яркость. На сцене интерьер избушки лесника: небольшой, сбитый из досок стол, на нижней полке которого видна фарфоровая кружка с ложкой. Рядом со столом стоит скамейка, а поодаль, у стенки, расположен топчан-нары, на нём видна лежащая старенькая книга или журнал и что-то вроде накидки.
     Прямо перед взором зрителя в глубине сцены видно небольшое оконце, на подоконнике которого стоит стакан с установленной в него и распёртой коробком спичек свечкой. Ближе к правым кулисам находится муляж печки, на плите которой поставлен чайник (с водой); рядом с печуркой на полу лежат два-три коротких поленцев.
     Над входной дверью (с крючком) под потолком прикреплена полочка, на которой хорошо видны какие-то пакеты, на одном из которых выделяется надпись «Доширак».

     Через входную дверь, открывшуюся со скрипом, входит внутрь избушки Юра и с опаской начинает осматривать интерьер, иногда что-то трогая то одной, то другой рукой. Наконец он садится на топчан и начинает хныкать, затем замолкает и, резко встав, подходит к двери и, плотно её прикрыв, накидывает крючок. Отходит от двери, садится уже на скамейку и начинает снова хныкать.
     Вдруг, как бы за оконцем, раздаётся приглушённый разговор. Юра прислушивается.

     П е р в ы й  г о л о с (голос волка): - Давай ещё немного подождём, пока мальчонок уснёт, а потом и ворвёмся прямо через дверь – он вряд ли додумался её закрыть изнутри.
     В т о р о й  г о л о с  (голос волка): -   Да что там ждать? Если что – позовём ещё старую волчиху: она умная и хитрая, она нам поможет…
     П е р в ы й  г о л о с: - Поможет, поможет… Зачем нам с кем-то ещё добычу делить? – подумай сам!..
     В т о р о й  г о л о с : - И то – тут ты прав. Ладно, немножко подождём.

     Разговор за оконцем прекращается. Юра перестаёт хныкать, встаёт со скамейки и, быстро подойдя к окну, достаёт свечку из стакана и, «чиркнув спичкой» зажигает свечку (фонарик). В избушке становится светлей (регулировка накала лампы освещения). Затем Юра хлопает себя по лбу и говорит, как бы сам себе:

     Ю р а: - Вот я дурак! Мама же как-то говорила, что если шторки на окнах не зашторить, то с улицы вечером, тем более ночью, будет видно всё, что делается внутри квартиры.

     Подходит к топчану, смотрит на лежащую на нём накидку, снимает её и подходит с накидкой к окну избушки. Проведя рукой по раме окна, Юра «нащупывает» торчащие шляпки забитых ранее гвоздей и закрепляет на них края накидки – получается хорошая маскировка. В избушке становится полностью светло.  Юра снова подходит к скамейке у стола, садится на неё и «замирает» секунд на пять. Затем говорит вслух:

     Ю р а (громко и протяжно-мечтательно): - Ух-х, как кушать хочется-я.. (обводит взглядом всё внутреннее пространство избушки). О-о! А что, если печку растопить? Там же вот и чайник на ней стоит и, скорее всего, с водой… Надо ещё посмотреть, что там на полочке над дверью лежит – вроде я там «Доширак» видел – вот будет здорово!.. Сейчас «сварганим» что-нибудь, как папа говорит…

     Юра встаёт со скамейки и подходит к печке, осматривает её и чайник, затем восклицает с восторгом: - «Ура, вода есть!». Открыв дверцу печки, он наклоняется и что-то там как бы делает – топочное пространство озаряется красноватым светом (загорается предварительно поставленная в печь электрическая лампочка).

     Ю р а (громко): - Дрова загорелись – здо;рово!.. Скоро и вода в чайнике закипит!..

     Подходит к полке с пакетами, затем подтягивает скамейку и снимает с полки пакет с надписью «Доширак», вскрывает его.
Снова слышится разговор за окном.

     П е р в ы й  г о л о с (голос волка): - А мальчонка-то, смотри-ка, смышлёный, уже и печку разжёг…
     В т о р о й  г о л о с  (голос волка): -  Да, пожалуй, пойдём-ка мы отсюда. От этих людей, – что от велика;, что от ма;ла, - надо быть всегда подальше… Пошли подобру да поздорову - нам лишних проблем не надо…

     Голоса стихают. Слышен шум от закипевшей воды в чайнике (имитация). Юра подходит к окну, осторожно откидывает край «занавески» и около пяти секунд вглядывается в темноту за окном.

     Ю р а: - Ну и темно как – ничего не видно!.. Ладно, хорошо, что ушли.

