Глупый совет из кинофильма

          
        Зимние каникулы пролетели так быстро, что я не заметил даже. Отдыхал в соседней деревне у тётки. Как здорово было гостить у неё, бегай, сколько хочешь, спи, пока сам не проснёшься, или пока не разбудит пришедший с ночной прогулки назойливый кот. Валенки утром просушены, носки постираны и на столе записка: «Молоко в чулане, щи в печке, пироги на столе». Не успеешь умыться, дружок тут как тут нарисуется, и ничем не сотрёшь. Вместе с ним завтракали, управлялись по хозяйству, обсуждали вчерашний день.
    Всё это оказалось в прошлом. Разбудила мать раньше, чем положено и не ласково:
  - Готовь портфель. Приехал гуляка.
   И тут я вспомнил, что повесть Пушкина «Дубровский», я на каникулах не прочитал. Пытался прочитать, но в деревенской библиотеке книга была на руках, даже сказали у кого. Я же отложил это на «потом», забегался, забыл и вот результат. Литература для меня являлась любимым предметом, но вдруг спросят и что – позор!
   Пока нехотя умывался, растягивая время, вспомнил сюжет из фильма, за давностью лет не помню названия. Молодой парень лечился в больнице и, чтобы поднять температуру, сунул градусник в кружку с чаем. Был очень доволен показанием на градуснике. Радости моей не было предела. В кухне стоял полумрак, лампа недостаточно освещала. Кот тёрся под ногами, чтобы его приласкал, но было не до него. Я попросил у матери градусник, сделав печальный вид, словно моё состояние здоровья критическое, если день другой продержусь, то хорошо.
    Мать принесла градусник, который сунул под мышку. На столе стояла чашка с кашей, и чай парил в кружке. Одним движением, как только мать отвернулась, сунул градусник в кружку, услышал щелчок. Вытащил обратно и обомлел. Кончик градусника, где было ртуть – лопнул, ртуть выбежала в кружку. Положил градусник в круглый картонный футляр, а чай вылил в снег на улице. Отнёс градусник в комнату, положил на стол, а сверху поставил гармошку брата. Картонная коробка не помялась. Я навалился сверху на гармошку и смял чехол. Моментально оделся и побежал с портфелем в школу. Мать окликнула, но мой след простыл.
   Школа после каникул гудела как пчелиный улей. Ребятня рассказывали свои проделки на каникулах, мне было не до них. Разыскал книгу и удалившись в дальний угол стал читать повесть. На моё несчастье литература в расписании значилась первым уроком. Из повести я узнал, что жил такой барин Троекуров, а дальше неизвестность. Прозвенел звонок, настроение моё упало до нулевой отметки, лучше умереть, чем перенести такой позор. Я уткнулся в книгу и читал что же дальше.
   В детстве нам казалось, что мы хитрее учителей, но наши детские мордашки для них были разгадкой, по ним можно было узнать наше состояние,  чем мы дышим и что у нас на душе. Я сидел, не поднимая носа, с одной мечтой, что хотя бы учительница Золотова не спросила меня. Она сразу поняла, что я повесть не читал. Мои мучения закончились, когда прозвенел звонок. Мордашка взмокла от переживаний. Ребятня покинула класс, я же сидел как завороженный, мне не хватало смелости пройти мимо стола учителя.
 - Ну что Гриша, не успел прочитать на каникулах Дубровского?
  Она смотрела на меня с доброй улыбкой, а у меня выступили слёзы, но я совладал с собой:
 - Валентина Николаевна, я сегодня же прочитаю.
  Помчался на улицу, пробежался по морозному воздуху и успокоился.
  Обратная дорога из школы показалась такой сложной, как у каторжника. Думал, как лучше поступить, чтобы отвести беду. Передо мной стояло два выбора: соврать или сказать правду,  наказание неминуемо в любом случае. Соврать – значит жить с ложью, рано или поздно всё тайное становится явным. Правда всегда побеждает ложь. Я тогда не знал, что старший брат провёл расследование и доказал бате, что гармошка не сможет смять чехол. Брат с батей ушли на работу. Мать, как-то загадочно смотрела на меня во время обеда, даже спросила:
 - Ты ничего не хочешь рассказать мне?
  Я вошёл в комнату, посмотрел на стол, гармошка по-прежнему стояла на градуснике. После обеда управился по хозяйству и принялся читать повесть Пушкина «Дубровский». Принял решение, будь что будет, нужно было рассказывать всю правду, как есть. На всякий случай одел двое штанов, чтобы смягчить порку ремнём по заднице.
  Батю, идущего с работы, заметил издалека. Лихо освободил пострадавший градусник из-под гармошки и выскочил на улицу.
  - Батя, привет! Мне нужно рассказать вам правду, всё, как случилось со мной утром.
  На одном дыхании рассказал утреннее происшествие. Отец внимательно выслушал меня, закурил и не спешил с ответом.
  - Я думал, что ты расскажешь мне всё по-другому, обвинишь гармошку.
  Я опустил голову, в своё оправданье сказать было нечего.
  - Запомни сынок – лучше горькая правда, чем сладкая ложь, а вот в фильме показали глупый пример. Градусник мы купим, а теперь иди, погуляй с друзьями.
  Меня переполняла радость, что всё позади. Кончились мои страдания.
  А повесть я всю не прочитал, только вторую её половину, а первую часть прослушал в классе. 
 


Рецензии