Вторая жизнь атомного линкора

Как известно всем интересующимся военно-морским флотом, последние спущенные на воду линейные корабли типа «Айова» создавались в конце Второй мировой войны американцами. После окончания войны они еще трижды стреляли своим главным калибром. Первый раз во время войны в Корее, второй раз во время войны во Вьетнаме, и последний раз во время операции «Буря в пустыне», т. е. войны в Ираке.  Но все эти линкоры имели обычную силовую установку, а отнюдь не атомную.  Сейчас кое-что на консервации, кто-то стоит как мемориал для потомков, а кто-то разобран на металлолом.

В России первые и последние линейные корабли были построены еще в начале ХХ века,  потом начали их строить перед Второй мировой войной, но не завершили строительство. А в Советском Союзе самыми крупные военными кораблями были тяжелые авианесущие крейсера, по сути дела, авианосцы, получившие свои названия только потому, что построенные в городе Николаеве (сейчас это Украина), не могли бы выйти из Черного моря через проливы Босфор и Дарданеллы.  Международные договора не позволяли авианосцами проходить этими проливами между Черным и Средиземным морями.

А вот единственными крупными кораблями с атомной энергетической установкой были тяжелые крейсера типа «Орлан».  Их историю создания и что с ними стало в настоящее время я и расскажу дальше. Именно эти огромные корабли я и назвал атомными линкорами, и одному из которых была дана вторая жизнь.

В январе 2023 года стало известно о том, что один из самых больших кораблей ВМФ России — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» — находится в стадии завершения глубокой модернизации на Севмаше. На 250-метровом корабле проекта 1144.2 уже смонтировали все системы, оборудование и комплексы – успешно отработали свои задачи более 150 поставщиков обновленной «начинки». Сообщается также, что начат процесс загрузки топлива. В этом году будут завершены отделочные работы, после чего начнутся испытания корабля. Несмотря на различные ядовитые статьи в антироссийских СМИ о затянутости работ по модернизации «Нахимова», их сроки на самом деле вполне реальны: во-первых, фактически они стартовали в 2015 году, во-вторых, объем изменений очень значительный – от старого корабля, в основном, останется лишь корпус. В-третьих, это первый такой масштабный проект для ВМФ России (если не считать работы по ТАВКР «Адмирал Кузнецов», которые начались позже и не настолько радикально меняют функционал корабля).

История с атомным гигантом «Адмирал Нахимов» и его однотипными собратьями сама по себе извилистая и сложная. Начнем с того, что в 1970-х годах в СССР решили построить не менее 7 тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан». Замах был большой: самые крупные атомные боевые надводные корабли конца ХХ века (не считая авианосцев) с широчайшим выбором вооружения (20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 96 ракет ЗРК С-300Ф, 40 ракет ЗРК Оса-М, реактивные бомбометы РБУ-12000 и РБУ-1000, 20 торпед и противолодочных ракето-торпед РПК-6М «Водопад», 100-мм или 130-мм артиллерийская установка и 6-ствольные зенитные пушки АК-630, 3 вертолета). Управлять этим арсеналом должны были от 800 до 1000 человек экипажа. Силовая установка, ядром которой являлись 2 ядерных реактора КН-3 по 150 МВт со сроками перезарядки топлива 10 лет, могла разогнать корабль до максимальной скорости почти 60 км/ч (32 узла). Вдобавок жизненно важные части корабля еще и бронировали.

В итоге получился атомный линейный корабль, который в англоязычных справочниках называли battlecruiser (линейный крейсер), а не cruiser, как это должно быть в дословном переводе. Имперские планы и объемы смотрелись круто на бумаге, в реальности строительство и ввод в строй серии новых кораблей даже при советских возможностях ВПК заняли долгий период. Также возникли проблемы с обеспечением их нормального базирования, что добавило проблем, особенно в постсоветский период.

В итоге было заложено 5 кораблей на Балтийском заводе: головной «Киров» (1974 год, проект 1144) и серийные по доработанному проекту 11442 – «Фрунзе» (1978 год), «Калинин» (1983 год), «Куйбышев» (1986 год) и ««Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (1989 год). Планировались к закладке, но работы так и не были начаты по еще двум кораблям проекта 11442 с возможными именами «Россия» и «Варяг», — к этому времени СССР уже вовсю ломали горбачевско-ельцинские уроды, и всем было не до флота. По факту удалось ввести в строй «Киров» (1980 год), «Фрунзе» (1984 год), «Калинин» (1988 год). Еще один корабль «Куйбышев» вступил в строй только в 1998 году под именем «Петр Великий» (проамериканскому режиму Ельцина очень хотелось изобразить хоть какое-то подобие обновления флота). Последний заложенный корабль в 1990 году строить не стали.

Сразу после событий 1991 года в рамках затеянной резко перекрасившимися коммунистами в Кремле позорной борьбы с советским прошлым началось переименование уже построенных крейсеров: «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», «Фрунзе» — «Адмиралом Лазаревым», «Калинин» — «Адмиралом Нахимовым». Чем это помогло, неизвестно, но в девяностые нашим тяжелым кораблям стало по-настоящему тяжело.

Так,  «Киров» навсегда замер в ожидании ремонта силовой установки в 1991 году, после чего в 2002 году был исключен из состава Северного флота и спустя десятилетие отправлен на слом. В середине 90-х также перестал выходить в море второй крейсер «Фрунзе»/«Лазарев», он тихо сгнил на Тихоокеанском флоте, где и был списан.

Судьба третьего корабля оказалась более счастливой: «Адмирал Нахимов» хотя и не выходил на просторы морей и океанов с 1997 года, его определили на глубокую модернизацию по новому проекту 1144.2М в начале 2010-х годов (далее — см. начало материала). Единственным боеспособным «атомным линкором» оказался «Пётр Великий», который займет место обновленного «Нахимова» на Севмаше после 2023 года примерно на 5 лет, чтобы также стать современным боевым кораблем.

Что получит наш флот после завершения работ на «Нахимове» уже написано много. Акцентируем внимание на том факте, что у корабля полностью сменится ракетное вооружение. Его основой должны стать несколько десятков унифицированных пусковых установок УКСК 3С14, в которых будут находиться ракеты «Калибр», «Циркон», «Оникс» (от 80 до 240 ракет по разным источникам). ПВО корабля составят новые комплексы «Форт-М» и «Панцирь-М», противолодочные средства будут представлены комплексами «Пакет-НК» и «Ответ». Также произведена полная замена бортовой радиоэлектроники, систем обнаружения и управления оружием. Кстати, точного описания количества нового вооружения официально не опубликовано, в Сети на данную тему обнаруживается немало различных картинок.

Так или иначе, наш флот получит самый сильный на данный момент крупный военный корабль, с самыми современными на сегодняшний день ракетными системами вооружений, включая гиперзвуковые ракеты «Циркон», аналогов которым и средств защиты от них в мире нет.  Серьезно выглядит и противовоздушная и противоракетная оборона крупного корабля,  для уничтожения которого  которого потребуются усилия  целой эскадры кораблей противника, и то не факт. Ведь сам «Адмирал Нахимов» сможет их уничтожить своими ракетами, да и вряд ли он выйдет в море в гордом одиночестве, без кораблей охранения в виде фрегатов, корветов и атомных подводных лодок.


Рецензии