     Опускает «занавеску» и подходит к печке. Снимает с «плиты» чайник и, подойдя к столу, достаёт с нижней полки кружку с ложкой. Наливает в кружку «чай», затем наливает «чай» в упаковку «Доширака» и накрывает её крышкой от упаковки.
     Поставив чайник на стол, Юра начинает ходить по избушке взад-вперёд, как бы выжидая время готовности «Доширака». Секунд через тридцать Юра садится за стол и, сняв крышку с «Доширака», начинает есть. Вскоре видно, как голова Юры начинает «клевать носом» - он чуть ли не засыпает за столом. Бросив есть, Юра идёт к топчану и ложится на него, вытягиваясь во весь рост.
    
     Яркость света на сцене падает в два раза. Пауза. На сцене появляются куклы
                Маша и Даша и «Стул».

     К у к л а  М а ш а: - Вот он, вот он… Это он – мальчик Юра (указывает на спящего Юру). Он и тут за собой ничего не убрал, не разделся и улёгся спать прямо в одежде. Правильно о нём говорили, что он неряха и лентяй…
     К у к л а  Д а ш а: - Да-да, ты права – он всегда так делает: поиграет, всё разбросает, никогда за собой не уберёт… А ещё обиделся, что мама потребовала навести порядок в детской комнате после игры, на свою сестрёнку всё сваливает – ишь какой! обиделся он, видишь ли, на свою маму… Полинка вон сегодня поиграла, так всё поставила на свои места, даже тряпочкой пыль с меня вытерла, с подоконника тоже пыль убрала, машинки все в «гараж» поставила, цветы водичкой полила. А он…
     С т у л (голос диктора): - Да что говорить? Позавчера у меня ножку сломал, а поставил меня к стенке так, как будто я цел и не вредим – чтобы родители не ругали… Знаете, как мне больно было?..
     М а й к а (голос диктора): - А меня, то есть его майку, на днях супом во время ужина облил, а маме сказал, что его Полинка-сестрёнка подтолкнула. Он врунишка ещё тот!.. Сейчас вот мне приходится лежать здесь, в баке с грязным бельём, из-за него…

Видно, как Юра слышит во сне эти разговоры и часто ворочается, лёжа на топчане.

     Г о л о с  К а р а с я (голос диктора): - Да, он не воспитанный молодой человек…
     Г о л о с  Б е л о ч к и (голос диктора): - Ну, не знаю… Лично мне показалось, что Юра – мальчик с добрым сердцем и душой, отзывчивый. Он меня хлебушком угощал и пирожком даже. Он просто ещё маленький и многое не знает и не умеет, но он смелый мальчик, любопытный…
     Г о л о с  Л о с я (голос диктора): - Да, я тоже так думаю… Вон, я уверен, это подтвердит и наш общий друг заяц,.. Да, заяц?
     Г о л о с   з а й ц а (скороговоркой): - Конечно, конечно – я подтверждаю. Если бы не Юра, то…
     Г о л о с   в о л к а (голос диктора): - Нашли кого хвалить – что уж в нём хорошего-то?.. Жаль, что мне Миша помешал, а то бы я его быстренько…
     Г о л о с  л и с ы  (голос диктора): - И правильно бы сделал. А то тут ходят, ходят в нашем лесу разные… Из-за них и полакомиться вкусненьким, тем же зайчиком, не удаётся.
     Г о л о с  м е д в е д я (голос диктора, басом): - Вы вот что: угомонитесь!.. Юра – мальчик, как мальчик. Мал? – да, мал и немножко глупенький… Ничего – подрастёт, поумнеет и поймёт, что в любом деле порядок нужен, хозяйский глаз да подход, поймёт, что старшие, особенно родители, никогда ему плохого не желают, а хотят вырастить из него надёжного помощника, умного и заботливого человека. Ничего – время всё расставит по своим местам… (За «избушкой» раздаются всё более громче голоса мужчины и женщины). А сейчас слышите? – сюда кто-то идёт. Быстро все разбежались!..

Свет кратковременно гаснет. За паузу «куклы Маша, Даша и «Стул» покидают сцену.


                ДЕЙСТВИЕ  ВОСЬМОЕ

     Свет на сцене загорается в полную яркость. Декорации без изменений. Слышны громкие стуки в дверь избушки лесника и в окно.
     Юра «просыпается», соскакивает с топчана и с некоторым страхом смотрит на дверь В это время крючок на двери соскакивает с петли и дверь с шумом открывается. В избушку входит женщина с ружьём на плече и мужчина с маленьким топориком в одной руке и с сумкой – в другой.

