7. Судьба семьи Ивановых и Гришаевых

  В 1931 году моего деда по отцовской линии-
Иванова Тихона Васильевича с Алтая сослали в Нарымский край, сейчас это
Томская область. Раскулачили за их трудолюбие, за то, что эта дружная семья   …….многодетная  работала, с темна и до темна, до кровавых мозолей на руках.
Пахали, сеяли, косили, выращивали хлеб, овощи. Обеспечивали свою семью
продуктами питания.
Неслышно догорало лето, туман клубился у реки, в колхоз под дулом пистолета,
шагали с песней мужики !!!»  Вдумайтесь только,- как это «под дулом пистолета
шагали с песней мужики? Разве можно петь, когда на тебя наставлено дуло
пистолета?» А пели, невольно запоешь, если жить захочешь.
   Суров Нарымский край. Туда в 31-ом сослали деда моего, и вместе школьника-в
будущем моего отца, чтоб не имел своего лица, а мальчик рос и вырос в Михаила.
И в глухомани той он девушку Таисию встретил. Единственную свою любовь,
дожив до свадьбы золотой. Жили трудно. Сажали огороды, держали домашних                ……..животных корову, птицу. Из шкур шили одежду,- умели выделывать шкуры.
Обувь,- чирки,- самодельные сапоги, тоже шили сами. Умели и валенки катать, это
в основном была работа мужчин. А женщины шили кофты, юбки, для мужчин
шили рубахи. Умели женщины прясть шерсть. Вязать носки, рукавицы.
 Жили бы и дальше, но наступил 1931 год, сплошная, насильственная коллек
тивизация. В колхоз сгоняли трудолюбивых, умных мужиков, но в эту артель попа
дали и лентяи, алкаши, не умеющие и не желающие работать,- им бы только
покричать. У кого не было ничего, тем и терять было нечего,  надеялись
 на соседей, но когда этим ленивым людям приходилось работать, они отлынивали,
уклонялись от работы. Коровы, кони, овцы в этих общественных дворах стояли
голодными и громким мычанием и ржанием давали своим бывшим хозяевам знать,
что они голодные, начался падеж. Многие бывшие хозяева, не выдержав такого
            варварского отношения к  своим, хотя теперь и бывшим животным, со скандалом
забирали обратно в свои дворы скот. Начальство не думало с ними шутить, вновь
отобрали, изъяли все - скот, дом, одежду. Даже школьный портфель - сумку, ко
торой так гордился маленький Мишутка, отобрали. Невзирая на горькие слезы
мальчишки. На этих четырех классах церковно- приходской школы учеба Миши и
окончилась. Был он умным, любознательным мальчиком. По деревне разносились
слезы и плач, горький плач, как по покойнику. Семьи рвали на части. Выслали в
Нарым главу семьи- Тихона Васильевича, ( жена его,- Елена Михайловна умерла
            в 1929 году от сильного нервного потрясения, когда ее хотели расстрелять на глазах
малолетних детей). Выслали и его престарелую сестру Варвару Тихоновну, дочерей
Марию, Аганю, сына Мишу. Среднюю Нину оставили, она успела выйти в 16
лет замуж, срочно, без любви. Спасаясь от ссылки. И всю жизнь Нина прожила в
            родном селе, родив и вырастив детей, дождалась и внуков. Сын Нины Володя-
армейский офицер, генерал уже давно на пенсии, еще будучи, лейтенантом, сразу
после военного училища женился на медработнике - Люсе. Жизнь прожили они
достойно, имеют двух дочерей, а теперь есть и внуки. В 1991 году приезжал в
Каргасок на похороны своего любимого дяди Миши.   
 Родился мой отец 16.12.1916 года, а когда раскулачивали, было Мише лет 13. Везли
всех раскулаченных в трюме баржи без единого окошка, было темно, страшно.
Духота, вонь, оправлялись здесь же в углу, стоны, умирающих, от жажды, голода.
Плач перепуганных детей. Катер медленно, с натугой вез по реке Оби этот
скорбный воз.
