Пробужденные слова

 
1 Глава
 
Слова текли с его пухлых губ то бурной рекой, то журчанием ручья, а когда он замолкал, создавалось ощущение тихой заводи. Голос Елисея был негромким, но с четкой дикцией, и, казалось, проникал в глубины, прямо внутрь живота слушающей его Майи. 
 
«Порочный рот», - вдруг почему-то подумала девушка. В наступившей тишине раздался его голос:
 
— Ты меня вообще слушаешь?
 
Парень уставился на нее с подозрением, пронзительным взглядом. 
 
— Нет, - честно ответила та. 
— Что?! Я ей тут целую лекцию прочитал о позитивном мышлении и влияние слов на здоровье, а она… - Елисей задохнулся от возмущения. 
— Какой у тебя порочный рот, - вдруг вслух повторила она. 
— Чего? - опешил парень. - Какой у меня рот?
 
Он рефлекторно потрогал свои губы. 
 
— Ты двинулась, что ли? - пытаясь скрыть смущение, понизил растерянно голос Елисей. 
— Тебя очень интересно слушать, «выключив» звук. Ты пробовал когда-нибудь так слушать людей? - Майя вопросительно посмотрела на него сначала в упор, прямо в глаза, потом снова перевела взгляд на губы. 
 
— Прекрати! - взвился парень. 
— Что я делаю? - не поняла она. 
— Не смотри на меня так.
— Тебя же больше заботят слова, чем взгляды? Чего забеспокоился?
 
Майя была какой-то серьезно-расслабленной, чем ужасно смущала Елисея. 
 
«Что с ней сегодня?» - подумал он.
 
— Порочный, - задумчиво повторила Майя и, развернувшись, пошла прочь. 
— Ты куда? - не понял опять парень. - Ты ничего не объяснила, что с тобой?
— У Бога много дней, - философски заявила она и скрылась за поворотом, оставив друга стоять  в полном недоумении. 
 
***
 
— Немедленно объяснись! - Елисей стоял в дверях дома Майи с очень серьезным видом. 
— О чем? - не поняла та. 
— Твои слова… - он запнулся и сбился. 
— Слова - вода, они уже утекли. Чего ты цепляешься за прошлогоднюю реку?
 
Вот умела она выбесить Елисея до такой степени, что тот забывал о своем любимом и пропагандируемом им позитивном мышлении. Парень запыхтел от злости и собрался уже уходить, но Майя втащила его в дом. 
 
— Будешь чай с чёрным медом? - спросила беззаботно девушка, не обращая внимания на настроение своего сокурсника. 
— С черным медом? - переспросил растерянно тот. 
— Ага. Из дягиля мед. Смотри, какой черный, - она достала банку и медленно поддела ложкой тягучую сладкую массу темного цвета. Масса стекала с ложки обратно в банку чёрной струйкой, гипнотизируя Елисея. 
— Что ты мозги пудришь своим медом?! - очнулся от морока парень. - Быстро объясняй, что за чушь ты несла о моем рте!
— Мед этот достаточно редкий и имеет горьковато-древесный вкус. Вот, попробуй, - протянула она на кончике ложке липкую каплю мёда, совершенно игнорируя его вопросы. 
— Мы, что ли, в разные измерения выпали? Ты меня вроде видишь, - осекся Елисей, - видишь ведь, определенно. Но почему не слышишь? До тебя не долетают мои слова? Твои барабанные перепонки перестали работать, или мозг не расшифровывает звуки в смысловые образы? 
 
Он смотрел во все глаза на свою собеседницу, которая продолжала возиться с медом, наливая его в крохотную вазочку. 
 
— Ау! - не на шутку испугался Елисей за свою подругу. - Ты в доступе?
— Мед - прекрасный природный антисептик, - продолжала утюжить свою тему Майя. - Знаешь, медведи не дураки, если лезут за ним на деревья, рискуя быть покусанными. Ты видел медведя с распухшим от укусов носом? - она участливо заглянула в его испуганные глаза. 
— Ты с ума сошла, да? - чуть не плача, промямлил тот. - Что тебе дался этот мед? Поговори со мной. 
— О чем? О твоем порочном рте?
 
Елисей аж подпрыгнул на стуле. Радость, что она таки дурачилась, а не сошла с ума, смешалась с испугом, что ее психика все-таки повредилась, раз его рот почему-то стал порочным. 
 
— Что ты несёшь? - выдохнул он без сил, проглотив целую ложку приторного меда, даже не поморщившись. 
 
