Мариинка представила мировую премьеру и две музыка

 Мариинка представила мировую премьеру и две музыкальные редкости: уникальные сатирические  сочинения Мусоргского и Шостаковича 

В концертном зале Мариинки 6 февраля 2023 года  состоялась мировая музыкальная премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова и прозвучали две музыкальные редкости:  «Раёк» Мусоргского и «Антиформалистический раёк» Шостаковича. А всё вместе  стало настоящим музыкальным событием. Эти необычные сочинения публика почти не знает. Да и не всем  авторам довелось услышать свое детище.

При жизни автора исполнялся только "Раёк" Мусоргского, написанный как  пародийный отклик на увольнение Балакирева, возглавлявшего "Могучую кучку",  с должности дирижера Императорских театров. В нем звучат музыкальные шаржи на консерваторов в музыке и противников композиторов, входящих в кружок "кучкистов",, сформировавшийся вокруг Глинки в середине XIX века. В этом сатирическом сочинении высмеивались сторонники старых взглядов на музыку среди композиторов и их покровителей в XIX веке.
Это произведение  впечатляюще прозвучало в Мариинке в блестящем исполнении Ярослава Петряника. Он очень комично, в лицах исполнил музыкальную пародию Мусоргского. Получилась небольшая музыкальная миниатюра, смешная до слез. Особенно забористым получился финал, в котором "умные" слова о музыке положены на разухабистую мелодию русской народной песни "Из-под дуба, из-под вяза". Очень смешно!

Модест Мусоргский
«Раёк».
Ярослав Петряник (баритон).
Партия фортепиано – Александр Рубинов.

Через три четверти века, в 1948 году, нечто похожее сочинил и Шостакович, отвечая на советскую партийную критику в свой адрес. И назвал свое произведение, навеянное творением Мусоргского,
"Антиформалистический раек". И сопроводил его довольно длинным пояснением:
"Для чтеца, четырех басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано
Слова и музыка неизвестных авторов*
* Как сообщает Отдел Музыкальной Безопасности, авторы разыскиваются. ОМБ заверяет, что они будут разысканы. (Издательство)
 В помощь изучающим.
Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке".
Конечно, Шостакович, писал "в стол", понимая, что исполнить его "Раек" в то время было невозможно. Ведь он пародировал Сталина (Единицын), используя его любимую мелодию грузинской песни "Сулико". Прошелся композитор едким словом и нотой и по главному идеологу тех лет - Жданову (Двойкин). Не забыл и секретаря ЦК КПСС Шепилова (Тройкин).
Это сочинение увидело свет только в 1989 году, благодаря исполнению его в концерте в Большом зале Московской консерватории в честь 83-летия композитора. На полгода раньше его впервые исполнили благодаря Мстиславу Ростроповичу в центре им. Кеннеди в Вашингтоне.
В Мариинском театре  это сатирическое произведение было великолепно исполнено молодыми певцами и хором.
 
Дмитрий Шостакович
«Антиформалистический раёк».
Ведущий – Юрий Власов.
Единицын – Яков Стрижак.
Двойкин – Мирослав Молчанов.
Тройкин – Денис Беганский.
Хор Мариинского театра.
Хормейстер – Никита Грибанов.
Партия фортепиано – Александр Рубинов.
Вот где публика "рыдала" от смеха! Сплошь узнаваемые мотивы - лезгинка, "Сулико", куплеты из оперетты "Москва-черемушки" и оперы "Корневильские колокола", туш, "Камаринская", "Калинка"  мелодии Хренникова из кинофильма "Верные друзья".

Сатира Шостаковича узнаваема, его современники  без труда узнали бы в написанном самим композитором тексте стилистику речей Сталина, Жданова, Шепилова и других партийных и музыкальных деятелей того времени - конца 1940-х и начала 1950-х годов.
Единицын (Сталин), которого в концерте впечатляюще исполнил  Яков Стрижак,  пафосно начинает: "Реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы". И повторяет это в разных вариантах множество раз.
Ему на смену приходит "сладкоголосый" Двойкин (Жданов) со своей витиевато постоенной речью и "кудрявой" музыкой, полной всяческих украшений и веселых мелодий. Очень эффектно эта партия прозвучала у Мирослава Молчанова. Маленький спектакль,  его герой - просто политически убийственный "душка": "Мы стоим за красивую,
изящную музыку.
Музыка немелодичная,
музыка неэстетичная,
музыка негармоничная,
музыка неизящная,
это, это... бормашина.
Или, или... музыкальная душегубка".
И завершает под горячую мелодию лезгинки "Кабардинка": "В кавказских операх лезгинка
Простой должна быть и известной,
Лихой, обычной, популярной
И обязательно кавказской.
Она должна быть настоящей,
Всегда должна быть настоящей,
И только, только настоящей,
Да, да, да, да, да, настоящей!"
И хор подпевает: "Асса!"
Умора!
Косноязычие и канцелярит Тройкина (Шепилова) создает  комичный контраст  цветистому выступлению Двойкина. Денис Беганский показал нам именно такого самоуверенного и не шибко образованного политического деятеля от культуры с его знаменитым странным ударением в фамилии известного русского композитора - Римский-КорсАков. И медодию этому персонажу Шостакович припас соответствующую! Под развеселую "Калинку", Тройкин поет: "Поэтому, товарищи, нам нужны симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, сюиты, квинтеты...
 
Сюиты, сюитки, сонатки мои,
Развеселые квартетики, кантатки мои.
Эх, Глинка, калинка, малинка моя,
Разсимфония, поэмка, сюитка моя.
Эх, Глинка, Дзержинка, Тишинка моя,
Расхреновая поэмка, сюитка, моя..."
И дальше под ритмичную музыку оперетты "Москва-Черемушки" Тройкин  продолжает:
"Великий вождь нас всех учил
и беспрестанно говорил:
Смотрите здесь, смотрите там,
Пусть будет страшно всем врагам.
Смотри туда, смотри сюда
И выкорчевывай врага".
 
Хор музыкальных деятелей и деятельниц поддерживает:
"Смотрите здесь, смотрите там,
Пусть враг трепещет по домам.
Смотри туда, смотри сюда
И выкорчевывай врага".
 Слушателям в Мариике только и оставалось, что утирать слезы от смеха! И бурно аплодировать! Овация после исполнения уникального  произведения Шостаковича была прододжительной!

Зааершала концерт мировая премьера очень необычной симфонии Гавриила Попова.
Симфония № 4, соч. 47 («Слава Отчизне») написана не для симфонического оркестра, как мы привыкли, а для смешанного хора и четырех солистов и скорее похожа по форме на ораторию или симфоническую кантату. Ее исполнили
Анна Денисова (сопрано),
Дарья Рябоконь (меццо-сопрано),
Дмитрий Воропаев (тенор),
Илья Банник (бас) и Вокальный ансамбль "Arielle".
Дирижер – Эльмира Дадашева.
Концертмейстер – Мария Ралко.
Исполнение этого необычного сочинения произвело очень сильное впечатление! Политический "правоверный" текст положен фактически на церковную музыку и превращен в христианские песнопения с запедельно высокой тисситурой. По крайней мере стилистически симфония именно так и воспринимается. Исступленное пение на грани человеческих возможностей.
Блистательно исполнено! Невероятное по впечатлению произведение! Очень яркая музыка! И красивая.
Концерт в Мариинке по значению в музыкальном мире, безусловно, стал событием и уже вошел в историю как мировая премьера необыкновенной симфонии Гавриила Попова!


Рецензии