            Многие, особенно дети и старики умирали, их спешно хоронили на берегу, ………наспех поставив крест. Берега наших сибирских многострадальных рек в те годы
были усеяны крестами. И эти кресты, как немой укор, напоминали о той трагедии,
что разыгралась в нашей стране, потом кресты сгнили, повалились, водой унесло
вниз по течению, мертвые плыли. Некоторых людей, совсем уж отощавших,   …….высадили на берегу Оби, а многих везли дальше по реке Васюган.
Ивановых высадили недалеко от деревни Курунтай, многих везли дальше.
Люди рыли ямы, собрав палки, ветки деревьев, строили землянки.
Приспосабливались жить в таежной глухомани. Летом выручали ягода, орехи,
грибы, но не было соли. Хорошо, что многим повстречались местные жители,
аборигены- остяки, они научили ловить рыбу. Охотиться на зверя ссыльные не
могли, так как им не полагалось ружья, но ходили с рогатиной, деревянными
вилами, даже на медведя. Из шкур шили одежду, обувь, утепляли жилище.
…Местные жители, такие же голодранцы, относились к ссыльным
доброжелательно, но с оглядкой на власть. Вот так и жили. Жили с занозой в душе,
но не озлобились на весь белый свет. Михаил встретил здесь единственную любовь.
В любви родились семь детей, двое умерли в младенчестве, едва пожив на свете.
Это были послевоенные годы.

   Семья Гришаевых Алексея Васильевича и Аксиньи Михайловны 1876 года …….рождения. Дедушку я не помню, но на фотографиях и по рассказам мамы знаю,
что это был крепкий мужчина с рыжей кудрявой головой и окладистой бородой.
У них родились дочь Елизавета, сыновья,- Ефим, Костя, дочери,- Наталья 1916,    …… Таисья 21 мая 1921  года рождения. У всех детей были красивые, кудрявые волосы.
.  Бог не обидел деда умом и богатырской силой. Был очень трудолюбивым.
В деревне Ильино Каргасокского района построил небольшой дом,(5 на 5 метров.   …… срубил из лиственницы. Из инструментов были только пила и топор, но так, как
было мало места, он сделал еще один такой же сруб, экономя место под огород,
второй сруб поставил на первый,- получился дом в два этажа. Сделал лестницу,
            чтобы домочадцы могли подниматься на второй этаж.
   За этот двухэтажный дом их и раскулачили, дед, надсадившись, на строительстве,
сильно расстроившись из,- за раскулачивания, заболел и умер.
Но вдову с детьми не пожалели и в тот же год отобрали дом, домашних животных , …….отобрали все, даже одежду, выслали в поселок Канаскино, этого же Каргасокского  …….района. Отобрали все, чтобы снова начинали всё с нуля. Был 1933год (спустя годы в …….архивной справке, выданной внучке напишут, что это было административное
………. наказание). Административное?
Этот дом стоит и сейчас, но второй этаж жители разобрали и из сруба сделали
 второй дом. В 1990 году мы с мамой посетили Ильино ,- деревню, где она
родилась и выросла. Заходили в дом (в первый этаж), там давно живут другие,
тоже Гришаевы, и даже какие- то дальние родственники мамы, она их помнит.
Пили чай в дедовском доме. Посреди дома, как и в прежние времена, стоит большая
русская печь, она занимает половину всего дома, тесно.
Не пойму за что же раскулачивали? За что большую семью бабушки,- уже вдову,
имеющую пятерых детей, выгнали из дома? Раскулачили, отобрали всё имущество- …….домашних животных, одежду Старожилы помнят моих дедов, уважали их за
трудолюбие. Помнят, что Аксинья Михайловна была хорошей  травницей,
знала целебную силу трав, сама её заготавливала, лечила людей, многих спасала
от неминуемой гибели. Помнят мою маму и ее сестру Наталью Алексеевну
Гришаеву. Наташа вышла замуж за Родикова Андрея, еще до войны.
В годы войны Андрей пропал без вести. Ох, война, что ты сделала, подлая.       
Тася тоже вышла замуж до войны, до войны родила первую дочь Валю.