     Ж е н щ и н а (с удивлением): - Во-о!.. Мальчик!.. Неожиданно!.. (Замечает, что Юра испуган при виде незнакомых людей. Медленно подходит к нему): - Ты что, мальчик? Ты что?.. (Ласково) Не бойся нас! Этот вот дядя, – его Сергеем Аркадьевичем зовут, - этот дядя – лесник, а я его дочь, меня Людмилой Сергеевной зовут. Мы делаем обычный обход вверенных нам лесных угодий и решили заглянуть в нашу избушку – проверить: всё ли здесь в порядке… А ты кто? Как ты здесь оказался?..
     М у ж ч и н а  (подходя к Юре): - Да-да, я действительно лесником работаю и довольно уже давно. А это моя дочь в гости к нам приехала из города и захотела со мной в лесу побывать, как раньше, когда ещё в школе училась, и я её иногда брал с собой на обход. Ты нас не бойся. .. Сейчас мы вот грибочков поджарим да перекусим – смотри сколько мы грибов хороших насобирали (открывает как бы свою сумку и показывает Юре свою «добычу».

     Женщина усаживает Юру за стол, сама садится рядом и начинает гладить Юру по голове. Юра не сопротивляется и вдруг начинает громко плакать. Женщине постепенно удаётся его успокоить и разговорить. В это время мужчина что-то «колдует» у печки.

     Ж е н щ и н а (громко, ни к кому не обращаясь): - Да, интересный случай…(Достаёт сотовый телефон и начинает куда-то кому-то звонить, затем кладёт телефон на стол). Нет, здесь связи нет. (Обращается к своему отцу – леснику). Папа, как думаешь, а если немного по сопке вверх подняться, связь будет – нет?..
     М у ж ч и н а: - Надо попробовать – может и возьмёт… Давайте сейчас перекусим, а потом решим, что и как.

     Мужчина приносит на стол «сковородку» с «жареными» грибами, достаёт с полки над дверью «соль», «сахар», а из своей сумки – кусочки хлеба. Все садятся за стол и начинают «есть», переговариваясь между собой и изредка смеясь.
                Пауза.

     М у ж ч и н а: - Ну всё, сил набрались – пора и в путь. (Обращается к дочери и Юре). Здесь быстренько наведите порядок, расставьте всё по своим местам, а я схожу парочку поленцев занесу в избушку – пригодятся на всякий случай, особенно в сырую погоду…

     Все встают из-за стола. Мужчина уходит, Юра с женщиной начинают «наводить порядок». На сцене гаснет свет Идёт смена декораций.

                ДЕЙСТВИЕ  ДЕВЯТОЕ

     Свет загорается. На сцене декорация, применявшаяся в третьем действии, кроме «пенька».
     На середину авансцены выходят переговаривающиеся между собой Сергей Аркадьевич и Людмила Сергеевна, следом за ними идёт Юра. Все останавливаются. Женщина достаёт сотовый телефон и, отходя немного в сторону, начинает с кем-то «разговаривать».

     Ж е н щ и н а (изредка посматривая на «небо»): - Что-то долго их нет. Обещали же вертолёт послать за мальчиком… Сейчас перезвоню. («Звонит» и как бы отвечая кому-то) Да-да, мы ждём… Хорошо… (Обращается к мужчине) Они уже там все переполошились: Юрина мама в сельский Совет ходила с заявлением о пропаже сына, там уже поисковую бригаду собрали…
     М у ж ч и н а  (женщине): - А ты, Люда, координаты-то наши им сообщила, а то будут всю местность «прочёсывать»…
     Ж е н щ и н а: - Сообщила, конечно, а как же!..

     Слышится шум винтов вертолёта. Все дружно начинают махать руками, стараясь показать своё местонахождение. Секунд через десять шум «вертолёта» стихает.

     Г о л о с  «п и л о т а»  ( как бы с удаления): - Ну где ваш «герой»? Пусть быстренько бежит сюда, ко мне…
     Ж е н щ и н а (Юре): - Ну вот и твой спаситель – беги вон к вертолёту…

     Юра с благодарностью обнимает улыбающуюся женщину, потом жмёт руку мужчине и
                убегает

     М у ж ч и н а: - Вот «пострелёнок» какой!.. Смотри-ка: обиделся на взрослых и из дома убежал… Это ещё хорошо, что мы на него вышли случайно, а так бы не знаю, что и было бы с ним…
     Ж е н щ и н а: - Да уж и не говори!.. Тут, конечно, и родители, как не крути, виноваты тоже – с детьми надо быть более ласковыми, осторожными.
     М у ж ч и н а  (добрым взглядом смотрит на дочь): - А тебе-то откуда это знать?.. Ну уж эти женщины!

           Слышится снова шум винтов вертолёта, постепенно стихающие

     Ж е н щ и н а: - Ну слава Богу – всё хорошо обошлось. Думаю, что Юра понял, что обижаться на справедливые замечания родителей, да и просто взрослых людей, а тем более, уходить из дома без их ведома нельзя – окружающая жизнь может встретить тебя не только интересными открытиями, но и коварным злом и испытаниями… (Обращается к «отцу»).  Ну что, папа, пошли дальше по нашему маршруту…(Поворачиваются и уходят).

      Свет на сцене гаснет. Опускается занавес. Из репродуктора начинает звучать бодрая мелодия.


                К О Н Е Ц

                ____________________


Рецензии