Бессознательное и синхронистичность
Открывая человечеству новые парадигмальные пространства, Фрейд одновременно ограничивал их рамками сексуальной теории бессознательного, которую считал незыблемой и абсолютно верной. Более того, он сознательно стремился в своем психоанализе к теоретическому догматизму . Тем не менее начало было положено. Фрейд своей теорией бессознательного заложил основания новой парадигмы и указал путь, ведущий к истинному постижению человеком себя в мире.
Практически в это же самое время Людвиг Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате» сформулировал полностью революционный для науки того времени и буквально ломающий традиционное научное мировоззрение вывод о существовании некой иррациональной «Иной Действительности», автономной по отношению к человеку, но способной к независимому содержательному самопроявлению. «В самом деле, – писал он, – существует Невысказываемое. Оно показывает себя, это – мистическое» . Принятие этой действительности, по сути, вводит в сферу научного обращения категорию «мистического», которое, по мнению Л. Витгенштейна, может постигаться с учетом новых парадигмальных установок и прежде всего – в общении с ним на основе языка образов.
Следующий шаг в определении парадигмальных установок нового мировидения сделал Карл Густав Юнг. В 1913 г. он порвал с Фрейдом, отказавшись от его сексуальной теории, и уже к 1916 г. выдвинул тезис о существовании таких сфер бессознательного в человеческой психике, которые имеют надындивидуальный, коллективный характер. С провозглашением этого тезиса новая эра в интеллектуальной истории человечества уже обрела относительно законченные очертания и заявила о себе во весь голос.
Какие же черты новой парадигмы определились в целом с оформлением теории коллективного бессознательного Юнга? Вот лишь некоторые из них.
1. Коллективное бессознательное существует. Оно понимается как безграничная область скрытых содержаний в человеческой психике. Эти содержания амбивалентны по своему характеру и заряжены особой энергетикой эмоций. Юнг назвал эти содержания архетипами коллективного бессознательного.
2. Граница между сознанием и бессознательным человека относительна и определяется сущностными свойствами и масштабом наполняющих их содержаний. Содержания сознания, закрепленные в языке, компактны и имеют относительно четкие границы; содержания бессознательного масштабны, по сути своей специфичны и не имеют четких границ. В силу этого коллективное бессознательное трансцендентно сознанию человека. Это – Несказанное.
3. Человек живет одновременно в двух мирах – в ограниченном мире языковых смыслов, формирующих его сознание, и в мире трансцендентных содержаний бессознательного, не имеющем границ. Эти два мира в человеческой психике взаимодействуют друг с другом, однако бессознательное в значительной мере влияет на сознание, преобразуя его содержание в различных актах творчества, прозрениях, профетических актах, пророческих сновидениях и т.п.
4. Мир бессознательного сам заявляет о себе, открываясь человеческому сознанию в образах. Закрепляясь в культуре, такие образы составляют особый символический язык, посредством которого бессознательное вступает с человеком в содержательное взаимодействие – говорит с ним. Этот язык, по сути, всегда открыт для понимания. Он не скрывает, но бережет содержания высокого качества и напряжения, оставляя врата открытыми для тех, кто внутренне готов их принять.
В этих парадигмальных условиях К.Г. Юнг и выделил как объект науки о человеке явление синхронистичности. Объясняя его сущность, Юнг писал: «Я выбрал этот термин потому, что главным критерием мне представлялось одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу. Поэтому я использую общую концепцию синхронистичности в особом смысле совпадения во времени двух или более причинно не связанных между собой событий, которые имеют одно и то же или сходное значение. Эту концепцию не следует путать с “синхронностью”, которая просто означает одновременность протекания двух событий». В качестве одного из примеров, иллюстрирующих такие совпадения, Юнг привел случай, когда во время беседы с пациенткой, рассказывавшей ему о своем сновидении и собственно о подаренном ей во сне золотом скарабее, в комнату залетел скарабеевидный жук, или хрущ обыкновенный. Его желто-зеленая окраска очень сильно напоминала цвет золотого скарабея.
Явление синхронистичности обратило на себя внимание Юнга практически одновременно с выдвижением тезиса о существовании коллективного бессознательного. «Проблема синхронистичности, – писал он, – занимала меня уже давно, пожалуй, с середины двадцатых годов, когда я изучал феномены коллективного бессознательного и все время наталкивался на связи, которые просто не мог объяснить случайными группами или “сериями”. Я обнаруживал “совпадения”, настолько многозначительно связанные, а вероятность их “случайности” выражалась такой астрономической цифрой, что они явно были “смысловыми”».
Свидетельство о публикации №223021101429