У Гришаевых отобрали их дом, который глава семья срубил сам,  не нанимая,
помощников, но завистников было много, они писали от зависти доносы, а там не
разбираясь, быстро реагировали. У Гришаевых детей было пятеро, но дожили до
старости только моя мама и ее старшая сестра Наташа, остальные в разное время
умерли. Причину я не знаю, а теперь спросить не у кого.
Тетя Наташа ,- лёлька моя, я так ее всегда звала- лёля Наташа моя. Трудолюбивый
и уж очень скромный, стеснительный человек, даже у родственников она
стеснялась сесть за стол, сказались военные голодные годы,- боялась объесть?
 Награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы войны».         
Прожила трудную жизнь, одна воспитала своих двоих сыновей, выросли они 
достойными людьми. «Я и баба, я и бык, я и лошадь и мужик!» - это точно, о моей
лёльке. Ой, как мне всегда было жаль тетю Наташу. В деревне Лозунга в колхозе
работала конюхом, дояркой, телятницей за трудодни- палочки в тетрадке бригадира
жили голодно. В малюсеньком домике - землянке, где все место занимала большая
глинобитная печь и небольшой столик, где мальчики делали уроки. Спали они все
вповалку на печи. Возле землянки росли два высоченных кедра, которые кормили
детей орехами, но нижних веток не было и надо было приложить много сил, чтобы
влезть на такое дерево, много раз дети срывались, падали на землю с высоты,
рискуя разбиться насмерть. Домишка давно нет, но эти высоченные кедры стоят, …….напоминая об этой трудолюбивой семье.
   В начале 50-десятых Родиковы переехали в Канаскино, дали квартиру чуть
больше и теплее их землянки. Работала тетя Наташа на шпалозаводе, отвозила в
в ящике на коне опилки, зимой этот ящик ставили на сани, летом на телегу.
Все улицы были завалены опилками, соблюдали, явно, правила противопожарной
безопасности, то ли Бог хранил, но пожаров не было. Но водой заливало, так как
поселок находился между двух рек- Когодкой и Старицей( старым руслом Оби).
С ранней весны и почти все лето стояла вода.  Дома стояли на деревянных сваях
 Вода часто доходила у кого до окошек, а у кого и до крыши, а у некоторых вода
переворачивала домишки. В школу ходили по бонам,- плавучим тротуарам.
Бежишь по таким тротуарам, а вода фонтаном брызжет впереди и сзади.
А в брызгах разноцветная радуга, нам ребятишкам было весело, но родителям
нашим было не до веселья. Огороды затоплены водой, коровы за рога привязаны
на крышах дворов. Помню, случай, когда сломался пол от тяжести коровы и она …….провалилась, хозяева быстро не хватились, корова задохнулась.                …….За детьми нужен особый догляд, так как, бегая по бонам, они могли утонуть.
Дети лет с пяти умели плавать, ездить по воде в обласках, лихо, гребя веслом.
   Канаскино,- поселок, где прошла молодость моих родителей, там они
были счастливы, здоровы. Там родились все их семеро детей. В Канаскино люди всех национальностей, ссыльные жили дружно, никогда не было драк, не было
и воровства. Двери домов никогда не закрывали на замок, не было замков.
Да и нечего было воровать, часто ходили, друг к другу в гости,- на крестины,
именины, потом отгащивали. Но как сейчас помню, не было алкоголиков, как и
тунеядцев! Отработав смену на шпалозаводе, а потом еще надо было управиться
по хозяйству, накормить, напоить корову, посадить огород, так как возле дома огород был залит водой, грузили картошку на маленькую лодочку и ехали
через реку Старицу на другой берег, где распахивали землю, сажали картошку. Река, особенно весной в половодье, была широкой, глубокой, бурной. Опасно было ехать среди волн в нагруженной лодке, но папа умел управлять такой лодкой. Посадив картошку, поздним вечером возвращались домой. А кукушка весь день куковала, пели и другие птицы.
Диких уток много, они были непугаными. Мы - дети собирали яйца, которых было великое множество.               


Рецензии