Майя села напротив него и стала пристально разглядывать его лицо. Черточку за черточкой. Скрупулезно и детально. Как под микроскопом. Она видела, как это лицо из детского превращалось в юношеское и как взрослела его милота, превращаясь в красоту мужчины. Его нижняя губа была очень пухлая, и она обычно привлекала внимание девушек. Майя, конечно, наблюдала и за ней - как та «пухлела» с каждым годом, пока не превратилась в предмет ее внимания сегодня. Елисей смотрел на нее ошалело, перестав вообще что-либо понимать. 
 
— Ты чего так уставилась на меня, как будто первый раз видишь? Майя, не пугай меня. 
— А ты красивый, хоть и рот у тебя… того… - задумчиво протянула она. 
— Кто-то из нас сошел точно с ума. Или ты, или я. 
— Да все путём, не парься! Никто никуда не сошел. Я вдруг внезапно кое-что поняла, слушая, как ты рьяно рассказывал про свое позитивное мышление. 
— Что поняла? - еще более настороженно спросил парень. 
— Ты очень много придаешь важности значению слов, не замечая за их смыслами сами слова. 
— Чего ты несёшь? - не понял он. 
— Сами слова из твоего рта, - она осеклась на секунду, - вылетают так быстро и неосознанно. Ты слишком увлечен значением их, смыслом, больше, чем самими словами. Понимаешь? 
— Не-а, не понимаю, что за чушь ты говоришь. 
— Вот же глупый, - выдохнула Майя. —  Расслабь свой мозг и попробуй послушать речь людей с выключенным звуком. Как будто неважно, какой смысл они вкладывают в свои слова. Сфокусируйся, что все слова произнесенные - суть демонстрация ума. Ну ум так себя проявляет, понимаешь?
 
Елисей наконец перестал считать ее речь бредом и задумался, пытаясь понять, что именно она хочет ему донести. 
 
— Смотри, все наши красноречивые слова - лишь попытка описать опыт, который у нас с тобой есть. Ты не можешь описать вкус дуриана тому, кто его никогда не пробовал. Но если твой визави ел когда-нибудь этот экзотический фрукт, то вы можете об этом поговорить, применяя разные слова, которые очень плохо опишут его вкус. Но поймёте вы друг друга не потому,, что ты так классно объяснил, а потому, что он тоже имеет опыт поедания дуриана. Ферштейн? - проверила она друга на предмет понимания того, что она пыталась ему сказать. 
— И что ты этим хочешь сказать?
— А то, мой милый пухлогубый друг, что все слова с их смыслами - лишь сотрясание воздуха, которое наши уши каким-то волшебным образом преобразуют в сигналы мозгу, а уж тот в свою очередь как-то расшифровывает все это для нашего сознания. Поэтому смыслы слов не так важны по сравнению с опытом, который мы проживаем. И слушая все слова, можно увидеть просто, как красуется ум. 
 
Она торжественно подняла указательный палец вверх с видом ученого, претендующего на Нобелевскую премию. Елисей продолжал напряженно, молча, слушать ее. 
 
— Посему твое любимое позитивное мышление не имеет вообще никакого смысла. 
— Это еще почему? - очнулся парень. 
— Потому что смыслы слов не столь важны. Слова - это текущая вода. Важнее, какую энергию мы вкладываем в них. Из какого состояния говорим.  Если с энергией любви будем ругаться, на нас даже не обидятся. А если с энергией неприятия и ненависти, то даже самые сладкие речи будут слышатся как угроза, - закончила она тихим,, вкрадчивым голосом. 
 
Майя стояла перед своим другом и сияла, как начищенный на праздник медный самовар. Было видно, как она довольна пришедшему к ней прозрению к природе слов. 
 
— Посыл важен, согласен. Но без значения слов разве возможно понимание между людьми? 
— Ты понимаешь солнце? - задала неожиданный вопрос Майя. - А Луну, а дельфинов, а скорпионов?
— Зачем мне их понимать? 
— Ты не знаешь ничегошеньки о них, лишь додумываешь, как видит шмель, например. Разве ты можешь понять шмеля? 
— Могу предположить. У нижестоящих по развитию существ нет речи, значит, они не такие умные. 
 
Майя весело рассмеялась, сложившись пополам. 
 
— Ты видел китов? Это они-то менее умные? Ты смотрел им в глаза? Слышал о невербальной передаче?
— Ну, слышал, - почему-то поникшим голосом ответил Елисей. 
— Так вот, твои слова не смогут даже описать этот взгляд. Что уж там про умный ум можно сказать. О! Еще тема: музыка низких частот может показаться несущей угрозу. Почему к речам с низким голосом прислушиваются, затаив дыхание, а от верещания высокого голоса хочется заткнуть уши? И неважно, о каких важных вещах и смыслах они будут говорить. 
— Ты к чему ведешь? Слова вообще не имеют значения, хочешь сказать?
— Они - кружева пространства, которые плетутся для украшения. Не более.  
 
