4. Связь времен и поколений

  Надо жить настоящим и будущим, но нельзя забывать о прошлом. Помня о прошлом, о своих предках, мы не допустим такого геноцида в будущем со своим народом. Господи, спаси и сохрани! Все дальше и дальше уходят страшные, дикие годы репрессий, когда безвинный народ уничтожали, как класс.            
   Всяких людей повидала Нарымская земля, сколько стонов она услышала, сколько судеб загубила. Стоят вековые пихты и ели, могучий кедрач, высятся крутояры, с которых люди кричали проплывающим мимо ссыльным : «Чьи вы? Откуда? Куда-а-а-а?!» Таял дым проплывающего мимо катера или колесного пароходика, медленно везущих этот скорбный караван. И вновь возникал и катился этот тоскливый крик : « Чьи вы? Откуда? Куда- а-а-а?» Наши сибирские реки- реки печали подхватывали эхо и несли, перекатывали, увеличивая людской крик во сто раз. Да, все мы родом из репрессий. В Нарыме в суровые тридцатые годы, ссыльным нужно было выжить, и поэтому они много работали с темна, до темна до кровавых мозолей, зимой в трескучие морозы. В нестерпимую жару, где сосали кровь пауты, комары, мошка. Нападали дикие звери.
   Историю нашего народа необходимо вновь изучать по рассказам очевидцев, пока не поздно, пока еще живы потомки тех ссыльных, архивы поднять, составить списки всех высланных, кого и куда доставили, как жили, когда освободили, где похоронены ? Многие села ликвидировали, там никто не живет, заросли все могилы бурьяном, ни крестов, ни надгробий…Тихо стало на кладбище старом в Канаскино, воцарился здесь вечный покой. Даже кресты сгорели, когда уже и деревни не было. Мы должны, мы обязаны на погосте Крест Поклонный поставить один на всех упокоенных там.
   Перед памятью тех времен, предков наших надо встать у Креста на колени, помолиться, прощенья просить, мы внуки и правнуки упокоенных там. Поселок Канаскино, как и многие другие, ликвидировали, как неперспективный Там, где было тревожно, нынче пусто и горько, но все равно постою у родных могил, душа болит, нет больше сил. Хорошо, что болит, значит, жива, не очерствела, не отмерла.
Одно мы теперь говорим: «Жизнь наших предков прожита. Да и мы,- их потомки пожилые люди, нам ничего теперь не надо от власти. Только бы заработанную пенсию не отобрали и вовремя выплачивали. Да цены бы не повышали на продукты. Все стерпим, перетерпим, лишь бы не было войны». Просим: «Если Родина наша обошлась так сурово и несправедливо с нашими предками, то хоть пусть она даст нашим внукам возможность нормально жить, учиться, работать, растить детей. Должны смеяться дети и лучше в мире жить!»
    В народе говорят, если ты построил дом, посадил дерево, вырастил сына, то жизнь прожил не зря. Мы с мужем эту норму перевыполнили- построили своими руками три дома, посадили и вырастили четыре фруктовых сада,- яблони, груши, слива, вишня, облепиха, малина, смородина плодоносят. Вырастили двух сыновей и дочь, помогаем воспитывать внуков. С трех до двадцати лет воспитали, вылечили, выучили мальчика находящегося у меня на опеке, инвалида детства. Воспитали трудолюбивым человеком, Хозяином на земле своей. Верю,- жизнь живем не зря.
   В детстве часто слышала, как куковала кукушка, о долгой жизни предсказывала. Жизнь дает нам Бог, но человек своим трудом, своими стараниями может улучшить свою жизнь.                …Стоят, как в былые времена, вековые кедры и сосны. Людей разной национальности повидала Нарымская земля, сколько стонов услышала, сколько судеб загубила. Ой, ты Сибирь раздольная, тайга моя привольная, кормилица извечная, память долговечная. Родительский дом. Канаскино - старинное село, название остяцкое ему было дано. Поселок, дом, где родился и вырос, мы называем,- родительский дом.
   Да, надо жить настоящим и будущим, но нельзя забывать о прошлом.


Рецензии