Дядя Игорь

Тогда мне было лет одиннадцать, и я проживал жизнь обычного городского мальчишки: дом, школа и двор. За окном стояла серая поздняя осень. Я остался дома один, и бабушка еще с утра мне сказала, что должен приехать ее брат Игорь, нужно его встретить, накормить и напоить чаем до ее прихода. Еще она рассказала, что дядя Игорь прилетел из далекого Магадана, он летчик гражданской авиации и ее сродный брат, то есть у них одна мама, но разные папы. Я был несколько заинтригован, но жизнь шла своим чередом, и я сел делать уроки. В середине дня раздался звонок в дверь, я приник к глазку металлической двери, увидев неясный силуэт мужчины, и уточнил:
– Кто?
В ответ услышал бодрый отчётливый мужской голос с хрипловатой протяжкой, в котором сочетались улыбка, легкий ироничный смех и заинтересованность:
– Это Игорь!
Я открыл дверь, впуская гостя, поздоровался первым и с интересом начал его разглядывать. Когда дядя Игорь снял шарф и добротное новое пальто, то я был восхищен его голубым костюмом с блестящими металлическими пуговицами и летными значками, белоснежной рубашкой и синим галстуком. Таких нарядных и опрятных мужчин мне встречать еще не приходилось.
– Давай знакомиться, – обратился он ко мне, – ты Саша?
Я кивнул.
– Ну а я дядя Игорь, брат твоей бабушки.
Я предложил гостю покушать, дядя Игорь сказал, что не голоден, а от чая не откажется.
Мы прошли на кухню. Дядя Игорь пил чай расспрашивал меня о моей жизни, я как мог рассказывал. Курить мой двоюродный дед безоговорочно пошел на лестничную площадку. Мне это понравилось, обычно в те годы курили в отрытые окна и дымом все равно неприятно пахло, в этом было некое пренебрежение к некурящим окружающим людям. И я еще больше уверился в моем первом впечатлении о дяде Игоре, что это человек добрый и порядочный.
Сильно запомнился мне из того разговора один момент. Я в силу своего возраста, изучая мир и учась у мужчин, любил у них спрашивать их мнение о жизненных ситуациях. И я поведал дяде Игорю недавний случай в школе, когда мой однокашник заплакал на уроке, получив тройку. Я дал понять, что считаю неприличным такое поведение для мальчика.
 Дядя Игорь согласно кивнул и сказал:
– Конечно, это так. Но то мальчик, а я расскажу тебе такую еще историю. Как-то на работе меня пригласили на экзамен, по итогу которого могли повысить в должности с увеличением зарплаты. Сдавало нас в кабинете мужиков пятнадцать, все возрастные. И вот, когда объявляли результаты экзамена, один из участников, узнав, что не прошел по конкурсу, заплакал. Я смотрю на него и думаю, ну ты же не ребенок уже, да и разница в зарплате явно не такая критичная, чтобы расстраиваться. 
Бабушки все не было, и мы с дядей Игорем начали разбирать мои уроки. Помню я решал математическую задачу по выделению частного из общего и не мог понять сути дробного деления. Как многие младшие школьники я гонял цифры туда-сюда, пытаясь угадать правильное решение. Дядя Игорь пытался сначала на словах объяснить мне суть задачи, но я не понимал. В конце концов он нарисовал квадрат и разделил его на необходимое по задаче число маленьких квадратиков и объяснил мне, что значит разделить целое на составные части и выделить необходимую часть. Наверное, я и тогда не до конца все понял, но со временем урок дяди Игоря безусловно дал мне и математическое понимание, и сам принцип мысленного вникания в суть задачи.
Потом пришла бабушка и у них началось оживленное общение двух любящих друг друга и давно не видевшихся людей.
В последующие пару десятков лет я очень редко видел дядю Игоря, он жил в Магадане и работал в основном там до тех пор, пока не вышел на пенсию, а она у летчиков ранняя. Он переехал в наш город и зажил расслабленной жизнью. В эти годы я в основном и общался с ним, правда нечасто, на семейных встречах по дням рождений. Теперь это был простой интеллигентный мужчина, не старый еще. К этому времени дядя Игорь был вдовцом, денежная пенсия была неплохая, единственный сын остался в Магадане и, живя «для себя», мой двоюродный дед начал злоупотреблять алкоголем, видимо в силу того, что обязанностей никаких не было. Закончилось это, как обычно, плохо, у него завелась подозрительная женщина, которая, судя по всему, подтравливала дядю Игоря во время алкогольных возлияний для того, чтобы он переписал на нее свою квартиру. Так он нестарым и умер. 
Мне хочется или верится, что там за гранью этой жизни, где все мы будем, дядя Игорь такой же молодой и красивый в лётной форме, каким я его в детстве впервые увидел, и все у него хорошо. Дай-то Бог, дай-то Бог…


Рецензии