- Ночи проказница Луна
Так и притягивает взоры. 
В плен многих забрала она,
Кто из речей плетет узоры, - вдруг продекламировала она стихи, которые недавно написала. 
 
 
Елисей молча смотрел на свою подругу детства и сокурсницу и пытался осознать все, что она ему сейчас сказала. 
 
— И ты своим порочным ртом плетешь эти кружева! 
— Дался тебе мой рот, - с интересом уставился он на Майю. - Глядя на него, ты мечтаешь, чтоб я тебя поцеловал? - нагло предположил парень, усевшись нога на ногу и проглотив еще одну ложку черного меда. — А сейчас мой рот еще и сладкий, - дразня Майю, сказал он. 
 
Девушка во все глаза смотрела на него, развалившегося на ее кухне. 
 
— Ты прав, - легко согласилась она. 
— Чего? Я же пошутил, - не ожидая такого поворота сценария, стушевался он. 
— Ну пошутил, так пошутил. Все равно слова - вода, - опять легко согласилась девушка. 
— Я тебя не узнаю сегодня, - окончательно смутился он. – Я, пожалуй, пойду. 
— Даже чаю не попьешь? - поинтересовалась она. 
 
Елисей посмотрел на нее странным взглядом и, набравшись смелости, подошел ее поцеловать. Касание губ было быстрое и неумелое. Его «порочный» рот был девственным и ни разу не использованым по назначению романтических поцелуев. Так что порочность была так себе. Средненькая. Быстро ретировавшись после такого смелого поступка, Елисей оставил Майю одну в недоумении. 
 
 
2 Глава 
 
Лекция о мудрах шла уже второй час, и студенты явно устали слушать. Профессор был опытным не по годам и очень продвинутым в своем предмете. Слушать его было интересно, но внимание начинало рассеиваться. Он это увидел и решил подшутить над своими слушателями:
 
— Хорошо! Вот моя рука. Смотрите внимательно! 
 
Все сосредоточенно посмотрели на тонкие пальцы молодого профессора. 
 
— Это большой палец, - он взялся за него второй рукой, - это указательный, это средний, безымянный, и мизинец. 
 
Ему удалось добиться концентрации внимания всей аудитории. Он подвигал пальцами, делая хаотичные движения. 
 
— Мешаем, мешаем, мешаем… где какой?
 
Все рассмеялись, и атмосфера в мгновение ока стала более расслабленной, как часто бывало на его лекциях. Когда все отсмеялись, он продолжил:
 
— Это, конечно, шутка. Но, сконцентрировавшись на пальцах и их положении, когда они сложены в мудры, видите ли вы саму руку? Из нее растут все пальцы и как-то складываются. Понимаете, к чему веду? Неважно, в какую мудру вы сложите пальцы, если видите целиком руку. Это станет лишь различением и интересным времяпрепровождением. Прозрение к самой руке важнее всех значений мудр. 
 
Лекция закончилась, и все вышли озадаченные. Майя была подозрительно радостной. 
 
— Что тебя так развеселило? То, что профессор «перемешал» все пальцы? - улыбнулся Елисей, глядя на девушку. 
— И это тоже. Меня радует сущность всех слов, пальцев и вообще явлений! - с тихой улыбкой сказала она.
— Май, - позвал он свою подругу, - пойдем в кино.
— Пойдем, - снова с легкостью согласилась она. 
— Ты почему так сильно изменилась? Ты раньше так легко ни на что не соглашалась. Был прям целый ритуальный танец с бубнами, чтобы куда-то тебя пригласить. 
— Я переродилась, Элиша, - Майя изредка называла так друга. 
 
Когда-то, в детстве, они выясняли значения своих имен, и она была просто счастлива, что его имя - это адаптация от еврейского «Элиша» - «спасение». Она тогда его назвала своим личным спасателем. И в редкие моменты к нему так обращалась. А он ее называл «кормилицей» (перевод имени Майя - «матушка», «кормилица», «богиня плодородия»).
 
Елисей встрепенулся. И теперь уже он пристально ее разглядывал. Она и правда сильно изменилась, став взрослой девушкой, с мягким взглядом и миловидной внешностью. Их давно все поженили, на что они внимания не обращали с детского сада. Но сейчас парень смотрел на нее по-новому как-то. Как будто впервые разглядел в ней что-то неуловимое, чего не смог бы облечь в слова. Даже своим «порочным» ртом, вспомнил он вчерашний разговор с Майей.  
 
— Так что, пойдем? - спросила она. 
— Куда? - выпав из разговора, спросил Елисей. 
— Так в кино же! Уже забыл?
— Не знаю, все равно. Главное - вместе. 
 
Он взял ее за руку как-то по-новому, не по-дружески, как обычно, а трепетно как-то. Море ощущений внутри взорвалось бурей восторга, что он держит свою подругу за руку, и они в кино пойдут. Описать, что с ним происходило, он точно не смог бы. 
 
«Пожалуй, она права, что слова - лишь скудные описания опыта. Сам опыт гораздо «вкуснее», - заключил для себя  Елисей. 
 
 
  3 Глава
 
Елисей с Майей вызвались прочитать лекцию первокурсникам, как отличники последнего года обучения. Тема была «Позитивное мышление и влияние речи на жизнь». 
 
Елисей стоял на кафедре с подготовленной речью, которую писал последнюю неделю. Готовился он основательно всегда к любому событию. Майя же легкомысленно пришла без подготовки, заявив, что живет в потоке и слова найдутся сами. Елисея всегда удивляла ее беспечность, но еще больше его поражало, как она выкручивалась из всех ситуаций, полагаясь на свой «поток». 
 
Оделись они, не сговариваясь, в инь-ян цвета: Майя в черное платье, Елисей в белый костюм. 
 
— Приветствую всех интересующихся позитивным мышлением. Я Елисей, учусь на последнем курсе, - начал парень, немного волнуясь. — Речь - это выражение наших мыслей, а мысли, в свою очередь, - это описательная система окружающего мира, который поставляет мышлению информацию. То есть мысли с речью вторичны, живой опыт происходящего в моменте здесь и сейчас первичен по отношению к мыслям и словам. 
 
Но! Поскольку все взаимосвязано, мышление также имеет некоторое влияние на нашу жизнь. По большому счету, на наше здоровье. Приведу пример. Перед операцией человек сильно нервничает, чем повышает себе кровяное давление и учащает пульс. Это, в свою очередь, возбуждает всю нервную систему. При таких показателях нельзя делать операцию. И врачи применяют наркоз или анестезию, не только чтобы обезболить место, где будут резать, но и чтобы отключить сознание пациенту, успокоив нервную систему. 
 
Нервы пациента натянуты по одной причине - он себя «накрутил» разными устрашающими мыслями. Не раз уже прокатил свое тело, покрытое с головой простыней на каталке в морг с номерком на ноге. Рисуя в уме неудачные картины исхода операции, человек себе не помогает никак.
 
Теперь вернёмся к теме нашей лекции. Позитивное мышление в данной ситуации не означает, что нужно веселиться и радоваться. Когда грустно и тревожно, веселиться не получится. И себя не обманешь. Крутить «дай Бог - фильм», как и «не дай Бог - фильм», не нужно. Достаточно того, чтобы оставаться в моменте и выводить внимание тотально в то, что есть. То есть лежа в кровати перед операцией, осознавать эту кровать. Какое на ощупь одеяло. Чем пахнет сейчас воздух, что поел только что, какая за окном погода, что конкретно прямо сейчас с человеком происходит. Не раскручивая мысли и не приговаривая слова, пугающие себя же. 
 
Выключить этот сектор «ужасов кино» в мышлении. И не крутить себе такие фильмы в голове. Такие речи, как «я умру, я точно умру! И над моим молодым телом будут кружить вороны» - очень эпичны, но, кроме как к возбуждению нервной системы, ни к чему не ведут. 
 
Есть мнение, что можно начать проговаривать наилучший исход, как уже состоявшийся. Такой образ мышления имеет право на существование. Я не буду на нем подробно останавливаться.
 
Сами слова - это звук, в который вложена энергия. Энергия может оживотворять, вдохновлять, прощать, любить, освобождать, созидать и мотивировать. И энергия может разрушать, подавлять, ненавидеть, манипулировать и убивать. 
 
Эти два импульса энергии, что оживляют слова, мы продуцируем сами. Ни погода, ни природа, ни внешние обстоятельства за это не в ответе. Это мы принимаем внутреннее решение говорить и мыслить из любви или ненависти. 
 
Елисей осмотрел аудиторию первогодок, которые, затаив дыхание, слушали оратора. Он кинул взгляд на Майю, и та ему подмигнула. 
 
— Из энергии внутреннего приятия и любви слова рождаются, как лекарство, как нано-пластырь для психики людей. Из энергии ненависти и агрессии слова рождаются, подобные оружию, чтобы убивать и калечить. 
 
Ненависть - это запрет на любовь. Это требование любви от окружающих. Знаете ли вы, что ненавидящий больше всех нуждается в сочувствии? Он запретил себе любить и теперь требует от кружащих, чтобы его любили. Ибо потребность быть любимым невозможно ничем заглушить. 
 
«Любить любящих легко, попробуй полюбить соседа с перфоратором» - пошутил Елисей и, замерший до этого, зал загудел смехом. 
 
Майя встала и дала знак Елисею передать ей слово. Он кивнул и пригласил ее подняться на кафедру. 
 
— Приветствую любознательных! - аудитория зааплодировала. — Я Майя, сокурсница Елисея, и расскажу вам о речи с другого ракурса, чем мой друг. Он поведал вам о словах, как о содержании Сознания. Я же хочу сдвинуть ваш акцент внимания на то, что слова всегда пытаются выразить какой-то опыт. И почти всегда это получается очень корявенько, прямо скажем. 
 
Можете ли вы описать солнечный свет слепцу? Словами? Думаю, вряд ли. А видящему и описывать не надо, он и так его видит. Имеет опыт света. Надобность в словах не всегда нужна. Если помнить, что слова – это лишь описательная система, и смещать акцент больше на проживание опыта, то однажды можно увидеть, что слова не столь важны. Хотя, конечно, не умаляя нисколько признание в любви, сказанное вслух или написанное мелками на асфальте перед окнами возлюбленной. 
 
Зал зашумел. Молодежи понравилось сравнение про признание. Многие только начинали испытывать опыт влюбленности, и эта тема живо откликнулась в их сердцах. 
 
— Если так смотреть, что значение слов переоценено, то важность из бурного потока славословия начнёт уходить. Чрезмерная важность, - подчеркнула Майя. — И однажды можно увидеть, как описательная система ума, выраженная мыслями и словами, становится на свое законное место - помощника, а не хозяина для индивида. 
 
И слова превратятся в уникальный вспомогательный инструмент ума. Слова станут демонстрацией ума, когда это уместно. А когда неуместно, то многословие иссякнет и, возможно, сочувственный и любящий взгляд, будет более действенным и больше поможет, чем любые речи. А обнимашки так и вовсе вне конкуренции, - улыбнулась Майя, раскинув руки в разные стороны, демонстрируя объятия. 
 
Зал снова зашумел и зааплодировал. 
 
— Предлагаю встать и обнять соседа по-доброму, радуясь, что он без перфоратора, - призвала к действию девушка, поднимая всех с насиженных мест. - Встали, встали! Одна обнимашка равна целому сочинению на тему «Как ты мне дорог, сосед по Планете», - рассмеялась в голос Майя. — Нечего стесняться, я подам пример. 
 
Она подошла и обнялась с Елисеем. Все повскакивали с мест и кинулись обниматься с соседями, некоторые даже через ряд. Когда все угомонились и, радостные, уселись на свои места, пара ораторов стояла рядом за кафедрой. 
 
—Подведем итоги, - продолжила Майя. — Речь может быть позитивной и негативной, смотря с какой энергией она подается. Но, прозрев к самим словам и мыслям, а, значит, к уму в самом широком смысле этого слова, как описательной системе, мы сможем осознать одну простую вещь: наша речь может стать пробужденной. Что это значит? Это значит, что все равно, ЧТО и КАКИМИ СЛОВАМИ вы будете говорить (то есть пытаться описать какой-то опыт), это уже не будет иметь такого важного значения. Акцент будет смещен со слов на сам опыт. И тогда вы сможете облекать в речи любые слова. Они будут оживотворять вокруг вас пространство приятия и любви в конечном итоге. 
 
—Я вам рассказал о форме слов, Майя - о пространстве, в котором эти слова живут. Баланс формы (содержания и значения слов) и пространства приятия не даст важности собраться в чем-то одном из этих аспектов, - Елисей посмотрел на Майю с теплотой. — И помните, что у вас два уха, чтобы слушать, и только один рот, чтобы говорить. Сама физиология нам намекает на что-то. 
— Иногда вместо слов уста лучше использовать для поцелуев, - закончила лекцию Майя под всеобщее веселье. 
 
Они спустились с кафедры вместе под бурные аплодисменты. 
 
— Ну ты загнула про поцелуи, - шепнул ей Елисей. 
— Зато запомнят лучше. Энергия любви - сила! – провозгласила, как лозунг, девушка кредо своей жизни. 
 
Парочка вышла из аудитории абсолютно довольная, с чувством выполненной миссии, что слова вызвали столько восторгов у студентов первого в мире факультета «Просветленной филологии». 


Рецензии